Проект логопеда в доу по патриотическому воспитанию

Обновлено: 04.07.2024

Данный проект направлен на коррекцию речевых нарушений, через воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Проект практико-ориентированный, долгосрочный. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников. В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Оценить 31 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Пермского муниципального района Пермского края


«Платошинский детский сад

Практико-ориентированный проект

Силкина Ирина Анатольевна

Паспорт проекта

Название проекта

Разработчики проекта

Силкина Ирина Анатольевна, учитель-логопед

Вид проекта

Продолжительность

Сроки реализации

Сентябрь-май 2021-22 уч.г.

Участники проекта

Дети, педагоги, родители, учитель-логопед.

Поиск новых путей решения проблемы нравственного воспитания детей с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях.

Актуальность

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников. В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Цель проекта

Коррекция речевых нарушений у детей через нравственно-патриотическое воспитание.

Задачи проекта

формировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков.

Развивать лексико-грамматический строй речь, связную речь, память, внимание, мышление.

1. Создать систему коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушениями речи.

2 Подготовить методические рекомендации по взаимодействию с семьями и педагогами ДОУ в области патриотического воспитания детей с нарушениями речи.

3. пополнить предметно-развивающую среду

1. Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

2. Повысить мотивацию на активное сотрудничество.

Ожидаемые результаты реализации проекта

сформированы: правильное звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь.

Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей семье.

1.Создание системы коррекционных занятий с элементами патриотического воспитания детей с нарушениями речи.

2 Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями и педагогами ДОУ в области патриотического воспитания детей с нарушениями речи.

3. Обогащение предметно – развивающей среды логопедического кабинета по нравственно – патриотическому развитию детей.

1.Повышение заинтересованности в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей

Продукт проектной деятельности

Картотеки: стихов о семье, пословиц, поговорок, чистоговорок на автоматизацию звуков.

Иллюстрированный альбом пословиц и поговорок о труде.

Рабочий план реализации проекта

Действия, мероприятия

Участники ответственные

1 этап – подготовительный

разработка плана реализации проекта:

картотек стихов о семье на трудные звуки

картотек пословиц, поговорок, чистоговорок на автоматизацию звуков

положения конкурса пословиц и поговорок о труде.

2. диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Разработаны план реализации проекта, картотеки, конспекты.

2.Проведена диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2- этап (основной, формирующий, практический)

Проведение коррекционно-развивающих занятий. (автоматизация поставленных звуках на материале малых фольклорных форм)

Онлайн-марафон читаем стихи о семье (автоматизация поставленных звуков)

5.Конкурс пословиц и поговорок о труде

Родители, дети, логопед

Родители, дети, логопед, педагоги

Логопед, дети, педагоги

Проведены коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста

3 этап (завершающий)

1 Диагностика речевого развития детей.

2.Трансляция опыта работы на пед. часе в ДОУ

1.Анализ речевого развития детей с нарушениями речи

социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.

Разработали:

Бабурова С. В, Прохоренко. М. А

Цитата по теме:

Детство - каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так, чтобы

оно стало, прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Тема проекта:

Актуальность:

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи проекта:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:

игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.

Новизна проекта

заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Период проведения проекта

Материал и техническое оборудование:

Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.

Участники проекта:

1. Дети и родители подготовительной - логопедической группы (6 - 7 лет)

2. Воспитатели: Бабурова. С. В,

3. Учитель-логопед: Прохоренко. М. А.

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, патриотический.

Тип проекта…

информационный - практико - ориентированный

Методы:

наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.

Форма:

-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;

- проведение НОД по данной направленности;

-чтение стихов, рассказов по теме

-рассматривание репродукций картин русских художников;

- творческая мастерская по изо-деятельности;

- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;

-консультации для родителей;

- экскурсия в краеведческий музей

- культурно-досуговая программа День народного единства

- тематическое мероприятие неделя воинской славы

Мероприятие

(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.

4. Творческая мастерская








5. НОД Мое Отечество – Россия - Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.


12. Международный конкурс по воспитанию гражданственности и патриотизма "В сердце Родина моя"


Экскурсия в краеведческий музей




17. Фотоотчет о Дне народного единства у нас в детском саду

Фотоотчет Неделя воинской славы

18. Культурно-досуговая программа День народного единства



19. Тематическое мероприятие неделя воинской славы



Предполагаемые результаты были достигнуты:

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке и народной игрушке, познакомились с народными музыкальными инструментами, русским костюмом. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Используемая литература:

- Рабочая программа по организации деятельности в подготовительной логопедической группе (6-7 лет) на период 2017 -2018 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Составитель: Бабуровой. С. В.

-План работы с родителями подготовительной логопедической группы на 2017–2018 учебный год Светлана Бабурова.

- О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе детского сада.

Продолжительность – на протяжении всего учебного года.

Автор проекта: Беляева Наталья Анатольевна, учитель-логопед.

Вид проекта: информационный, творческий, семейный.

Сроки реализации проекта : 02.10.2015- 20.05.2016 г.;

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Живём мы в Саранске, красот не счесть!
Здесь и музеи, и парки есть.
Наш город Саранск –современный такой Здесь люди живут с открытой душой.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основные этапы воспитания у ребенка любви к Родине, это накопление социального опыта жизни в родном городе, усвоение правил поведения и норм морали, области, приобщение к культуре и творческой жизни родного края, возможность гордиться выдающимися людьми своего города.

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Проблема заключается в том, что у детей недостаточный запас знаний о городе, в котором мы живём.

  • Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем и городом.

Формы и методы проекта:

  • Вхождение в тему проекта: возникновение города, традиции, основные достопримечательности.

Мы любим свой город,
Мы им дорожим!
Зарядкой заняться быстрее спешим.
Что б вырасти быстро,
Здоровья набраться,
И в нашем Саранске трудиться остаться!

Домов разных много, улиц, площадей.
Важных очень граждан и простых людей.
Каждый человек спешит к себе домой.
Ты скорее дом для жителей построй.

Просмотр фотографий и слайдов города Саранск, настоящего и прошлого времени.

1,2,3,4,5 начинаем мы считать.
Раз – наш город самый чистый!
Два – наш транспорт самый быстрый!
Три – живут здесь добрые люди!
Четыре – мы дружить со всеми будем!
Любим мы свой город – пять!
И хотим всем вам сказать:
Двери настежь распахнём,
В Саранск мы всех зовём.
Прилетайте, приезжайте и о нас не забывайте!

Мы живём в Мордовии – это край такой.
Красивый и любимый, сердцу дорогой!

Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную Мордовии занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш Весны чудесной вестник-первоцвет.

Дождь, снегопад, солнце, ветра,
Поля, леса, озёра, река,
Филин и беркут, зубр и олень, Всё это богатство сохраним мы теперь!

Работа с родителями:

Благодаря проекту дети узнали много интересных фактов из истории родного края и города. В результате этой работы у ребят появилось чувство ответственности за будущее родной земли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Эта программа великолепно подходит для того, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма.


Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".


Продолжительность – краткосрочный.Автор проекта: учитель-логопед. Вид проекта: информационный, творческий, семейный. Сроки реализации проекта: неделя.Место реализации – детский с.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Пособие ориентировано на выполнение ФГОС ДО, а, именно, направлено на со.



Проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина"

Проект "С чего начинается Родина". Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Цель проекта:Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через систематизацию.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

В логопедических группах детского сада используется понедельное планирование лексических тем. В начале года составляется план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми они знакомятся на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем и другими специалистами.

Таким образом, проводится работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей логопедических групп детского сада, в результате которой у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.

Литература.

1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2010. - 96 с.

2. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка- Пресс, 2003. - 200 с.

Онлайн-книги

Наладить эффективное целенаправленное взаимодействие между субъектами воспитательно-образовательного процесса при помощи созданных условий, разнообразных приёмов и методов работы с детьми (игровых, информационных, коммуникативных, проблемных, консультативных, визуальных, ИКТ, проектных).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В нашей семье и под вашим

руководством растёт будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

А.С. Макаренко

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культур и историческое прошлое страны.

В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Моя задача , как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

В начале года я составляю план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий представлений о малой родине и Отечестве. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.

Чистоговорки по автоматизации звуков объединяю по темам: деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты. Предварительно рассматриваю с детьми фотографии, беседую с ними, выясняю, знают ли они цветы, растущие в наших краях, грибы и так далее.

Материал лексических тем позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать чисто логопедические задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи. Смена деятельности в ходе занятий помогает ребенку не потерять интерес, а применяемые здоровьесберегающие технологии – поддерживать здоровье.

Построение образовательного процесса основывается на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Так, на логопедических занятиях для детей с ОНР, я применяю следующие формы организованной образовательной деятельности: беседы, рассказы, ситуативные разговоры; тематические презентации; дидактические игры и упражнения; просмотр (слушание) и обсуждение видеофильмов (стихотворений, песен);

А во второй половине дня, вместе с воспитателем логопедической группы, дети изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр; инсценируют отрывки тематических художественных произведений; разучивают стихотворения; читают, а затем обсуждают сказки; играют в подвижные и сюжетно-ролевые игры.

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны. А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Михайловка имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Целью создания клуба послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и к патриотическому воспитанию в том числе. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказывать воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов (игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, ИКТ, проектные) используются в работе с детьми. Использование мультимедийных презентации делает занятие куда интересным. Специфика таких занятий заключается в большом количестве фактического материала.

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений / В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984. -272с.

6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.

9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

10. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

11. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

12. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982. – 151 с.

13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991.

14. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.

15. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109 с.

16. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

17. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

19. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

Читайте также: