Проект мордовия в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Оценить 933 0

Автор проекта: Нарбекова Ю.Ю.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

База исследования проекта: средняя группа №11.

Сроки реализации проекта: октябрь-апрель 2017-2018 г.г.

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно-творческий.

Актуальность проекта:Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Новизна проекта: Знать историю Родины, помнить о своих истоках – проявление любви к своей малой родине.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для воспитания патриотизма и гордости за малую родину у подрастающего поколения необходимо хорошо знать историю, культуру, традиции своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной культуры человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Гипотеза проекта: Проживая в Республике Мордовия, среди мокши и эрьзи, мы и наши дети не знаем традиции, и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского национального костюма, о вышивке и плетение из бисера. Дети также узнают, как неграмотные мордовские крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи проекта:

Образовательные.

Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;

Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;

Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;

Развивающие: Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву).

Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.

Воспитательные.

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии.

Методы и приемы реализации проекта: Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений

Практические – упражнения, игровые методы

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Работа с детьми в себя включает:

- просмотр познавательных телепередач, видеофильмов

-рассматривание книг и буклетов о Мордовии

- экскурсии по территории детского сада в краеведческий музей;

-слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии;

- чтение мордовской художественной литературой;

- чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей;

-Сюжетно ролевые игры;

- Знакомство с творчеством мордовских художников и скульпторов;

-знакомство с мордовскими спортсменами и олимпийскими чемпионами;

Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.

Взаимодействие с семьей включает:

-беседы с детьми о Мордовии;

-участие в обновлении патриотического уголка группы;

-участие в выставке совместного творчества;

-участие в подготовке и проведении развлечения;

Ресурсное обеспечение проекта:

Ожидаемые результаты: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Реализация данного проекта дает детям, родителям, воспитателям:

- формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;

- обмен впечатлениями по теме;

- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – подготовительный :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Информирование участников о цели проекта.

4. Введение новой лексики: малая родина, мокша, эрзя, шокша, панар, сорока.

5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.

II этап – основной :

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.

4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

10. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

11. Информирование родителей о знаменитых людях Мордовии в области культуры и спорта.

12. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

13. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.

15. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

16. Роспись заготовки мордовского национального костюма.

18. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

III этап – завершающий :

4. Обновление патриотического уголка в группе.

Проект предназначен для детей (4-5 лет) и рассчитан на учебный 2017-2018г.г.. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, мордовскую культуру культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Срок реализации проекта : март-май 2018г.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возрастная группа : старшая группа

Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву).

• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.

Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;

• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;

• Воспитывать чувство любви к своей малой Родине;

• Воспитывать чувство патриотизма.

Содержательный этап проекта

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.

3. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

5. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

6. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

7. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

9. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

1. Жиганов М. Ф. Память веков / М. Ф. Жиганов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 136с.

2. История Мордовии : С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 12-34.

3. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 157с.

4. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В. А. Юрченков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 368 с.

Мордовские пословицы и поговорки

Хороший человек по глазам узнаётся (мокша).

Не вмешивайся в спор супругов: виноватым станешь.

Мать сказала - Бог сказал.

Горячо начал - холодно кончил (мокша).

Живут, как собака с кошкой.

Со стороны невестка всегда лучше (мокша).

По волосам об уме не суди.

На чужой сторонушке и летом холодно.

От яблони - яблоко, от ели - шишка.

Какой муж, такая и жена.

Чужой боли никто не верит.

Хорошему - везде хорошо, плохому - везде плохо (мокша).

Дурная слава стоит, а худая бежит.

Одним глазом смеется, другим горюет (мокша).

Маленький топор рубит большое дерево.

Слово - не мел: скажешь - не сотрешь (мокша).

Клоп маленький, да спать не даёт.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

И скворец иногда по-соловьиному засвищет (мокша).

Муж с женой ругаются - друг друга учат.

Хорошее дело надо делать, плохое - само выходит.

Хорошее сделать тяжело, плохое - легко (мокша).

Какой учитель, такие и ученики.

Каков посев, таковы и всходы (эрзя).

Поповские глаза меры не знают.

И хорошее и плохое не забывается (мокша).

Без плохого нет хорошего, без хорошего нет плохого.

Кто не родится, тот не умирает.

Нет такого дружка, как родная матушка.

После драки кулаками не машут.

Одна беда - не беда.

Муж и жена - искры одного кремня.

На печке и дед - герой (эрзя).

Сказанное слово - серебро, а молчание - золото.

Ласковый теленок двух коров сосет.

Велик коровий язык, да только облизывать годный (мокша).

Молодость не возвратишь, а старость всегда придёт.

Какова мысль, такова и речь (мокша).

У хорошей матери и дочь хороша.

Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.

Посади невестку на руки, а на шею она сама залезет.

Хорошее забывается, плохое - никогда (мокша).

Дети без падения не растут.

Плоха та птица, которая не любит свое гнездо.

Старый не помолодеет, а молодой всегда постареет.

Зимой за малиной не ходят.

Язык острее ножа.

На работе - воробей, в еде - орёл (эрзя).

Где нянек много, там дитя безного.

Слово - не птица: вылетит - не поймаешь (эрзя).

Птица по голосу узнается (эрзя).

Красота не в глазах, а в благородном сердце.

В тюрьму путей много, а оттуда только один (мокша).

На одной ноге далеко не уйдешь (мокша).

И в пшенице сор бывает.

Кого любишь, с тем на край света пойдешь.

У него хвост больше его самого (мокша).

Из малого выходит большое.

Каков отец, таков и сын.

Жнущий серп всегда блестит (мокша).

Вовремя сказанное слово дороже золота.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Свинья не смотрит на небо (мокша).

Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся.

Кривое коромысло не выпрямишь.

Где огонь, там и дым.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Кто молчит, тот больше слышит.

Не одинаковы деревья, не одинаковы и люди.

Вечер покажет, каков был день (эрзя).

Слова выпустишь - назад не вернешь.

Ветер не подует - лес не зашумит.

Маленькая лошадь до смерти жеребёнок.

На чужой печи бок не согреешь (мокша).

Старая крапива сильнее жжёт.

Выше живота не прыгнешь.

Без женщины-хозяйки дом пустой.

Большой на маленького сверху смотрит.

И филин своих птенцов хвалит.

Куда лапоть, туда и обора (эрзя).

Не всякая тропинка приведёт к своему концу.

Сказанное слово обратно не вернешь (мокша).

Каждое начало имеет свой конец (мокша).

Сытым глаз никогда не бывает (мокша).

Весной волк шерсть меняет, а повадки - никогда (мокша).

Из песни слова не выкинешь.

Яблоко от яблони далеко не укатится.

Ребенку заноза в палец, а матери - в сердце.

Народное слово - надежное слово.

Без времени снятое яблоко - кислое (мокша).

Иногда и безумный скажет умное слово.

Без пословицы не проживешь, от неё никуда не уйдешь.

Без братьев можно жить, а без соседа - никогда (мокша).

Как ни мни лыко, ремнем не станет (мокша).

Без знания и лапоть не сплетешь.

Печка одна, да неодинаковы караваи; родители одни, да неодинаковы дети (мокша).

Молва летит, как пуля.

Пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро.

У каждого своя жена красива.

Маленький горшок скорее сварится (мокша).

Не смейся над старым : и сам будешь стар.

Куда иголка, туда и нитка.

Конец покажет, какое было начало (мокша).

Плохому человеку все плохие (мокша).

В начале смеешься - в конце плачешь.

Плохое начало - плохой и конец.

Не тот много жил, кому много лет, а тот, кто много сделал.

Не все песни до конца поются (мокша).

Хорошее слово дороже денег.

Каков корень, таковы и ветки.

Прямой путь не всегда самый короткий (мокша).

Чужая одежда - не одежда, чужой муж - не муж.

Какой поп, такой и приход.

Как не всё видишь, так не всё и слышишь (эрзя).

И на хорошем дереве бывают сухие сучья.

Как в лесу деревья не одинаковы, так и люди.

С чем играешь, тем и ударишься (эрзя).

Где молния, там и гром.

Какая мать, такая и дочь.

Добрая молва лежит, а плохая бежит.

Мысль есть, а выразить не может.

Устами песни поёт, а душой плачет (эрзя).

У кого улей, у того и рой (мокша).

Кто волком родился, тот волком и умрет (мокша).

И колесо вокруг своей оси вертится (мокша).

Смотри на мать, когда берёшь её дочь.

Смерть бывает один раз.

Старое дерево на молодое опирается.

На один гвоздь всё не повесишь.

Что сошьешь, то и поносишь (мокша).

Два века не проживешь.

У попа сдача, как у портного остача.

Плохое к хорошему не приведёт.

Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья (эрзя).

Злой человек везде зло творит.

Язык без костей: не устанет.

Хорош медок, да ковшик мал.

Моток начнешь разматывать - конец найдешь (мокша).

Не испытаешь горя - не узнаешь радости.

Девушка растет для чужого, парень - для хозяйки.

Без кривых деревьев леса не бывает.

Лошадь есть - хомута нет, хомут купил - лошадь пропала (мокша).

Какая у него натура, такая и шкура (эрзя).

Плохому сыну и отцовское слово не поможет.

Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.

Прежде чем жениться на девушке, посмотри на её мать (мокша).

Молодость дважды не приходит (эрзя).

Какое начало, такой и конец.

Жизнь прожить - не плетень плести.

Чужая беда не научит (мокша).

По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадешь (эрзя).

Филином родишься - в соловья не превратишься.

Одного ребенка растить - матери слезы лить.

Длинным языком хорошо только облизывать (мокша).

Одна пчела много мёду не соберёт (мокша).

Хоть ворон и высоко летает, он не орёл (мокша).

Каков вопрос, таков и ответ.

Ни дома кормилец, ни в огороде чучело (мокша).

Хорошего без плохого не бывает.

Знания дороже денег.

В чужом доме хлеб слаще (мокша).

В собачью пасть пальцы не суй.

Где много нянек, там дети больше болеют (мокша).

Семеро петуха не режут.

Беда одна не ходит (эрзя).

Молодой слабее умом, старый - здоровьем.

У старого и у малого ум одинаковый (мокша).

Хорошее начало приведет к хорошему концу.

Ешь-пей в меру - не будет болеть живот.

Не прыгнув в воду, не научишься плавать (эрзя).

Со многими собаками зайца не поймаешь (мокша).

У кого дела идут хорошо, у того и петух несётся (эрзя).

Дерево гнётся, пока оно молодо (мокша).

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово - речь (мокша).

Словом кость не переломишь (мокша).

У родной матери рука теплая, у мачехи - холодная.

Избалованный ребёнок - не кормилец.

Его язык острый, как иголкой колет.

Нет дыма без огня.

Чужой хлеб горький.

Куда зайдешь - подумай, как выйти обратно.

В гостях хорошо, а дома лучше (эрзя).

На дубе липовая ветка не вырастет.

Цель: Познакомить детей с мордовскими орнаментами.

Программные задачи НОД:

- учить создавать мордовский орнамент используя 8 треугольников разной величины и формы ;

- учить делать треугольник из квадрата путём резрезания по диагонали по намеченным линиям ;

- продолжить учить детей работе с ножницами, клеем и кисточкой.

-воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.

Интегрируемые образовательные области:

- Художественно- эстетическое развитие

Форма проведения: совместная деятельность

Методические приемы: показ, беседа, игра

Мотив детской деятельности: мотивация общения.

Ход деятельности

Воспитатель: Здравствуйте мои ребятки. (Дети здороваются) Ребятки скажите в каком городе мы живем? – (в Саранске)

Воспитатель: Правильно, мы живем с вами в городе Саранске. А Саранск – это столица Республики…. (Мордовия).

Воспитатель: Правильно, ребятки Саранск- это столица республики Мордовия. Мордовия – это наша малая родина. У мордовского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, ткали, вырезали из дерева, лепили из глины. Свою одежду, предметы быта мордовский народ украшал орнаментом, узор. Давайте посмотрим вот на эту салфетку. (Рассматривание салфеточки)

Воспитатель : Ребята, вот салфеточка она из белой ткани, с вышитым орнаментом, вот посмотрите полотенце тоже с мордовским орнаментом обратите внимание на узор, какие цвета используются в этом орнаменте?

Воспитатель: А каким узором украшено полотенце ( Д: Ромбик и Восьмиконечная мордовская звезда)

Воспитатель:А цвет какой на этих изделиях? ( Д: красный, черный.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами украсим салфеточку мордовским орнаментом

Обьяснение и показ.

Чтобы сделать нам салфетку мы берем заготовку, вырезаем квадраты, затем их разрезаем по диагонали по намеченным линиям, и получаем 8 треугольников- 4 красных и 4 черных.

Потом приклеиваем полученные треугольники по углам салфетки. Уголочек треугольника должен смотреть в угол салфетки. Клей набираем на кисть, намазываем фигуру (треугольник красного цвета) клеем, обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям. Положим кисть, взяли фигуру обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать тряпочкой, промокнув лишний клей.

Потом на этот же треугольник приклеиваем треугольник поменьше черного цвета так, чтобы уголок смотрел в уголок красного треугольника, но чуть пониже, то есть он должен выйти за край красного треугольника.

Затем мы точно так же приклеиваем остальные треугольники.

Потом в центр салфетки приклеиваем восьмиконечную мордовскую звезду. Все, салфетка готова.

Самостоятельная работа детей.

Дети аккуратно вырезают квадратики, разрезают по линии по диагонали. В случае необходимости напоминает, поправляет положение пальцев, держащих ножницы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали ножницами. После того, как все детали вырезаны проводим физкультминутку.

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Молодцы ребятки, теперь мы немного отдохнули, можем работать дальше.

-Ребятки, напоминаю вам о том что работать с клеем надо аккуратно, лишний клей вытирать салфеточкой. (Дети самостоятельно работают, приклеивают детали на салфетку)

в процессе творчества

По окончании работы, воспитатель предлагает положить салфетки на стол - пусть они подсохнут.

Выставка аппликаций. Воспитатель выставляет все работы на доске, отмечает красивое сочетание цветов, дети рассматривают работы.

Вот какие работы у нас получились

Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Спасибо за вашу работу.

Образовательные: -Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента.

-Учить передавать колорит мордовского орнамента : элементы, цветовую гамму, рисовать узор и геометрические фигуры.

- Закрепить умение работать кистью и красками.

Развивающие: -Развивать умение видеть красоту созданного изображения. - Формировать словарный запас.

Воспитательные:- Воспитывать интерес к мордовской национальной культуре, любовь к родному краю.

Интегрируемые образовательные области:

- Художественно- эстетическое развитие

Словарная работа: панар.

Рассматривание мордовского костюма

Рассказывание о символике

Самостоятельная деятельность детей

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций мордовского орнамента, мордовского национального костюма.

Материал: национальный мордовский костюм, иллюстрация одежды мордвы, мордовских орнаментов, образцы платков, с мордовским орнаментом, аудиозапись мордовских песен, заготовки платьев для росписи, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним,в каком городе мы живем?

-Как называется наша республика?

Посмотрите,какой у меня красивый наряд.

-На мордовском языке платье –панар. Обратите внимание на орнамент. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. По орнаменту можно определить,к какому народу относится произведение искусства.

Какой цвет преобладает на моей одежде?

-Правильно, красный. Расцветка мордовской вышивки включает в себя 4 цвета

Красный –символизирует любовь, красоту, здоровье.

Черный- нейтральный цвет.

Желтый- символизирует полезность.

Белый- жизнь, добро,чистоту.

-А сейчас давайте немного отдохнём.

Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем

Вдох и выдох-улыбнись

Воспитатель: А теперь пройдемте за столы,сядьте правильно, выпрямите спинку. На столах у вас лежат бумажные заготовки платьев, определитесь,каким орнаментом будете его украшать.

-Ребята,а какие вы знаете основные элементы мордовского орнамента?

-Прежде чем преступить к работе,давайте вспомним как надо работать с красками и кисточкой.

- приступайте к работе.

Под музыку дети рисуют. Воспитатель индивидуально помогает детям.

-Представьте, что вам нужно купить платье. Какое бы вы выбрали? Чем оно вам понравилось? Почему? Какие цвета использовали? Какой орнамент выбрали для своих работ?

-А сейчас примерьте свои платья на моделей. И давайте поводим с ними хоровод.

Хоровод водят под мордовскую музыку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рузаевского муниципального района

«Мой милый край –

По доминирующей деятельности: творческий

Среди детей одной группы

Долгосрочный (7 месяцев)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Автор проекта : воспитатель Егорочкина Вера Васильевна

2017-2018 учебный год

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного воспитания у дошкольников имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицы, на которых они живут, с известными людьми, которые строили их город. Родители имеют недостаточно знаний о своей республике, своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имеют достаточного количества знаний о своей малой Родине, и поэтому у них не сформировано уважительное отношение к Родине, следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для нашего общества в целом.

Актуальность.

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Основой в воспитании у дошкольников любви к родному краю являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии республики, города, их географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края – республики Мордовия, воспитание чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Задачи: приобщение детей к культуре своего народа; формирование художественно- творческих способностей дошкольников; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей;

воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности.

1-й этап - организационный (октябрь)

Подбор материала: дидактических игр; подготовка демонстрационного материала, репродукций картин мордовских художников; изготовление атрибутов для игр; создание картотек мордовских народных игр, стихов мордовских поэтов, сказок; обсуждение с детьми работы над проектом.

Пошив родителями мордовских народных костюмов для кукол.

2-й этап - планирование деятельности.

1.Чтение мордовских народных сказок, мифов, легенд.

3. Рисование по мотивам мордовских народных сказок.

Учить узнавать флаг России и Мордовии , герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Февраль. Знакомство с творчеством мордовских писателей, поэтов, художников.

5. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.

6. Аппликация по мотивам мордовской вышивки.

3-й этап - заключительный (апрель).

Обобщить знания детей о родной республике . Расширять кругозор детей; прививать любовь к Мордовскому краю ; развивать чувство патриотизма у дошкольников.

3-й этап - заключительный

повышение уровня формирования знаний о родной республике , о традициях, народно - прикладном искусстве, народных костюмах , истории Мордовии ; приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми.

3. Оформление патриотического уголка в группе.

2.«Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015

6.Замостьянов А. «Просвещение и патриотизм «// Нар.образование. 2002.- № 4.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный (декабрь 2017г. - июль 2018г.)

Актуальность:

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии живет много представителей народов России. Это — русские, мордва, татары, чуваши, и т.д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи проекта:

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях Мордовии;

- дать знания детям об истории, символики, достопримечательностях Саранска;

- познакомить с именами людей, прославившими Мордовию и Россию;

- познакомить детей с особенностями мордовских национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности.

Развивающие:

- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию и истории народов Мордовии.

Воспитательные:

- воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов России;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями мордовского народа.
  2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о мордовском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с мордовским народом.
  2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам мордовского народа.
  3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа.

Методы, используемые в реализации проекта:

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Пополнение у детей знаний о народах России (в частности о мордовском народе), о Государственных символах Мордовии.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народных промыслах мордовского народа.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Структура проекта.

Этапы проведения и реализации проекта:

I этап подготовительный (организационный) Декабрь, 2017г.:

Задачи:

II этап Организационно-практический (продуктивный). Январь-июль2018г.

Задачи:

  1. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры Мордовии средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  2. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада, города.
  3. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
  4. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
  6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

2.1.Примерный план работы с детьми:

2.2. Примерный план работы с родителями.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

  1. Работа педагога с родителями.
  2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

  1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
  2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;
  3. Сшить национальный костюм для куклы;
  4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;
  5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
  6. Семейное чаепитие и дегустация блюд национальной кухни.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

III этап ИТОГОВЫЙ (заключительный). Июль 2018г.

Читайте также: