Что такое белорусоведение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Введение нового спецкурса в белорусских вузах выполняется в рамках националистической повестки

Марзалюк, вероятно, и сам не понял, как походя оплевал не только министра образования, возглавляемое им ведомство и Академию наук, но и всю систему высшего образования республики. Очевидно, заявленная им отмена курсов психологии и педагогики в высших учебных заведениях преждевременна, коль скоро сам профессор демонстрирует такой уровень культуры.

Особого внимания заслуживает выдвинутое Марзалюком обвинение западнорусизма во лжи, которое обычно используют местечковые русофобы-националисты. Напомним, западнорусизм — идейное течение, признающее триединство руссского народа во всём его этнографическом многоообразии и рассматривающее народности исторической Западной Руси как неотъемлемую часть Русского мира, а саму Западную Русь — как часть Русской земли, разделённой различными границами. Судя по риторике могилёвского историка, академик Евфмий Карский в процессе своей научной деятельности распространял ложь. Или Михаил Коялович, братья Солоневичи, отец и сын Лосские, а также многие другие выдающиеся белорусские учёные, до уровня которых Марзалюку бесконечно далеко — лжецы. Так выглядит позиция человека, обласканного Лукашенко и занимающегося ровно тем же, чем давно заняты его коллеги на Украине.

В данной ситуации было бы логично провести общественное обсуждение новой типовой программы с привлечением коллег из другой части Союзного государства Белоруссии и России, коль скоро был подписан Договор о Союзном государстве и заявлена цель создания единого гуманитарного пространства. Однако этого вряд ли следует ожидать.

Любые трансформации, в том числе касающиеся бюджетной сферы, несут коррупционные риски. О том, как они проявляют себя в системе высшего образования, написано и сказано немало. Гораздо опаснее то, что нововведения могут быть поставлены на службу воинствующему национализму, который не первый век последовательно уничтожает общерусское самосознание в Белоруссии, насаждает русофобские мифы и переформатирует общественное сознание.

В конце XVIII - первой половине XIX в. культура белорусских земель развивалась под воздействием идей Просвещения и романтизма. Для романтизма характерна идеализация природы, действительности и исторических деятелей.

1. Образование. В начале XIX в. в Российской империи проводилась реформа системы образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Территория Беларуси вошла в Виленский учебный округ, созданный в 1803 г. Попечителем Виленского учебного округа был назначен князь А.Чарторыйский. Центром образования являлся Виленский университет. Преподавание в университете велось на польском языке. Однако в 1832 г. Виленский университет был закрыт, так как каждый третий его студент принимал участие в восстании 1830—1831 гг.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.

Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Таким образом было положено начало музейному делу в Беларуси.

Творчество А. Мицкевича и В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.

6. Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствующим стилем был классицизм. Внешний вид дворцов, административных зданий, храмов соответствовал принципам античной архитектуры. Городская застройка становилась симметричной, соблюдалась прямолинейность улиц и площадей. В стиле классицизма были построены дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве, губернаторский дворец в Витебске. Романтизм распространился в садово-парковом искусстве. В первой половине XIX в. в Бобруйске, Борисове и Бресте были построены крепости.

1. Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения

Были открыты начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Среднее образование можно было получить в гимназиях, а также иезуитских коллегиумах. Высоким уровнем обучения выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, действовавшую в 1812-1820 гг.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.

Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Е. и К. Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Таким образом было положено начало музейному делу в Беларуси.

Творчество А. Мицкевича и В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.

2. Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90-х гг. XX — начале XXI в.

1. Формирование политической системы в Республике Беларусь. В середине 1990-х гг. назрела необходимость четкого определения полномочий Президента, Правительства и Парламента, поскольку наблюдался определенный дисбаланс взаимоотношений между различными ветвями власти. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь, Парламент являлся единственным законодательным органом государственной власти.
Президент, выборы которого состоялись в 1994 г., провозглашался главой государства и исполнительной власти.

Важную роль во взаимоотношениях между законодательной (Парламент) и исполнительной (Президент) ветвями власти сыграл республиканский референдум, проведенный 24 ноября 1996 г. На голосование были вынесены два проекта Конституции, один — предложенный Президентом, второй — депутатами Верховного Совета. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. В альтернативном депутатском проекте вообще не предусматривалась должность Президента, институт президентства ликвидировался и предлагалось возвращение к парламентской республике. За принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом, проголосовало 70,4 % избирателей. Проект Верховного Совета Республики Беларусь поддержало 7,9 % избирателей. Большинство избирателей (88,2 %) проголосовало также за предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля — день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков.

Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме, создала новую модель управления, при которой произошла значительная персонификация власти в лице Президента, который является главой государства и центром принятия политических решений.
В Конституции предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Он получил право законодательной инициативы, то есть право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси. Глава государства обладает также широким кругом полномочий в области исполнительной власти.

В 2001 г. были проведены президентские выборы на альтернативной основе. В них приняли участие три кандидата на данную должность. 75,6 % избирателей отдали свои голоса за Л. Г. Лукашенко, который был избран Президентом Республики Беларусь на второй срок.

2. Свидетельством укрепления института президентской власти стали итоги республиканского референдума 17 октября 2004 г. Вопрос, вынесенный на общенародное обсуждение: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции

На президентских выборах, состоявшихся в 2006 г., в голосовании приняли участие 92,9 % избирателей. Из четырех кандидатур, которые принимали участие в выборах, за Л. Г. Лукашенко проголосовало 83 % избирателей, что составляет более пяти с половиной миллионов граждан нашей страны.

В президентских выборах 2010 г. участвовало 10 кандидатов на пост главы государства. Из 90,6 % избирателей, принявших участие в голосовании, 79,6 % отдали свои голоса действующему Президенту Республики Беларусь.
В итоге выборов Президента Республики Беларусь в 2015 г., в которых участвовало 4 кандидата, 83,5 % избирателей поддержали А. Г. Лукашенко.
Неотъемлемым элементом структуры управления стали Всебелорусские народные собрания, проведенные в 1996,2001,2006,2010, 2016 гг.

3. Общественно-политическая жизнь представлена различными политическими партиями и общественными объединениями. Самыми большими по количеству членов являются партии коммунистического направления — Коммунистическая партия Беларуси и Партия коммунистов Белорусская. Их цели и задачи заключаются в построении коммунизма, ориентации на социалистический путь развития, ведущий к созданию бесклассового общества социальной справедливости, возрождении на добровольной основе государственного союза советских народов. Сторонники коммунистических партий в своем большинстве поддерживают основные направления государственной политики и развитие интеграционных процессов с Россией.

Социал-демократическое направление представляют Белорусская социал-демократическая партия (Громада) и др. Эти партии выступают за преодоление кризисных явлений в экономике, социальную защиту интересов различных групп населения.

Либеральное направление составляют Объединенная гражданская партия и др., выступают за приоритет частных интересов, минимизацию роли государства в экономической жизни общества, широкомасштабную приватизацию государственной собственности, во внешнеполитической сфере ориентируются на Запад.

Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) является преемником лучших традиций комсомола Беларуси и самым крупным объединением молодежи, которое поддерживается государственной властью. Цель БРСМ состоит в создании условий для всестороннего развития молодежи и раскрытия ее творческого потенциала. По состоянию на 2010 г. ряды БРСМ насчитывали около 500 тыс. человек.

3. Анализ исторических фактов на основе статистических данных

Анализ количественных показателей, свидетельствующих об определенном явлении в социально-экономическом развитии БССР

Если в 1966 г. городских жителей в БССР насчитывалось 3,3 млн человек (39 % от общей численности населения), то в 1985 г. — 6,2 млн (62 %). Статистические данные свидетельствуют о процессе урбанизации — количественном росте городов и увеличении городского населения. В республике были построены новые благоустроенные города — Солигорск, Новополоцк, Светлогорск. Быстрыми темпами развивалось жилищное строительство за счет возведения панельных домов. Факторами, которые обусловили отток сельского населения, особенно молодежи, в города и рост их населения, стали: открытие больших запасов калийных солей в Солигорском районе, что вызвало использование новых рабочих рук на построенных калийных комбинатах; строительство ряда крупных химических предприятий, среди которых Полоцкий нефтеперерабатывающий завод и Светлогорский завод искусственного волокна.

ЦТ online! История Беларуси и обществоведение запись закреплена

БЕЛОРУСОВЕДЕНИЕ - наука, изучающая историю, культуру, традиции, отличительные о общие черты белорусов.

🔺

Ян Чечот
Он издал 6 фольклорных песенных сборников. А ещё критиковался крепостников и верил в справедливость для крестьян.

🔺

Константин и Евстафий Тышкевичи
В 1842 году Константин основал в Логойск первый ИСТОРИЧЕСКИЙ музей
А в 1855 году по инициативе Евстафия был создан ВИЛЕНСКИЙ МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ.

А еще в первую половине 19 века по инициативе Струве проводились геодезические измерения, которые также затронули и территорию Беларуси. Они были нужны для определения размера и формы Земли.
Теперь Дуга Струве включена в Список Всемирного культурного и природного наследию ЮНЕСКО.

Читайте также: