Проект куклы обереги в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность: Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Особенно эффективна организация работы в форме совместной деятельности, когда в непринужденной обстановке дети узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту.

Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства поморов: обереговая кукла-Кувадка.

Задачи:

  • Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
  • Научиться изготавливать куклу-Кувадку.
  • Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию поморов.
  • Воспитывать любовь к малой Родине через изучение традиций народной культуры.

Ожидаемый результат:

  • возникновение интереса детей к народному творчеству поморов.
  • овладение навыками изготовления поморской куклы.

Интегрируемые образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Словарная работа: кукла-Кувадка, оберег, вертеть.

Оборудование: проектор, магнитная доска, мяч, клубок ниток.

Демонстрационный материал: выставка современных и тряпичных кукол.

Раздаточный материал: кусок хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы, нитки, заготовки рук из ткани.

Ход деятельности

Педагог:

Здравствуйте девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг,
Мячик ты передавай
по имени ласково называй
Утра доброго желай! (Дети передают мяч друг другу, называя имена)

(На магнитной доске буквы, на каждой букве цифра)

Педагог: Молодцы! Сегодня наш разговор будет про кукол.

- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы? (ответы детей).

- А что, вообще такое кукла. (Это игрушка, отображающая фигуру человека)

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? (ответы детей)

Подумайте, почему же эти куклы находятся по разным сторонам (ответы детей). Современные и самодельные куклы.

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

Как еще можно назвать тряпичные куклы (самоделки). Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

Педагог: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

Рассаживайтесь поудобнее, а я расскажу вам много интересного.

(Педагог сопровождает рассказ слайдами на экране).

- Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили-были мальчики и девочки, которые очень любили играть.

И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу-оберег делали обязательно безликой, т.е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.

(Правила игры прилагается).

Педагог: А еще ребята расскажу я вам сказку, послушайте внимательно.

Было это в одной поморской деревне. Жили-были мама с дочкой. Однажды простудилась девочка и заболела. Что только мама не делала: и чаем с малиной поила, и горячим молоком, ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке-ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундука разноцветные лоскутки и нитки и показала маме, как сделать куклу-Кувадку, которая должна помочь девочке. Велела положить её рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а утром проснулась здоровая.

Педагог: Понравилась вам сказка? (ответы детей)

Педагог: Почему девочка так быстро поправилась? (Ответы детей).

Кукла болезнь отвела.

Педагог: А хотите мы с вами сегодня научимся делать такую куклу-оберег. Тогда делу время, потехе час! Недаром у нас говорят:
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься. Пойдемте в мастерскую.

Педагог: для изготовления куклы-Кувадки необходимы два прямоугольных лоскута ткани разных размеров и шерстяные нитки.

- Я объясняю последовательность изготовления куклы, вы запоминайте, обращая внимание на схему,

(на слайде показана последовательность выполнения куклы).

Возьмем сначала лоскут ткани большего размера и будем скручивать его к середине по длинным сторонам с двух сторон. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью, длинные концы оставляем. Так мы выделяем линию головы.

Второй прямоугольник я уже заранее скрутила, поэтому руки у нас готовы.

Руки вкладываем в туловище, перевязываем концами длинных ниток крест-накрест и завязываем нитки на узелок.

Педагог: В нашу мастерскую мы приглашаем всех желающих, кто хочет сделать себе куколку-оберег. Итак, приступаем к работе.

Итог деятельности

Какую куклу мы сегодня сделали? (куклу-Кувадку)

А кто помнит, почему кукол делали без лица?

Ребята, вы сегодня замечательно потрудились, что для вас сегодня было трудным.

Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть оберег кукла-Кувадка.

Сейчас Катя прочитает четверостишье.

Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!

Педагог: Пусть эти куколки, которые вы сделали сегодня, оберегают вас и вашу семью!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детский исследовательско-творческий проект

(руководитель -Спринская Наталья Владимировна, воспитатель МАДОУ "ДС "Загадка", г. Новый Уренгой)

Визитная карточка работы:

2. По количеству участников работа: коллективная;

3. По продолжительности; краткосрочный

4. Сроки проведения: декабрь-февраль.

5. Тематическое поле: декоративно-прикладное творчество.

6. Тип проекта: исследовательско – творческий.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Оцените наш проект.

Краше кукол в мире нет!

Презентация проекта детьми:

Все девочки любят играть в куклы, шить им наряды, делать украшения. У нас очень много красивых современных кукол Барби, Винкс, Вамп, Лол. И каждый раз на праздники родители покупают ещё и ещё. Но вот, однажды, на одном из занятий Наталья Владимировна рассказала нам про куклу оберег Северная берегиня. Это кукла оберег у народов крайнего севера. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Нам эта кукла очень понравилась т. к. она была не похожа на наши от неё исходило какое - то тепло и доброта, а самое главное, что мы сделали её своими руками и для своих любимых людей.

Нас заинтересовал вопрос, а какие еще делали народные куклы обереги?

Поэтому мы решили исследовать эту тему, а Наталья Владимировна согласилась нам помочь.

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы изучить историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы сохранить и передать эти знания своим детям. Мы всё больше сидим за телевизором, компьютером, компьютерными играми и всегда это делаем одни. А кукла, тем более самодельная, учит общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренирует память. Ведь она - первая среди игрушек, поэтому она так близка и понятна.

Проблема: Не все дети знают историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы.

Гипотеза: самая лучшая кукла – это кукла, сделанная своими руками, с выдумкой и любовью.

Объект исследования : народная русская кукла.

Предмет исследования : сравнение видов русских народных кукол.

Вид проекта: исследовательско – творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Цель проекта:

научиться мастерить разные виды кукол-оберегов своими руками.

- изучить историю возникновения народной куклы:

- изучить некоторые виды народных кукол и технологию изготовления.

- рассказать о своих исследованиях одногруппникам и другим детям в детском саду.

Ожидаемые результаты:

Этапы проектно-исследовательской деятельности :

I этап – подготовительный: определение направлений работы, сбор, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

II этап – исследовательский: поиск, накопление и систематизация информации о народной кукле, осознание ее места в русской культуре;

IV этап – защита проекта;

Большинство людей хочет иметь индивидуальную куклу, сделанную вручную. Поэтому самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками и оживленная собственной фантазией. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Пусть она не будет исполнена с безукоризненной точностью, но в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Поэтому, несмотря на изобилие кукольной продукции в магазинах, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой, становится та кукла, которую сделал сам. Наша гипотеза подтвердилась! Самая лучшая кукла – это кукла, сделанная своими руками, с выдумкой и любовью.

Результатами проекта являются:

- накопленная информация об истории куклы-оберега Северная берегиня, куклы Пеленашки и куклы-оберега из шерстяных ниток.

- работа над проектом помогла нам узнать культурные традиции русского народа и приобрести умение создавать кукол своими руками.

- своими исследованиями мы поделились со своими одногруппниками, рассказали им о народных куклах и научили делать их своими руками. Ребятам очень понравилась наша работа.

hello_html_m7ef2a731.jpg

Приложение 1

Народные куклы обереги

КУКЛА-ОБЕРЕГ СЕВЕРНАЯ БЕРЕГИНЯ

hello_html_m7f652973.jpg

Это кукла оберег у народов крайнего севера. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. По форме она напоминает метелку и трещетку. метлой народы севера выгоняли из дома нечисть, а трещеткой отпугивали злых духов. Для ее изготовления брали лоскутки старой одежды каждого члена семьи. получалось, что все члены семьи собирались вместе и прочно соединялись друг с другом. Каждый член семьи становился защищенным куколкой. Поэтому другое название ее – семейная берегиня. Силу куклы усиливала и магия чисел при изготовлении: количество лоскутков брали 7, 9, 11; красной ниткой заматывали детали 3, 7 или 9 раз и завязывали обязательно на 3 узелка каждый раз. Северную берегиню вешали на входной двери или укрепляли в детской кроватке, можно было так же носить ее с собой. На оберег нельзя было наносить рисунки глаз, носа, рта, так как через них в куклу могли вселиться недобрые силы.

КУКЛА-ОБЕРЕГ ИЗ ШЕРСТЯНЫХ НИТОК

hello_html_m66b9e792.jpg

Кукла оберег из ниток-это народная славянская кукла, которую делали очень близким людям на счастливую судьбу и любовь. Делалась она из шерстяных ниток светлых бежевых тонов и обматывалась красной шерстяной ниткой. Красная нить сама по себе обладает магической силой и усиливает действие волшебной куклы оберега. Куклу нужно было держать в доме или при себе.

КУКЛА-ОБЕРЕГ ПЕЛЕНАШКА

hello_html_m65213744.jpg

Кукла пеленашка – это русская народная кукла-оберег. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов. Так же она была оберегом в родах, давала будущей мамочке материнскую силу. Мама сама из своей ношеной одежды делала своему ребенку пеленашку. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручивали в скатку, перетягивали посередине красной ниткой и завязывали узел, символизирующий пуп-центр жизненной силы, а концы у нитки откусывали, как и пуповину ребенка. Потом обозначали голову. Для этого перетягивали скатку нитями, выделяя треть длины, Повязывали платочек, запеленовывали плотно в пеленку и оборачивали свивальником.

На обереги нельзя было наносить рисунки глаз, носа, рта, так как через них в куклу могли вселиться недобрые силы.

Представленные куклы изготавливаются только из натуральных материалов-из лоскутков ношеной одежды или шерстяных ниток. Самое главное правило при изготовлении данных кукол-пребывание в добром и хорошем настроении с позитивными мыслями. При завязывании красной ниткой необходимо шептать добрые и светлые пожелания и строго следовать пошаговой инструкции.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
Цель проекта:
- Пробудить интерес подрастающего поколения к русской культуре и традиционной народной поделкам
Задачи проекта:
- изучение технологии изготовления обереговых и обрядовых кукол;
- изготовление обереговых и обрядовых кукол;
- проведение мастер-классов для детей с ОВЗ;
- дарение обрядовых кукол жителям дома милосердия;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2017 г- Июль 2018г.
Этапы реализации проекта
1. Изучение технологии изготовления кукол
2. Изготовление обереговых и обрядовых кукол.
3. Проведение мастер-классов для детей с ОВЗ.
4. Поздравление и дарение обрядовых кукол жителям дома милосердия
План проведения мастер-классов.


1.1 Куклы – обереги
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Берегиня - это символ женского начала. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
Кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры.

Крестец делали деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками.
1.2 Обрядовые куклы
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Домашняя Масленица её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.
Кукла масленица изготовленная детьми.



Мартинички.Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.
Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону. Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные.
Кубышка-травница .Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Кубышка-Травница защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.
Кукла изготовленная семьей в рамках проекта.

Оценить 580 0

Автор проекта : воспитатель: Малинина О.В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: неделя

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать. Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Познакомить с историей возникновения народной куклы;

Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;

Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;

Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме

овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

появится тесный контакт с родителями воспитанников

повысится статус группы

пополнится предметно — развивающая среда

разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

родители станут активными помощниками в жизни группы

отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).

Разработка плана по реализации проекта.

Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

освоена технология выполнения куклы-оберега

План реализации проекта

Образовательные области программы

Виды деятельности:

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение .Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной. Нам удалось сделать все, что мы задумали. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Итоговый продукт:

Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.

Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.

Читайте также: