Как появились художественные школы

Обновлено: 05.07.2024

Крупнейшим центром Х. о. в России стала основанная в 1757 в Петербурге Академия художеств (см. Академии художественные), сыгравшая в 18 — 1-й половине 19 вв. прогрессивную роль в развитии рус. искусства. В ней учились представители многих народов России. В начале 70-х гг. 18 в. окончательно сложилась академическая педагогическая система, которая строилась на изучении образцов античного искусства. На всех стадиях обучения главная роль отводилась рисунку. Одним из основателей русской художественной педагогики был живописец А. П. Лосенко, утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику преподавания рисунка. При академии существовало Воспитательное училище. В 18 в. в академии изучался в основном исторический жанр; в 19 в. в ней стали развиваться портретные пейзажные жанры. В середине 19 в. в Академии художеств назрел конфликт между реакционным руководством, насаждавшим рутинный Академизм, и передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла своё значение как школа высокого профессионального мастерства. В 19 в. в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок (см. Передвижники) Н. Н. Ге, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики — М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и др. В 1893 проведена реформа академии, в результате которой учебная программа приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники, в том числе Репин.

В 19 в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе. Её основатель воспитанник Академии художеств А. В. Ступин построил систему обучения на академических принципах. За 40 лет существования школы в ней получили Х. о. свыше 150 молодых художников. Крупную роль в Х. о. сыграла школа, созданная в 20-е гг. 19 в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии. В 1832 в Москве открылась русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после открытия при нём архитектурного отделения, — в училище живописи, ваяния и зодчества). Среди учеников московской школы были выходцы из народа (часто из крепостных). В 19 в. из его стен вышли художники: А. К. Саврасов, Н. В. Неврев, В. В. Пукирёв, В. Г. Перов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, С. В. Малютин и др. В разное время в училище преподавали Саврасов, И. М. Прянишников, А. М. Васнецов и др. В начале 20 в. в училище получили образование художники К. Ф. Юон, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др. С 1839 при Обществе поощрения художеств (См. Общество поощрения художеств) в Петербурге открылась рисовальная школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин и др.) продолжал обучение в Академии художеств. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.

После Октябрьской социалистической революции 1917 во всех союзных республиках созданы художественные вузы, училища и школы. В основу развития сов. искусства и Х. о. положен метод социалистического реализма. Обучение рассматривается как единый процесс идейного воспитания, формирования образного мышления и овладения профессиональным реалистическим мастерством путём глубокого изучения натуры.

Учащиеся, окончившие 4 класса общеобразовательной школы и проявившие способности к изобразительному искусству, принимаются в детские художественные школы (в 1977 — около 680). Продолжая учиться в общеобразовательной школе, дети получают здесь в продолжение 4 лет общее эстетическое воспитание и начальное Х. о. Занятия в этих школах ведутся 2—3 раза в неделю. Среднее художественное и общее образование на базе 4 классов общеобразовательной школы дают средние художественные школы (в 1977 их было 7) при крупнейших художественных вузах. Специалистов со средним Х. о. (художников-исполнителей, мастеров по различным художественным специальностям, учителей рисования) готовят художественные училища (51 в 1977): Московское памяти 1905 года. Ленинградское им. В. А. Серова, Пензенское, Казанское, Ярославское, Ростовское, Одесское, Тбилисское, Ташкентское, Алма-Атинское, Таджикское (Душанбе), Туркменское (Ашхабад), Якутское и др. художественно-промышленные (6) училища, училища (техникумы) декоративно-прикладного искусства (9), в том числе художественно-промышленные училища: Московское им. М. И. Калинина, Абрамцевское и Загорское (Московская обл.), Красносельское (Костромская обл.); Киевский художественно-промышленный техникум, Каунасский техникум прикладного искусства и др. В 66 художественных средних специальных учебных заведениях в 1977 обучалось 15 тыс. чел. В художественных средних специальных учебных заведениях представлены следующие специальности: скульптура, художественная роспись, театрально-декорационное искусство, преподавание черчения и рисования, художественное ткачество, художественное оформление, художественная обработка металла, дерева, кости, камня, стекла, художественная керамика, промышленная эстетика и др. Срок обучения 4 года. Высококвалифицированных рабочих архитектурно-отделочного профиля и мастеров декоративного искусства выпускают художественные профессионально-технические училища (см. Профессионально-техническое образование) и профессионально-технические художественные школы — Федоскинская, Мстёрская и др. (с 2—4-летним сроком обучения).

Художников высшей квалификации готовят Художественные высшие учебные заведения (академии, институты, высшие художественно-промышленные училища; в 1977 — 14), а также в архитектурных, театрально-художественных, театральных, полиграфических, текстильных и технологических институтах, во Всесоюзном институте кинематографии, некоторых институтах искусств (см. Искусств институты) Азербайджанском им. М. А. Алиева, Уфимском и др. (см. Архитектурное образование, Искусствоведческое образование, Театральные учебные заведения, Полиграфические институты, Лёгкой и текстильной промышленности институты, Кинематографии институт). Художественные вузы и художественные факультеты др. вузов принимают окончивших художественные средние специальные учебные заведения и художественные средние общеобразовательные школы, готовят художников-живописцев, мастеров декоративно-прикладного и промышленного искусства, графиков, художников театра и кино, скульпторов, художников-архитекторов, искусствоведов, преподавателей. Срок обучения 5—6 лет. Учителей рисования для средних общеобразовательных школ готовят на художественно-графических факультетах педагогических институтов (в 1977 — 27). Обучение специальным дисциплинам ведётся под руководством профессоров — художников соответствующего профиля. Крупнейшие советские художники отдали и отдают много творческих сил воспитанию и образованию молодёжи в художественных учебных заведениях. Это М. К. Аникушин, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. М. Грицай, У. М. Джапаридзе, Т. Э. Залькалн, Э. Ф. Калнынь, Е. А. Кибрик, Г. М. Коржев, И. М. Кузминскис, М. Г. Манизер, Е. Е. Моисеенко, Д. С. Moop, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Ю. М. Непринцев, Я. И. Николадзе, Э. К. Окас, В. М. Орешников, В. Б. Пинчук, Т. Т. Салахов, В. А. Серов, Н. В. Томский и др. Выпускники художественных вузов получают звание художника соответствующей специальности и, кроме того, право преподавания художественных дисциплин в средних художественных учебных заведениях и общеобразовательной школе. Научные кадры в области изобразительного, декоративного и прикладного искусства, архитектуры, промышленной эстетики готовятся в аспирантуре института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград), Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Тбилисской академии художественного Московского архитектурного института, Ленинградской и Московской высших художественно-промышленных училищ, Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в научно-исследовательских институтах министерства культуры СССР и др. В развитии Х. о. большую роль играет Академия художеств СССР.

Лит.: Сборник материалов для истории ими. С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования, ч. 1—3, СПБ, 1864—66; Савинов А. Н., Академия художеств. [К 190-летию со дня основания. 1757-1947], М. — Л., 1948; Дмитриева Н. А., Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, М., 1951; Вопросы художественного образования. Доклады, прения и постановления, М., 1957 (Академия художеств СССР. 8 сессия. 26—31 марта 1957); Зотов А. И., Академия художеств СССР. Краткий очерк, М., 1960; Вопросы художественного образования. Тематические сб. научных трудов, [отв. редактор И. А. Бартенев], в. 1—20, Л., 1971—1977.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

В первой половине XIX в. в России появляются рисовальные и живописные школы. Это были частные художественные предприятия, созданные на базе расширившихся в это время иконописных мастерских. В связи с увеличением спроса на портретную живопись, содержатели и устроители мастерских берут заказы, обучая портретному искусству своих учеников. Именно такие мастерские послужили основой для возникновения региональных художественных школ.

Первая частная живописная школа в провинции открывается в Арзамасе в 1802 г. Создателем ее являлся арзамасский живописец А.В. Ступин. Школа послужила примером для создания подобных учебных заведений в России. Она вела активную работу и играла определенную культурную роль в местной жизни, но в большей степени ориентировалась на ремесленные задачи.

Надежинская школа существовала 38 лет. В основе обучения учащихся школы лежала методика преподавания изобразительного искусства, основанная на опыте работы арзамасской школы и советах, присылаемых из Академии художеств.

Курс обучения был рассчитан на 6 лет: рисование с гравировальных эстампов, гипсовых голов и фигур, черчение пяти архитектурных ордеров, линейная перспектива, живопись маслом как копировальная, так и натурная. Натурная живопись была ведущей в Надежинской школе. Помимо специальных предметов в программу обучения входили и общеобразовательные предметы: грамматика, чистописание, арифметика, история и литература. Занимались в школе около полутора десятков человек.

К 1860 г. материальное положение школы ухудшилось. В 1865 г. пожар нанес школе огромный ущерб: были уничтожены учебные работы, все учебные пособия, картины, эстампы, гипсы, произведения Надежина. В результате в 1871 г. прекратился прием учащихся в школу.

Выпускники школы Надежина в основном работали учителями рисования в различных учебных заведениях Тамбова и других губерний, открывали собственные художественные мастерские. В Козлове работали П. Завитаев, С. Киреев, Н. Михайлов, Р. Мошков, Л. Орлов и др. В Тамбове преподавал А. Васильев, в Моршанске – А. Сиротинский. Из воспитанников Козловской школы двое, Д. Захаров и Г. Крылов, успешно закончили Академию художеств. Г.Крылову в 1858 г. было присвоено звание академика исторической и портретной живописи.

Первая провинциальная школа рисования и живописи в Воронежской губернии, устроенная по образцу Арзамасской, открылась в губернском центре в 1835 г. Основал ее художник Ф. Чуриков. Академия художеств одобрила проект этой школы и снабдила ее методическими указаниями и учебными пособиями. Воронежская и Козловская художественные школы Центрального Черноземья были слишком слабыми по технической базе, чтобы составлять конкуренцию Академии художеств.

В к. XIX в. деятельность в сфере изобразительного искусства активизируется. Открывается большое количество обществ, объединений, студий, кружков, школ. В 1890-х годах в Воронеже образовалось Общество любителей рисования. Первое собрание общества состоялось 10 января 1893 г. В числе его учредителей можно назвать Е.Л. Маркова, Несветевича, Вашкевича, Макарова, Григоровского, Болотникова, Л.Г. Соловьева, М.П. Паренаго, М.А. Ульянищева, И.П. Иванова, А.А. Бучкури, М.И. Пономарева, В.М. Якимова, Кордюкова и др.

Общество любителей рисования берется за организацию бесплатной школы рисования, живописи и черчения на средства, отпускаемые для этой цели земством, отчасти на средства благотворительности. Организатором Вечерней школы и первым преподавателем рисунка и живописи был воронежский художник-иконописец, пользовавшийся большой известностью, Л.Г. Соловьев. Активным помощником Соловьева становится М.И. Пономарев, получивший звание художника Академии в 1862 г., но его деятельность ограничивалась исключительно преподавательской работой, живописью он практически не занимался.

В 1908 г. класс рисования и живописи посещало 293 учащихся, из которых 110 человек ходили на занятия систематично. С каждым годом количество учеников росло: так в 1911 г. их было 304, в 1912 г. – 338.

Плохое материальное обеспечение, отсутствие собственного помещения (школа первоначально размещалась в одном из зданий усадьбы Дворянского Собрания) не могло не отразиться на деятельности школы. Постоянно в отчетах кружка поднимается вопрос о строительстве здания для школы. В результате художник М.И. Понамарев дарит школе свой доходный дом со свободным для строительства местом и капиталом в 9000 рублей. С этого момента школа была переименована в Воронежскую бесплатную имени Михаила и Марии Пономаревых рисовальную школу.

В числе многочисленных учеников школы также можно отметить П.П. Болотова, А.И. Кудрявцева, А.И. Петрова, П.Д. Шмарова, А.А. Бучкури. Сведения о многих из них очень ограничены. Получив в дальнейшем художественное образование в Петербурге и Москве, они теряют связь с Воронежем и не влияют на художественную жизнь родного города. Исключение составляет лишь А.А. Бучкури – воспитанник Академии, один из ярких представителей школы И.Е. Репина. Возвратившись в Воронеж, он в значительной степени влияет на развитие искусства в родном городе, стремясь развивать реалистические тенденции молодых воронежских художников. С 1908 г. А.А. Бучкури занимается преподавательской деятельностью в Вечерней школе рисования, заменив художника М.И. Пономарева.

В октябре 1900 г. в г. Козлове Тамбовской губернии открывается народная школа рисования, связанная с деятельностью Сергея Ивановича Криволуцкого – бесплатные вечерние классы рисования, которые были переполнены обучающимися. Это побудило художника взяться за организацию в городе официально оформленной школы.

Летом 1901 г. на улицах города появились афиши, извещающие о том, что окончивший Академию художеств Криволуцкий открывает народную школу рисования и принимает в нее всех художников-самоучек. В ноябре 1901 г. начинаются занятия в школе, а в середине января 1902 г. состоялось ее официальное открытие. Из-за плохого материального положения школа просуществовала 4 года, в 1906 г. Криволуцкий закрывает свое заведение.

В отличие от Надежинской, школа Криволуцкого не была упорядоченным учебным заведением, занятия носили свободный студийный характер. В числе учеников Криволуцкого были тамбовские и козловские художники: Д.Р. Панин, работающий у А.М. Герасимова, С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, И.В. Гуров, Г.Т. Романов-Скороходов и др.

На рубеже веков в провинциальных городах Центрального Черноземья появляются культурно-просветительные объединения в области изобразительного искусства. Подобное объединение возникло в Тамбове зимой 1907 г. – Общество любителей художеств. Его организаторами являлись преподаватели рисования местных учебных заведений М.А. Антонов, П.П. Мошков, П.Д. Мягков, И.П. Фрейман, врачи И.М. Потапов, П.П. Шафранов и др.

Устав общества предусматривал устройство в городе студий и мастерских для художников, художественных выставок и экскурсий, чтение публичных лекций по вопросам искусства, создание картинной галереи и художественного музея, бесплатных рисовальных классов и художественной школы. Эта разнообразная программа оказалась далекой от своего практического воплощения, но даже то, что удалось осуществить, вносит неоценимый вклад в становление тамбовской художественной школы.

Общество пыталось наладить связь с художниками г. Козлова. Примером этому служит включение в члены жюри по отбору произведений на художественные выставки общества художника С.И. Криволуцкого.

С 1907 г. по инициативе членов Общества в Тамбове ежегодно устраивались художественные выставки. Значение этого общественного начинания трудно переоценить. Провинциальная жизнь была чрезвычайно бедна на свежие художественные впечатления, и посещение выставок являлось для местных любителей изобразительного искусства практически единственной возможностью узнать о новых веяниях в живописи. Активное участие в предреволюционных выставках в Тамбове принимали художники М.А. Антонов, П.Д. Мягков, П.П. Мошков, В.Г. Белоцветов, А.Н. Нестеров и другие. В конце 1916 г. общество прекращает свое существование. Видную роль в деятельности Общества играл руководитель художественных студий художник-любитель Николай Михайлович Шевченко.

Факт существования художественной школы в Курской губернии ранее начала XX века не подтвержден документально.

На рубеже веков в Курске был организован кружок местных художников, в который входили живописцы В.И. Лобода, Л.А. Квачевский, В.В. Голиков, Г.А. Шуклин, скульптор И.А. Шуклин. Это имена не первой величины, но их творчество позволяет судить о культуре губернского центра.

Общества и организации, возникшие в XIX – н. XX в. в сфере искусства, не представляли собой единой культурной, художественной среды. В большинстве своем они отличались замкнутостью, сосредоточенностью на собственных специфических интересах. Подобная мозаичность художественной среды легко объяснима. Общества этого типа еще не успели получить широкого развития и не имели достаточного опыта организационной работы среди населения. Да и сама основная масса жителей Центрального Черноземья в силу своего невысокого художественно-образовательного уровня не была готова к восприятию таких начинаний. Рассмотрев некоторые аспекты художественной жизни Центрального Черноземья XIX – н. XX в., невольно приходишь к выводу о том, что в губерниях Центрального Черноземья – Курской, Тамбовской, Воронежской – именно в этот период формируются художественные школы.

Список литературы

  1. Отчет комитета Воронежского кружка любителей рисования за 1908 г. – Воронеж, 1908. – С.2.
  2. Абаренкова Е. Московские художественные студии. Дисс… к. ист. наук. – М., 1996. – С.98 (Записки А.В. Куприна. Частный архив В.М. Лобанова. Москва).
  3. Дрокин В. Художник Криволуцкий и его школа рисования // Тамбовская правда. – 1946. – 6 января.
  4. Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. – Л., 1960. – С. 5.

Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным заведением была Академия художеств. Одновременно она являлась арбитром в различных вопросах искусства, в стенах ее устраивались выставки произведений русских художников, через нее распространялись и заказы.

После смерти Строганова Академия, перешедшая в ведение министерства просвещения, постепенно стала приходить в упадок. Отсутствие контроля за преподаванием и хозяйственной частью приводило к многочисленным злоупотреблениям и растрате государственных средств. За Академией в эти годы насчитывалось около 300 000 рублей государственного долга, разрушалось лишенное ремонта здание, подвергались порче многие экспонаты из художественного собрания.

В 1817 году президентом Академии был назначен А. И. Оленин, бывший в то же время и директором Публичной библиотеки. Хозяин известного в столице литературного салона, знаток русского летописания, Оленин был не только просвещенным ценителем живописи и одаренным графиком, но и способным организатором. Новый президент решительно берется за наведение порядка. Чтобы быстрее вывести Академию из тяжелого финансового положения, он настоял на сокращении числа учеников, увольнении престарелых педагогов и слушателей и самой строгой экономии по всем художественным статьям. Одновременно Оленину удалось получить средства на проведение ремонтных работ в здании и благоустройство территории. Главное здание Академии художеств было в это время еще мало приспособлено для нормальных жизни и учения воспитанников — холод и сквозняки в коридорах и спальнях, плохое освещение в рисовальных классах. Олениным был предприняты ремонтные работы в Главном здании и перестройка нового корпуса в саду Академии. В связи с отделкой парадных залов были созданы античные галереи, в которых разместилась пополнившаяся коллекция слепков, расширено новое помещение библиотеки, закончено оформление конференц-зала.

После смерти Оленина президентами Академии художеств стали назначаться особы императорской фамилии. Так, в 1843 году президентом стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, вице-президент — граф Ф. И. Толстой.

После окончания юношеского класса учеников разделяли — проявившие наибольшие способности к рисованию продолжали обучение в высших классах Академии, остальных переводили в ремесленные классы — резьбы по дереву, позолоты и т. п. Обучение в высших или ремесленных классах также длилось 6 лет.[210]

В 1802 году детский класс был упразднен, в связи с чем срок пребывания в Академии сократился до 12 лет, а прием учеников стал производиться с 9-летнего возраста. Учебная программа была расширена за счет введения оптики, теории архитектуры и эстетики. Кроме казеннокоштных пансионеров, находившихся на государственном обеспечении и живших при Академии, разрешено было обучать и своекоштных, живших дома или на частных квартирах.

Всем ученикам Академии полагалась форма: синие куртки с короткими штанами, белые чулки и башмаки с пряжками в виде лир. Позднее короткие штаны были заменены брюками, с обуви сняты пряжки.

Следующим этапом художественной подготовки после копирования классических произведений была работа с натуры, которой уделяли также много времени и сил. Она состояла главным образом в рисовании обнаженного тела. Однако преклонение перед уже усвоенным идеальным образцом античной красоты влияло и на воспитание натуры. Рисуя, например, обнаженную модель, ученики поправляли ее согласно правилам античной эстетики.

Последней ступенью в общей профессиональной подготовке учеников Академии был класс композиции. Здесь занимались сочинением этюдов на темы библейские или античной мифологии. При этом в компоновке многофигурного произведения ученики опять-таки должны были неуклонно следовать строго определенным и большей частью античным канонам. Например, расположение фигур на плоскости полотна, должно было обязательно вписываться в воображаемый треугольник, так как он считался наиболее устойчивой из геометрических фигур. Пейзажный фон тоже строился в соответствии с законами симметрии и равновесия: по бокам на переднем плане располагались кулисы, в центре — даль.

По окончании Академии выпускники получали звание художника и наиболее талантливые из них посылались для стажировки в Италию.

Таким образом, академическая система обучения в первой половине XIX века, благодаря своей стройности и целенаправленности, обеспечивала высокий уровень профессиональных знаний и навыков. В то же время непреложное стремление следовать античным образцам способствовало односторонности художественного восприятия, отдаляло учеников от современной жизни с ее общественными и социальными проблемами, способствовало утверждению по существу условных художественных приемов. С 30-х годов XIX века правительство сознательно поддерживает эту систему, желая превратить Академию в глашатая реакционной идеологии. Активное вмешательство Николая I не только в административные дела Академии, но и в творческий процесс, привлечение большинства профессоров к выполнению огромных и хорошо оплачиваемых правительственных заказов, контроль над выставками — все это действенно способствовало формированию особого консервативного художественного направления, получившего название академизма.

§ 14. Художественная культура

§ 14. Художественная культура Реалистическое направление в литературе и искусстве. Художественная культура России в начале XX в. отличалась исключительным многообразием направлений, течений, стилей, а также творческих объединений. И все же в авторском многоголосии

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. О художественной культуре России второй половины XIX в. говорят, что она литературоцентрична. Это значит, что именно литература оказалась во главе всех идейных,

§ 2. Художественная культура

§ 2. Художественная культура Важнейшими чертами художественной культуры рубежа веков стали радикальный пересмотр прежних эстетических принципов и ценностей, изменение отношения к индивидуальному началу в искусстве. Наступивший этап отличался отходом от

Художественная промышленность

Художественная промышленность Археологические находки в землях, заселенных славянами, изобилуют начиная с IX века, а в некоторых местах на западе (так, например, в альпийских землях, в Венгрии, в Хорватии) уже с VII века большим числом ремесленных изделий, главным образом

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

4.4. Художественная культура

6.5. Художественная культура

6.5. Художественная культура Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т. е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны,

III. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

III. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА Для Советской России изначально были важны любые акции, направленные на укрепление ее позиций на международной арене. Крупнейшим событием культурной жизни Берлина стала прошедшая в середине октября 1922 г. в галерее Ван Димена

4. Художественная культура

4. Художественная культура 4.1. Литература. Стилевые направления.• Реализм. В конце XIX – начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – реализма. Новые произведения создал Л. Н. Толстой. Социальные и

4. Художественная культура

4. Художественная культура 4.1. Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23

5. Художественная культура

5. Художественная культура Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма,

Русская собственность, русская власть, русская мысль

Русская собственность, русская власть, русская мысль Некоторые вводные замечания Известно, что главной темой русской мысли является Россия, философия отечественной истории. Этим она отличается от западной, где на первом плане методология, гносеология и т. д.

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественное образование в России: история и современность

Сфера искусства и культуры является неотъемлемой часть современного общества. Данная сфера влияет на всю жизнь человека. И для того, чтобы воспитать личность эстетически развитую необходимо большое внимание уделять образовательному процессу, в частности художественному образованию. Именно художественное образование является фундаментом российской сферы культуры и искусства.

И так, художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства [3].

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена благоприятным влиянием художественного образования на развитие и становление эстетической личности человека.

Процесс изучения становления и развития художественного образования в России, в свою очередь, помогает увидеть и глубже понять сильные и слабые стороны современного процесса обучения в сфере искусства, а также подготовить профессиональные кадры высшей квалификации в художественной области.

Основной целью исследования является – изучение этапов развития художественного образование в России, а также содержания современного процесса обучения в образовательных учреждениях

Объект данного исследования – процесс становления и развития художественного образования в России.

Предмет данного исследования – этапы, содержание и структура художественного образования со времен древнерусского государства до настоящего времени.

Задачи исследования:

Изучить необходимую литературу по теме исследования.

Рассмотреть этапы развития и формирования художественно образования в России.

Описать систему, раскрыть цели и структуру современного художественного образования России.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования : изучение и анализ педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования.

И так, что же такое художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Зная данное определение, мы можем плавно перейти к актуальности темы исследования, которая обусловлена благоприятным влиянием художественного образования на развитие и становление эстетической личности человека. Процесс изучения становления и развития художественного образования в России, в свою очередь, помогает увидеть и глубже понять сильные и слабые стороны современного процесса обучения в сфере искусства, а также подготовить профессиональные кадры высшей квалификации в художественной области.

И так, в первой главе я рассмотрела историю развития художественного образования в России. До XVIII века можно сказать, что в качестве художественного образования выступает процесс индивидуального обучения иконописцев, резчиков и мастеров монументальной живописи. Юные подмастерья обучались в мастерских, наблюдая за работой уже опытных иконописцев и резчиков. И вот в 18 веке, когда образование приобретает светский характер, благодаря эпохе Просвещения, берет свое начало художественное образование в России. В общеобразовательные программы теперь начинают включать художественные дисциплины, а за подготовку профессионалов сферы искусства отвечают специальные учебные заведения. Однако преподавание отдельных предметов в гимназиях зависело от материального положения самих учебных организаций, получалось, что изучение тех или иных дисциплин еще долгое время было доступно не всем. Тем не менее, художественное образование начинает приобретать профессионализацию, устойчивость, системность и упорядоченность.

Большой вклад в развитие российского художественного образования внес Петр 1. Он оправлял талантливых учеников за границу, которые возвращались с новыми знаниями, по его же инициативе была создана школа рисования при Петербургской типографии, в которой начинают рисовать с натуры.

В 1725 году открывается Академия наук, в которой впервые ввели преподавание живописи и скульптуры. Впервые время академия наук не могла по достоинству воспитать художников, но затем произошли изменения. Поскольку художественное образование поднялось на более высокий уровень, возникла необходимость отделить художественные дисциплины от Академии наук. Так в 1757 году появилась Академия художеств в Питере.

В XIX веке художественное образование набирает свои обороты. Открываются художественные школы и училища. С 80-х годов начинают распространяться так называемые образовательные путешествия. С 70-х утверждается система дошкольного воспитания, содержащая процесс творческого развития детей с использованием фольклора. Всеобщее художественное образование и просвещение легло на плечи профессиональных общественных и художественных объединений, которые активно справлялись с этим – создавались художественные классы, бесплатные школы, народные музеи и т.д.

Не осталось без внимания и образование взрослых слоев населения. Они получали свое художественное образование, посещая кружки и курсы, читальные залы и экскурсии и т.д.

Общая картина художественного образования выглядела следующим образом – развитие теории художественного образования шло вперед формального образования. Именно благодаря этому произошел скачек художественной педагогики в 20-е года XX века.

Таким образом, мы подходим к художественному образованию в советский период.

После Великой Октябрьской социалистической революции образование, в том числе и художественное, интенсивно обновлялось, началось массовое просвещение во всей области искусства, а опыт прежних десятилетий активно способствовал этому.

Везде, в том числе и в области профессионального художественного образования, появлялись экспериментальные проекты, создавались новые дидактические принципы. А к программе по развитию художественного образования привлекались великие музыканты, художники и ученые.

Система художественного образования была теперь направлена на профессионализацию.

Среднее художественное образование можно получить в училищах, по-другому техникумах, по художественным и декоративно-прикладным, художественно-промышленным и художественно-техническим направлениям. По следующим специальностям: живопись, скульптура, роспись, моделирование и конструирование, художественная обработка и оформление и т.д.

А учителей по рисованию и черчению готовят в педагогических училищах, где помимо предметов общего образования есть и специальные, такие как академический рисунок, живопись, скульптура, композиция, конструирование, анатомия, история и теория искусства, а также технология производства и материаловедение.

В институтах готовят специалистов по тем же специальностям, что и в училищах. Значительное отличие заключает в том, что вузы готовят специалистов высшей квалификации, следовательно, по окончанию вуза студент имеет наиболее обширную и качественную теоретическую и практическую подготовку.

Дети с особым талантом в изобразительном искусстве могли получить свое общее и средне специальное образование в средне-художественных школах при институтах Академии художеств Советского Союза. Для людей, которые имели законченное высшее образование и работали в конструкторских бюро, институтах и на заводах, в вузах художественно-промышленной направленности были созданы вечерние отделения по художественно-конструкторской подготовке.

Что касается общего художественного образования, свое развитие оно испытало в 1970-х годах, когда было решено развивать программы эстетического воспитания детей. Сразу после этого стали разрабатываться новые программы обучения в художественной сфере, появились авторские наработки, создавались заведения для эстетического воспитания подрастающего поколения и школы искусств.

После революции появлялись новые форматы в профессиональном образовании, например, область дизайна.

В конечном итоге художественное образование в СССР предполагает обширную систему профессионального обучения будущих специалистов в области культуры и искусства. В его основу заложены положения и установки принятые в партии, принцип народности и метод соцреализма.

В постсоветский период После перестройки образования в России спрос на традиционное художественное образование упал, тем ни менее благодаря той же перестройке появился простор для новых начинаний и направлений в сфере искусства.

Вторая глава содержит подробную информацию о содержании современного художественного образования России и информацию о педагогических кадрах данной области. Я в свою очередь перечислю лишь основные положения.

Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ – "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

У любого образовательного процесса, не смотря на его специфику, есть цель, которую необходимо достичь, а в большинстве случаев их сразу несколько. Для достижения той или иной цели ставятся определенные задачи. Без задач не было бы и цели, а без цели и образовательного процесса. Художественное образование не является исключением и имеет свои цели и задачи, которые прописаны в Приказе Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации". Отталкиваясь от данных целей художественное образование, призвано реализовать следующие задачи:

Немало функций имеет художественное образование в современной России, но существует ряд наиболее важных, их и следует рассмотреть наиболее подробно.

Воспитательная функция формирует личность высоко духовную; гедонистическая отвечает за то, что у детей появляется желание не только посещать занятия по художественным направления, но и получать эстетическое удовольствие от данных уроков; коммуникативная функция позволяет сформировать коммуникативные навыки; благодаря познавательной функции дети получают художественные знания, а также стремятся к постижению мира вокруг и себя, в том числе; развивающая отвечает как за общее развитие личности, так и за развитие художественных умений и навыков, помогает найти пусть к самовыражению.

Важным приоритетом современного художественного образования является процесс развития и формирования интеллектуальной и эстетической личности, вне зависимости от того будет ли профессиональная деятельность человека связана с художественной областью или нет.

Данный фактор предполагает развитие и усиление гуманитарной стороны образования во всех ее проявлениях, в том числе и образовательный потенциал изобразительного искусства.

Российская Федерация проводит целенаправленную государственную политику, ориентированную на системную поддержку и развитие образования в сфере культуры и искусства.

Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений, а также на наследии известных российских художников изобразительного искусства.

Что касается перспектив развития современного художественного образования, то одним из главных его компонентов является ориентация на союз лучших традиций художественного образования и новых технологий в образовании, которые доступны в наше время.

Еще одной стратегией развития современного художественного образования является процесс формирования наиболее сплоченного партнерского взаимодействия между системой образования и культура, а также между другими составляющими нравственно-эстетического воспитания и художественного образования.

В конечном итоге хочется сказать, что Российскую сферу искусства признают во всем мире. Из этого следует, что система художественного образования России обусловлена своей уникальностью и эффективностью. Российские профессиональные кадры в сфере искусства востребованы не только на родине, но и за рубежом. А многие выпускники художественных учебных заведений добиваются мирового признания.

Подводя итоги, стоит отметить, что подготовка художественных педагогических кадров высшей квалификации ведется по всей стране. В настоящее время в России работает и развивается большое количество образовательных учреждений художественной направленности, занимающих достойную нишу среди всех учебных заведений.

Александрова, Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России, XVIII — начале ХХ веке: диссертация/ Министерство культуры РФ. - Москва: Российский институт культуры, 1998.

Л.Л. Алексеева, И.М. Быховская, Н.А. Кочеляева, В.В. Мартынова, Е.П. Олесина, Т.С. Федорова, Л.В. Школяр. Художественное образование в Российской Федерации. Развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад/ К.Э. Разлого, – Москва, 2011.

Н.Н. Фомина. История художественного образования в России ХХ в. в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. / Ю.В. Голобоков. - Москва, 2002. – 473 с.

Читайте также: