Проект лимерики в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

1. Развитие детского творчества: лимерики в работе с детьми разновозрастной интегративной группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
"ЦЕНТР ИНТЕГРАТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ"
Из опыта работы воспитателя
ГБДОУ № 41 Свиридовой Е.В.
Свиридова Елена Владимировна

Мы работаем с детьми дошкольного возраста и очень хорошо знаем, что этот возраст уникален.
Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника. И мы, педагоги, постоянно ищем
новые формы работы с детьми, способствующие их развитию. Одна из таких технологий -ТРИЗ.
На тризовских занятиях дети рассматривают картины, придумывают сказки, участвуют в играх,
развивающих мышление и лексический запас, учатся создавать загадки и придумывать лимерики.
Свиридова Елена Владимировна

3. Город и графство Лимерик, Ирландия

Старинный ирландский лимерик
Один джентльмен втихомолку
Забрался на старую ёлку.
Он кушал пирог
И слушал сорок,
На ту же слетевшихся ёлку.
Лимерик это популярная форма короткого юмористического стихотворения, построенного на
обыгрывании бессмыслицы, возникшая в Великобритании. Происхождение слова лимерик точно
неизвестно, но предположительно заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат
XVIII в. Есть и вторая версия – Лимерик – название небольшого городка и графства в Ирландии.
Свиридова Елена Владимировна

4. По реке плывёт кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные

хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты!
Самый известный в России Мастер лимерика это Даниил Хармс основоположник
отечественного юмора абсурда.
Свиридова Елена Владимировна

5. Жила-была на болоте лягушка. Мечтала она о пуховой подушке. Не хотелось ей спать на голой кочке – Заказала лягушка подушку по

почте.
Нет ума у квакушки ни капли –
Ведь бродят по болоту голодные цапли!
Коллаж
Хочется поделиться небольшим пока опытом создания лимериков детьми и педагогами
нашей группы. Существует целый ряд закономерностей и правил написания лимерика. Но мы с
детьми подходим к этому вопросу творчески, мы вышли за рамки обычного лимерика.
Классический лимерик предполагает 5-6 строчек, рифмующихся определенным образом. Перед
вами классический лимерик созданный в нашей группе.
Свиридова Елена Владимировна

6. Жил-был один тигрёнок Имел он длинный хвост, Рычал на всех с пелёнок И гордо морщил нос. Однажды встретил друга В густом-густом

лесу.
Ему он поклонился
И дал тирамису.
Ах, как был рад тигрёнок!
И другу он в ответ
Мурлыкал, как котёнок
И в цирк купил билет!
Олеся С., 6 лет
Но нашим детям было тесно в этих строчках, и хотелось продолжения стихотворения. Так
появился один из первых совместных лимериков нашей группы – маленькое поэтическое
произведение.
Очень часто создание лимериков сопровождается рисунками, причем, дети сами выбирают
понравившееся им стихотворение и иллюстрируют его.
Свиридова Елена Владимировна

Подготовил: воспитатель 1 кв. категории Усманова Э. А.

Г. Оренбург, 2019г

Проект "Сочинять лимерики - весело"

Вид проекта : творческий, речевой.

Длительность: краткосрочный апрель-май 2019г

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель: развить словесное творчество детей.

- Развивать умение детей составлять рифмованные тексты.

- Познакомить с моделью построения лимериков.

- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи.

- Развивать способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.

- Формировать любовь к родному языку на основе стихотворных текстов (лимериков) собственного сочинения.

Продукт проекта : По окончании проекта - лимерики, сочиненные детьми подготовительной группы, оформленные в виде книжки-сборника с иллюстрациями.

Совершенствование речи детей – развитие речи, речевого творчества, выразительности речи - главные направления по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому очень важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Обучение ребенка умению сочинять стихотворные тексты (лимерики) способствует развитию мышления, памяти, воображения, речи. Собственное словотворчество побуждает тягу к литературе. Любовь к литературному творчеству можно и нужно воспитывать. Это необходимо в современной социальной обстановке, когда у взрослых и детей пропадает интерес к чтению.

Словесная игра, которая содержится в рифмованных текстах, помогает овладеть ребенку богатством родного языка, развить языковое чутьё. Дети – дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве. Забавное и смешное стихотворение – словесная игрушка ребенка, которая веселит и радует или заставляет задуматься.

Работа над проектом ведется поэтапно.

работа над подбором слов, схожих по звучанию (рак – мак; скамейка – линейка и т. д.)

План реализации проекта

Этап Содержание деятельности Участники

Подготовительный Сбор методической литературы, работа над подбором слов, схожих по звучанию (рак – мак; скамейка – линейка и т. д.) : Дидактические игры:

Дети, педагоги

Основной Познакомить детей и родителей с лимериками, со схемой составления лимериков.

Воспитатели, дети, родители

Заключительный Сборник лимериков с иллюстрациями. воспитатели,

С детьми С педагогами С родителями

Знакомство с моделью построения лимериков :

1) расскажу вам про (на что похоже?

Что делал? Чем занимался)

Вывод: вот какой был…

2) у меня есть (на что похоже?

Что делал? Чем занимался?

Вывод: вот какой был…

3) если бы (объект… был бы …

что делал? С кем общался?

Вывод: вот какой был.

4) Жила – была… какой?

Что делал? С кем общался?

Вывод: вот какой был…

- методические рекомендации для воспитателей по использованию игр и игровых заданий для составления рифмованных текстов-лимериков;

Реализация проекта :

Составлению лимериков предшествует работа над подбором слов, схожих по звучанию (рак – мак; скамейка – линейка и т. д.) Развитию данного умения способствуют следующие дидактические игры:

Лимерики. Что это такое?

Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, бессмыслица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, пятая является выводом и может не рифмоваться.

Знакомство с моделью построения лимериков :

1) расскажу вам про (на что похоже?

Что делал? Чем занимался)

Вывод: вот какой был…

2) у меня есть (на что похоже?

Что делал? Чем занимался?

Вывод: вот какой был…

3) если бы (объект… был бы …

что делал? С кем общался?

Вывод: вот какой был.

4) Жила – была… какой?

Что делал? С кем общался?

Вывод: вот какой был…

Воспитатель предлагает сочинить стихи, вместе с детьми подбирают пары слов, схожих по звучанию: синичка – птичка, бежала – летала, затем выбирают модель лимерика и сочиняют текст.

Схема сочинения лимерик

Жил-был кто-то, что-то

Чем похож на что-то? Какой?

Что делал? (необычное действие)

Сборник лимериков можно посмотреть, пройдя по ссылке:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Приоритет в своей работе с детьми я отвожу использованию технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Технологии ТРИЗ дают детям методы и инструменты творчества, владея которыми они могут легче найти общий язык и понять друг друга и взрослого.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

После того, как составление стихов по таблице перестанет вызывать у детей затруднения, можно переходить к сочинению лимериков. Для начала нужно познакомить детей с эти жанром и разобрать модель, по которой составляется лимерик.
Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка: Жил-был (объект).
2 строчка: Сравнение или указание на свойство объекта.
3 и 4 строчка: Действие или взаимодействие с другими объектами.
5 строчка: Вывод (утверждение или мораль).
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели.
ПР:
Жила-была мартышка
В голубеньких штанишках.
Весь день она играла,
Поэтому устала.
Какая неосмотрительная мартышка!
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты.
В итоге получится немало стихотворений, т. к. дети не лишены чувства юмора и умеют шутить. На эти стихотворения можно нарисовать иллюстрации, и оформить в яркую стенгазету или даже сборник стихотворений.
В процессе решения такой творческой задачи у детей обогащается словарный запас, развивается креативное мышление, воспитывается чувство юмора и художественный вкус.

Автор: Шефанова Людмила Вадимовна

Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск

Педагогические находки воспитателя – это безусловно творческий и креативный подход к процессу воспитания детей.

Если мы хотим вырастить мыслящих людей, то мы никак не должны лишать детей такого “витамина роста”, как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной, лимерики. И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Мы с детьми нашей группы тоже попробовали сочинять лимерики.

Что такое лимерика? Это короткое стихотворение из 5-ти строк. Оно должно быть немного сказочным, загадочным, в нём можно использовать непонятные слова, элементы нелепицы и небывальщины. Сначала из разнообразных картинок с изображением предметов, мы учили подбирать те картинки, которые рифмуются, например: петрушка-погремушка, ватрушка, роза-мимоза, ножка-картошка. Постепенно придумываем рифмованное слово к слову без картинки. Рифмы к словам действия: сидеть, свистеть, смотреть, терпеть и т.д.

Вот что у нас получилось:

Жила была маленькая мышка,

И была похожа на белую мартышку.

Целый день она гуляла

И с кошкой танцевала.

Вот такая хитрая мышка.

Мы сочиняем в групповой комнате, на прогулке детям доставляет огромное удовольствие.

В группе создан альбом лимерики, стихи- небылицы.

Работа эта продолжается дома с родителями.

Совместное творчество родителей и детей представлено в детских рисунках к этим веселым стихам.

Читайте также: