Проект музейная педагогика в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга родителей воспитанников и педагогов ДОУ:

·30 % родителей воспитанников имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % родителей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, родители детей проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми

·Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини- музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.

Существуют противоречия

· между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

· необходимостью развития у детей познавательной активности и любознательности, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

· необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема. Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза. Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области познавательного, художественно-эстетического, речевого развития.

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта

Автор проекта

Реализаторы проекта

Вид проекта

Тип проекта

Среднесрочный, 4 месяца

Цель проекта

Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к искусству в целом через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

Задачи проекта

1. Создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;

2. Стимулировать самообразование педагогов.

3. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

5. Содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Краткое содержание проекта

Место проведения

г. Сортавала, Победы, д.4

Сроки проведения

Октябрь, ноябрь, декабрь 2017г., январь 2018г.

Количество участников проекта

160 человек (из них 16 педагогов)

Возраст детей

Форма проведения

Педагогические консультации для педагогов, семинар-практикум, обмен опытом, смотр-конкурс, педагогический совет, регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня

Практическая значимость проекта

Продукты проекта

Мини-музеи в возрастных группах и кабинетах специалистов; презентация мини-музея; паспорт мини-музея, специальные знаки для посетителей мини-музея, выставка детских творческих работ, дидактические игры для мини-музеев по теме музея.

Ожидаемые результаты

С педагогами:

  1. 1. Создание мини-музеев в возрастных группах ДОУ.
  2. 2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
  3. 3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.
  4. 4. Создание системы работы педагогов с родителями и детьми.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музеях

2. Повышение познавательной активности детей, развитие любознательности.

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

4.Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5.Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом.

План реализации проекта

Анкетирование родителей, педагогов

Накопление информации и материалов по организации работы с педагогами по музейной педагогике.

Подготовка методических рекомендаций по организации музейной деятельности в разных возрастных группах.

Создание условий для организации экспозиций.

(создание мини-музея в возрастных группах, кабинетах специалистов).

Подведение итогов реализации проекта:

Итоговое анкетирование родителей, педагогов

Создание мини-музеев в возрастных группах и кабинетах специалистов

Разработка паспорта музея, изготовление специальных знаков для посетителей музеев. Разработка конспектов сценариев по проведению музейной деятельности.

Практика распространения опыта:

Планирование методической работы

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Цель

Консультация для педагогов

Формирование у педагогов интереса к музейной педагогике; к восприятию изучения материала на данную тему

Консультация для педагогов

Обзор методической литературы по теме проекта

Обсудить все новинки педагогической литературы по данной теме

Консультация для педагогов

Изучение материала по постановке правильной цели мини-музея и решению разнообразных задач по ее выполнению

Консультация для педагогов

Изучение инновационной технологии

Консультация для педагогов

Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с детьми. Изучение материала.

Консультация для педагогов

Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с родителями. Изучение материала.

Консультация для педагогов

Формирование интереса у педагогов к музейной педагогике, изучение материала по организации игровой деятельности.

Консультация для педагогов

Развитие творческих способностей воспитателей и детей

Консультация для педагогов

Изучение материала по работе с детьми

Смотр-конкурс для педагогов ДОУ

Выявление лучшей творческой работы по организации мини-музея в учреждении

Педагогический Совет в ДОУ

Анализ творческой и организационной работы по проекту, выявление слабых и сильных сторон.

Методическое объединение учителей-логопедов

Распространение педагогического опыта.

Организация Дня открытых дверей с приглашением учителей СОЩ № 1, 4, 6.

Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки.

Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки;

Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31

Распространение педагогического опыта.

Повышение имиджа учреждения

Приложение № 1

8. Анкеты для родителей и педагогов

Список литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

5. Столяров Б. А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитатель: Иляскина Н. И.

Пояснительная запи c ка

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для c амореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из c ерьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую c реду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Музей , хранит подлинные свидетельства прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Известная основоположница отечественного ДО в ХХ века профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем c лучае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, c тановятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Я уверена , что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах, игрушками.

В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые игрушки.

Кроме того, создание мини - музей на базе нашего ДОУ, даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства можно выделить следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельные средства.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации, о дымковской игрушки.

C оциально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев города; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает :

• c обственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;

• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, игрушек из подручного материала;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое игрушки) .

Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) .

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ:

• Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод :

20 % детей могут объяснить, что такое музей;

5 % детей посещали музей;

35 % детей называют правила поведения в музее;

15 % - могут рассказать, какие предметы могут стать экспонатами в музее;

5 % семей воспитанников, имеют домашние коллекции.

Также выявили предпочтения детей в музейной тематике:

45 % детей выбрали военную тематику;

30 % тематику, связанную с животными и растениями;

15 % тематику изобразительных искусств;

10 % тематику игрушек.

Таким образом, можно c делать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

C уществуют противоречия :

• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

От c утствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.

Создание c истемы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к русской народной игрушки через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

1) c оздать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини- музея в ДОУ;

2)стимулировать самообразование педагогов.

3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

4) способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о дымковской игрушки;

5) содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

1. Создание мини-музея в ДОУ.

2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.

3.Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о дымковской игрушки на 5-10 %.

2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.

3. Развитие элементарных навыков по созданию дымковской игрушки.

4. Повышение познавательной активности детей в области художественного творчества .

5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки) .

6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

• выставка детских творческих работ.

• заведующий ДОУ, старший воспитатель;

• воспитатели и музыкальный руководитель;

• воспитанники детского сада,

Сроки проведения : 1 год

Практическая значимость проекта

• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.

• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ

Ресурсное обеспечение проекта

подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

методическое сопровождение проектной деятельности;

разработка системы планирования, методических материалов ( проект , картотека истории возникновения игрушки.) ;

-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;

-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

-консультации и семинары по педагогическому проектированию;

-создание банка методических материалов.

-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

-организация конкурса в группах ДОУ,

-накопление и обобщение педагогического опыта.

-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;

-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

1.2 Вспомогательный материал : паспорт музея, включающие в себя название, описание, способы росписи; иллюстрации игрушки .

1.3 Иллюстрации с изображением древних народных мастеров :

Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными промыслами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания создавать экспонаты для музея самим. В организации музея планируется участие родителей.

1 этап - подготовительный

Цель : c оздание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.

2 этап – практический

Цель : организация работы с детьми в мини – музее.

3 этап – заключительный

Цель : защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта

C одержание работы

Изучение литературы по музейной педагогике

Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ

Разработка критериев Конкурса

C оздание мини-музея

Разработка методических материалов по организации музея

Защита педагогического проекта на педсовете

Представление опыта работы на районных методических объединениях

2. Работа с детьми

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение районного краеведческого музея с детьми (родители)

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми

Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции

Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)

3. Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ

C писок литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

ВложениеРазмер
Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. 103.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МАДОУ №36 г.Печора

Филиппова Марина Александровна

Паспорт проекта 3

Проблемы, которые решает музейная педагогика 5

Функции музейной педагогики 6

Цель и задачи музейной педагогики 6

Ожидаемые результаты 7

Этапы проекта 7

Мини-музей спорта 23

Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Сроки реализации проекта

Источники финансирования проекта

Перечень сведений об участнике проекта:

Филиппова Марина Александровна

Сыктывкарское высшее педагогическое училище (педагогический колледж) №1 им. И.А.Куратова

Преподавание в начальных классах

Результаты реализации проекта

У детей расширился кругозор , активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж ДОУ в среде родителей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Проблемы, которые решает музейная педагогика

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В нашем городе существует только один историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Функции музейной педагогики

Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Цель и задачи музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

-Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

-Освоение нового типа непосредственно образовательной деятельности, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

-Формирование у дошкольников представления о музее.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

-Развитие речи и расширения словарного запаса.

-Воспитание культуры поведения.

1. Повышение уровня знаний детей о музее;

2. Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании;

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ ;

4. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев в группе, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5. Улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;

6. Повышение престижа ДОУ в среде родителей.

1 этап - подготовительный

Цель: создание мини-музеев и формирование условий для успешной реализации поставленных задач; вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

2 этап – практический

Цель: реализация поставленных задач.

3 этап – заключительный

Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта работы на педагогическом совете.

Реализовывая данный проект, мною также был разработан перспективный план мероприятий на учебный год.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Участники проекта: дети подготовительных логопедических групп ОНР, воспитатели, учителя – логопеды, родители

Актуальность проблемы

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. Они проявляют познавательный интерес к музею.

Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.

Календарный план реализации проекта:

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

1 этап подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ

Проведение диагностического обследования воспитанников;

заключение Договоров о сотрудничестве с музеями города, Выставочным залом и Детской библиотекой ДК Павлово – Покровский.

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

заключение Договоров о сотрудничестве

Заседание творческой группы

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

2 этап практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Организация в группах мини – музеев и выставок;

организация виртуального музея

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

В течение года согласно плану

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики

Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

- отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

Диссеминация опыта работы по заявленному проекту педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровне

Проведение мероприятий для педагогов и руководящих работников на различных уровнях через Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Итоговая защита проекта

Праздник правильной речи

Использование опыта ДОУ в дошкольных образовательных организациях города и района

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

(социальное партнерство с музеями, детской библиотекой ДК Павлово – Покровский)

Знакомьтесь – библиотека ! (сентябрь)

Обучение правилам пользования книгами, воспитание бережного отношения к ним.

Активизация познавательного интереса к объектам культуры в окружающем мире.

Обогащение словарного запаса.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах города и культурного поведения в общественных местах.

Формирование нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я – пешеход, я читатель, я – культурный человек)

Рассказ педагога о появлении книги. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку, просмотр фотографий здания и помещений библиотеки.

Чтение детской художественной литературы по выбору воспитателя и по запросу детей.

Привлечение воспитанников к совместному подбору книг и иллюстраций для образовательной деятельности.

Рассказ о любимых книгах из личного опыта педагога и беседа с детьми о книгах, которые им читают дома.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка по улицам района, прилегающим к ДОУ

Изготовление подарочной книжки - малышки

Экскурсия по библиотеке, рассказ о ее помещениях, их назначении, правилах поведения.

Рассказ библиотекаря о том, как стать настоящим читателем.

Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале.

Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращение с ней, возврата на прежнее место.

Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями.

Рассматривание работ на выставке детского творчества читателей библиотеки.

Представление и размещение на выставке книжки – малышки, сделанной воспитанниками детского сада.

Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку, приготовить к празднику Осени в библиотеки свои творческие работы (рисунки, поделки, стихотворения)

Праздник Осени (октябрь)

Развитие грамотной связной речи, памяти, внимания, эстетического восприятия городских скверов, парков.

Совершенствование навыков безопасного поведения на улицах района, общественных местах.

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Беседа с рассматриванием иллюстраций осенних пейзажей средней полосы России.

Наблюдение за объектами природы.

Чтение художественной литературы о природе родного края.

Разучивание стихотворений об осени.

Целевая экскурсия в Парк Победы.

Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природы.

Выставка поделок из природного материала.

Беседа – диалог библиотекаря об осени и ее особенностях.

Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них.

Презентация коллективных работ воспитанников детского сада.

Мой родной Павловский Посад (ноябрь)

Знакомство с историей возникновения г. Павловский Посад и памятниками культуры, историей района Южный (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями)

Расширение представлений детей о социальном, культурном и природном разнообразии родного города.

Формирование основ познавательно – ценностного отношения к социальной действительности, воспитание уважения к труду людей.

Развитие общей культуры детей в т.ч. культуры общения в разных условиях социокультурного пространства города.

Воспитание чувства любви к своей Родине, родному городу.

Рассказы о Павловском Посаде, его истории, о Южном районе, где находится детский сад.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин местных художников.

Чтение художественной литературы о России.

Интегрированная образовательная деятельность культурно – исторической тематики.

Целевые прогулки, экскурсии по району.

Организация мини – музеев

Беседа – диалог о Павловском Посаде.

Знакомство с символикой города и района.

Знакомство с книгами Павлово – Посадских писателей, чтение с детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде.

Музеи Павловского Посада (декабрь)

Приобщение детей к миру искусства через социокультурную среду музеев района.

Формирование образа музея как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно – историческое значение.

Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря.

Воспитание ценностного отношения к искусству.

Формирование интереса к русской истории и культуре, потребности к созданию прекрасного в своем окружении

Рассказ о том, как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях.

Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам.

Чтение народных и авторских произведений художественной литературы.

Посещение музеев г. Павловский Посад и Выставочного зала.

Презентация мини – музеев детского сада

Беседа – диалог о музеях Павловского Посада, объектах национальной культуры и истории.

Знакомство с интерьерами музеев.

Продолжение знакомства с музеями Москвы.

Выставка работ детского творчества.

Праздник русского платка и шали (январь)

Углубление знаний детей об особенностях русских головных уборов.

Формирование представлений о труде взрослых в семьях села Павлово ( ткачество)

Активизация познавательного интереса к истории родного края.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества.

Рассказ воспитателя об облике русской деревни, русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотношениях членов семьи, бытии и традициях русского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских красавиц в Павловских шалях.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников с изображением красавиц в национальных головных уборах

Встреча с художниками Платочной мануфактуры.

Праздник Русского платка

Беседа с библиотекаря о платочной мануфактуре.

Чтение книг о платках и шалях.

Выставка книг, в которых встречаются платки и шали.

Продолжение темы (февраль – март)

Культурные центры Павловского Посада (апрель)

Формирование устойчивого интереса к театральному виду искусства.

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Расширение представление о театральных профессиях.

Развитие интереса к театрализованным играм, творческой активности, выразительности, исполнительских умений (через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов).

Формирование социального опыта культурного досуга и поведения в большом Дворце культуре на примерах игровой и реальной ситуации.

Беседы о Дворце культуре, о театральном кружке, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видеоотрывков детских театральных постановок.

Рассказы детей из личного опыта о посещениях театра.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.

Разучивание ритмопластических этюдов.

Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр – драматизаций.

Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников.

Выступление детей подготовительной группы перед детьми младших групп с постановкой сказки.

Рассказ руководителя тетральной студии и библиотекаря о Дворце культуре Павлово – Покровский.

Кадровое обеспечение проекта

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

в проекте организации – заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

Читайте также: