Что такое педагогическая запущенность ребенка школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическая запущенность – это нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. Запущенность у школьников и дошкольников проявляется в виде поведенческих отклонений, плохой учебы, отсутствия понимания нравственных ценностей. У ребенка отсутствуют интеллектуальные способности, он инфантилен, эмоционально неуравновешен, с трудом социализируется и совершает аморальные поступки. Запущенность школьников и дошкольников диагностируется специальными психологическими методиками. Дети проходят различные тесты, отвечают на вопросы анкет. Если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, нарушение корректируют педагоги и психологи. В целом, запущенность у школьников и дошкольников рассматривается как поведенческое расстройство. Статистические данные разнятся: ежегодно количество детей, у которых есть признаки педагогической запущенности, изменяется. Наиболее распространен данный вид нарушений среди мальчиков.

Симптомы

Педагогическая запущенность - это своего рода отклонение, которое может быть выражено в разной степени: легкая степень характеризуется слабой динамикой, потому сложно выявить проблему. Часто педзапущенность можно перепутать с вполне естественными для данного возраста капризами и отклонениями в поведении.

Диагностику проблемы может осложнять то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а эпизодическими. Бывает и так, что ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).

Начальная степень - это легкие отклонения от нормы. Со временем они становятся все более заметными и проще диагностируются.

Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе понятно, что ребенок не может быть самостоятельным и принимать осмысленные решения.

Характер проявлений при педагогической запущенности:

искаженное отношение ребенка как к самому себе, так и к окружающим, что накладывает свой отпечаток на поведение

Специалисты

  • Педагог дошкольного или школьного образования
  • Психоневролог

Записаться на прием

Виды педагогической запущенности

Выделяют несколько видов запущенности педагогического характера. Они классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных отклонений. Основные виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Проявляется в виде плохих привычек, отсутствия навыков гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий, контроля над эмоциями.
  3. Интеллектуально-педагогическая. Ребенок с трудом осваивает школьную программу. Интерес к знаниям у него отсутствует.
  4. Нравственно-трудовая. У детей нет желания трудиться, они имеют искаженные представления о пользе труда.

Механизм

Формирование ребенка сопровождается социальными ситуациями, возрастными кризисами, психическими и физическими особенностями. Он приобретает опыт через деятельность и общение с окружающими. Реализация заложенных при рождении психофизических способностей определяется жизненными обстоятельствами и типом воспитания ребенка. Если условия среды, в которой проживает ребенок, не соответствуют его задаткам, его развитие деформируется и искажается. Основа механизма формирования педагогической запущенности – дефицит социальных и психологических стимулов. Если не проводится коррекция, запущенность со временем прогрессирует.

Стадии развития педагогической запущенности

Развитие педагогической запущенности осуществляется в четыре стадии:

  1. Первая стадия развивается у дошкольников. Педагогическая запущенность формируется вследствие дефицита внимания со стороны родителей, педагогических ошибок воспитателей детского сада, плохих отношений со сверстниками.
  2. Вторая стадия характерна для дошкольников и младших школьников. Она формируется из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин, которые вырабатывают у ребенка неуверенность в себе и отсутствие интереса к знаниям. Дети негативно относятся к школе, не соблюдают режим, у них отсутствуют нормы поведения.
  3. Третья стадия запущенности без своевременной коррекции развивается в подростковом возрасте. Ребенок пренебрегает нормами и правилами, относится ко всему негативно и равнодушно, его поведение отклоняется в худшую сторону.
  4. Четвертая стадия формируется в подростковом и юношеском возрасте. Антисоциальный характер поведения закрепляется, человек становится грубым, агрессивным, часто попадает под дурное влияние преступных группировок.

Причины возникновения педагогической запущенности

Причины возникновения педагогической запущенности отличаются. К основным факторам развития нарушений относятся:

  1. Взаимоотношения в семье. Первый опыт общения ребенок получает в кругу семьи. Именно здесь формируется его восприятие окружающего мира. Если родители уделяют ребенку мало времени, имеют слабое интеллектуальное и культурное развитие, не обеспечивают малышу благоприятные условия проживания, постоянно конфликтуют между собой или неправильно воспитывают чадо, у него может развиться педагогическая запущенность.
  2. Среда, в которой ребенок учится. Запущенность педагогическая может развиться из-за ошибок в организации процесса образования, в результате конфликтов с одноклассниками и педагогами. Если к ребенку относятся невнимательно, игнорируют его особенности, не осуществляют к нему индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.
  3. Отношения в социуме. Формирование педагогической запущенности также связано с постоянными конфликтами с окружающими людьми – сверстниками, педагогами, родителями. В результате этого ребенок замыкается в себе, не хочет посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.
  4. Индивидуальные особенности ребенка. Это ряд внутренних физиологических, эмоциональных, наследственных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогической запущенности. Стоит учесть, что в группе риска находятся дети, у которых есть различные неврологические нарушения и слабый тип нервной деятельности.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

ДИАГНОСТИКА

Психолог

Диагностика педагогической запущенности осуществляется на основании следующих принципов:

  • изучение индивидуальных особенностей должно производиться в неразрывной связи с внешними факторами;
  • выводы должны быть объективными, а не основанными на личном отношении к ребенку или к членам его семьи;
  • личность должна изучаться не только в конкретный момент, но также и в предыдущие периоды жизни, с возможностью составления прогнозов будущего развития;
  • стоит рассматривать не только поверхностные проявления педзапущенности, но и уделять как можно больше внимания поиску причин, которые привели к текущему положению дел;
  • одним из важнейших принципов можно считать "педагогический оптимизм", который заключается в настрое на положительное разрешение проблемы, независимо от степени ее сложности;
  • профессионализм специалиста, осуществляющего диагностику, должен состоять в глубоких познаниях в области психологии, социологии и педагогики;
  • чтобы решить проблему, важно работать с ребенком не только в общем направлении, но также и по принципу его целеустремленности, принимая во внимание его желания и интересы.

КОРРЕКЦИЯ

Стоит определить причины, которые привели к возникновению педзапущенности.

Коррекция может осуществляться на основании следующих методов: коррекция выраженных дефектов поведения и характера (страхи, застенчивость, чрезмерное возбуждение и прочие отклонения); применение конкретных педагогических методик, которые помогают устранить внешние проявления (например, нервные тики), проблемы в обучении и развитии (плохое усвоение материала, недостаточное количество навыков и прочее), а также недостатки характера); привлечение ребенка к активной трудовой деятельности; перевод в другой коллектив; использование психотерапевтических методик, которые основаны на внушении, убеждении, гипнозе и психоанализе.

При первых признаках отклонений стоит принимать меры по их устранению. Педагоги должны проводить работу по следующим направлениям: профилактика возможных правонарушений; коррекция нравственных ориентиров; постоянные личные контакты в виде бесед, тренингов, диспутов и так далее; искусственное моделирование ситуаций, которые несут в себе воспитательную функцию; активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; привлечение внимания общественных организаций к проблемным детям; привлечение детей и подростков, у которых диагностирована педагогическая запущенность, к занятиям во внешкольных образовательных учреждениях.

Осложнения и последствия

Если педагогическая коррекция не проводится, отсутствует психологическая помощь, дезадаптация ребенка возрастает. У подростков запущенность педагогического характера осложняется социальной. Они становятся неуправляемыми, теряют ценностные ориентации и социальные установки. Перевоспитание подростков в этом случае часто осуществляется в детских исправительных учреждениях – колониях для несовершеннолетних.

Прогноз

При условии своевременной коррекции педагогическая запущенность полностью проходит. Если у ребенка отсутствуют психические и неврологические нарушения, прогноз весьма благоприятный. Здесь важна комплексная поддержка различных специалистов и благоприятные условия в семье и окружении ребенка.

Профилактика педагогической запущенности

Профилактика формирования педагогической запущенности заключается в соблюдении целого комплекса рекомендаций. Педагогическую и социальную запущенность гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Профилактика педагогической запущенности проводится в соответствии с нижеперечисленными принципами:

  1. Обязательно занимайтесь с ребенком и стимулируйте у него интерес к знаниям. Лучшая профилактика педагогической запущенности – это общение, обучение в игровой форме, разработка системы поощрений.
  2. Также в профилактику педагогической запущенности включена адаптация ребенка в коллективе. Его необходимо обучать трудовой деятельности.
  3. Взаимодействуйте с ребенком. Общайтесь с ним, анализируйте вместе его поведение, проводите коррекцию его действий, критикуйте (но критика должна быть конструктивной). Во взаимоотношениях с малышом должны присутствовать доверие и взаимоуважение!
  4. Также профилактика запущенности должна включать стимуляцию активности. Развивайте у него чувства любви, стыда, сострадания, приводите положительные примеры, мотивируя его на деятельность, просите о чем-нибудь.

Педагоги центра НЕАПЛ помогут в коррекции нарушений. Записывайтесь к нам на консультацию, и мы обязательно сделаем все, чтобы скорректировать особенности ребенка и полностью устранить проблему.

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Педагогическая запущенность

Общие сведения

Педагогическая запущенность

Причины педагогической запущенности

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

Патогенез

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Симптомы педагогической запущенности

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

Осложнения

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Диагностика

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

  • Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  • Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
  • Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

Педагогическую запущенность часто принимают за задержку в развитии. Но при более тщательной диагностике выясняется, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Педагогическая запущенность мешает социализации, обучению, развитию ребенка. Без коррекции он окажется изолированным от общества.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – отставание ребенка или подростка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии из-за воспитательных ошибок родителей или отсутствия целенаправленного семейного воспитания.

  • отставание в развитии от возрастных нормативов, реакции и поведение, характерные для предшествующего возраста;
  • невоспитанность;
  • необразованность: незнание социальных норм, предметных знаний;
  • неразвитость личностного потенциала ребенка, несоответствие поведения его возможностям.

Главный признак педагогической запущенности – девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки, правонарушения вызваны невоспитанностью детей.

Подробнее структуру запущенности можно представить тремя блоками:

Коррекцией отклоняющегося поведения, педагогической запущенности занимаются педагоги-психологи и социальные педагоги. Без лечения ребенок подвергнется дезадаптации.

Диагностика

Для обследования используется метод наблюдения, теста, опросов, проективных методик. Последние помогут узнать внутренний мир, страхи, уровень самооценки, особенности восприятия ребенком себя и семьи. Опросник Личко или многофакторный личностный опросник помогут выявить акцентуации характера, особенности личностного развития. Для проверки когнитивных навыков используются тесты интеллекта, проверки памяти, внимания.

Для исключения патологий развития, врожденных нарушений ребенка осматривает невропатолог. Как правило, детей с подозрением на педагогическую запущенность или задержку психического развития направляют на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Причины

коррекция детско-родительских отношений

Встречаются дети трудновоспитуемые в силу врожденных и приобретенных патологий. Но чаще педагогическая запущенность выступает как следствие влияние неблагоприятных социальных факторов:

  1. Деструктивный психологический микроклимат семьи. Запущенные дети выходят из союзов, где нет любви, понимания, поддержки, доверия, привязанности, дружбы. Дети в таких семьях растут тревожными, замкнутыми, раздражительными, агрессивными, грубыми, непослушными. Подобные условия возникают в семьях, где присутствуют зависимости или материальные ценности превосходят моральные, а также в семьях, где родители заняты построением карьеры – на воспитание детей не остается времени. Иногда к этому присоединяется нежелание заниматься ребенком, например, если хотя бы один из супругов не хотел заводить детей.
  2. Деструктивный стиль воспитателя, учителя. Проблемы, начавшиеся в семье, усугубляются при поступлении в образовательное учреждение. Это возникает при деструктивном педагогическом стиле: формирование стыда и чувства вины у отстающего ребенка, порицание перед всем классом, высмеивание, издевки, занижение оценок и т. д. В результате ребенок еще больше уходит в себя, его девиации становятся ярче выражены, оппозиционное поведение приобретает демонстративный характер.
  3. Непринятие классом, которое часто возникает на фоне предыдущего фактора. Конфликты, чувство одиночества и ненужности приводят ребенка в асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Другие причины педагогической запущенности: противоречие воспитательных позиций отца и матери, безнадзорность, беспризорность, завышенные или заниженные воспитательные и образовательные стандарты, жестокое обращение с ребенком, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекция

Перед началом коррекции нужно наверняка узнать причины запущенности. Для этого психолог исследует семейные условия развития, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и асоциальных групп.

Анализу влияния улицы отводится особое внимание. Нужно установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в неформальных группах: самоутверждение, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.

После этого специалист составляет план коррекционной работы. Он может выглядеть следующим образом:

  1. Изменение климата в семье через повышение педагогической культуры родителей, сеансы групповой психотерапии, консультации для родителей, контроль над соблюдением рекомендаций психологов и педагогов, организация режима дня для ребенка, помощь в организации семейной совместной деятельности.
  2. Работа с классом, педагогическим коллективом. Здесь подразумевается создание индивидуальной педагогической программы для ребенка, обучение преподавателя методам работы с особым ребенком, помощь в реализации программы. Кроме этого, нужно ослабить психологическую и интеллектуальную нагрузку на ребенка, наладить режим обучения, позаботиться о профилактике переутомлений. Также проводится ряд мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и подключение родителей к воспитательному процессу.
  3. Индивидуальная работа с ребенком, целью которой является его личностный рост. Проводится полноценная диагностика, на ее основе составляется индивидуальная программа развития. Она соответствует особенностям, способностям, склонностям, возможностям ребенка.

Профилактика

Меры профилактики педагогической запущенности:

  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • построение условий обучения, соответствующих потребностям и способностям ребенка;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка;
  • поощрение самостоятельности;
  • адекватный стиль семейного воспитания.

Так что значит педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность – это нарушение развития, которое часто вызывает у ребенка трудности с поведением и адаптацией в коллективе. Можно было бы предположить, что такое поведение связано с особенностями функционирования мозга ребенка, врожденными психическими отклонениями и другими медицинскими факторами. Но так происходит далеко не всегда.

Есть и другая точка зрения.

Психиатр Артем Новиков считает, что педагогическая запущенность — определение устаревшее, и предлагает от штампа отказаться:

В итоге из-за несвоевременно оказанной педагогической помощи у ребенка возникают сложности: ему трудно общаться с людьми, у него искаженное представление о себе, окружающем мире, низкий уровень экспрессивности. Среди сверстников он теряется. У него повышается уровень агрессии, а интерес к учебе отсутствует. Все это усугубляется плохим отношением к другим детям со стороны сверстников. Ровесники могут над ними издеваться, а педагоги — отказаться с ними работать.

то, что называют педагогической запущенностью, — не официальный диагноз и не ярлык на всю жизнь.

Это скорее недостаток разных навыков, который можно восстановить.

Искать виноватых не нужно, нужно обращать внимание на особенности поведения ребенка. Если вам кажется, что у него трудности с адаптацией к учебе или коллективу, обратитесь к компетентному психологу.

Когда бить тревогу?

Родителям и педагогам стоит насторожиться, если…

дошкольник во время игры:

  • не умеет планировать ходы, прогнозировать их результаты,
  • не взаимодействует с другими игроками,
  • пассивен в выборе игрушек, роли и стереотипно себя ведет при ее выполнении, не проявляет себя творчески,
  • слабо заинтересован в игре,
  • не понимает цели игры,
  • не может оценить свои результаты, сказать, насколько он был успешен;

школьник:

  • мало чем заинтересован на занятиях,
  • ориентируется только на шаблоны,
  • выполняет задания исключительно ради оценок или из-за страха перед взрослыми и сверстниками,
  • ходит в школу только ради общения с детьми,
  • нечасто понимает смысл задания,
  • постоянно забывает инструкции,
  • не слушает советы,
  • не уверен, правильно ли выполнил задание,
  • редко отвечает на уроках, не любит работать сам,
  • быстро устает от учебы,
  • плохо читает, с трудом понимает тексты со сложными предложениями или длинные тексты в абзац,
  • не воспринимает смысл коротких текстов при чтении вслух,
  • не может высидеть на стуле несколько минут — начинает качаться, кататься, перебирать руками, вставать и садиться, шмыгать носом;

в коллективе, среди взрослых и детей:

В каждом случае надо обязательно разбираться отдельно.

Педагогическая запущенность — это не задержка психического развития

Здоровый ребенок, которого не обучили культуре поведения, хорошо ориентируется в знакомых ситуациях, инициативен и целеустремлен, если задача вызывает у него интерес. Нарушения в его поведении исправляются с правильным педагогическим подходом. В то время как детям с СДВГ, например, дополнительно назначают медикаментозное лечение и работают с ними, используя специальные методики.

Важно: иногда дети с педагогической запущенностью и дети с вариантами задержки психического развития ведут себя схожим образом.

Но только специалист: психолог, невролог, терапевт — определит, есть ли у вашего ребенка расстройство.

Как справляться с трудностями в поведении?

Вот на что советуют обращать внимание учителям:

  • на уровень тревожности ребенка,
  • на степень адаптации к коллективу,
  • на самооценку,
  • на эмоциональную зрелость: осознает ли ребенок личные переживания, принимает ли ответственности за них, насколько он стабилен эмоционально, умеет ли адекватно обстоятельствам выражать собственные эмоции;
  • слушается ли взрослых и легко ли им управлять ребятам постарше или сверстникам;
  • на социальный статус (уточним: среда, в которой ребенок растет, может как играть какую-либо роль, так и не иметь значения вовсе).

Если у школьника есть проблемы, к работе надо подключать социального педагога. Иногда виной всему психотравмирующая среда, которая и толкает ученика на неприемлемые поступки: систематические прогулы, вандализм, агрессию как защитную реакцию.

В таких случаях педагоги должны его из такой среды вывести и оказать психологическую поддержку.

Нужно дать понять ребенку, что вы в него верите и что у него все получится. Убедить его: помощь всегда рядом, бояться неудачи не стоит.

В итоге, по результатам финальной диагностики, у учеников исчезла тревожность, снизилась враждебность по отношению к окружающим и повысился интерес к учебе.

Артем Новиков объясняет:

самое важное для учителя — быть на стороне ребенка, помогать встроиться в новую среду, не позволять себе отпускать оскорбительные фразы.

Для взрослых следует проводить тренинги: объяснять, как мотивировать что-то делать, как помогать справляться с трудным поведением, как помочь адаптироваться к школе.

Нужно учитывать индивидуальные особенности детей: в каких-то случаях разрешать приседать, ходить по классу каждые несколько минут.

Читайте также: