План урока государственные символы россии
Обновлено: 02.07.2024
-способствовать развитию умений учащихся применять полученные знания, получать информацию из социальной среды, в которой они находятся, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование занятия :
-изображение герба, флага Российской Федерации, герб и флаг Москвы
-раздаточный материал: тексты гимна России и Москвы, изображение гербов и флагов России и Москвы
Основные понятия : государство, государственная символика, герб, гимн, флаг.
План изучения темы :
1.Понятие - государственная символика.
6.Гражданин и государственная символика.
(Политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу).
П ризнаки государства
Суверенитет Территория Государственный Налоги Нац. Валюта Армия
Символы государства – непременный признак государственного суверенитета. Триединство государственной символики – герб, гимн, флаг (сложилось в мировой практике в XIX веке).
Что кроме герба, флага и гимна является, по-вашему мнению, символом России? (Президент, Московский Кремль).
II .Государственный флаг.
Что такое государственный флаг? (Официальный символ государства. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Флаги ведут свое происхождение от знамен и штандартов).
Как возник российский триколор. Этот триколор появился ещё в XVII веке. При Петре I он стал флагом российского торгового флота. С конца XIX века до октября 1917 года бело-сине-красный флаг был Государственным флагом России. Эти цвета любили на Руси. По этой причине не прижился в качестве государственного черно-желто-белый государственный флаг, появившийся во второй половине XIX века и просуществовавший очень недолго.
Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и красной 5-конечной звезды, обрамленной золотой каймой над ними.
Предлагается рассмотреть изображение государственного флага РФ. Государственный флаг РФ принят в 1991 году , он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого; средней – синего; нижней – красного цвета.
Где можно увидеть государственный флаг – в органах государственной власти и управления, посольствах, торгпредставительствах.
III . Российский герб.
Что такое герб? – законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.
Когда происходит наша каждодневная встреча с гербом страны? (монеты, паспорта, печати).
Что вам известно об истории российского герба? Рождение двуглавого орла в символике России связано с Иваном III , женатого на Зое (Софье) Палеолог – племяннице последнего византийского императора Константина XI Драгаса. Это было изображение византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами на желтом (золотом) фоне.
Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения, связанные с введением в него титульных гербов, не менявшие общего вида.
После февральской революции 1917 года государственный герб в старом виде перестал употребляться. Рисунок нового герба представлял собой двуглавого орла с опущенными крыльями и как бы поникшими головами без каких-либо аксессуаров.
Государственный герб РФ – рассмотреть изображение.
30 ноября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ, по которому государственным гербом стал двуглавый орел:
Почему законом предусматривается ответственность за нарушение закона об использовании государственного герба РФ, за неуважительное отношение к нему или надругательство над ним?
IV .Гимн России.
Что такое гимн? Гимн – (от греч. Hymnos ) – торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства.
Вспомните государственный гимн России. С какими рубежами истории они связаны?
Какими словами отечественной истории вы можете прокомментировать слова гимна: «Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена?
Когда особенно наглядно проявляется объединяющее действие государственного гимна?
V . Символика Москвы.
Москва столица РФ имеет свою символику. Охарактеризуйте её (см. изображение московской символики):
Как связаны (по происхождению и виду) символика России и Москвы?
Чем объясняется эта связь?
VI . Гражданин и государственная символика.
Какие правила поведения гражданина в связи с государственной символикой вы знаете? Как законодательство закрепляет эти правила? (Конституция РФ)
Как связана гражданская позиция человека и его отношение к государственной символике?
Согласны ли вы с утверждением.
Использованная литература:
1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.
2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.
3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.
4.Конституция Российской Федерации.
5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.
Полный текст материала Конспект урока обществознания "Государственная символика России" для 6-8 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Тема урока: Государственные символы России
Цель урока: способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации
Предметные : научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Личностные УУД : воспитание патриотизма, толерантности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, народ и историю
Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: Герб, флаг, гимн; скипетр, держава
Метапредметные связи : история, кубановедение
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с раздаточным материалом.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Учитель : создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Учащиеся: слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Показ слайдов (№1,2 ) с изображением государственной символики разных государств.
Учитель : задает вопросы:
- Что вы видите на экране?
- Найдите понятия, объединяющие эти изображения.
- Сформулируйте тему нашего урока
- Что мы должны узнать, чтобы изучить данную тему?
Учащиеся : - внимательно смотрят на экран, отвечают на вопросы. (Предполагаемый ответ:
- Это гербы и флаги разных государств.
- Это государственные символы)
- Формулируют тему урока. ( Тема: Государственные символы России) СЛ.№3
- 1. Государственный герб.
- 2. Государственный флаг.
- 3. Государственный гимн.
Учитель : организует беседу по вопросам:
– Что является символами государства?
– Как выглядят символы нашего государства? нашего края?
– А всегда ли в России были такие гимн, герб, флаг?
– Какое значение для государства имеют государственные символы?
III. Изучение нового материала
Работа с понятиями:
- Что такое символ?
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. СЛ.№5
Действительно символов России много - это и Кремль , и Знамя Победы , и березы , и матрешки , и наши русские самовары. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.
Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
- Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными.
Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.
- Но почему выбрана именно такая государственная символика?
- Что означает наш герб, гимн, флаг?
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.
Учитель: показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
Нацеливает учащихся на работу по самостоятельному изучению материала и организует беседу по вопросам: ( работа с учебником стр.99-105)
– Что такое геральдика?
– Где изображают герб РФ?
– Что говорит закон о гербе РФ? ( ответы детей)
- Выполните задание №2 стр. 64 в рабочей тетради.
- Мы выяснили, какой герб у России? А как выглядит герб Краснодарского края? (варианты детей) СЛ.№ 7
Следующий символ Российской Федерации, ее субъектов и городов – это флаг.
- На каждой парте конверт с полосками разного цвета, со своим соседом по парте выберите и расположите полосы Флага РФ (белый, синий, красный) и Краснодарского края в правильной последовательности (синий, малиновый, зеленый). Сложите и наклейте на бумагу. Покажите свои работы!
Для запоминания расположения цветов флага РФ, двустишье: Бело-сине-красный - русский флаг прекрасный! СЛ.№ 8
- Ребята, а вы знаете, что означают эти цвета?
- да, вера, надежда и любовь; чистоту, совершенство, кровь и т.д.
Работа с текстом учебника.
- Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?
- Когда появился трехцветный флаг?
- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
- Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?
- Почему Знамя Победы является символом?
- Где и когда было водружено Знамя Победы?
- Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году? ( ответы учащихся)
Учитель : задаёт опережающее домашнее задание – подготовить материал о гербе и флаге Краснодарского края.
Учитель: - отгадайте загадку СЛ.№ 10 :
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её.
-предлагает прослушать запись Государственного гимна России и ответить на вопросы:
- какие правила поведения граждан существуют при исполнении гимна?
- какие чувства испытывает человек, когда звучит гимн?
- когда и где исполняется гимн РФ? Гимн Кубани?
Учащиеся : выполняют задание № 1 в рабочей тетради: выделяют строки современного Гимна, которые они считают самыми важными, и объясняют свой выбор.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
- Ответьте на следующие вопросы: СЛ.№ 11,12
1 . День Государственного флага Российской Федерации ?
- нет верного ответа
- это веселое музыкальное произведение
- это отличительный знак
- это торжественное музыкальное произведение
- нет верного ответа
3. Какого цвета щит на гербе России?
- нет верного ответа
4. Золотой шар с крестом наверху
- нет верного ответа
5. Какая птица изображена на гербе?
- нет верного ответа
6. Как называют воина, который сражается на коне?
- нет верного ответа
7. Автором слов современного государственного гимна России является поэт :
- нет верного ответа
8. Современный государственный гимн России утвержден на музыку композитора:
- нет верного ответа
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Составить синквейн СЛ.№ 13 на изученную тему:
Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
1 строка – существительное (это тема синквейна)
2 строка – два прилагательных (раскрывающие данную тему)
3 строка – три глагола (опысывающие действия, относящиеся к теме)
4 строка – фраза из четырёх слов (предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме)
5 строка – существительное – синоним (слово-резюме, существительное, которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой)
- Какую тему мы начали сегодня изучать?
- Зачем мы изучаем такую тему?
Сегодня вы прекрасно работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать государственные символы. Сегодня мы познакомились с символами нашего государств
VI. Выставление оценок и их комментирование
VII. Домашнее задание. СЛ.№ 14
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 28.06.2004 N 730-КЗ
Статья 7. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине средней полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте: желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины - 2:3.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План-конспект урока
по обществознанию
Разработал: Сычева Роза Ансаровна
Проверил: Муравьева Раиса Александровна
ФИО руководителя практики
Дата проведения: 22.03.2017 года
Тип урока: открытие нового знания
Технология урока: Проблемная
Цель урока: Сформировать представления обучающихся о государственной символике РФ.
1) Расширить знания о государственных символах РФ.
2) Совершенствовать аналитико – синтетические мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3) Воспитывать патриотизм и гражданственность.
Планируемые образовательные результаты:
Обучающиеся научатся описывать государственную символику, проявлять приверженность нравственным патриотическим ценностям.
Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно формулировать высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.
Высказывание своего мнения; способность работать в команде; готовность вести диалог.
Сравнивать способ действия и результат с эталоном.
Осознание и принятие российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Родине, чувства гордости за свое государство, прошлое и настоящее многонациональной России.
Оборудование: Боголюбов Л.Н. Обществознание, 5 класс; дополнительный материал на карточках; презентация к уроку, фонограмма Гимн России, ПК, политическая карта России.
Основные термины, понятия: Символы, герб, флаг, гимн, геральдика, держава, скипетр.
Организационная часть — 2 мин.
Проверка домашнего задания – 6 мин.
3. Открытие новых знаний — 8 мин.
4. Практическая работа учащихся — 24 мин.
5. Завершение урока, рефлексия— 3 мин.
1.Организационный момент.
На доске записана дата и классная работа.
Приветствие. Учитель приветствует, собирает сведения об отсутствующих. Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на учебную работу, подают сведения об отсутствующих (2 мин.).
Фронтальная работа. Подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового знания. Учитель спрашивает обучающихся о настрое на урок через вопросы: какой урок был предыдущим, с каким настроением вы пришли на урок обществознания? На этом этапе устанавливается психологический контакт между учителем и классом.
2.Проверка домашнего задания и актуализация знаний, необходимых для освоения новых знаний (6 мин).
Фронтальный опрос: В какой стране мы живем? Как раньше называлась наша страна? Что такое федерация? Назовите известные вам субъекты федерации. Покажите на карте в каком субъекте федерации мы живем. Какие народы проживают в РФ? Кто такой патриот?
Ответы учеников: мы живем в России, в Российской Федерации; раньше наша страна называлась Российская империя, СССР; Федерация – это союз, объединение. Российская федерация состоит из относительно самостоятельных частей – субъектов; субъекты: Оренбургская область, Самарская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и др.; в РФ проживают русские, татары, башкиры, немцы, цыгане, украинцы, белорусы, удмурты, калмыки и др.; патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины и своего народа.
Открытие нового знания.
Проводится разминка (5 мин.) – ассоциирование зрительных образов с имеющимися знаниями и представлениями, организуется беседа по вопросам:
- с какими странами ассоциируются следующие изображения (Эйфелева башня, Биг-Бэн, пирамиды Египта, слоны, Христианский храм)- слайд №1 презентации.
Ответы учеников: Франция, Англия, Египет, Индия, Россия.
Ответы учеников: все эти изображения символизируют определенные страны.
А что же такое символ? Как вы думаете, как можно определить это понятие?
Ответы учеников: знак, обозначение.
Записывают в тетрадь определения (2 мин.):
1. Символы – отличительные знаки или изображения.
- Каждая страна имеет свои символы. Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение.
Затем учитель предлагает сделать наоборот. Он называет страну, а обучающиеся отвечают, с чем она ассоциируется. Учитель называет Россию. Ученики называют свои ассоциации.
Ответы учеников: медведь, Кремль, матрешки, зима, пшеничные поля, березка, балалайка, Волга и др. – см. слайд № 2.
Учитель говорит о том, что все символы, которые были рассмотрены, является неофициальными символами, кроме них есть еще символы официальные (государственные) – слайд № 3 презентации.
К государственным символам любой страны, в том числе и России, относятся – герб, флаг и гимн - слайд № 3, 4.
Далее учитель просит учеников определить тему урока. Ответы учеников: Символы государств, государственные символы, государственные символы России.
В тетради обучающиеся записывают тему урока и перечисляют государственные символы.
Практическая работа обучающихся.
Учитель организует работу (9 мин.) с материалами учебника по группам: класс делится на три группы по рядам и получает задание (приложение №1):
-Из каких частей состоит герб?
-Какова его история?
-Что символизируют фигуры двуглавого орла и всадника?
-Как изменилось изображение орла в XVIII веке по сравнению с XV веком?
-На каком гербе и почему орел выглядит более грозно?
- Как выглядит флаг России?
-Когда отмечается День флага России?
-Что символизируют цвета флага?
-Какова его история?
- Какие почести отдают флагу?
-Какова история гимна?
-Кто автор современного гимна?
-Какие строки кажутся наиболее важными?
-Как принято слушать гимн?
После выполнения проводится беседа по вопросам, а остальные два ряда делают краткие записи в тетради (9 мин).
Во время выступлений учащихся демонстрируются слайды № 3, 4, 5, 6, прослушивается фрагмент аудиозаписи гимна.
Проводится тест (6 мин.), слайд № 7.
1.Герб России символизирует силу и мощь государства?
2.Флаг России не изменялся со времен Петра I?
3.Гимн России написан на слова Жуковского?
4. 22 августа – День российского флага?
5.С 2007 г. в День ПОБЕДЫ знамя ПОБЕДЫ может вывешиваться вместе с Государственным флагом?
Учитель организует взаимопроверку работ учащихся по слайдам № 8, 9.
Обучающиеся проверяют и оценивают работу друг друга попарно.
Ответы на тест: 1-да, 2- нет, 3- нет, 4- да, 5- да.
Формулирование ответа на проблемный вопрос. Учитель предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос, вспомнив все, что было изучено на уроке. Ответы обучающихся: Государственные символы воспитывают патриотизм, вызывают чувство гордости за свою страну; Государственные символы олицетворяют независимость государства и его особенности; Государственные символы сплачивают граждан, вызывают чувства единства и т.д. Эти и подобные ответы записываются в тетрадь.
Завершение урока (3 мин.).
Задание ученикам по рефлексии их деятельности (2 мин).
Фронтальная работа. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы: что больше всего запомнилось из урока? с каким чувством или ощущением покинете урок?
За короткое время нужно собрать обратную связь, по возможности, со всех обучающихся.
Обучающиеся коротко отвечают на вопросы. Возможные ответы: мне запомнилось значение цветов флага (или символов герба), ухожу с чувством гордости; мне запомнились правила прослушивания гимна (или использования герба и флага), ухожу со спокойным состоянием и т.д.
Формы контроля и оценки результатов урока (1 мин.).
Оценки выставляются за тест тем, кто не проявлял активности на уроке. Активным ученикам выставляется средняя оценка за тест, устную и групповую работу, или за тест и домашнюю работу.
Информация о домашнем задании ( 2 мин.).
Проще: найти и записать 3 пословицы о Родине. Вопросы и задание № 2 на стр. 106 учебника.
Список использованной литературы
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: Методическое пособие. М.: Школа-пресс, 2000. – 160 с.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. –2-е изд. –М.: ВАКО, 2016. – 208 с.
Приложение №1
РАБОТА В ГРУППАХ ПО ВОПРОСАМ
-Из каких частей состоит герб,
-какова его история,
-что символизируют фигуры двуглавого орла и всадника,
-как изменилось изображение орла в XVIII веке по сравнению с XV веком,
-на каком гербе и почему орел выглядит более грозно;
- как выглядит флаг России,
-когда отмечается День флага России,
-что символизируют цвета флага,
-какова его история,
- какие почести отдают флагу;
-какова история гимна,
-кто автор современного гимна,
-какие строки кажутся наиболее важными,
-как принято слушать гимн?
Приложение №2
1.Герб России символизирует силу и мощь государства?
2.Флаг России не изменялся со времен Петра I ?
3.Гимн России написан на слова Жуковского?
4. 22 августа – День российского флага?
5.С 2007 г. в День ПОБЕДЫ знамя ПОБЕДЫ может вывешиваться вместе с
Приложение №3
Дополнительный материал для 1 группы
Внешний вид герба
Фон герба Российской Федерации красный, это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Его крылья похожи на золотые солнечные лучи, а сама птица — на солнце. Правой лапой орел сжимает скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей (дракон) — символ зла — повержен героем. Верный конь топчет его копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
Хотя по форме современный герб как будто повторяет герб Российской империи при Петре I, на самом деле смысл его теперь трактуется по-другому.
Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России. Короны над главами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и могут рассматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной.
Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство.
Всадник, поражающий копьем дракона, означает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость.
Из истории создания российского герба
Любой символ имеет глубокий смысл, и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
У орла две головы. Почему? Россия — одна из немногих стран мира, расположенных сразу в двух частях света — Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад, единое тело — единое направление.
Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются государи, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. Личные привязанности и качества правителей отражаются на государственном гербе. Орел, которого изображали на печати Ивана III в XV в., был похож скорее на орленка. Крылья его опущены, никаких символов власти — Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
На гербе XVI в. в лапах орла появились меч и православный крест, означающий, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы римского распространить католичество, изменилась форма короны, орел поднял крылья и как бы взлетел. Над ним появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
На гербе начала XVII в. в лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконографическим изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. Это означало постоянную борьбу добра и зла.
Опишите внешний вид герба.
Воспроизведите историю создания российского герба.
Кто знает, кто такой Георгий Победоносец?
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей — дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда
велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Дополнительный материал для 2 группы
Первый российский флаг был принят при Петре I в 1693 г. Согласно его приказу на всех кораблях российского флота были подняты трехцветные флаги. На красном фоне был изображен двуглавый орел. С того времени несколько видов флагов олицетворяли статус Российской державы. Современный российский национальный флаг был принят в 1991 г.
Красный, белый и синий цвета на флаге появились при царе Алексее Михайловиче. Почему были выбраны именно эти цвета?
Синий цвет также был очень популярен. Небо, вода, целый мир ассоциировались с ним в Древней Руси. Кроме того, синий цвет являлся символом дружбы и союза славянских народов — русского, украинского и белорусского.
Белый цвет являлся символом веры в Бога, царя и Родину. В России люди всегда считали, что белый цвет означает свободу, открытость и чистоту.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значения цветов флага России:
белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
синий — цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Флаги в нашей стране до недавнего времени появлялись лишь в дни праздников. Теперь положение изменилось, появился даже национальный праздник - День российского флага.
Дополнительный материал для 3 группы
Слово гимн произошло от древнегреческого глагола гимено (петь, прославлять). Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
В отличие от прочих музыкальных произведений гимны способны воскрешать забытые чувства и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают связь поколений.
В истории нашего государства было несколько вариантов гимнов.
• С 1944 г. исполняется новый гимн СССР. Музыка для него была написана композитором А.В. Александровым, слова — С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном.
• В начале 2000-х гг. был принят современный гимн России на музыку гимна СССР А.В. Александрова, новый текст написал С.В. Михалков.
Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся, совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.
Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Тип урока: Изучение нового материала.
Понятийный аппарат урока: государственные символы, герб, гимн, флаг.
Оборудование: ПК с проектором, экран, презентация слайдов, географическая карта России, документы.
Орг. момент. Приветствие.( 2-3 мин.)
Повторение изученного. (10 мин.)
Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин)
Изучение нового материала по плану (10-12 мин.):
Главные символы государства
IV.Закрепление изученного материала (5 мин.)
V. Итог урока (10 мин.)
VI.Домашнее задание ( 1 мин.)
I. Организационный момент, приветствие учащихся.
Сегодня у нас с вами необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Поэтому работаем очень хорошо, быстро и чётко, не отвлекаемся. Мы с вами разделились на три группы, и будем работать в команде.
II. Актуализация знаний учащихся
На последних уроках мы с вами знакомились с понятиями: власть, государство, федерация, рассматривали виды, характерные черты и признаки этих понятий.
III. Повторение изученного материала.
И сейчас, Вам предстоит повторить терминологию
1. нация – группа людей, имеющих общий язык и традиции
2. государство – особая форма организации общества
3. власть- возможность влиять на других
4. закон – правовой документ
5. федерация - особое устройство государства, объединившее несколько территорий.
6. субъект федерации – территории из которых состоит федерация
7. конституция - основной закон страны
8. президент - должностное лицо избираемое народом
9. политика – искусство управления государством
10. Правительство – высший исполнительный орган
11. парламент – законодательный орган страны
12. выборы – способ участия граждан в политической жизни страны
13. суверенитет – независимость страны
14. гражданство – принадлежность к какому-либо государству
15. демократия – власть народа
16. Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству
17. Республика – форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами
18. Налоги – обязательные платежи в пользу государства
Проверка правильности выполнения задания.
IV. Постановка проблемы.
- Обратите внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии?
Слайд № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
- Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России? Что ещё могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (предположительные ответы учащихся: берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби и т.п.).
- А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).
- А теперь вновь посмотрите на экран. Что нужно добавить вместо знака вопроса? (Герб России и флаг России).
- В чём отличие верхнего ряда картинок от нижнего? (Это официальные символы государства)
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России)
V. Символы России. Герб РФ. Флаг РФ. Гимн РФ
- Назовите государственные символы нашей страны (Герб, гимн, флаг).
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
VI. Самостоятельная работа с учебником стр. 50-51 , со статьями Конституции и дополнительными источниками. Вам нужно найти ответы на вопросы. Каждая группа будет работать со своим символом.
VII. Разминка для глаз.
Чтобы снять напряжение глаз, выполним ряд упражнений.
Подвигайте глазами вверх-вниз, влево-вправо, вверх-вниз, влево-вправо.
Зажмурьтесь, считая до 10.
Представьте себе большой круг и глазами начните обводить его сначала по часовой стрелки, а потом – против часовой. 2 раза.
Представьте себе большой квадрат и начните переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний угол, затем из левого верхнего угла в правый нижний. 2 раза.
VIII. Обобщение и закрепление изученного материала.
Каждая группа отвечает на свои вопросы.
- А теперь мы с вами посмотрим информацию из истории российских символов. (просмотр слайдов).
IХ. Заключительный этап урока.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей.
Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ, неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.
Давайте с вами сейчас составим синквейн на тему "Государственные символы России".
Например: Синквейн на тему Герб
герб
символический, российский
символизирует, используется, представляет
эмблему государства, организованного общества города, или знатного рода
отличительный знак
Синквейн на тему Флаг
флаг
государственный, военно-морской
поднимают, является, используют
полотнище прямоугольной формы, имеющее какую-либо специальную расцветку
символ
Синквейн на тему Гимн
гимн
национальный, религиозный
вызывает, превозносит, поется
торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо
музыкальное сочинение
Х. Самооценка.
Оценка своей деятельности на уроке.
А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о величии нашего государства. Чтобы в ваших в сердцах всколыхнула гордость за нашу страну.
XI. Домашнее задание: 1. попробуйте придумать герб, гимн, флаг вашей семьи.
2. Создать презентацию о символах Шурышкарского района или Овгорта.
Методическая литература:
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.
Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.
Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.
Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.
Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.
Конституция Российской Федерации.
Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.
Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002
Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.
Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.
Читайте также: