План урока государственные символы россии

Обновлено: 02.07.2024

-способствовать развитию умений учащихся применять полученные знания, получать информацию из социальной среды, в которой они находятся, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование занятия :

-изображение герба, флага Российской Федерации, герб и флаг Москвы

-раздаточный материал: тексты гимна России и Москвы, изображение гербов и флагов России и Москвы

Основные понятия : государство, государственная символика, герб, гимн, флаг.

План изучения темы :

1.Понятие - государственная символика.

6.Гражданин и государственная символика.

(Политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу).

П ризнаки государства

Суверенитет Территория Государственный Налоги Нац. Валюта Армия

Символы государства – непременный признак государственного суверенитета. Триединство государственной символики – герб, гимн, флаг (сложилось в мировой практике в XIX веке).

Что кроме герба, флага и гимна является, по-вашему мнению, символом России? (Президент, Московский Кремль).

II .Государственный флаг.

Что такое государственный флаг? (Официальный символ государства. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Флаги ведут свое происхождение от знамен и штандартов).

Как возник российский триколор. Этот триколор появился ещё в XVII веке. При Петре I он стал флагом российского торгового флота. С конца XIX века до октября 1917 года бело-сине-красный флаг был Государственным флагом России. Эти цвета любили на Руси. По этой причине не прижился в качестве государственного черно-желто-белый государственный флаг, появившийся во второй половине XIX века и просуществовавший очень недолго.

Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и красной 5-конечной звезды, обрамленной золотой каймой над ними.

Предлагается рассмотреть изображение государственного флага РФ. Государственный флаг РФ принят в 1991 году , он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого; средней – синего; нижней – красного цвета.

Где можно увидеть государственный флаг – в органах государственной власти и управления, посольствах, торгпредставительствах.

III . Российский герб.

Что такое герб? – законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Когда происходит наша каждодневная встреча с гербом страны? (монеты, паспорта, печати).

Что вам известно об истории российского герба? Рождение двуглавого орла в символике России связано с Иваном III , женатого на Зое (Софье) Палеолог – племяннице последнего византийского императора Константина XI Драгаса. Это было изображение византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами на желтом (золотом) фоне.

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения, связанные с введением в него титульных гербов, не менявшие общего вида.

После февральской революции 1917 года государственный герб в старом виде перестал употребляться. Рисунок нового герба представлял собой двуглавого орла с опущенными крыльями и как бы поникшими головами без каких-либо аксессуаров.

Государственный герб РФ – рассмотреть изображение.

30 ноября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ, по которому государственным гербом стал двуглавый орел:

Почему законом предусматривается ответственность за нарушение закона об использовании государственного герба РФ, за неуважительное отношение к нему или надругательство над ним?

IV .Гимн России.

Что такое гимн? Гимн – (от греч. Hymnos ) – торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства.

Вспомните государственный гимн России. С какими рубежами истории они связаны?

Какими словами отечественной истории вы можете прокомментировать слова гимна: «Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена?

Когда особенно наглядно проявляется объединяющее действие государственного гимна?

V . Символика Москвы.

Москва столица РФ имеет свою символику. Охарактеризуйте её (см. изображение московской символики):

Как связаны (по происхождению и виду) символика России и Москвы?

Чем объясняется эта связь?

VI . Гражданин и государственная символика.

Какие правила поведения гражданина в связи с государственной символикой вы знаете? Как законодательство закрепляет эти правила? (Конституция РФ)

Как связана гражданская позиция человека и его отношение к государственной символике?

Согласны ли вы с утверждением.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.


Полный текст материала Конспект урока обществознания "Государственная символика России" для 6-8 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема урока: Государственные символы России

Цель урока: способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации

Предметные : научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Личностные УУД : воспитание патриотизма, толерантности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, народ и историю

Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: Герб, флаг, гимн; скипетр, держава

Метапредметные связи : история, кубановедение

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с раздаточным материалом.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Учитель : создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Учащиеся: слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Показ слайдов (№1,2 ) с изображением государственной символики разных государств.

Учитель : задает вопросы:

- Что вы видите на экране?

- Найдите понятия, объединяющие эти изображения.

- Сформулируйте тему нашего урока

- Что мы должны узнать, чтобы изучить данную тему?

Учащиеся : - внимательно смотрят на экран, отвечают на вопросы. (Предполагаемый ответ:

  • Это гербы и флаги разных государств.
  • Это государственные символы)

- Формулируют тему урока. ( Тема: Государственные символы России) СЛ.№3

  • 1. Государственный герб.
  • 2. Государственный флаг.
  • 3. Государственный гимн.

Учитель : организует беседу по вопросам:

– Что является символами государства?

– Как выглядят символы нашего государства? нашего края?

– А всегда ли в России были такие гимн, герб, флаг?

– Какое значение для государства имеют государственные символы?

III. Изучение нового материала

Работа с понятиями:

- Что такое символ?

Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. СЛ.№5

Действительно символов России много - это и Кремль , и Знамя Победы , и березы , и матрешки , и наши русские самовары. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

- Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными.

Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.

- Но почему выбрана именно такая государственная символика?

- Что означает наш герб, гимн, флаг?

Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.

Учитель: показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Нацеливает учащихся на работу по самостоятельному изучению материала и организует беседу по вопросам: ( работа с учебником стр.99-105)

– Что такое геральдика?

– Где изображают герб РФ?

– Что говорит закон о гербе РФ? ( ответы детей)

- Выполните задание №2 стр. 64 в рабочей тетради.

- Мы выяснили, какой герб у России? А как выглядит герб Краснодарского края? (варианты детей) СЛ.№ 7

Следующий символ Российской Федерации, ее субъектов и городов – это флаг.

- На каждой парте конверт с полосками разного цвета, со своим соседом по парте выберите и расположите полосы Флага РФ (белый, синий, красный) и Краснодарского края в правильной последовательности (синий, малиновый, зеленый). Сложите и наклейте на бумагу. Покажите свои работы!

Для запоминания расположения цветов флага РФ, двустишье: Бело-сине-красный - русский флаг прекрасный! СЛ.№ 8

- Ребята, а вы знаете, что означают эти цвета?

- да, вера, надежда и любовь; чистоту, совершенство, кровь и т.д.

Работа с текстом учебника.

- Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?

- Когда появился трехцветный флаг?

- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)

- Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?

- Почему Знамя Победы является символом?

- Где и когда было водружено Знамя Победы?

- Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году? ( ответы учащихся)

Учитель : задаёт опережающее домашнее задание – подготовить материал о гербе и флаге Краснодарского края.

Учитель: - отгадайте загадку СЛ.№ 10 :

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её.

-предлагает прослушать запись Государственного гимна России и ответить на вопросы:

- какие правила поведения граждан существуют при исполнении гимна?

- какие чувства испытывает человек, когда звучит гимн?

- когда и где исполняется гимн РФ? Гимн Кубани?

Учащиеся : выполняют задание № 1 в рабочей тетради: выделяют строки современного Гимна, которые они считают самыми важными, и объясняют свой выбор.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

- Ответьте на следующие вопросы: СЛ.№ 11,12

1 . День Государственного флага Российской Федерации ?

- нет верного ответа

- это веселое музыкальное произведение

- это отличительный знак

- это торжественное музыкальное произведение

- нет верного ответа

3. Какого цвета щит на гербе России?

- нет верного ответа

4. Золотой шар с крестом наверху

- нет верного ответа

5. Какая птица изображена на гербе?

- нет верного ответа

6. Как называют воина, который сражается на коне?

- нет верного ответа

7. Автором слов современного государственного гимна России является поэт :

- нет верного ответа

8. Современный государственный гимн России утвержден на музыку композитора:

- нет верного ответа

V. Итоги урока. Рефлексия.

- Составить синквейн СЛ.№ 13 на изученную тему:

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

1 строка – существительное (это тема синквейна)
2 строка – два прилагательных (раскрывающие данную тему)
3 строка – три глагола (опысывающие действия, относящиеся к теме)
4 строка – фраза из четырёх слов (предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме)
5 строка – существительное – синоним (слово-резюме, существительное, которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой)

- Какую тему мы начали сегодня изучать?

- Зачем мы изучаем такую тему?

Сегодня вы прекрасно работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать государственные символы. Сегодня мы познакомились с символами нашего государств

VI. Выставление оценок и их комментирование

VII. Домашнее задание. СЛ.№ 14

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 28.06.2004 N 730-КЗ

Статья 7. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине средней полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте: желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины - 2:3.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока

по обществознанию

Разработал: Сычева Роза Ансаровна

Проверил: Муравьева Раиса Александровна

ФИО руководителя практики

Дата проведения: 22.03.2017 года

Тип урока: открытие нового знания

Технология урока: Проблемная

Цель урока: Сформировать представления обучающихся о государственной символике РФ.

1) Расширить знания о государственных символах РФ.

2) Совершенствовать аналитико – синтетические мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Воспитывать патриотизм и гражданственность.

Планируемые образовательные результаты:

Обучающиеся научатся описывать государственную символику, проявлять приверженность нравственным патриотическим ценностям.

Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно формулировать высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Высказывание своего мнения; способность работать в команде; готовность вести диалог.

Сравнивать способ действия и результат с эталоном.

Осознание и принятие российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Родине, чувства гордости за свое государство, прошлое и настоящее многонациональной России.

Оборудование: Боголюбов Л.Н. Обществознание, 5 класс; дополнительный материал на карточках; презентация к уроку, фонограмма Гимн России, ПК, политическая карта России.

Основные термины, понятия: Символы, герб, флаг, гимн, геральдика, держава, скипетр.

Организационная часть — 2 мин.

Проверка домашнего задания – 6 мин.

3. Открытие новых знаний — 8 мин.

4. Практическая работа учащихся — 24 мин.

5. Завершение урока, рефлексия— 3 мин.

1.Организационный момент.

На доске записана дата и классная работа.

Приветствие. Учитель приветствует, собирает сведения об отсутствующих. Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на учебную работу, подают сведения об отсутствующих (2 мин.).

Фронтальная работа. Подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового знания. Учитель спрашивает обучающихся о настрое на урок через вопросы: какой урок был предыдущим, с каким настроением вы пришли на урок обществознания? На этом этапе устанавливается психологический контакт между учителем и классом.

2.Проверка домашнего задания и актуализация знаний, необходимых для освоения новых знаний (6 мин).

Фронтальный опрос: В какой стране мы живем? Как раньше называлась наша страна? Что такое федерация? Назовите известные вам субъекты федерации. Покажите на карте в каком субъекте федерации мы живем. Какие народы проживают в РФ? Кто такой патриот?

Ответы учеников: мы живем в России, в Российской Федерации; раньше наша страна называлась Российская империя, СССР; Федерация – это союз, объединение. Российская федерация состоит из относительно самостоятельных частей – субъектов; субъекты: Оренбургская область, Самарская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и др.; в РФ проживают русские, татары, башкиры, немцы, цыгане, украинцы, белорусы, удмурты, калмыки и др.; патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины и своего народа.

Открытие нового знания.

Проводится разминка (5 мин.) – ассоциирование зрительных образов с имеющимися знаниями и представлениями, организуется беседа по вопросам:

- с какими странами ассоциируются следующие изображения (Эйфелева башня, Биг-Бэн, пирамиды Египта, слоны, Христианский храм)- слайд №1 презентации.

Ответы учеников: Франция, Англия, Египет, Индия, Россия.

Ответы учеников: все эти изображения символизируют определенные страны.

А что же такое символ? Как вы думаете, как можно определить это понятие?

Ответы учеников: знак, обозначение.

Записывают в тетрадь определения (2 мин.):

1. Символы – отличительные знаки или изображения.

- Каждая страна имеет свои символы. Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение.

Затем учитель предлагает сделать наоборот. Он называет страну, а обучающиеся отвечают, с чем она ассоциируется. Учитель называет Россию. Ученики называют свои ассоциации.

Ответы учеников: медведь, Кремль, матрешки, зима, пшеничные поля, березка, балалайка, Волга и др. – см. слайд № 2.

Учитель говорит о том, что все символы, которые были рассмотрены, является неофициальными символами, кроме них есть еще символы официальные (государственные) – слайд № 3 презентации.

К государственным символам любой страны, в том числе и России, относятся – герб, флаг и гимн - слайд № 3, 4.

Далее учитель просит учеников определить тему урока. Ответы учеников: Символы государств, государственные символы, государственные символы России.

В тетради обучающиеся записывают тему урока и перечисляют государственные символы.

Практическая работа обучающихся.

Учитель организует работу (9 мин.) с материалами учебника по группам: класс делится на три группы по рядам и получает задание (приложение №1):

-Из каких частей состоит герб?

-Какова его история?

-Что символизируют фигуры двуглавого орла и всадника?

-Как изменилось изображение орла в XVIII веке по сравнению с XV веком?

-На каком гербе и почему орел выглядит более грозно?

- Как выглядит флаг России?

-Когда отмечается День флага России?

-Что символизируют цвета флага?

-Какова его история?

- Какие почести отдают флагу?

-Какова история гимна?

-Кто автор современного гимна?

-Какие строки кажутся наиболее важными?

-Как принято слушать гимн?

После выполнения проводится беседа по вопросам, а остальные два ряда делают краткие записи в тетради (9 мин).

Во время выступлений учащихся демонстрируются слайды № 3, 4, 5, 6, прослушивается фрагмент аудиозаписи гимна.

Проводится тест (6 мин.), слайд № 7.

1.Герб России символизирует силу и мощь государства?

2.Флаг России не изменялся со времен Петра I?

3.Гимн России написан на слова Жуковского?

4. 22 августа – День российского флага?

5.С 2007 г. в День ПОБЕДЫ знамя ПОБЕДЫ может вывешиваться вместе с Государственным флагом?

Учитель организует взаимопроверку работ учащихся по слайдам № 8, 9.

Обучающиеся проверяют и оценивают работу друг друга попарно.

Ответы на тест: 1-да, 2- нет, 3- нет, 4- да, 5- да.

Формулирование ответа на проблемный вопрос. Учитель предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос, вспомнив все, что было изучено на уроке. Ответы обучающихся: Государственные символы воспитывают патриотизм, вызывают чувство гордости за свою страну; Государственные символы олицетворяют независимость государства и его особенности; Государственные символы сплачивают граждан, вызывают чувства единства и т.д. Эти и подобные ответы записываются в тетрадь.

Завершение урока (3 мин.).

Задание ученикам по рефлексии их деятельности (2 мин).

Фронтальная работа. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы: что больше всего запомнилось из урока? с каким чувством или ощущением покинете урок?

За короткое время нужно собрать обратную связь, по возможности, со всех обучающихся.

Обучающиеся коротко отвечают на вопросы. Возможные ответы: мне запомнилось значение цветов флага (или символов герба), ухожу с чувством гордости; мне запомнились правила прослушивания гимна (или использования герба и флага), ухожу со спокойным состоянием и т.д.

Формы контроля и оценки результатов урока (1 мин.).

Оценки выставляются за тест тем, кто не проявлял активности на уроке. Активным ученикам выставляется средняя оценка за тест, устную и групповую работу, или за тест и домашнюю работу.

Информация о домашнем задании ( 2 мин.).

Проще: найти и записать 3 пословицы о Родине. Вопросы и задание № 2 на стр. 106 учебника.

Список использованной литературы

3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: Методическое пособие. М.: Школа-пресс, 2000. – 160 с.

5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. –2-е изд. –М.: ВАКО, 2016. – 208 с.

Приложение №1

РАБОТА В ГРУППАХ ПО ВОПРОСАМ

-Из каких частей состоит герб,

-какова его история,

-что символизируют фигуры двуглавого орла и всадника,

-как изменилось изображение орла в XVIII веке по сравнению с XV веком,

-на каком гербе и почему орел выглядит более грозно;

- как выглядит флаг России,

-когда отмечается День флага России,

-что символизируют цвета флага,

-какова его история,

- какие почести отдают флагу;

-какова история гимна,

-кто автор современного гимна,

-какие строки кажутся наиболее важными,

-как принято слушать гимн?

Приложение №2

1.Герб России символизирует силу и мощь государства?

2.Флаг России не изменялся со времен Петра I ?

3.Гимн России написан на слова Жуковского?

4. 22 августа – День российского флага?

5.С 2007 г. в День ПОБЕДЫ знамя ПОБЕДЫ может вывешиваться вместе с

Приложение №3

Дополнительный материал для 1 группы

Внешний вид герба

Фон герба Российской Федерации красный, это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Его крылья похожи на золотые солнечные лучи, а сама птица — на солнце. Правой лапой орел сжимает скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценны­ми камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. На груди орла помещено изображе­ние всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей (дракон) — символ зла — повержен героем. Верный конь топчет его копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.

Хотя по форме современный герб как будто повторяет герб Россий­ской империи при Петре I, на самом деле смысл его теперь трактуется по-другому.

Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европей­ской и азиатской частях России. Короны над главами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и могут рас­сматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законо­дательной, административной и судебной.

Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту го­сударства и его единство.

Всадник, поражающий копьем дракона, означает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и незави­симость.

Из истории создания российского герба

Любой символ имеет глубокий смысл, и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.

У орла две головы. Почему? Россия — одна из немногих стран мира, расположенных сразу в двух частях света — Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад, единое тело — единое направление.

Государственные символы являются отражением истории государ­ства. С течением времени меняются государи, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. Личные привязанности и ка­чества правителей отражаются на государственном гербе. Орел, которого изображали на печати Ивана III в XV в., был похож скорее на орленка. Крылья его опущены, никаких символов власти — Россия только начи­нает формироваться как централизованное государство.

На гербе XVI в. в лапах орла появились меч и православный крест, означающий, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы римского распространить католичество, изменилась форма короны, орел поднял крылья и как бы взлетел. Над ним появля­ются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.

На гербе начала XVII в. в лапах орла появляются символы самодер­жавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с ико­нографическим изображением Георгия Победоносца — защитника Отече­ства, борющегося со змием. Это означало постоянную борьбу добра и зла.

Опишите внешний вид герба.

Воспроизведите историю создания российского герба.

Кто знает, кто такой Георгий Победоносец?

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой по­кровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей — дракон. Поселился он в темной пещере на бере­гу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда

велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Дополнительный материал для 2 группы

Первый российский флаг был принят при Петре I в 1693 г. Согласно его приказу на всех кораблях российского флота были подняты трехцвет­ные флаги. На красном фоне был изображен двуглавый орел. С того вре­мени несколько видов флагов олицетворяли статус Российской державы. Современный российский национальный флаг был принят в 1991 г.

Красный, белый и синий цвета на флаге появились при царе Алексее Михайловиче. Почему были выбраны именно эти цвета?

Синий цвет также был очень популярен. Небо, вода, целый мир ас­социировались с ним в Древней Руси. Кроме того, синий цвет являлся символом дружбы и союза славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Белый цвет являлся символом веры в Бога, царя и Родину. В Рос­сии люди всегда считали, что белый цвет означает свободу, открытость и чистоту.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следу­ющая трактовка значения цветов флага России:

белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

синий — цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Флаги в нашей стране до недавнего времени появлялись лишь в дни праздников. Теперь положение изменилось, появился даже националь­ный праздник - День российского флага.

Дополнительный материал для 3 группы

Слово гимн произошло от древнегреческого глагола гимено (петь, прославлять). Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

В отличие от прочих музыкальных произведений гимны способны воскрешать забытые чувства и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают связь поколений.

В истории нашего государства было несколько вариантов гимнов.

• С 1944 г. исполняется новый гимн СССР. Музыка для него была написана композитором А.В. Александровым, слова — С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном.

• В начале 2000-х гг. был принят современный гимн России на музыку гимна СССР А.В. Александрова, новый текст написал С.В. Михалков.


Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся, совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.

Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Тип урока: Изучение нового материала.

Понятийный аппарат урока: государственные символы, герб, гимн, флаг.

Оборудование: ПК с проектором, экран, презентация слайдов, географическая карта России, документы.

Орг. момент. Приветствие.( 2-3 мин.)

Повторение изученного. (10 мин.)

Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин)

Изучение нового материала по плану (10-12 мин.):

Главные символы государства

IV.Закрепление изученного материала (5 мин.)

V. Итог урока (10 мин.)

VI.Домашнее задание ( 1 мин.)

I. Организационный момент, приветствие учащихся.

Сегодня у нас с вами необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Поэтому работаем очень хорошо, быстро и чётко, не отвлекаемся. Мы с вами разделились на три группы, и будем работать в команде.

II. Актуализация знаний учащихся

На последних уроках мы с вами знакомились с понятиями: власть, государство, федерация, рассматривали виды, характерные черты и признаки этих понятий.

III. Повторение изученного материала.

И сейчас, Вам предстоит повторить терминологию

1. нация – группа людей, имеющих общий язык и традиции

2. государство – особая форма организации общества

3. власть- возможность влиять на других

4. закон – правовой документ

5. федерация - особое устройство государства, объединившее несколько территорий.

6. субъект федерации – территории из которых состоит федерация

7. конституция - основной закон страны

8. президент - должностное лицо избираемое народом

9. политика – искусство управления государством

10. Правительство – высший исполнительный орган

11. парламент – законодательный орган страны

12. выборы – способ участия граждан в политической жизни страны

13. суверенитет – независимость страны

14. гражданство – принадлежность к какому-либо государству

15. демократия – власть народа

16. Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству

17. Республика – форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами

18. Налоги – обязательные платежи в пользу государства

Проверка правильности выполнения задания.

IV. Постановка проблемы.

- Обратите внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии?

Слайд № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

- Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России? Что ещё могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (предположительные ответы учащихся: берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби и т.п.).

- А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).

- А теперь вновь посмотрите на экран. Что нужно добавить вместо знака вопроса? (Герб России и флаг России).

- В чём отличие верхнего ряда картинок от нижнего? (Это официальные символы государства)

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России)

V. Символы России. Герб РФ. Флаг РФ. Гимн РФ

- Назовите государственные символы нашей страны (Герб, гимн, флаг).

Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.

VI. Самостоятельная работа с учебником стр. 50-51 , со статьями Конституции и дополнительными источниками. Вам нужно найти ответы на вопросы. Каждая группа будет работать со своим символом.

VII. Разминка для глаз.

Чтобы снять напряжение глаз, выполним ряд упражнений.

Подвигайте глазами вверх-вниз, влево-вправо, вверх-вниз, влево-вправо.

Зажмурьтесь, считая до 10.

Представьте себе большой круг и глазами начните обводить его сначала по часовой стрелки, а потом – против часовой. 2 раза.

Представьте себе большой квадрат и начните переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний угол, затем из левого верхнего угла в правый нижний. 2 раза.

VIII. Обобщение и закрепление изученного материала.

Каждая группа отвечает на свои вопросы.

- А теперь мы с вами посмотрим информацию из истории российских символов. (просмотр слайдов).

IХ. Заключительный этап урока.

Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей.

Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ, неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.

Давайте с вами сейчас составим синквейн на тему "Государственные символы России".

Например: Синквейн на тему Герб

герб
символический, российский
символизирует, используется, представляет
эмблему государства, организованного общества города, или знатного рода
отличительный знак

Синквейн на тему Флаг

флаг
государственный, военно-морской
поднимают, является, используют
полотнище прямоугольной формы, имеющее какую-либо специальную расцветку
символ

Синквейн на тему Гимн

гимн
национальный, религиозный
вызывает, превозносит, поется
торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо
музыкальное сочинение

Х. Самооценка.

Оценка своей деятельности на уроке.

А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о величии нашего государства. Чтобы в ваших в сердцах всколыхнула гордость за нашу страну.

XI. Домашнее задание: 1. попробуйте придумать герб, гимн, флаг вашей семьи.

2. Создать презентацию о символах Шурышкарского района или Овгорта.

Методическая литература:

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.

Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.

Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.

Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.

Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.

Конституция Российской Федерации.

Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.

Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.

Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002

Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.

Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.

Читайте также: