Как формируется звуки речи биология 8 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

11. Как формируются звуки речи?
12. Какими фактами можно доказать воздействие кожуры великих полушарий на регуляцию дыхания?
13. Что происходит при легочном и тканевом газообмене?
14. Как уберечься от хворей, передающихся через воздух?
15. Каково значение флюорографии?

1. Как формируются звуки речи? В гортани находятся голосовые вязки с голосовой щелью. Когда человек разговаривает, струя воздуха колеблет голосовые вязки и появляется звук. В формировании гласа и речи принимают участие ротовая и носовая полости, язык, губы, челюсти. Горло участвует в проведении воздуха и голосообразовании.
2. Какими фактами можно доказать влияние кожуры больших полушарий на регуляцию дыхания? На работу дыхательных центров оказывают воздействие и высшие дыхательные центры, расположенные в кожуре великих полушарий. Благодаря их воздействию дыхание меняется при разговоре и пении; вероятно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.
3. Что происходит при легочном и тканевом газообмене? В легких кровь освобождается от углекислого газа и питается кислородом. По артериям малого круга кровообращения в легкие поступает венозная кровь. Кислород, который вдыхает человек в итоге диффузии свободно проходит через стены альвеол и капилляров в кровь. Тут кислород соединяется с гемоглобином и кровь становится артериальной. Сразу углекислый газ проникает в альвеолы. Благодаря легочному дыханию соотношение кислорода и углекислого газа в воздухе альвеол поддерживается на неизменном уровне, и газообмен между кровью и альвеолярным возухом идет постоянно. В тканях кровь дает кислород и питается углекислым газом. Артериальная кровь по сосудам великого круга кровообращения направляется к органам тела. Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клеточки. Кровь из артериальной преобразуется в венозную. Она возвращается к легким и тут опять становится артериальной.
4. Как уберечься от хворей, передающихся через воздух? Для предостереженья заболеваний органов дыхания необходимо соблюдать чистоту в помещениях, правила собственной гигиены и общения с нездоровыми, заниматься закаливание организма. Людям, которые ухаживают за нездоровыми, необходимо непременно накрывать рот и нос марлевой повязкой, чтоб уменьшить риск заразиться. Для здоровья человека необходим свежайший воздух. Это достигается вентиляцией либо периодическим проветриванием помещений. Полезно почивать при открытой форточке. Нужно сражаться с пылью, так как это главные возбудители хворей. В жилых и потрясающих помещениях для борьбы с пылью нужна мокроватая уборка.
5. Каково значение флюорографии? Флюорография это рентгеновское изображение грудной клеточки, заснятое на фотопленку. Она помогает распознать преждевременное проявления туберкулеза и рака легких. На снимке верно обозначаются тени легких, сердца, сосудов и лимфатических узлов. Флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

1. Как формируются звуки речи? В гортани находятся голосовые связки сголосовой щелью. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связкии возникает звук. В формировании голоса и речи принимают участие ротовая иносовая полости, язык, губы, челюсти. Гортань участвует в проведении воздуха иголосообразовании.
2. Какими фактами можно доказать влияние корыбольших полушарий на регуляцию дыхания? На работу дыхательных центров оказываютвлияние и высшие дыхательные центры, расположенные в коре больших полушарий.Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении; возможно такжесознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.
3. Что происходит при легочном и тканевомгазообмене? В легких кровь освобождается от углекислогогаза и насыщается кислородом. По артериям малого круга кровообращения в легкиепоступает венозная кровь. Кислород, который вдыхает человек в результатедиффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь. Здеськислород соединяется с гемоглобином и кровь становится артериальной.Одновременно углекислый газ проникает в альвеолы. Благодаря легочному дыханиюсоотношение кислорода и углекислого газа в воздухе альвеол поддерживается напостоянном уровне, и газообмен между кровью и альвеолярным возухом идетнепрерывно.В тканях кровь отдает кислород и насыщаетсяуглекислым газом.Артериальная кровь по сосудам большогокруга кровообращения направляется к органам тела. Содержание кислорода вартериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодарядиффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кровь изартериальной превращается в венозную. Она возвращается к легким и здесь сновастановится артериальной.
4. Как уберечься от болезней, передающихсячерез воздух? Для предупреждения заболеваний органовдыхания необходимо соблюдать чистоту в помещениях, правила личной гигиены иобщения с больными, заниматься закаливание организма.Людям, которые ухаживают за больными, нужнообязательно закрывать рот и нос марлевой повязкой, чтобы уменьшить рискзаразиться.Для здоровья человека необходим свежийвоздух. Это достигается вентиляцией или систематическим проветриваниемпомещений. Полезно спать при открытой форточке.Необходимо бороться с пылью, так как этоглавные возбудители болезней. В жилых и классных помещениях для борьбы с пыльюнужна влажная уборка.
5. Каково значение флюорографии? Флюорография – это рентгеновскоеизображение грудной клетки, заснятое на фотопленку. Она помогает распознатьраннее проявления туберкулеза и рака легких. На снимке четко обозначаются тенилегких, сердца, сосудов и лимфатических узлов.Флюорографию должен проходить каждыйчеловек хотя бы раз в два года.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей


§ 26. Значение дыхания.

1. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей
2. Почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?
3. Как распределяется функция дыхания между дыхательной и кровеносной системами?
4. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?
5. Как происходит голосообразование и формируются звуки речи?
6. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?

Значение дыхания.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды — несколько суток, без воздуха — всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких. Вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов:

1) обмен газов между воздушной средой и легкими;

2) обмен газов между легкими и кровью;

3) транспортировка газов кровью;

4) газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Органы дыхания человека

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

Строение и функция органов дыхания у человека (рис. 59). Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделенных сплошной перегородкой на левую и правую части (рис. 60). Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его.

На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител (см. § 18).

В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания.

Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость.

Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.

Носовая полость. Гортань

Из глотки воздух попадает в гортань.

Гортань — орган голосообразования.

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.

Гортань — орган голосообразования.

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами — околоносовыми пазухами — полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом (рис. 62). Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Трахея и главные бронхи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади (см. рис. 59, А).

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводят пылевые частицы из легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха — правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах — бронхиолах отсутствуют и они.

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Околоносовые пазухи. Некоторые кости черепа имеют воздушные полости — пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной — гайморова пазуха (рис. 62).

Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление — гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи — фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у оториноларинголога — специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание — тонзиллит.

Аденоиды — опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда (рис. 63) увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т. е. без операции).

Дифтерия — инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез (рис. 64, Б).

Мендалины

Возбудитель дифтерии — дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является ядовитое вещество — дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца — миокардит.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, околоносовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; инфекционное заболевание — дифтерия.


1. Что такое легочное дыхание и тканевое дыхание?
2. Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?
3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в легкие?
4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?
5. Что относится к верхним и что к нижним дыхательным путям человека?
6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?
7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребенка?
8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она опасна для организма?
9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что — при вакцинации против этой болезни?

1. Для того чтобы проверить проходимость носовых ходов у маленьких детей, нередко используют такой прием: закрывают одну ноздрю, а ко второй подносят полоску тонкой бумаги шириной 0,5 см и длиной 10 см. В случае проходимости носовых ходов она будет отклоняться от ноздри при выдохе и прижиматься к ней при вдохе. Попытайтесь проверить этот прием на себе.

Ответьте на вопросы:

Для чего при проверке одной ноздри надо закрывать вторую?

Какие заболевания можно выявить этим приемом?

2. На рисунке 65 изображены голосовые связки трех людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поет.

Тембр и сила голоса во многом зависят от резонаторов. Убедимся в этом, проделав следующий шуточный опыт.

Надуйте щеки и щелкните по щеке — раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щек. Почему звук слышен хуже?

Голосовые связки

Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ так, чтобы ощущалась вибрация скуловых костей. После этого зажмите нос и произнесите те же слоги. Чем можно объяснить различия в звучании?

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

Артикуляционный аппарат

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

Мозговые центры речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Речь

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Читайте также: