Методы экономического анализа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.

Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.

Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

К традиционным приемам относятся:

• сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);

• относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;

• способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);

• балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);

• графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).

В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:

• способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);

• способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);

• процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);

• сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);

• метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);

• интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2 Метод и методика экономического анализа

Глава 2 Метод и методика экономического анализа 2.1. Понятия метода и методики экономического анализа Под методом экономического анализа следует понимать способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на показатели

4.1. Виды экономического анализа

4.1. Виды экономического анализа Классификация видов экономического анализа способствует раскрытию его содержания, пониманию его сущности (рис. 4.1, 4.2). Рис. 4.1. Классификация видов экономического анализа Рис. 4.2. Взаимосвязь финансового и управленческого

9.6. Методика факторного анализа прибыли от продаж

9.6. Методика факторного анализа прибыли от продаж Прибыль от продаж – важнейшая составная часть прибыли до налогообложения.Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:1) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);2) от

61. Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа

61. Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа Основные фонды – это совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, действующих в течение длительного периода.Поскольку основные производственные

2.3 Методы экономического анализа

2.3 Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.

1.1.2. Методы экономического анализа

1.1.2. Методы экономического анализа Экономическая теория, будучи симбиозом политэкономии и экономикса, применяет методы исследования, присущие обоим направлениям экономической науки.Метод – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и

2.3.17. Методика дальнейшего исследования вопроса о методах преодоления экономического отставания развивающимися странами

2.3.17. Методика дальнейшего исследования вопроса о методах преодоления экономического отставания развивающимися странами В настоящем исследовании в качестве источника становления новых способов общественного производства был определен фактор появления в

1. Истоки экономического анализа

1. Истоки экономического анализа Теория, методология, методика, способы и приемы экономического анализа формировались постепенно. История экономической науки уходит в древние века (учение Конфуция, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Варрона, Сенеки и др.).В Средние века

18. Основы экономического анализа

20. Задачи экономического анализа

20. Задачи экономического анализа Задачи экономического анализа связаны с его содержанием и предметом, а также с социально-экономической тактикой и стратегией предприятия на ближайшую и длительную перспективы. К числу важнейших из них относятся:• проверка реальности и

31. Виды экономического анализа

31. Виды экономического анализа Экономический анализ является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития.

51. Метод и методика экономического анализа

51. Метод и методика экономического анализа Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.Метод экономического анализа – это диалектический подход и

56. Методы экономического анализа

56. Методы экономического анализа Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. В экономическом анализе широко используется на различных этапах исследования ряд специальных способов и приемов , которые

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика

Под экономическим анализом понимают один из методов познания финансово-хозяйственных процессов субъекта экономики, основанный на разделении его как единого целого на составляющие элементы и изучение каждого из этих элементов в отдельности и во взаимосвязи друг с другом.

В ходе экономического анализа применяются аналитические способы изучения различных финансово-экономических документов для того, чтобы выявить в них существенные связи и закономерности, чтобы преобразовать экономические показатели в аналитическую информацию.

Комплексный экономический анализ как элемент системы управления в целом используется в качестве:

  • Варианта построения прогнозов и планов в ходе оценки инвестиционного проекта
  • Одного из инструментов прогнозирования
  • Способы выявления проблем в управлении производством и резервов для их устранения
  • Способа оценки общего финансового состояния компании

Виды экономического анализа предприятия

Для обеспечения наиболее полного и результативного применения экономического анализа следует в должной мере знать и его виды, содержание этих видов и особенности их применения.

По сроку охвата различают анализ:

  • Оперативного характера (используют при оперативном и краткосрочном управлении)
  • Текущего характера (применяют в текущий момент и на среднесрочную перспективу)
  • Перспективного характера (направлен на долгосрочное планирование и управление)

В зависимости от характера и масштаба применения выделяют анализ:

  • Внутрихозяйственный (анализируется деятельность конкретного предприятия, производственного участка, цеха)
  • Отраслевой (анализируется отрасль народного хозяйства, например, пищевая или текстильная)
  • Межотраслевой (проводится анализ предприятий разных отраслей, но территориально расположенных в пределах одной территории)
  • Народнохозяйственный (полный анализ экономики страны в целом)

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, сам экономический анализ включает в себя подсистемы:

Итак, сам экономический анализ и его подсистема – финансовый анализ – служат неотъемлемым элементом экономического управления и ведения планирования на предприятии. Пользователи экономической информации любого уровня применяют методы анализа в процессе принятия и оптимизации управленческих решений.

Методы в экономическом анализе

Метод экономического анализа – это способ, подход к изучению того или иного показателя или процесса, можно сказать конкретная точка зрения. Среди методов экономического анализа выделяют такие категории:

  • Классические методы
  • Факторный анализ
  • Экономико-математический метод
  • Методы с применением графиков

Классические методы экономического анализа предполагают использование методов:

  • Абсолютные разницы
  • Относительные величины
  • Сравнение
  • Группировка показателей
  • Аналитические таблицы

Такие методы позволяют достаточно точно произвести необходимые расчеты, выявить зависимость показателей друг от друга.

К методам факторного анализа относятся:

  • Индексный
  • Элиминирование
  • Балансовый метод

Суть факторных методов том, чтобы оценить влияние изменения одного фактора на финансовые показатели деятельности предприятия.

Экономико-математические методы предполагают применение:

  • Корреляция и регрессионый анализ
  • Кластерный анализ
  • Эконометрика
  • Математическое программирование
  • Модель Уилсона

Особенность экономико-математических методов состоит в том, что они позволяют выявить именно существенные факторы, влияющие на экономический результат деятельности, при этом отбрасываются несущественные для анализа детали и значения.

Графические методы позволяют наглядно на графиках через геометрические фигуры, линии и точки изобразить анализируемые данные. Обычно используют максимально наглядные типы графиков – это диаграммы и картограммы. На диаграммах данные изображаются геометрическими фигурами и линиями, а на картограммах – столбцы, сектора, фигурные диаграммы.

Кчислу основных методов экономического анализа относятся: сравнение, группировка, факторный анализ, цепная подстановка, балансовая увязка, графические методы, методы стандартизации структур.

Метод сравнения. Наиболее часто применяемый метод анализа, когда осуществляют сравнение фактических данных с плановыми заданиями, с прошлым периодом, со средними показателями, с лучшими достижениями. Путем сравнения узнают абсолютные или относительные изменения, которые измеряют в %. Сравнивать можно только сопоставимые величины.

Метод группировки состоит в группировке данных статистического отчета по какому-нибудь признаку, демографическому или по ведомству и т.п. Например. В отчете вуза по количеству занимающихся ФК будет фигурировать общая цифра, обобщенная на основании данных по всем факультетам, которую правомерно сравнить с такой же в других вузах. Однако, удельный вес занимающихся на факультете ФК наиболее существенен.

Факторный анализ. Метод, выделяющий факторы или причины, воздействующие на развитие того или иного явления в изучаемой области. Такой анализ необходим при изучении методики расчета затрат на подготовку спортсменов различного уровня. Для их подготовки необходимы затраты на спортсооружения, оплату тренеров, на сборы и соревнования. Все эти расходы выступают как необходимые факторы. Зная величину и удельный вес каждого фактора в общих расходах можно точно рассчитать общую сумму расходов, увидеть пути экономии средств, изыскать пути улучшения подготовки квалифицированных спортсменов - то есть повысить эффективность работы организации. Показатели затрат на подготовку спортсменов могут быть трех видов:

1) опытно-статистические или фактические, то есть основанные на отчетных данных одной или группы организаций);

2) вычисленные по нормативам текущего (базисного) года, установленные для данного вида спорта.;

3) плановые или прогнозные, исчисленные на основе первых двух видов показателей с учетом изменений по каждому виду затрат.

Опытно-статистические показатели свидетельствуют о фактических затратах за прошедший период. Они позволяют осуществить экономический анализ деятельности спортивной организации, выявить наиболее затратные статьи. Роль общих нормативов выполняют расчетные показатели (нормативы времени, тренировок, оплаты труда, использования спортсооружений). Эти нормативы закреплены в действующих документах. При планировании целесообразно использовать расчетные показатели с учетом фактических расходов.

Метод стандартизации структур. Этот метод состоит в приведении различных структур в сравнимое, сопоставимое состояние, по какому-нибудь одному фактору или группе факторов. При определении размеров спортсооружений, которые необходимо строить, используют нормативы строительства на стандартное количество жителей, например 100 тысяч человек или 10 тысяч человек. Кроме того, это позволяет сравнить обеспеченность спортсооружениями городов с различным числом жителей. Для этого достаточно подсчитать, сколько сооружений приходится на 100 тысяч жителей в каждом городе. При расчетах затрат на учебные сборы или соревнования в основу кладут расходы на 1 человеко-день, на 1 стандартную команду. В таблице 1 использован данный метод и показана обеспеченность населения различных стран мираспортсооружениями (число жителей на одно сооружение).

Страна Спортзалы Бассейны Катки
США Германия Швеция Англия Россия 1,0 тыс. 2,0 тыс. 1,8 тыс 2,6 тыс. 0,2 тыс. 13,7тыс. 32 тыс. 33 тыс. 80 тыс. 40 тыс. 400 тыс. 50 тыс. 2 млн.

Контрольные вопросы.

1. Объекты экономического анализа в сфере ФК и С.

2. Особенности экономического анализа и его разновидности в сфере ФК.

3. Метод сравнения и метод группировки.

4. Метод факторного анализа.

5. Метод стандартизации структур.

6. С какой целью проводится экономический анализ?

Практическое задание.

Проанализировать данные, предоставленные преподавателем и сделать выводы по результатам анализа.

Кчислу основных методов экономического анализа относятся: сравнение, группировка, факторный анализ, цепная подстановка, балансовая увязка, графические методы, методы стандартизации структур.




Метод сравнения. Наиболее часто применяемый метод анализа, когда осуществляют сравнение фактических данных с плановыми заданиями, с прошлым периодом, со средними показателями, с лучшими достижениями. Путем сравнения узнают абсолютные или относительные изменения, которые измеряют в %. Сравнивать можно только сопоставимые величины.

Метод группировки состоит в группировке данных статистического отчета по какому-нибудь признаку, демографическому или по ведомству и т.п. Например. В отчете вуза по количеству занимающихся ФК будет фигурировать общая цифра, обобщенная на основании данных по всем факультетам, которую правомерно сравнить с такой же в других вузах. Однако, удельный вес занимающихся на факультете ФК наиболее существенен.

Факторный анализ. Метод, выделяющий факторы или причины, воздействующие на развитие того или иного явления в изучаемой области. Такой анализ необходим при изучении методики расчета затрат на подготовку спортсменов различного уровня. Для их подготовки необходимы затраты на спортсооружения, оплату тренеров, на сборы и соревнования. Все эти расходы выступают как необходимые факторы. Зная величину и удельный вес каждого фактора в общих расходах можно точно рассчитать общую сумму расходов, увидеть пути экономии средств, изыскать пути улучшения подготовки квалифицированных спортсменов - то есть повысить эффективность работы организации. Показатели затрат на подготовку спортсменов могут быть трех видов:

1) опытно-статистические или фактические, то есть основанные на отчетных данных одной или группы организаций);

2) вычисленные по нормативам текущего (базисного) года, установленные для данного вида спорта.;

3) плановые или прогнозные, исчисленные на основе первых двух видов показателей с учетом изменений по каждому виду затрат.

Опытно-статистические показатели свидетельствуют о фактических затратах за прошедший период. Они позволяют осуществить экономический анализ деятельности спортивной организации, выявить наиболее затратные статьи. Роль общих нормативов выполняют расчетные показатели (нормативы времени, тренировок, оплаты труда, использования спортсооружений). Эти нормативы закреплены в действующих документах. При планировании целесообразно использовать расчетные показатели с учетом фактических расходов.

Метод стандартизации структур. Этот метод состоит в приведении различных структур в сравнимое, сопоставимое состояние, по какому-нибудь одному фактору или группе факторов. При определении размеров спортсооружений, которые необходимо строить, используют нормативы строительства на стандартное количество жителей, например 100 тысяч человек или 10 тысяч человек. Кроме того, это позволяет сравнить обеспеченность спортсооружениями городов с различным числом жителей. Для этого достаточно подсчитать, сколько сооружений приходится на 100 тысяч жителей в каждом городе. При расчетах затрат на учебные сборы или соревнования в основу кладут расходы на 1 человеко-день, на 1 стандартную команду. В таблице 1 использован данный метод и показана обеспеченность населения различных стран мираспортсооружениями (число жителей на одно сооружение).

Страна Спортзалы Бассейны Катки
США Германия Швеция Англия Россия 1,0 тыс. 2,0 тыс. 1,8 тыс 2,6 тыс. 0,2 тыс. 13,7тыс. 32 тыс. 33 тыс. 80 тыс. 40 тыс. 400 тыс. 50 тыс. 2 млн.

Контрольные вопросы.

1. Объекты экономического анализа в сфере ФК и С.

2. Особенности экономического анализа и его разновидности в сфере ФК.

3. Метод сравнения и метод группировки.

4. Метод факторного анализа.

5. Метод стандартизации структур.

6. С какой целью проводится экономический анализ?

Практическое задание.

Проанализировать данные, предоставленные преподавателем и сделать выводы по результатам анализа.


Оглавление

  • 1. Понятие экономического анализа. История его возникновения и развития
  • 2. Роль экономического анализа в управлении производством
  • 3. Особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике
  • 4. Предмет и принципы экономического анализа
  • 5. Содержание экономического анализа
  • 6. Связь экономического анализа с другими дисциплинами
  • 7. Виды экономического анализа
  • 8. Система экономической информации
  • 9. Источники экономического анализа
  • 10. Система показателей экономического анализа
  • 11. Подготовка исходных аналитических данных
  • 12. Методы экономического анализа. Классификация приемов и методов
  • 13. Использование абсолютных, относительных и средних величин

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Методы экономического анализа. Классификация приемов и методов

Метод — это способ исследования, способ познания предмета науки, способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества.

Характерные черты метода АХД:

1) использование системных показателей измерения экономических явлений;

2) выбор измерительной оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений;

3) выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на составляющий показатель с помощью математических, статистических и учетных приемов;

4) необходимость постоянных сравнений экономических показателей;

5) изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса;

6) изучение хозяйственной деятельности с учетом всех взаимосвязей;

7) установление причинно-следственных связей и количественная характеристика.

Методы экономического анализа:

1) диалектический метод;

2) метод индукции и дедукции;

3) системный подход;

Диалектический метод познания — это способ подхода к изучению предмета экономического анализа.

Принципы диалектического метода.

1. Все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии.

2. Каждый процесс, каждое явление — это единство и борьба противоположностей.

3. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связей с другими.

Индукция — это способ исследования причинных связей, при котором изучение ведется от частного к общему. Используется в сочетании и единстве с методом дедукции.

Дедукция — это способ изучения причинных связей, при котором исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам.

Принципы системного подхода.

1. Динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы.

2. Комплексность, целостность, соподчиненность.

3. Выделение ведущего звена среди элементов системы.

4. Максимальное разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и их систематизация.

5. Построение структурно-логических схем.

Детализация — это способ выделения составных частей экономических явлений и процессов.

Метод экономического анализа — это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования организации.

Классификация приемов (способов) АХД.

1. Логические способы обработки информации — сравнения; подсчет относительных и средних величин; группировки; графический; балансовый; эвристический способы.

2. Способы детерминированного факторного анализа — цепные подставки; подсчет абсолютных и относительных разниц; пропорциональное деление; логарифмирование; индексный и интегральный способы.

3. Способы стохастического факторного анализа — корреляционный анализ; дисперсионный анализ; колигонентный анализ; математический многомерный факторный анализ; дискриминантный анализ.

4. Способы оптимизации показателей — программирование (линейное; нелинейное); теория массового обслуживания; теория игр; исследование операций; теория нечетких множеств и т. д.

Читайте также: