Проект метеоплощадка в детском саду направлен на реализацию мероприятий по оснащению

Обновлено: 01.07.2024

Тип проекта :информационно-исследовательский.

По характеру содержания: включает ребенка и природу.

По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьей.

По продолжительности: долгосрочный.

Проблема:

Как сохранить и изучить экологическую систему сельской местности?

Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, которая в свою очередь, состоит из отдельных эко пространств. Одним из этих пространств является метеоплощадка - пространство к пониманию изменений в природе.

Цель:

Организация интерактивного пространства детского сада. Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. совершенствование у дошкольников экологической культуры, повышение

экологически правильного грамотного поведения в природе.

Задачи:

  • Создать метеорологическую площадку на территории детского сада.
  • Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
  • Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Формировать представления о четырех частях света;
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, барометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером.
  • Познакомить с профессией метеоролога.
  • Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
  • Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, со-страдание, внимательность;
  • Прививать трудовые природоведческие навыки;

Гипотеза:

Предположим, что создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку; что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать); что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

Новизна проекта: создание метеостанции на территории

учреждения с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, термометр, анемометр) для

дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах регистрации.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога:

  • приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
  • определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?
  • какие факторы влияют на изменения погоды в сельской местности?
  • Вовлечение родителей воспитанников в работу метеостанции.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста (возраст 5-7 лет)

  • педагоги;
  • родители воспитанников.
  • сотрудники детского сада

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
  • принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
  • принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;
  • принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
  • принцип регионального компонента (изучение явлений природы ст.Медведовской);
  • принцип научности и доступности понятий:

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего учреждения стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стало создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений. Одну неделю каждого месяца во всех группах детского сада планируется:

  • вести ежедневные наблюдения за погодой;
  • изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли ;
  • наблюдать за животными на участках и на территории детского сада;
  • ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

  1. Вводный (организационный) этап:
  • создание метеостанции и оформление на территории детского сада соответствующей зоны;
  • создание условий для работы детей по изучению погоды.
  • составление перспективного плана работы по данной проблеме
  1. Практический
  2. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

Педагоги выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.

Был составлен перспективный план работы над проектом.

К оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели, родители и сотрудники детского сада.

Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории ДОУ площадке что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов природы, в зависимости от времени года.

Основные требования к организации метеоплощадки

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.

Для метеоплощадки делают небольшую ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса, радуга.

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

ВложениеРазмер
proekt_-meteostantsiya.docx 53.65 КБ

Предварительный просмотр:

3. Этапы реализации проекта……………………………………………….4

4. Актуальность проекта… ………………………………………………. 5

5. Цели, задачи, ожидаемые результаты …………………………………..7

6. Методы работы, ожидаемые результаты………………………………..8

7. Требования к размещению метеоплощадки…………………………….9

8.Модель образовательной системы………………………………………13

9. Требования к организации наблюдений в природе…………………. 15

11. Список используемой литературы …………………………………. 18

Метеослужба в детском саду

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой (15-21 человек, все желающие).

По времени проведения: долгосрочный(1 год).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.

Участники - дети и родители ДОУ.

Значимость проекта для его участников:

Этот проект значим для всех его участников.

Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.

Проектом предусмотрен объект исследования- окружающая среда, предметом деятельности является процесс наблюдения за окружающей средой.

Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.

Работа с проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления детей.

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Пути решения проекта:

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей ДОУ.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год 4 месяца : с 1 мая 2018г. по 31 мая 2019 года

Определение позиций по трем направлениям:

1. Что дети знают?

2. Что хотят узнать?

3. Что нужно делать чтобы узнать?

Практический (основной) этап

Усвоение системы знаний о природе. Наблюдения, исследовательская деятельность, экспериментирование

Актуальность создания проекта

Гипотеза : Исследовательская, поисковая активность- постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если:

  • Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
  • Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
  • Обогащение воспитательно–образовательного процесса будет эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;
  • Воспитывать у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы.

Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Ведущие принципы развития дошкольников

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности; Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Формы организации детей

Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;

Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;

Экскурсии на метеостанцию;

Организованная образовательная деятельность в уголках природы;

Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Систематические наблюдения в живой и неживой природе; Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет); Чтение природоведческой литературы; Моделирование; Экспериментирование; Труд в комнате природы и на метеоплощадке; Домашние задания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Подготовил:

Зимарина Ирина Николаевна

Воспитатель

1 квалификационной категории.

Г. Одинцово, 2018 год

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений .

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать , какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам де лать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во - первых , знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во- вторых , занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В - третьих , у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

• познакомить с профессией метеоролога;

• формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде).

• познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

• обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

• формировать представления о четырех частях света;

• познакомить детей с назначением метеорологической станции, познакомятся с метеодомиком и его содержимым;

• привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей , на которых рассчитан проект: 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)

Продолжительность проекта: долгосрочный (Май 2018г. – май 2019г.).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап : анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомились с опытом других педагогов; в предыдущий период (старшая группа) была проведена работа по ознакомлению детей со свойствами шишек, еловых веток, которые проявляются при изменении окружающей среды; предварительно во время утренних бесед с детьми упоминались народные приметы, указывающие на перемены погоды (которые дети стали использовать на практике); мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап: структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

• развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

• публикация в сборнике результатов проектной деятельности.

Содержание проекта:

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно - исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении яв ляется правильная организация развивающей предметной среды.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является

наглядно – образное мышление.

Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5 - 6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например , движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке мини -ме теостанцию. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика . Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Для определения влажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается.

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .

Самодельные метеорологические приборы были изготовлены родителями детей старшей группы. Папы наших детей рассказали детям о том, какой прибор они изготовили и для чего он служит . Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз .

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: наблюдать за небом и облачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают прогноз погоды педагогам, родителям .

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи — к ненастью.

Каркает зимой — к метели .

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель .

А дружно расчирикались — к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал .

ФОРМЫ РАБОТЫ :

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - эксперименты с водой, воздухом .

Обогащение и систематизирова ние знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы, поговорки и загадки о природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность .

Воспитывать любовь к природе.

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и озможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов .

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их начение в жизни человека.

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы . За время реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19- 21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы : метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это ? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад ? ( ответы детей).

Воспитатель : Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

по годы на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды ?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Они нужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор – это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали ? В чем заключается

Тип проекта: обучающий, познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети группы и родители, педагоги.

По времени проведения: долгосрочный(1 год).

Руководитель проекта – воспитатели группы.

Цель:

закрепление на практике правил поведения в природе, обучение наблюдению и фиксированию своих наблюдений.

Задачи:

продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.

Проектом предусмотрен объект исследования- окружающая среда, предметом деятельности является процесс наблюдения за окружающей средой.

Аннотация проекта

Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.

Работа с проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления детей.

Принципы проекта

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Пути решения проекта:

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей ДОУ.

Этапы реализации проекта

Определение позиций по трем направлениям:

1. Что дети знают?

2. Что хотят узнать?

3. Что нужно делать чтобы узнать?

Практический (основной) этап

Усвоение системы знаний о природе. Наблюдения, исследовательская деятельность, экспериментирование

Актуальность создания проекта

Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Содержание проекта

Исследовательская, поисковая активность - постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если:

· Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.

· Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;

· Обогащение воспитательно-образовательного процесса будет эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;

· Воспитывать у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы.

Цель проекта:

Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем. Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.

Задачи:

1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией.

4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

8. Воспитывать основы экологической культуры.

Ведущие принципы развития дошкольников

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности; Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Формы организации детей

Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку, в лес;

Целевые прогулки: в парк, улицы поселка;

Организованная образовательная деятельность в уголках природы;

Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Методы работы

Систематические наблюдения в живой и неживой природе. Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет). Чтение природоведческой литературы. Моделирование; Экспериментирование. Труд в уголке природы и на метеоплощадке.

Ожидаемые результаты

· Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы,

· Внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;

· Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.

Требования к размещению метеоплощадки

Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов, все предметы и устройства прочно закреплены.

Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Весь периметр площадки просыпан песком.

· Уход за метеоплощадкой

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводить наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках .

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Модель образовательной системы

Родители получают задания на дом

Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Обсудите с детьми следующие вопросы:

Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую?

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний

о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.

Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.

Примеры рифмованных примет

Ласточки высоко летают - солнышко ожидают. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается. Облака высоко плывут – хорошую погоду несут. Гуси улетают – зимушку поджидают. Кошка нос прикрывает – мороз ожидает. Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят. Дым столбом – мороз за окном. Звезды сверкают – о морозе предупреждают. Дым по земле – оттепель на дворе . Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит. Синички к дому подлетают – зиму встречают.

Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.

Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать. Рисунки можно оформить в виде рукописной книги

Вывод:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

Читайте также: