Проект неделя русского языка в школе

Обновлено: 02.07.2024

внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Оценить 747 0

Проект "Неделя русского языка в школе"

Нестурова Ш.З.учитель русского языка и литературы

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта:

определить содержание предметной недели в школе;

выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Основное содержание проекта

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта

Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы;

нетрадиционные уроки по предмету;

выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной недели: “Грамоте учиться – всегда пригодится”

Лозунг предметной недели: “Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”

Форма проведения: игра “Путешествие по океану знаний”. Пять островов – пять тематических дней недели, посвященных отдельным стилям русского языка и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой:

1-й день – остров “Стиль художественный”;
2-й день – остров “Стиль публицистический”;
3-й день – остров “Стиль разговорный”;
4-й день – остров “Стиль научный”;
5-й день – остров “Стиль официально-деловой”.

В 1 день Недели вывешивается план – карта “Путешествия по океану знаний” (карту заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, помещаются в “Библиотеку шедевров”, публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, “Стили литературного языка и их особенности”, “Стилистические приёмы русского языка”. Ежедневно из выпусков школьного радио можно будет узнать информацию о теме дня и победителях различных конкурсов. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.

Награды победителям:

победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.

Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.

План реализации проекта

Мероприятия

Подготовительный этап

Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе

За 2 недели до проведения мероприятий

Основной этап

Остров “Стиль художественный”

Перед первым уроком

Линейка, посвященная открытию недели

Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (7–9-е кл.)

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Остров “Стиль публицистический”

Цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах проводят заранее подготовленные ученики)

В начале второго урока

Создание коллажа “Похвальное слово русскому языку” (5–6-е кл.)

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

9-й кл. – Ток-шоу “Речевой этикет – часть общей культуры человека”

Остров “Стиль разговорный”

6-й кл. – КВН “Увлекательная фразеология”

7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Остров “Стиль научный”

Терминологические диктанты (проводятся по разным предметам)

В течение дня на всех уроках

5-й кл. – Интеллектуальная игра “Слова – близнецы”

Остров “Стиль официально-деловой”

Конкурс тетрадей “Пишу красиво” (5–7-е кл., самый аккуратный, прилежный ученик)

Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей

По окончании учебных занятий

Руководитель МО, оргкомитет

Контрольно-аналитический этап

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Учителя – предметники, обучающиеся из числа оргкомитета

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).

Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).

Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).

Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).

Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (Создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).

Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).

Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Ключевые участники проекта, их интересы в проекте

продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;

блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;

откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;

найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

Классные коллективы:

проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;

сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;

получат эффективную образовательную среду;

заявят о себе в образовательном пространстве школы.

Администрация:

проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;

получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;

пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

Партнеры проекта

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);

показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;

показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.

показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития.

Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:

в востребованности проекта;

в охвате подростков;

в привлечении других специалистов, общественности;

в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;

в уровне культуры участников проекта.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта:определить содержание предметной недели в школе;выявить условия, определяющие эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей русского языка и литературы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта: определить содержание предметной недели в школе; выявить условия, определяющие эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей русского языка и литературы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

- выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта

Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на заседании МО.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы.

нетрадиционные уроки по предмету;

выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной недели: “Грамоте учиться – всегда пригодится” .

Лозунг предметной недели: “Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”

1-й день – в стране Орфография;
2-й день – Вас ждет Пунктуация;
3-й день – Творческая страна;
4-й день – Играем,соревнуемся, побеждаем;
5-й день – Подведем итоги.

В 1 день Недели вывешивается план Путешествия по странам знаний. В конце каждого дня Недели стенд будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, высказывания учащихся о языке и др.

Награды победителям:

победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.

План реализации проекта предметной недели.

Мероприятия, которые можно предложить участникам проекта, обучающимся 5-9 классов.

- Викторины Веселая грамматика;

- Беседы о русском языке , об ученых- лингвистах;

- Конкурсы тетрадей, лингвистических газет;

- Терминологические диктанты ( по разным предметам);

Для реализации проекта необходимо :

Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).

Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).

Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).

Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (Создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).

Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).

Наличие у преподавателей педагогических компетенций владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;

блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;

откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;

найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;

сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;

получат эффективную образовательную среду;

заявят о себе в образовательном пространстве школы.

Администрация:

проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;

получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;

пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели могут организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, использование разнообразных технологий);

владение приемами работы в группе ; создание новых форм делового и творческого общения;

показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, уровень речевого развития.

Критерии эффективности проекта выражаются:

в востребованности проекта;

в охвате подростков;

в привлечении других специалистов, общественности;

в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;

в уровне культуры участников проекта.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

В перспективе развитие проекта даст возможность реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения ( викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

Пояснительная записка.

Как сделать изучение русского языка интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника?

Одним из эффективных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является проведение предметной Недели. Работа, проводимая с младшими школьниками во время Недели русского языка, направлена на расширение кругозора учащихся, развитие их лингвистических способностей, воспитание любви и уважения к русскому языку.

После проведения предметной недели у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Эта форма работы даёт большой эмоциональный заряд, улучшает успеваемость по предмету, способствует формированию положительной мотивации учебной деятельности.

В данной работе представлен опыт по организации Недели русского языка в системе развивающего обучения от подготовительной работы до подведения итогов.

Предметные недели в начальной школе – это праздник длиной в шесть дней. Ему предшествует подготовительная работа:

Подбор интересных заданий для учащихся каждой параллели.

Этим занимается группа учителей, непосредственно отвечающая за проведение недели.

Участие самих учеников. Каждый класс готовит тематическую

газету, содержащую интересные факты о языке, занимательные задания для учеников других классов. Проводится конкурс на лучшую газету.

В конце каждого дня в каждом классе учитель вместе со школьниками

подводит итоги – выявляет самых активных и сообразительных, которые будут награждены грамотами на заключительной линейке.

Всю неделю в фойе оформляется стенд. На нём каждый день появляется своеобразный отчёт классов: итоги конкурсов рисунков, стихов и сочинений, газеты, интересный занимательный материал.

Первый день – открытие предметной недели. Проводится линейка, в

Всю неделю в школе приподнятое настроение. Все дети заняты делом: даже на переменах играют, обсуждают, переживают. Очень ценно для учителя, когда его ученики самостоятельно подбирают интересные задания к следующему уроку, не ожидая похвалы.

В последний день недели в каждом классе проводятся олимпиады. Цель олимпиады – выявить и поддержать учащихся, проявляющих интерес к изучению русского языка. Содержание олимпиадных заданий предполагает проверку знаний по основным разделам русского языка, а также задания на развитие познавательного интереса (кроссворды, ребусы, анаграммы) и задания творческого характера.

Закрытие недели – линейка, посвящённая чествованию победителей. При подведении итогов важно стараться отразить только положительные моменты, отметить явных лидеров и найти добрые слова для всех участников.

Отдельных ребят или классы можно наградить дипломами и грамотами. Чтобы таких наград было больше, можно продумать различные номинации. Например, наградить не только победителей конкурсов и соревнований, но и самых активных читателей школьной библиотеки, тех, у кого самая аккуратная тетрадь по русскому языку, каллиграфический почерк и т. д.

Ведущий 2. С каким праздником?

Ведущий 1. Как с каким? Сегодня необычный день! Сегодня мы отправляемся в увлекательное, хоть и трудное, путешествие - путешествие в Страну Русского Языка!

Ведущий 2. А что это за страна такая?

Ведущий 1. Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.

Ведущий 1. Русский язык необычайно красив и богат.

Ведущий 2. Он считается одним из самых выразительных языков мира.

Ведущий 1. Замечательный русский учёный Ломоносов считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира.

Ведущий 1. Именно на русском языке говорили и писали свои великие творения Толстой и Пушкин, Чехов и Михалков.

Ведущий 2. Путешествие наше будет длиться целую неделю.

Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и

викторины, занимательные игры и приключения.
Ведущий 2. В ознаменование этого торжественного дня по школе издан

указ, который сейчас мы и огласим.

Вместе. Слушайте все!

Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях: сочинять стихи, писать сочинения, фантазировать, рисовать, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных.

Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести праздник, на котором дипломами и грамотами наградить лучших из лучших.

Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно!

Ведущий 2. Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не

Ведущий 1. И каждый раз вы будете делать удивительные открытия!
Ведущий 2. В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка!

Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!
Дети в сопровождении учителей расходятся по классам.

Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в начальной школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся.

Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта:

Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

конкурсы на знание основной тематики недели и предмета;

нетрадиционные уроки по предмету;

выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий:

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Классы: параллели 1 - 4 классов

Цель: способствовать повышению познавательной мотивации к русскому языку.

Образовательная: способствовать повышению уровня языкового развития; содействовать развитию устной и внутренней монологической речи детей; способствовать расширению знаний обучающихся из различных разделов русского языка;

Воспитательная: способствовать воспитанию любви и уважения к русскому языку; способствовать осознанию обучающимися себя носителями языка;

Развивающая: способствовать совершенствованию навыков лингвистического анализа, анализа происхождения слов, умения видеть иноязычные слова в русской речи; способствовать развитию грамотной устной речи, командному единству; совершенствование навыков регулирования поведения в ходе занятия.

План недели русского языка:

1 день. Торжественное открытие недели русского языка:

- общий сбор в актовом зале;

- ознакомление с целями и планом предстоящей недели.

- 4классы организуют работу по станциям 1-3 классов;

- подведение итогов в параллелях классов.

3 день. Работа по станциям:

- выполнение командами 3-их классов заданий на станциях, которые организованны другими классами;

4 день. Единая школьная олимпиада по русскому языку:

- выполнение олимпиады учащимися 2-ых классов; подведение итогов, награждение.

- видео-занятие для 1-х классов с использованием ИКТ.

- выполнение газет в классах оп итогам недели русского языка;

- конкурс газет, выявление победителей в параллелях классов.

Цель: способствовать формированию у учащихся познавательно мотивации; расширение знаний из разных областей русского языка.

воспитательная – способствовать воспитанию настойчивости, воли к победе и упорства в достижении цели;

образовательная – способствовать расширению кругозора учащихся, способствовать формированию навыков самостоятельной работы с различными материалами;

развивающая – способствовать развитию у учащихся интереса к занятиям по русскому языку; умения равноправного и продуктивного взаимодействия друг с другом в ходе путешествия в страну русского языка, работе в команде.

Цель: создание коррекционно – развивающей среды для повышения уровня мотивации к изучению русского языка посредством использования современных технологий Задачи: - обобщить и расширить знания, полученные на уроках русского языка в начальной школе; - развивать навыки грамотного письма и говорения через вовлечение в творческие виды деятельности; - воспитывать потребность в углубленном изучении русского языка.

Администрация города Магнитогорска

Муниципальное образовательное учреждение

города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110


Автор: Чубаева Наталья Николаевна,

высшей квалификационной категории

1. Паспорт проекта

Наименование проекта

География проекта

Разработчики и организаторы проекта

Тип проекта

Практико – ориентированный, краткосрочный, групповой

Участники проекта

Цель и задачи проекта

Цель: создание коррекционно – развивающей среды для повышения уровня мотивации к изучению русского языка посредством использования современных технологий

- обобщить и расширить знания, полученные на уроках русского языка в начальной школе;

- развивать навыки грамотного письма и говорения через вовлечение в творческие виды деятельности;

- воспитывать потребность в углубленном изучении русского языка.

Сроки реализации проекта

15.11.2020 – 27.11. 2021

Предполагаемый продукт деятельности

Выпуск электронного справочника по русскому языку

2. Содержание проекта

2.1. Введение

Предметная неделя русского языка является одним из способов приобщения детей к языкознанию, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к филологии, но и вызывает желание самостоятельно изучать дополнительные источники, знакомиться с научно-популярной литературой. Кроме того, Предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных качеств учащихся, познавательных способностей, раскрытие их творческих способностей. При этом Предметная неделя способствует стремлению учеников к самореализации, у них формируются навыки самодисциплины, планирования, самоконтроля и самооценки. Предметная неделя даёт хорошую возможность учителям продемонстрировать значимость предмета русский язык в школе, а также является увлекательным интеллектуальным соревнованием для учеников.

2.2.Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Краткое описание этапа

Сроки реализации

Организационно – подготовительный этап

- Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметной недели.

- Формулировка основных целей и задач ПН;

- Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников;

- Формирование организационного комитета и актива предметной недели

- Составление и Утверждение плана ПН.

- Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов, организуемых в рамках недели;

- Распределение обязанностей между учителями МО, членами оргкомитета по проведению ПН;

Работа по утвержденному плану недели ПН:

- Определение творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения ПН (распределение ролей, подготовка костюмов, оформления, первые репетиции).

- Разработка заданий для обучающихся воспитанников начальной школы

- Организация и проведение открытия предметной недели

- Разработка системы поощрения победителей и активных участников для проведения закрытия предметной недели;

- Подведение итогов ПН,

- Анализ проведенной работы и подготовка отчётной документации по итогам реализации проекта предметной недели.

- Составление рекомендаций по проведению ПН в следующем году с учётом недостатков.

2.3. Идейное содержание и композиционно-графическая модель проекта

Композиционно-графическая модель проекта


Все задания, которые требуются выполнить, частично – поискового характера. Дети выполняют задания, повторяют правила, а затем подбирают аналогичные задания для создания мини- справочника по русскому языку. Справочник по русскому языку является проектным продуктом каждого класса и будет представлен к защите. К оформлению справочника предъявляются определённые требования, которые выдаются каждому классу вместе с пакетом заданий на открытии недели. На закрытии недели каждый класс должен защитить свой справочник в произвольной форме (в виде стихотворения, инсценировки, презентации, подарка другому классу).

По итогам предметной недели каждый класс будет награждён дипломами победителей в различных номинациях и сладкими призами.

3.Дорожная карта - план по реализации проекта модели предметной недели

Наименование мероприятия

Ответственные

Девиз дня: «Русский язык повторяем мы дружно, правила знать, очень важно и нужно.

Читайте также: