Проект моя малая родина в доу
Обновлено: 30.06.2024
Тип проекта: групповой, познавательно-патриотический проект.
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Длительность проекта: краткосрочный (с 10 ноября по 12 декабря).
Актуальность темы: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Ознакомление с родным микрорайоном имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Цель проекта: Познакомить детей с родным микрорайоном и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с 4-м микрорайоном г. Братска в котором они живут,(история, узнаваемые объекты достопримечательности).
- Учить узнавать по моделям социально-значимые объекты микрорайона и уметь рассказывать о его достопримечательностях, ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по микрорайону.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, микрорайону, умение видеть прекрасное, гордиться им. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.
Предполагаемый результат:
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Постановка цели и задач.
2. Реализация проекта
1. Формы и методы работы с детьми
Образовательная деятельность
Содержание
1
Познание
2
Социализация
3
Продуктивная деятельность
4
Коммуникация
5
Чтение художественной литературы
6
Безопасность
Беседа о правилах перехода через дорогу
Беседа о правилах игры на детских площадках
Беседа о правилах поведения на лестницах.
7
Труд
Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории для экологической тропы, схема план участков)
8
Музыка
Слушание песен про город Братск
9
Физкультура
Конспекты утренней гимнастики
2. Взаимодействие с родителями
Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего микрорайона.
Привлечение родителей к прогулке по нашему микрорайону к достопримечательностям с детьми.
3. Продукт проекта
3. Результаты проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
Созданы предпосылки для дальнейшей работы над созданием истории о микрорайоне в рамках морально-нравственного воспитания и создания одноименного мультфильма (такие задачи поставлены в проекте не были. Это результат детской инициативы).
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004.
2. Журавлева В. Н., Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград, 2009.
3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.: Линка - Пресс, 2003.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
3. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях).
4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;
5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.
6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.
8. Побудить желание узнать большее о родном городе.
9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения
к историческому наследию нашего города.
10. Пробуждать желания сделать для своего города Исилькуль, что-нибудь полезное.
11. Заучивание с детьми домашних адресов.
12. Формировать элементарные исследовательские навыки.
13. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
Ход работы над проектом.
I этап: подготовительный
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике
2. Сбор иллюстративного материала
3. Разработка конспектов занятий
II этап: основной
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.
3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.
Художественно эстетическое развитие
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать уверенность в собственных силах.
-Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий. Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной.
-Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
-Учить концентрировать внимание.
-Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.
3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе
Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.
- Развитие интереса к истории России, родном городе;
- Формирование уважения к символам государства;
- Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
- Развитие навыков исполнения гимна;
- Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Изготовление макета отдельных зданий г. Исилькуля.
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
- Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
- Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
2. Благоустройство территории детского сада.
Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.
- Уборка территории участка ДОУ.
- Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
1. Посещение музея,
Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем
- Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
- Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.
- Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.
- Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.
- Познакомить с правилами пользования книгой.
1. Чтение художественной литературы
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- Развитие литературной речи;
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2. Рассматривание знаменитого человека нашего города (В. С. Гребенников)
Цель – знакомство с знаменитым человеком нашего города.
1. Пальчиковая гимнастика:
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
2. Дидактические игры:
Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры
3. Сюжетно-ролевые игры:
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
III этап: заключительный.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры
Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
• Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 60.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглова Светлана Петровна
Актуальность и новизна проекта
2 Планируемые результаты
3 Материально техническое обеспечение
4 Эффективность проекта
5 Предполагаемые результаты
6 Схема реализации проекта
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Рыбно Слободском районе. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины
Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является – частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски – поисковый, творческий;
Актуальность и новизна проекта
Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:
- в определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка
(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Социальная значимость проекта
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае, родном посёлке. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном посёлке, воспитание у детей патриотических чувств.
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
- Познакомить с историей возникновения поселка, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.
-Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле, разных национальностях проживающих в нашем поселке.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
- Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Круглова Светлана Петровна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.
Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культур, воспитатели татарского языка
Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.
Сентябрь – май 2016-2017 год
Подготовка методических пособий:
- по ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;
- подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.
- сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),
- подборка материалов о систематизированного художественного слова.
- сбор материала о характерных особенностях нашей местности,
- доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Познакомить с национальным бытом проживающих в поселке людей. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
- активизация познавательной деятельности в жизни детей;
- проявление творческого, патриотического самовыражения.
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Материально техническое обеспечение
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 36" города Воткинска Удмуртской Республики
Воспитатель средней группы
Тема проекта была выбрана не случайно.
Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
Актуальность
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный.
Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному городу, семье.
расширить знания детей о родном городе;
формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям,
развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)
вызвать интерес к литературе по данной тематике;
способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье;
привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Прогнозируемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Сроки реализации проекта: 28 октября – 8 ноября 2019года.
Место проведения проекта:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 города Воткинск Удмуртской Республики.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
Основной (реализация намеченных планов)
Заключительный (подведение итогов)
Подготовительный этап
Анкетирование родителей по теме. (приложение № 4)
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы по этапам.
Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Подбор художественной литературы.
Создание предметно-развивающей среды.
Основной этап
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Экскурсия по территории детского сада
Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада.
Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях.
Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.
Закрепить и уточнить знания детей о своем городе.
НОД Познавательное развитие
Расширить знания детей о родном городе;
формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.
НОД Художественно-эстетическое развитие
Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
Чтение литературных произведений,
заучивание стихотворений наизусть
Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи.
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье
Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.
Обогащение игрового опыта детей
Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.
Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Заключительный этап
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного города;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Проблема : формирование и углубление знаний о родном городе , воспитание у детей патриотических чувств.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный сентябрь 2017г.- март 2018 г.
Участники проекта : дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели , специалисты ДОУ.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
презентация к проекту.
Цель проекта:
Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.
Задачи проекта:
Образовательные:
Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а так же его местонахождением, традициями и культурой города Алапаевска;
Расширить и углубить знания детей о городе Алапаевске, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;
Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, п ознакомить детей с современной жизнью города;
Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;
Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Алапаевска;
Сформировать умения, ориентироваться в городе , пользоваться картой, читать условные обозначения.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);
Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;
Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством алапаевских поэтов и восприятие картин алапаевских художников;
Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Воспитательные:
Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города Алапаевска;
Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи;
Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного города, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;
Подготовить консультации по теме проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
По итогам проведения проекта планируется что дети:
Проявляют интерес к истории родного города;
Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);
С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного города;
Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Мотивация проектной деятельности
Совместная деятельность с семьями воспитанников
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2017г.)
1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет.
2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
3. Составление плана по реализации проекта.
4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр.
5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
7. Подбор методической литературы.
8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).
2. Анкетирование родителей по теме проекта.
3. Помощь в организации информационного стенда.
4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр.
Работа над проектом (октябрь 2017 г. – февраль 2018 г.)
1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями):
- оформительская деятельность и пр.
2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.
3. Стимулирует активность детей через:
- создание проблемных ситуаций;
4. Изготовление лэпбука.
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.
3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.
4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта
1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.
2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО)
Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Социально-коммуникативное развитие
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений.
1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда.
1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ).
2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге.
3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.
1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
1. Сюжетно-ролевые игры:
2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
4. Русские народные подвижные игры.
Познавательное развитие
1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города.
2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
3. Тематические экскурсии.
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др.
Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города.
3. Экскурсия в парк города Алапаевска.
1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.).
2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий города.
Речевое развитие
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи.
1. Развитие интереса детей к художественной литературе.
2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.
3. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов.
1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае.
2. Чтение книг о родном городе, стихов алапаевских писателей.
3. Разучивание стихов о городе.
4. Экскурсия в библиотеки города.
Художественно-эстетическое развитие
1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
2. Развитие детского творчества.
1. Приобщение детей к музыкальной культуре
2. Обогащение музыкальных впечатлений
Физическое развитие
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них.
2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Алапаевска и их спортивных достижениях.
Консультации:
Организация работы с родителями:
Тематические экскурсии:
Музей П.И. Чайковского:
Музей искусств:
Музей АМЗ:
Учреждения микрорайона
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
2. Подготовка к презентации.
3. Презентация проекта на родительском собрании.
Представляют продукт своей деятельности гостям группы.
1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта.
Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.
Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
Во время работы над данным проектом р одители активно принимали участие в реализации проекта , участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.
Список используемой литературы
Аликин М.И., Долгинцев Г.М., Ергин Э.А. Алапаевск. Города нашего края. – Алапаевск. Свердловск, Средне-Уральское кн. издательство, 1976.
Белоусов О., Заложнев И., Храмов Н. Алапаевск – 360. – Алапаевск. Алапаевская искра, 1999.
Смирных А., Архипова Л., Белоусов О. Уездные столицы. – Екатеринбург, Идел-Пресс, 2002.
11. Материалы из ресурсов Интернет.
Читайте также: