Проект направления взаимодействия учителя со специалистами школы

Обновлено: 05.07.2024

Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.

В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.

В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.

Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности.

Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет наиболее тесное взаимодействие в блоках “педагог – педагоги”, “педагог – родители”, “педагог – учащиеся” (схема 1).

Схема 1 – Модель взаимодействия классного руководителя

  • Блок “Педагог (классный руководитель) - педагоги”
  1. Администрацией школы;
  2. Педагогами-предметниками, работающими в классе;
  3. Психологом школы;
  4. Социальным педагогом;
  5. Старшей вожатой;
  6. Педагогами дополнительного образования;
  7. Школьным библиотекарем.

Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, происходит через проверку дневников, контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учет пропусков уроков, занятость во внеурочное время и др.), собеседование, оказание методической помощи, проведение семинаров.

  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
  • Содействия при контакте с родителями учащихся;
  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
  • Организация малых педсоветов;
  • Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.
  1. Психологическое просвещение (выступление на педсоветах, родительских собраниях, классных часах);
  2. Психологическая диагностика (индивидуальные личностные особенности учащихся);
  3. Психологическая коррекция (решение проблем обучения, поведения, психологического самочувствия, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, работающими в классе, индивидуальная и групповая работа с классом и родителями (психологические тренинги);
  4. Консультативная деятельность (оказание психологической помощи в вопросах развития и воспитания).

Взаимодействие с социальным педагогом. Социальный педагог – помощник классного руководителя в решении социальных проблем учащихся.

  1. Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах, встречи с врачами ЦРБ);
  2. Работа с опекаемыми детьми (социальные гарантии);
  3. Профилактика пропусков уроков без уважительных причин;
  4. Работа с семьей (посещение квартир детей “группы риска);
  5. Связь с социумом (КДН, ПДН, библиотеки города, ДТЮ, спортивная школа).

Взаимодействие со старшей вожатой

Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия.

Взаимодействие с педагогами дополнительного образования

  • Вовлечение учащихся в кружки по интересам (реклама кружков, встреча с руководителями, экскурсия в учреждения ДО);
  • Посещение кружков, в которых занимаются учащиеся класса;
  • Встреча с руководителями кружков;
  • Приглашение на классные часы.

Взаимодействие со школьным библиотекарем

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге.

  • Тематические беседы;
  • Беседы по произведениям различных писателей;
  • Экскурсии;
  • Викторины;
  • Книжные выставки;
  • Библиотечные уроки;
  • Библиотечные классные часы.

Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в школе.

  • нежеланием родителей выполнять свои обязанности;
  • низким уровнем семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей возможностям их детей;
  • пренебрежительное отношение родителей к педагогам школы.
  • классный руководитель-педагог-консультант, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы;
  • классный руководитель-друг родителей, он вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы.

В воспитании школьника очень важно, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству.

  1. Родительское собрание (1 раз в четверть);
  2. Индивидуальные беседы (по мере необходимости);
  3. Консультации по вопросам воспитания и обучения(по мере необходимости);
  4. Работа родительского комитета
  5. Посещение семей (по мере необходимости)
  6. Организация досуговой деятельности (походы, поездки, классные вечера, экскурсии)
  • Блок “Педагог – ученики”

Совместная деятельность классного руководителя с учащимися также направлена на достижения основной цели воспитания школы: содействовать развитию неповторяемой индивидуальности учащихся посредством обеспечения и поддержки процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на пов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на пов.

Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на повышение качества образования основной школы Марковская Наталья Ивановна, учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 23 город Новочеркасск 2020 год

Педагогическое взаимодействие на современном этапе - это открытая, динамичес.

Педагогическое взаимодействие на современном этапе - это открытая, динамическая, многокомпонентная, взаимосвязанная, взаимозависимая и взаимообусловленная система отношений и деятельности всех субъектов, влияющих на состояние образовательного процесса.

Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-про.

Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и низким уровнем мотивации субъектов педагогического взаимодействия на решение возникающих проблем, так как традиционная практика направлена скорее на некую соревновательность образовательных организаций, нежели на взаимодействие. Цель проекта – создание программы профессионального взаимодействия педагогов, способствующей профессиональному саморазвитию, достижению высоких педагогических результатов и личностному росту всех участников педагогического взаимодействия.

Предпроектное исследование Социальный статус Образование родителей

Предпроектное исследование Социальный статус Образование родителей

 Кадровый состав

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №.


Результаты проекта

Команда проекта № Должность и основное место работы Выполняемые в проекте обя.

Команда проекта № Должность и основное место работы Выполняемые в проекте обязанности 1 Директор МБОУ СОШ № 23 Руководитель проекта 2 ДиректорАПКиПП, заведующий кафедрой педагогики ГБУ ДПО РОРИПКиППРО Куратор проекта 3 Заместитель директора по ВР Администратор проекта 4 Учитель информатики Оператор мониторинга проекта 5 Педагог-психолог Ответственный за организацию диагностики профессионального взаимодействия педагогов МБОУ СОШ № 23 6 Заместитель директора поВР Ответственный за организацию диагностики профессионального взаимодействия педагогов с сетевыми партнерами 7 Заместитель директора по УВР Ответственный за организацию и координацию профессионального взаимодействия педагогов 8 Заместитель директора поУВР Ответственный за проведение открытых мероприятий и уроков в рамках сетевого сотрудничества с социальными партнерами

Партнёры проекта Управление образования Администрации г. Новочеркасска 2. МБО.

Сведения об организациях-соисполнителях проекта (сетевых партнеров) № Организ.

Финансовое обеспечение проекта № Направления расходов по годам Объемы финанси.

Финансовое обеспечение проекта № Направления расходов по годам Объемы финансирования Источники финансирования Обоснование 1 Организация и проведение семинаров бюджет бюджет Организационные материалы 2 Организация и проведение образовательных событий бюджет бюджет Организационные материалы 3 Организация стажировок. Тиражирование опыта бюджет/ внебюджет За счет участников бюджет/ внебюджет За счет участников Организационные материалы и сертификаты. Выпуск методических сборников 3.Организация стажировок. Тиражирование опытабюджет/внебюджетЗа счет участников сетибюджет/внебюджетЗа счет участников сетиОрганизационные материалы и сертификаты. Выпуск

SWOT-анализ : активация возможностей, поиск новых ресурсов. Оценка внутреннег.

Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим поте.

Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к созданию и внедрению программы профессионального взаимодействия педагогов, способствующей профессиональному саморазвитию, достижению высоких педагогических результатов; Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся основной школы в соответствии с запросами личности. Итоги SWOT-анализа работы

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ № Возможные риски Способ снижения риска 1 Нежелание должным о.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ № Возможные риски Способ снижения риска 1 Нежелание должным образом сотрудничатьс муниципальными и региональными структурами по новым инновационным проектам; Материальное и моральное стимулирование работников 2 Несовпадение времении тематики мероприятий, проводимых сетевыми партнерами; Создание перспективных планов, их согласование на всех уровнях взаимодействия. Созданиетворческих групп учителей по всем направлениям деятельности. 3 Географическая отдаленность от гг. Новочеркасска, Ростова, Шахты, не всегда получается участвовать в выездных конференциях, олимпиадах; Развиватьсетевые формы взаимодействия. Создать локальную сеть учреждения. Увеличить пропускную способность школьного Интернета. Привлекать спонсоров из Транспортных компаний

Дорожная карта программных действий по повышению эффективности профессиональн.

Дорожная карта программных действий по повышению эффективности профессионального взаимодействия педагогов Задачи Используемые методы Программные мероприятия Условия обеспечения кадровые временные Мотивационно-целевой этап Диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональном взаимодействии педагогов. Анкетирование при помощи авторских методикдиагностики Комплексный анализ и диагностика профессиональных педагогических затруднений с целью формирования направлений педагогического взаимодействия. Методические объединения август-сентябрь 2020 2.Формулированиепроблем. Педсовет сентябрь 2020 3. Формированиекоманды участников, имеющих опыт и идеи по проектированию данного направления. Педагогические работники сентябрь 2020

2. Организационно-методическийэтап Разработка программы методической поддержк.

2. Организационно-методическийэтап Разработка программы методической поддержки учителей, ориентированной на повышение эффективности профессионального взаимодействия педагогов в формате сетевого профессионального взаимодействия. Моделирование Конструирование сетевого педагогического взаимодействия через расширение и обогащение научно-методического сопровождения инновационной педагогической деятельности Рабочая группа декабрь-май 2021 2 Кадровыйанализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ Администрация ОО май 2021 3. Построениеособой системытьюторствав сети, включающей мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Администрация ОО 2021-2022 4. Созданиесобственных траекторий профессионального роста. Педагогические работники 2021-2023

3. Координационно-деятельностныйэтап Повышение эффективности профессиональног.

3. Координационно-деятельностныйэтап Повышение эффективности профессионального взаимодействия педагогов в формате сетевого профессионального взаимодействия. Анализ Сопоставление и сравнение Формирование единого информационно-диагностического пространства между участниками проекта. Администрация ОО 2020-2021 2. Разработкаи проведение серии интегрированных обучающих и методических семинаров. Методические объединения 2021-2022 3. Созданиелаборатории инновационного педагогического опыта. Классные руководители 2021-2022 4. Психолого-педагогическогосопровождение позиционного самоопределения педагогов в системе профессиональной деятельности Педагог-психолог 2020-2023

4. Рефлексивно-оценочныйэтап Создание многоуровневой системы возможностей для.

4. Рефлексивно-оценочныйэтап Создание многоуровневой системы возможностей для эффективного личностного развития участников педагогического взаимодействия и позитивной реализации их в жизни. Обобщение Повышение качественных показателей профессиональной деятельности. Педагогические работники январь-май 2023 2. Инновационнаяактивность коллектива в области обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий. Администрация ОО октябрь 2022 - май 2023 3. Опытпроектирования инновационных процессов, оценки и самооценки, анализа последствий реализации проекта. Рабочая группа 2023 4. Ростуровня мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности. Педагогические работники 2021-2023 5. Способностьосваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности. Педагогические работники 2021-2023

тест-опросники: - методика Т.Лири на определение особенностей межличностных о.

Профессиональную и личностную самореализацию педагога; Мотивационную готовнос.

Профессиональную и личностную самореализацию педагога; Мотивационную готовность и практическую ориентированность учителя на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий; Проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития; Повышение качества состояния и результатов образовательного процесса. Достижение планируемых результатов обеспечит:

Применение новых информационных технологий использование ТСО интерактивных д.

Применение новых информационных технологий использование ТСО интерактивных досок Администрация Рабочие программы

Формы сетевого взаимодействия МБУ д /с 12, 54, 61, 64 ГКУ РО ЦЗН МАУ ФОК «Дел.

Лаборатория инновационного педагогического опыта Распространение педагогическ.

Лаборатория инновационного педагогического опыта Распространение педагогических и управленческих инноваций Осуществление взаимосвязей учреждений общего и профессионального образования Трансляция опыта ведущих образовательных учреждений области Организация стажировок как педагогов, так и обучающихся

Лаборатория инновационного педагогического опыта Кафедра педагогики ИПКиПРО Д.

Лаборатория инновационного педагогического опыта Кафедра педагогики ИПКиПРО Драйверы региональной системы образования Члены национальной родительской ассоциации Представители Р А О Учителя МБОУ СОШ г. Новочеркасска Научно-практическая лаборатория учительского роста Совет молодых педагогов Совет наставников Дона

Формы передачи опыта Открытые уроки Семинары-практикумы Выставки Конференции.

Формы передачи опыта Открытые уроки Семинары-практикумы Выставки Конференции Стажировки Мастер-классы Действующие семинары Педагогические мастерские Издание методических материалов Дни открытых дверей Публикации на сайте Публичные доклады Круглые столы Педагогические сообщества

Краткое описание документа:

Проект будет полезен для директоров общеобразовательных школ при подготовке к новой форме аттестации.

Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и низким уровнем мотивации субъектов педагогического взаимодействия на решение возникающих проблем, так как традиционная практика направлена скорее на некую соревновательность образовательных организаций, нежели на взаимодействие.

Цель проекта – создание программы профессионального взаимодействия педагогов, способствующей профессиональному саморазвитию, достижению высоких педагогических результатов и личностному росту всех участников педагогического взаимодействия.

Автор: Набережнева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1256
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия со специалистами образовательной организации по решению вопросов, связанных с обучением, развитием, воспитанием обучающихся
Раздел: дошкольное образование

«Организация взаимодействия со специалистами образовательной

организации по решению вопросов, связанных с обучением, развитием,

Цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы

каждым участником образовательного процесса в отдельности.

специалистов и воспитателей. Все мы работаем в тесном контакте друг с

другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию

каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:

(педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора

хореографии) и повышение их профессионального уровня.

личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы ООП ДО и написание

рабочей программы для каждого возраста.

тематических и интегрированных занятий.

коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной

Взаимодействие с администрацией образовательного учреждения

всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их

здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и

программами, реализуемыми в учреждении. Также на организацию работы

среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения

детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических

знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности

Мы рассматриваем взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая партнерам реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.

Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в решении проблем ребенка.

Педагогическая составляющая взаимодействия направлена на формирование общей культуры, обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с учетом особых образовательных потребностей, а также на преодоление трудностей в обучении и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая составляющая взаимодействия способствует социализации учащихся, повышению адаптивных возможностей ребенка в разных сферах жизнедеятельности, предупреждению девиантных форм поведения детей и подростков, развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместной деятельности со сверстниками, развитию взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, социальной защиты и помощи ребенку, а также реализации прав и свобод учащихся.

Психолого-педагогическая составляющая взаимодействия обеспечивает коррекцию отклонений в психическом и/или физическом развитии обучающихся, способствует сохранению психологического и соматического здоровья ребенка, раскрытию резервных возможностей личности учащегося.

Медико-педагогическая составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, обеспечивает профилактику перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.

Целостность составляющих определяется их взаимозависимостью и подчинением общей цели.

Выделяют следующие признаки и уровни процесса взаимодействия специалистов (Муканова, 1990):

– наличие совместной деятельности;

– положительные взаимоотношения, взаимопонимание;

– коллективность при обсуждении различных вопросов;

– активизация деятельности участвующих сторон;

– стратегический (при планировании, подготовке и проведении работы);

– тактический (при согласовании усилий);

– оперативный (при решении конкретной проблемы).

Существует концепция развития комплекса параллельных служб, к которым относятся психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая), медицинская службы, организационно и содержательно-деятельностно объединенные в единую систему (Усанова, 1995). Это основные составляющие психолого-медикопедагогической системы помощи и поддержки детям, в том числе детям с нарушениями в развитии.

Структурная организация параллельных служб может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов. В каждом из них выдвигаются специальные задачи. В эти службы в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включают следующие модули: комплексной диагностики и консультации, медицинский, психологический, социально-педагогический, коррекционно-педагогический.

Адресатом комплексной помощи специалистов в общеобразовательной школе являются дети с трудностями адаптации и обучения. Основной их контингент составляют дети с ОВЗ. К этой категории относятся дети, имеющие разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и/или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, то есть дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Это неоднородная группа, включающая детей с разным характером и разной выраженностью нарушения, и потому необходим дифференцированный подход к содержанию коррекционной работы и степени включенности специалистов в ее реализацию. Этим объясняется вариативность сопровождения и разный профиль специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Это могут быть формы обучения в классе общего типа, в отдельном классе, по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому и/или дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Варьироваться может и степень участия специалиста в сопровождении (занятия, пролонгированное консультирование, работа по комплексной индивидуальной программе).

Условно можно выделить две группы учащихся с ОВЗ. Первая – дети с невыраженными, чаще устранимыми, нарушениями, которые при создании соответствующей среды и условий могут обучаться по массовой программе в классе, получая помощь специалистов. Вторая – дети, имеющие выраженные особенности и особые образовательные потребности, требующие использования специализированных образовательных программ, учебников и адаптации образовательного процесса и среды к их особенностям (это могут быть инклюзивная форма обучения, отдельный класс, надомное обучение).

В зависимости от особых потребностей ребенка определяется общая логика построения учебного процесса и состав специалистов, усилия которых консолидируются и направляются на решение текущих проблем ребенка и профилактику возникновения новых. Как правило, в общеобразовательной школе состав специалистов таков: педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (или медсестра), дефектолог, реализующие профессиональное взаимодействие в условиях служб сопровождения и/или психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

Служба сопровождения – структурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи учащимся, родителям, педагогам. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.

ПМПк – организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Возможны следующие варианты сочетания этих организационных форм:

1) ПМПк является структурным компонентом службы сопровождения. В этом случае деятельность службы направлена на решение широкого круга задач (например, может включать работу с одаренными детьми, деятельность по профориентации и профильному обучению учащихся), а ПМПк при этом обслуживает одно из звеньев этой деятельности. Работа ПМПк в этом случае чаще заключается в проведении заседаний и выработке коллегиальных решений, которые реализуются некоторыми из специалистов службы сопровождения и педагогами. Возможно объединение нескольких подразделений службы – служба сопровождения ребенка, служба сопровождения профессионального самоопределения, служба сопровождения одаренных детей, где консилиум обслуживает 1–2 структуры.

2) ПМПк образовательного учреждения консолидирует и направляет деятельность службы сопровождения, выступает как координирующий орган, направляющий деятельность специалистов службы сопровождения, специалисты которой реализуют его решения.

3) ПМПк организуется как служба сопровождения. Взаимодействие является обязательным условием деятельности консилиума. Процесс его работы основан на совместной деятельности специалистов, осуществляющей сопровождение учебно-воспитательного процесса ребенка. В этом случае речь идет о сопровождении командой, где специалисты не только одновременно осуществляют помощь, а руководствуются интегрированными едиными целями. Успешно функционирующий ПМПк образовательного учреждения – это сформированная в процессе работы система. Элементы этой системы – различные специалисты, каждый из которых является равноправным членом команды и вносит свой специфический вклад в деятельность ПМПк. Все специалисты ориентированы на преодоление трудностей ребенка, при этом каждый решает свои четко поставленные задачи, выполнение которых по механизму взаимодополнения и согласованности приводит к реализации поставленной цели. Это и является продуктом работы ПМПк.

Мы рассматриваем психолого-медико-педагогический консилиум как службу сопровождения, предусматривающую целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия. Эта система предполагает:

1) разнообразные виды деятельности команды специалистов;

2) разные формы взаимодействия специалистов;

3) осуществление пролонгированного коррекционного сопровождения учащихся.

Сопровождение рассматривается, с одной стороны, как широкое понятие, и в этом случае речь идет о сопровождении командой, о составлении и реализации программ комплексной помощи в условиях совместной деятельности разных специалистов. С другой стороны, как более узкое: сопровождение ребенка конкретными специалистами – например, психологическое, логопедическое, дефектологическое и т. д.

Координацию взаимодействия обеспечивают заседания ПМПк, на которых определяются основные задачи комплексной деятельности специалистов и намечаются пути разноплановой помощи ребенку с трудностями адаптации.

С.Г. Шевченко (1999, 2005) рассматривает взаимодействие участников школьного психолого-медико-педагогического консилиума как необходимое условие эффективности системы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип междисциплинарного взаимодействия обеспечивает:

– многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;

– согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся.

Полноценное взаимодействие возможно лишь при условии взаимопонимания и высокой профессиональной компетентности каждого специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врача, учителя). Члены команды становятся единомышленниками, дополняют, но ни в коем случае не подменяют друг друга.

Школьный ПМПк создается в образовательном учреждении как коллегиальный орган, не являющийся при этом правомочным ставить диагноз, определять образовательный маршрут или изменять внешнюю форму и условия обучения. Его задача состоит в определении и создании специализированных условий для детей с трудностями адаптации внутри учреждения, оказании им помощи, а также в привлечении родителей, педагогов, администрации школы и внешних специалистов, необходимых для решения проблем ребенка.

Читайте также: