Проект народный календарь в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Разработала и провела воспитатель:

Бережная Елена Владимировна.

ПРАЗДНИК! Это слово подразумевает новые впечатления, надежды и ожидания детей чего – то нового. Именно о праздниках своего детства чаще всего вспоминают взрослые и чаще всего эти воспоминания оказываются самыми светлыми и радостными.

Поэтому праздник – является одним из самых важных событий в жизни детского сада.
Приобщение детей к истокам народной культуры очень значимо, оно становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация фольклорных праздников предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду".

Тип проекта – информационно-творческий.

По характеру контактов – коллективный.

По продолжительности – с сентября – по май.

Актуальность.

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в образовании дошкольников трудно переоценить.

Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Постановка проблемы.

Включение народного фольклора в программу образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.

Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального, декоративно-прикладного народного творчества.

В результате реализации проекта:

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.

у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Родители станут активными участниками.

Введение: чувство любви к Родине, знакомство детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами надо прививать с детства.

Паспорт проекта

Тип проекта - художественное творчество;

По продолжительности – долгосрочный;

По количеству участников – групповой

Участники проекта – дети, педагог, музыкальный руководитель, родители;

Форма представления презентация

Актуальность проекта обусловлена:

Возрождение и сохранение русских народных традиций, русской культуры. Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Проблема

Недостаточные знания детей и их родителей о культуре и быте своих предков, предметах русской старины, народных росписях, народных праздниках.

Цель:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, к предметам декоративно- прикладного искусства, народных промыслов, к устному народному творчеству и уважение к народному труду народных умельцев.

Задачи:

• вызвать у детей желание знакомиться с народными традициями, устным народным творчеством, играми;

• развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

• воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

Обеспечение проекта:

-материально - техническое: мультимедийное оборудование, компьютер, аудио системы;

-оформление альбомов по ДПИ, к народным праздникам, играм;

-организация в уголка предметов русской старины.

I этап проекта

Цель:

-выявление знаний детей о народных традициях, росписях;

-привлечение родителей для совместной работы, сплочение их с детьми единой творческой мыслью;

-подбор материала, наглядности, художественной литературы.

Цель:

- разучивание с детьми пословиц, примет, русских народных песен, чтение художественной литературы;

-знакомство с элементами праздников и проигрывание их; разучивание русских народных игр;

-Рисование элементов декоративно прикладной росписи, лепка яиц из ячеек и последующая роспись, обучение плетению из трёх нитей, изготовление кукол оберегов;

-изготовление родителями совместно с детьми подарков к празднику, оформление стен газет к русским народным праздникам.

III этап

Цель:

-освещение итогов проекта по художественному направлению на сайте.

Планируемый результат:

-активность в продуктивной деятельности и в разговоре;

-применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности;

-умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности;

-овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков;

-проявление эмоциональной отзывчивости

-знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.

Выводы:

Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.

Продукт проектной деятельности:

По данному проекту оформлена выставка, где помещены изделия, выполненные руками детей вместе с воспитателем, родителями.

Подарки дети подарили родителям во время праздника.

Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Литература:

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность. Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 3 года обучения (средняя, старшая и подготовительная группы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дошкольники знакомятся с традиционным земледельческим календарем, народными праздниками, которые отражают ритм годовой жизни природы и человека в естественном единстве. У детей формируется умение видеть, что все важнейшие календарные события люди связывали с природой, с явлениями природы.
Изученные приметы, загадки подкрепляются наблюдениями в природе, на прогулках.
Все эти наблюдения служат ориентиром в будущей композиции. Дети воплощают полученные знания в своих работах по флористике.
Слушание музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин известных художников учат любить и ценить природу, а не воспринимать как должное.
У дошкольника формируется умение мыслить, анализировать, фантазировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи Дошкольники впитывают в себя знания, осмысливают их, применяют на практике, и выдают результат, который можно увидеть в их работах не похожих друг на друга, т.к. у каждого свое видение мира, ведь все дети разные.

АПРЕЛЬ

3 неделя.
Продолжать знакомить детей с днями народного календаря
Тема: Город мастеров.
•Закрепить представления детей о профессиях и ремеслахлюдей родного края. О культуре русского народа.
•О промыслах декоративно – прикладного творчества.

Для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации 3 года.

Пояснительная записка. 21 век – век прогресса инновационных идей и технологий. За обычной суетой некогда остановиться и посмотреть по сторонам. На участке детского сада, где мы гуляем с детьми, растет много рябины. Но если остановиться и посмотреть вверх, то можно увидеть какая она разная, по окрасу листьев и ягод. Известно что, среди многообразия фактов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле слова.

Отличительные особенности программы. Знакомство с днем народного календаря происходит во время прогулок-экскурсий, где дети могут наблюдать, попробовать, анализировать, обыгрывать, все те сведения, которые узнали об этом дне. Это требует дополнительной подготовки от воспитателя (сюрпризные моменты) которые дети находят на участке во время прогулки.

Прогулки проходят каждый день в любую погоду. Наблюдения в природе позволяет ребенку лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года. Сюрпризный момент вводит детей в игровую ситуацию и нацеливает детей на дальнейшую работу. Опираясь на народный календарь, систематично и циклично организую работу с детьми по разным направлениям, в соответствии с поставленными задачами.

Содержание программы (Средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя.

Задачи: Начать целенаправленную работу по формированию представлений о малой родине – родном городе, Сибири. Познакомить с особенностями природы, днями народного календаря.

2 неделя.

Ситуативный разговор, свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки: Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. Дать сведения о рябинниках, познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом. Дать понятие оберег.

3 неделя.

4 неделя

Познакомить с днем народного календаря Луп-брусничник.

ОКТЯБРЬ

1 неделя.

Беседа: Арина – шиповница. Исследовательская деятельность: Сладкие дары сибирской природы.

2 неделя.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем.

3 неделя.

4 неделя.

Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.

НОЯБРЬ

1 неделя.

Задачи: Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение.

2 неделя.

Беседа: Сибиряк мороза не боится.

3 неделя.

4 неделя.

ДЕКАБРЬ

1 неделя.

2 неделя.

Продуктивная деятельность: Одежда из меха и шерсти.

3 неделя.

4 неделя.

Рассказать о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает. Театрализованное представление: К нам елку, ой – ой – ой, Дед Мороз идет живой.

ЯНВАРЬ

1 неделя.

Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.

2 неделя.

Рассказать о традиции купаться в проруби.

3 неделя.

Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.

Беседа: Михайлов день.

4 неделя.

Тема: День рожденья Бабы – Яги.

МАРТ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

Знакомство с искусством: Весенний пейзаж . Беседа: Весна идет.

4 неделя.

АПРЕЛЬ

1 неделя.

Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок.

2 неделя.

Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи.

3 неделя.

Беседа: Первая оленья нарта. Познавательно-исследовательский проект: Тайны жизни людей сибирской тайги.

4 неделя.

МАЙ

1 неделя.

2 неделя.

Познавательно-исследовательская деятельность: Весне новизна или первые вылеты насекомых. Продуктивная деятельность: Болотная симфония.

3 неделя.

Продолжать знакомить детей с днями народного календаря.

Тема: Город мастеров. Задачи: Закрепить представления детей о профессиях и ремеслахлюдей родного края. О культуре русского народа. О промыслах декоративно-прикладного творчества.

4 неделя.

Содержание программы. Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя

ОКТЯБРЬ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

Проект: Никита – гусиный лет, гусепролет. Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.

НОЯБРЬ

1 неделя.

2 неделя.

Презентация: Знакомство со славянами. Проект познавательно-исследовательский: Что за чудо этот лен. ВХЛ: Как рубашка в поле выросла.

Продуктивная деятельность: Народная рубашка. Развлечение: По одежке встречают.

3 неделя.

Знакомство с искусством: Осень танцует на мокром асфальте. Продуктивная деятельность: Спасаем музей. Презентация: Индюка распишем сами. Знакомство с народными игрушками.

4 неделя.

ДЕКАБРЬ

1 неделя.

2 неделя.

Неделя здоровья: Варварин день. Презентация: Мать Сыра Земля.

3 неделя.

Проект: Широкий славянский двор. Презентация: Дворовой. Продуктивная деятельность: Деревянное кружево Томска. (МАКЕТЫ)

4 неделя.

Продуктивная деятельность: К нам на елку, ой - ой - ой, Дед мороз идет живой (Оформление окон сюжетами из сказок). Тема: Спиридон солнцеворот. Сладкая сказка. (Праздники здоровья в детском саду.М.Ю. Картушина – 95)

ЯНВАРЬ

Тема: Святки. Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.

2 неделя.

Спортивные состязания: Крещение, Зимние забавы. Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян, вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам. Рассказать о крещении Руси. Проект: Царица Водица.

3 неделя.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.

Продуктивная деятельность: Михайлов день (изготовление богатырей, работа с фольгой).

4 неделя.

МАРТ

1 неделя.

2 неделя.

Рассмотреть какие деревья растут на территории детского сада. Познакомить детей с тем как люди передавали свои знания. Передача с помощью рисунка, знака, символа, схемы. Рассказать, как и на чем писали в старину. Знакомство со славянской азбукой. Рассказ библиотекаря о братьях монахах Кирилле и Мефодии. Познакомить детей с изготовлением книг в старину. Проследить путь создания книги от старины и до наших дней. Подарить изготовленные книжки детям младших групп.

3 неделя.

4 неделя.

АПРЕЛЬ

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

МАЙ

1 неделя.

2 неделя.

Презентация: Лукерья – комарница.

3 неделя.

4 неделя.

Презентация: Цветочный календарь. Проект познавательно-исследовательский: Семен ранопашец. (Праздник картошки).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Обучение осущетвляется:

  • Ситуативный разговор; свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки.
  • Труд в природе.
  • Подвижные игры.
  • Театрализация.
  • Знакомство с искусством.
  • Экскурсии.
  • Продуктивная деятельность и изобразительное творчество с интеграцией различных видов изодеятельности.
  • Творческие задачи и ситуации (поисковая деятельность).
  • Экспериментирование и исследовательская деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • ВХЛ
  • Конструирование из природного материала.

Виды и формы занятий.

  1. Контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины.
  2. Познавательные: экскурсии, дидактические игры, развлечения, работа в картинной галерее.
  3. Спортивные: соревнования, тренировки.
  4. Нетрадиционные формы: дегустация, домашние задания, моделирование, оформление мини-музеи.
  5. Субъективные и научно- исследовательские: опыты.
  • создание благоприятных материально-технических и социальных условий,
  • отбор интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей,
  • тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт,
  • совместный план работы со специалистами детского сада,
  • взаимосвязь с ближайшей библиотекой.
  • Ноутбук, проектор.
  • предметы быта
  • музыкальный репертуар, проигрыватель, музыкальный центр.
  • Кабинет изостудии. Серия картин известных художников, мольберты.
  • природный материал,
  • уголок экспериментирования: приборы- помощники, стаканчики, магниты, сосуды различного объем и формы.

Санитарно-гигиенические: следить, чтобы дети были одеты по погоде, чистота участка, где гуляют дети, наличие носовых платочков для удаления загрязнения с рук.

  • пошив костюмов для праздников и развлечений.
  • ткань для оформления декораций к театрализованным постановка.
  • дидактические игры
  • краски, альбомы на всех детей.
  • разные виды бумаги, ножницы, клей.
  • мука, соль для тестопластики.

Автор: Селиванова Ольга Гермогеновна, воспитатель, МАДОУ № 79 г.Томска. Высшая категория, высшее образование, общий педагогический стаж 22 года.

  • Селиванова Ольга Гермогеновна
  • 26 июля 2016
  • 4043
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: