Детский сад как образовательное пространство

Обновлено: 06.07.2024

2. Актуальность экологического образования.

3. Экологическое воспитание в ДОУ.

4. Сохранение биоразнообразия.

5. Биологическое разнообразие залог существования биосферы.

6. Формы и методы работы.

а) экологически грамотном поведении в повседневной жизни;

б) основах экологической безопасности;

в) рациональном использовании природных ресурсов (вода, электроэнергия, песок, глина, и д.р.).

Используя указанные и множество других объектов, воспитатель ДОУ формирует основы экологической культуры, применяя различные формы организации деятельности:

Процесс формирования экологического сознания, культуры природопользования должен осуществляться путем широкого сенсорного развития детей, направленного на познание окружающей природы, путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В своей работе каждый воспитатель должен учитывать основные положения личностно – ориентированной модели экологического воспитания, быть отличным методистом, прекрасно знать теорию и уметь добиваться поставленной цели. И тогда успех обеспечен. Мы воспитаем новое поколение с новым экологическим сознанием и экокультурой, которое будет сохранять и приумножать и видовое многообразие планеты и разумно использовать все природные богатства.

"Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС ДО".

ВложениеРазмер
organizatsiya_obr._prostranstva_v_dou.docx 28.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Понятие предметно-развивающая среда

С позиций психологического контекста , по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Подходы учёных к организации РППС

Жан Жак Руссо (философ и педагог) 1712-1778гг. - одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности .

Нелестен Френе (французский педагог) 1896-1966гг.

считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании

такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Светлана Леонидовна Новоселова
(к.п.н. Академик РАЕН и Академии творческой педагогики) 1933-2005гг. “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка”.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

  • гигиенические нормы площади на одного ребенка;
  • наличие физкультурного и музыкального залов;
  • наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
  • оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
  • наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
  • наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
  • наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
  • наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной организации (ФГОС п. 3.3).

РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы , а также территории , прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов , оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

РППС должна обеспечивать:

1.Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Реализацию различных образовательных программ.

3. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

5. Учёт возрастных особенностей детей.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе:

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей и возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

- Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации о соответствии.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС.

Рекомендуется организовать следующие центры:

- Центр пожарной безопасности.

- Центр труда, уголок дежурств.

- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Рекомендуется организовать следующие центры:

- Центр сенсорного развития.

- Центр конструктивной деятельности.

- Центр математического развития.

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Центр музыкально-театрализованной деятельности.

- Центр физического развития или

- Центр сохранения здоровья или

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей.


Модель организации образовательного пространства в современных условиях

Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ.

Организация образовательного пространства в ДОО в условиях ФГОС ДО


Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС

Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС.

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации.

. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм

Основные задачи, поставленные перед образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем.

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения;
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями (см. Приложение 1).

Одним из первых и важных социальных институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Основными целями взаимодействия детского сада с семьей – является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Нами выстроен алгоритм взаимодействия НДОУ с семьей (см. Приложение 2).

1. Поиск контактов при первой встрече. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. Посредством анкетирования и бесед выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются воспитательные способности родителей.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Результатом данной работы должно стать понимание родителями необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. На данном этапе родителям даются профессиональные рекомендации относительно воспитания и развития ребенка, проводится разъяснительная работа.

5. Реализация индивидуального подхода в работе с семьей. В работе с родителями важно учитывать тип семьи (полная, неполная, с одним ребенком или многодетная, благополучная или неблагополучная), возрастной и образовательный уровень родителей.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, который определяет отношения дошкольного учреждения и родителей, и которыми мы руководствуемся в своей работе (см. Приложение 3).

Работа в условиях реализации новых ФГТ требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Учитывая это, были внесены изменения в ежегодное планирование мероприятий по осуществлению совместной деятельности с родителями. Раньше в календарных планах воспитатели планировали работу с родителями на месяц, а теперь внутри каждого месяца вся работа с родителями разбивается на 4 недели, куда входят как мероприятия годового плана, так мероприятия в рамках тематических недель. При этом, сам воспитатель определяет, какие формы взаимодействия с родителями использовать для решения тех или иных задач.

Работа с семьями проходит через все образовательные области.

Такие встречи организуются один раз в месяц. Подготовка мероприятия предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой – со взрослым. Воспитатели пробуждают интерес детей к предстоящей встрече или теме: совместно оформляют тематические выставки, готовят подарки гостям, беседуют с детьми о том, чтобы они хотели узнать у человека, с которым планируется встреча.

В свою очередь педагоги обращают внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон. Предлагается подумать, какой подарок гость приготовит детям, чтобы у них начал развиваться интерес к их трудовой деятельности, хобби. Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности или сюжетно-ролевой игры, в которой закрепляются полученные знания и умения.

Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.

Игротека проводится два раза в месяц, в вечернее время. В результате такого взаимодействия мы добились следующих результатов:

  • родители стали больше играть с детьми, как дома, так и в детском саду;
  • в процессе совместных игр у детей обогащаются знания;
  • родители помогают детям овладеть практическими умениями своей профессии;
  • повысился авторитет родителей.

Такие встречи показывают особую чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и позитивных отношений между родителями и детьми.

Кроме описанных форм совместной работы с родителями педагоги используют совместные проекты, конкурсы и смотры, совместные вернисажи и другие (см. Приложение 5).

Одной из задач нашего сотрудничества с родителями является повышение их педагогической компетентности. Кроме того, педагогическое образование родителей в НДОУ ориентировано на развитие их активной позиции. Для того, чтобы способствовать формированию активной родительской позиции, повышению их психолого-педагогической компетентности, наш коллектив находит и внедряет современные, интересные и нетрадиционные формы работы (см. Приложение 6).

Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы коллектив считает создание сайта дошкольного учреждения, который был создан в 2011 году. Наличие у детского сада собственного сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада и группы, о проводимых мероприятиях, праздниках и развлечениях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Меню сайта включает в себя основные разделы:

Так как родители не всегда имеют возможность посетить совместную образовательную деятельность педагогов с детьми, то в будущем мы хотим предложить нашим родителям просмотр интересных мероприятий через наш сайт в онлайн режиме.

В работе с родителями мы используем информационно-стендовые технологии (ИСТ). Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетично оформленным, содержание ИСТ необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к данной информации быстро пропадет, содержание предлагаемого материала должно быть для родителей действительно актуальным и необходимым. Для того чтобы привлечь внимание родителей к информации, размещенной на стендах, педагоги на первом родительском собрании проводят презентацию информационных уголков для родителей (см. Приложение 7).

Для обеспечения эффективности работы была создана редакционная коллегия. Периодичность выпуска – 1 раз в два месяца. Содержание газеты разбито на основные рубрики:

Такая форма работы, безусловно, способствует повышению педагогической культуры родителей.

Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Работа в клубе организуется 1 раз в квартал. Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, тренинги, дискуссии. Тематика родительских встреч определяется несколькими факторами: запросами и интересами родителей, желанием повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

В период адаптации совместно с педагогом в группе работает педагог-психолог, который дает консультации родителям, ведет наблюдения за развитием детей.

Результаты данной работы показывают, что малыши быстрее привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты со взрослыми и сверстниками.

  • выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Все эти задачи мы решаем, используя следующие формы работы:

Такие совместные мероприятия оказывают родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе, помогают сблизиться родителям с учителями школы.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.


В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство

Открытость — это один из основных признаков демократических образовательных систем и в силу этого демократическая система имеет большее количество связей как внутри системы, так и с внешним окружением. Увеличение количества связей увеличивает открытость системы. Необходимость широкого социального партнерства в дошкольном образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование, которое представляет собой один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума.

В настоящее время для системы дошкольного образования становится характерно построение открытого образовательного пространства, так как образовательные пространства, по мнению Н. В. Рыбалкиной, независимо от конкретного содержания, накладывают свой отпечаток, формируют образ человека той или иной мерности, задают его объем [3]. Развитие открытого образовательного пространства ДОО позволит обеспечить доступность и новое качество образования для подрастающего поколения. В. Н. Куровский считает, что интеграция открытого образовательного пространства предполагает включение всех субъектов в совместную деятельность, расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства, формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию, совместное проектирование [2].

Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева рассматривают проектирование в условиях развития открытого образовательного пространства как процесс, который включает методы разработки и внедрения управленческих проектов и предполагающей обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики [1].

Следует отметить, что ведущим механизмом управления развитием дошкольного образования в современной социокультурной ситуации выступает технология инновационного проектирования развития открытого образовательного пространства как особый и своеобразный вид творческой научно-исследовательской деятельности. Проектирование развития открытого образовательного пространства включает этапы планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств, наиболее эффективно используется образовательный потенциал, и, как следствие, улучшается качество образовательной деятельности педагогического коллектива.

На основании анализа научных исследований гипотетически мы предположили, что развитие открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства будет эффективным, если проектирование данного процесса будет включать:

− определение структуры, формы и основных направлений взаимосвязей и взаимодействия дошкольной организации с социальными институтами;

− разработку алгоритма реализации проекта по развитию открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;

− многоуровневое управление проектированием развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства.

Цель проекта ‒ создание открытого образовательного пространства на основе взаимосотрудничества ДОО с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

1) разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнерами;

2) создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;

3) установить партнерские отношения с сообществом для поддержания благоприятного общественного окружения;

4) развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

5) формировать положительный имидж дошкольной образовательной организации в местном социуме.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап — подготовительный, который был направлен на определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

1) анализ деятельности дошкольной образовательной организации по созданию открытого образовательного пространства;

2) анализ новых объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

3) установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района;

4) определение основных направлений взаимодействия,

5) разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

6) заключение договоров о совместной работе;

7) составление плана совместной работы;

8) информирование родителей о проводимых мероприятиях.

Второй этап — практический, целью которого была реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа:

2) разработка социально-значимых проектов взаимодействия ДОО с объектами социума по различным направлениям деятельности;

3) разработка методических материалов для реализации данных проектов;

4) разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта, связанного с взаимодействием с различными социальными партнерами.

На данном этапе был разработан рабочий план реализации проекта по развитию открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства.

Третий этап — оценочно-рефлексивный проводился с целью подведения итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1) проведение анализа проделанной работы;

2) определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Опыт работы ДОО с учреждениями социума показал, что активная позиция педагога влияет на личную позицию детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОО и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО. Реализация заявленного проекта позволит расширить развивающую предметно-пространственную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные результаты образовательной деятельности, строить внешние связи и взаимоотношения с учетом интересов детей, родителей и педагогов, а также других субъектов.

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства позволяет решать многие социальные и экономические проблемы общества в целом. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи и других образовательных субъектов в настоящее время является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Дошкольными образовательными организациями накоплен значительный опыт сотрудничества с различными социальными институтами в целях повышения эффективности нравственного, трудового, интеллектуального, физического, художественно-эстетического развития детей.

Современная дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Процессы демократизации, информатизации, технического и научного прогресса, происходящие в обществе, диктуют необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы развития открытого образовательного пространства дошкольной организации. Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, является разработка содержания, нетрадиционных методов и форм взаимодействия ДОО, семьи и социокультурных институтов (сельской библиотеки, клубом, Дворцом культуры и др.) по решению данной проблемы с учетом регионального компонента.

Основные термины (генерируются автоматически): открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, образовательная деятельность, образовательный процесс, форма взаимодействия, этап, детский сад.

Читайте также: