Проект музей и дети в доу

Обновлено: 04.07.2024

Материал будет интересен и полезен воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.

Оценить 1872 0

Познавательно проект

1 квалификационной категории

Кашеварова Анастасия Анатольевна

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: художественно-эстетический.

По количеству участников: групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

Структура проекта:

Проблема: Несмотря на то, что наше село маленькое и имеет всего лишь один музей, большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям?

Актуальность:

Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.

Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.

Становление культуры музейной коммуникации и формирование начального опыта коллекционирования значимых предметов.

- формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;

- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы;

- развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;

- развитие связной речи;

- умения общаться со сверстниками и взрослыми;

- умения вести себя в общественных местах;

- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов.

Для родителей:

- повысить статус семейного воспитания;

- повысить мотивацию на активное сотрудничество.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- постановка целей и задач проекта;

- подборка наглядного материала, мультимедийной продукции;

- подборка книг с иллюстрациями;

- подбор методической литературы по теме, подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- определение тем и содержания экскурсий.

Опрос детей проходил в форме индивидуальной беседы по следующим вопросам:

1. Что такое музей?

2. Для чего он нужен?

3. Какие бывают музеи?

Цель опроса: выявить объем знаний и представлений детей о музее.

Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.

План реализации проекта:

Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности

Консультации для родителей.

Презентация собственной коллекции кукол и флаконов для духов А. В. Кругловой.

Презентация собственной коллекции кукол из разных стран Е. А. Сёминой.

Консультации для родителей.

Виртуальная презентации: собственной коллекции книг В. Б. Ивановой.

Презентация собственной коллекции снежных шаров из разных стран В. Пыжова.

Мастер-класс по изготовлению снежного шара Н. Г. Пыжова.

Строительство музея из конструктора.

Консультации для родителей.

Виртуальное посещение музеев России.

Консультации для родителей.

Экспонаты для мини-музея.

Планирование деятельности. Практическая часть проекта.

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей, воображение, творчество. Повысить самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. Развивать любознательность. Формирование навыков сортировки. Систематизировать информацию об окружающем мире. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к своим предкам, соблюдать традиции. Бережно относиться к культурному наследию народов. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям. Воспитывать культуру поведения в музее и общественных местах.

Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря за счёт новых понятий и слов, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.

План осуществления проекта

Методы, использованные педагогами:

Словесные: рассказы, беседы, слушания, обсуждения.

Практические: создание атрибутов для с/р игры, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, слайдов.

Интерактивные: посещение музеев.

Виды детской деятельности, задействованные в ходе реализации проекта:

Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)

Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)

Двигательная: (подвижные игры)

Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация; рассматривание иллюстраций, картин, экспонатов)

Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)

Познавательно-исследовательская: (проблемные ситуации, образовательные ситуации)

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.

Чтение художественной литературы:

Игровая деятельность: представление собственной коллекции: динозавры – М. Кузовлев.

Музыкальные двигательные упражнения:

Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Аппликация: Кактус из Ботанического сада.

Музыкальные занятия: (по плану муз. руководителя) Наглядно-дидактические пособия:

Конструктора из разных материалов.

Оборудование для самостоятельного творчества: трафареты, обводки, раскраски.

Заключительный этап работы:

Ожидаемый результат:

-оснащение развивающей среды в группе;

- повышение познавательной активности у детей;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- раскрытие творческих и организаторских способностей.

Рефлексия проекта (выводы):

После завершения проекта дети приобрели следующие умения:

-У детей стали формироваться представления о музее, многообразии и видах музеев.

- повысился интерес и к музеям родного города.

- дети могут самостоятельно проводить экскурсию по мини-музею для сверстников, выступая в роли экскурсоводов.

- улучшилось художественно-эстетического воспитания детей.

- с использованием семейных коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

- повысилось активное сотрудничество с родителями.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие.

Список литературы:

Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом. [Книга] / авт. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. - Спб: Детство-пресс, 2004.

Мини-музей в детском саду [Книга] / авт. Н. А Рыжова. - Москва: "Линка-пресс", 2008.

Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Мы входим в мир прекрасного. [Книга] / авт. Вербенец А. М Столяров Б. А., Зуева А. В., Зудина М. А., Коршунова О. А. - Санкт-Петербург: [б. н. ], 2008. - Т. Второе издание.

Образовательная область "Познавательное развитие" (Методический комплект программы детство) [Книга] / авт. .Михайлова З. А Полякова М. Н. ,Березина Т. А., Никонова Н. О. - Москва: ООО "Детство пресс", 2016.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Методитечкий комплект программы детство. [Книга] / авт. Бабаева Т. И. Березина Т. А., Гусарова Т. Г., Деркунская В. А., Римашевская Л. С, А. А. Крулехт, М. В. Крулехт, В. А. Новицкая. - Москва: ООО "Детство-пресс", 2017.

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. [Книга] / авт. И. А. Бойчук. - Москва: ООО Детство-пресс, 2013.

Секреты музейной педагогики. Дошкольное воспитание [Книга] / авт. М. Трунова. - Москва: Детство-пресс, 2006.

Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов [Книга] / авт. О. В. Дыбина. - Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект подготовительной группы Воспитатель: Галимова Лилия Рихватовна «Музей.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект подготовительной группы Воспитатель: Галимова Лилия Рихватовна «Музей.

Актуальность проекта: Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыт.

Актуальность проекта: Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Мы, педагоги , можем и должны выступить хранителями ценностей человечества, а главное, выполнить свою миссию и передать их следующим поколениям. Актуальность этой проблемы для нашей страны очевидна и заключается в невостребованности у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.

Цель проекта Создание условий для развития личности путём включения её в мног.

Цель проекта Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи проекта Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире. Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Формирование у дошкольников представления о музее.


Формы работы педагога в музее, до и после его посещения подбор художественны.

Формы работы педагога в музее, до и после его посещения подбор художественных материалов клуб путешествий беседа, диалог демонстрация изо деятельность игры, викторины занятия развлечения планирование работы с музеем детский сад до посещения музея детский сад после посещения музея повторное посещение музея с семьей экскурсия в музей свободная экскурсия занятия с экскурсоводом первое ознакомление с музеем знакомство с экскурсоводом, планирование экскурсии с воспитателем

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Участники проекта: дети подготовительных логопедических групп ОНР, воспитатели, учителя – логопеды, родители

Актуальность проблемы

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. Они проявляют познавательный интерес к музею.

Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.

Календарный план реализации проекта:

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

1 этап подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ

Проведение диагностического обследования воспитанников;

заключение Договоров о сотрудничестве с музеями города, Выставочным залом и Детской библиотекой ДК Павлово – Покровский.

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

заключение Договоров о сотрудничестве

Заседание творческой группы

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

2 этап практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Организация в группах мини – музеев и выставок;

организация виртуального музея

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

В течение года согласно плану

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики

Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

- отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

Диссеминация опыта работы по заявленному проекту педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровне

Проведение мероприятий для педагогов и руководящих работников на различных уровнях через Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Итоговая защита проекта

Праздник правильной речи

Использование опыта ДОУ в дошкольных образовательных организациях города и района

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

(социальное партнерство с музеями, детской библиотекой ДК Павлово – Покровский)

Знакомьтесь – библиотека ! (сентябрь)

Обучение правилам пользования книгами, воспитание бережного отношения к ним.

Активизация познавательного интереса к объектам культуры в окружающем мире.

Обогащение словарного запаса.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах города и культурного поведения в общественных местах.

Формирование нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я – пешеход, я читатель, я – культурный человек)

Рассказ педагога о появлении книги. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку, просмотр фотографий здания и помещений библиотеки.

Чтение детской художественной литературы по выбору воспитателя и по запросу детей.

Привлечение воспитанников к совместному подбору книг и иллюстраций для образовательной деятельности.

Рассказ о любимых книгах из личного опыта педагога и беседа с детьми о книгах, которые им читают дома.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка по улицам района, прилегающим к ДОУ

Изготовление подарочной книжки - малышки

Экскурсия по библиотеке, рассказ о ее помещениях, их назначении, правилах поведения.

Рассказ библиотекаря о том, как стать настоящим читателем.

Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале.

Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращение с ней, возврата на прежнее место.

Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями.

Рассматривание работ на выставке детского творчества читателей библиотеки.

Представление и размещение на выставке книжки – малышки, сделанной воспитанниками детского сада.

Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку, приготовить к празднику Осени в библиотеки свои творческие работы (рисунки, поделки, стихотворения)

Праздник Осени (октябрь)

Развитие грамотной связной речи, памяти, внимания, эстетического восприятия городских скверов, парков.

Совершенствование навыков безопасного поведения на улицах района, общественных местах.

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Беседа с рассматриванием иллюстраций осенних пейзажей средней полосы России.

Наблюдение за объектами природы.

Чтение художественной литературы о природе родного края.

Разучивание стихотворений об осени.

Целевая экскурсия в Парк Победы.

Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природы.

Выставка поделок из природного материала.

Беседа – диалог библиотекаря об осени и ее особенностях.

Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них.

Презентация коллективных работ воспитанников детского сада.

Мой родной Павловский Посад (ноябрь)

Знакомство с историей возникновения г. Павловский Посад и памятниками культуры, историей района Южный (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями)

Расширение представлений детей о социальном, культурном и природном разнообразии родного города.

Формирование основ познавательно – ценностного отношения к социальной действительности, воспитание уважения к труду людей.

Развитие общей культуры детей в т.ч. культуры общения в разных условиях социокультурного пространства города.

Воспитание чувства любви к своей Родине, родному городу.

Рассказы о Павловском Посаде, его истории, о Южном районе, где находится детский сад.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин местных художников.

Чтение художественной литературы о России.

Интегрированная образовательная деятельность культурно – исторической тематики.

Целевые прогулки, экскурсии по району.

Организация мини – музеев

Беседа – диалог о Павловском Посаде.

Знакомство с символикой города и района.

Знакомство с книгами Павлово – Посадских писателей, чтение с детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде.

Музеи Павловского Посада (декабрь)

Приобщение детей к миру искусства через социокультурную среду музеев района.

Формирование образа музея как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно – историческое значение.

Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря.

Воспитание ценностного отношения к искусству.

Формирование интереса к русской истории и культуре, потребности к созданию прекрасного в своем окружении

Рассказ о том, как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях.

Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам.

Чтение народных и авторских произведений художественной литературы.

Посещение музеев г. Павловский Посад и Выставочного зала.

Презентация мини – музеев детского сада

Беседа – диалог о музеях Павловского Посада, объектах национальной культуры и истории.

Знакомство с интерьерами музеев.

Продолжение знакомства с музеями Москвы.

Выставка работ детского творчества.

Праздник русского платка и шали (январь)

Углубление знаний детей об особенностях русских головных уборов.

Формирование представлений о труде взрослых в семьях села Павлово ( ткачество)

Активизация познавательного интереса к истории родного края.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества.

Рассказ воспитателя об облике русской деревни, русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотношениях членов семьи, бытии и традициях русского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских красавиц в Павловских шалях.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников с изображением красавиц в национальных головных уборах

Встреча с художниками Платочной мануфактуры.

Праздник Русского платка

Беседа с библиотекаря о платочной мануфактуре.

Чтение книг о платках и шалях.

Выставка книг, в которых встречаются платки и шали.

Продолжение темы (февраль – март)

Культурные центры Павловского Посада (апрель)

Формирование устойчивого интереса к театральному виду искусства.

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Расширение представление о театральных профессиях.

Развитие интереса к театрализованным играм, творческой активности, выразительности, исполнительских умений (через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов).

Формирование социального опыта культурного досуга и поведения в большом Дворце культуре на примерах игровой и реальной ситуации.

Беседы о Дворце культуре, о театральном кружке, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видеоотрывков детских театральных постановок.

Рассказы детей из личного опыта о посещениях театра.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.

Разучивание ритмопластических этюдов.

Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр – драматизаций.

Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников.

Выступление детей подготовительной группы перед детьми младших групп с постановкой сказки.

Рассказ руководителя тетральной студии и библиотекаря о Дворце культуре Павлово – Покровский.

Кадровое обеспечение проекта

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

в проекте организации – заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Тип проекта: творческий, познавательный

По количеству участников: коллективный.

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года (долгосрочный)

Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.

Автор проекта:

ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

Актуальность проекта:

Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?

Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.

Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?

Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.

Цель проекта:

Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Задачи проекта:

Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.

Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.

Пополнить развивающую среду ДОУ.

Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.

Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музеев в ДОУ позволит:

- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;

- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.

Этапы организации работы над проектом:

Первый этап - подготовительный.

Планирование мини-музея.

Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:

1) выбор темы мини-музея.

2) определение места размещения мини-музея.

3) планирование экспозиций.

4) выбор дизайна оформления мини-музея.

5) подбор экспонатов.

Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

Второй этап – практический

Создание мини-музея.

1.Определение места размещения мини-музея, замеры.

Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.

2. Создание экспозиций.

3. Установка, оформление мини-музея.

4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

Третий этап – презентационный.

Представление мини-музея.

На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.

Четвертый этап – деятельностный.

Функционирование мини-музеев.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Сентябрь 2018г.:

Октябрь, ноябрь 2018г.

Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.






Декабрь 2018 г.

консультация для родителей старших и подготовительных групп.



Январь, февраль, март 2019г.


Апрель, май 2019г.






Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.









Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.

Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.

Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.

В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.

Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.

Читайте также: