Что такое пантомима в балете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Балет – это не только прыжки, вращения и т.д., но также эмоции, чувства, сюжет, переживания. Это как увлекательный фильм, только без слов. Одни движения и музыка.

Чтобы лучше понимать балет, не помешает знание балетной пантомимы. Ведь жесты и эмоции, мимика – это очень важные составляющие в балете.

Два пальца вверх означают клятву (клятву в верной любви например).

Вращение кистями над головой – это танец, приглашение на танец.

Проведение от локтя до кисти – элегантность.

Скрещивание рук с кулаками к земле означает смерть.

Ну вот, теперь вы знаете о балете чуточку больше :) Конечно, это не все жесты, но я постаралась отобрать самые непонятные для зрителя.

По крайней мере я о них не знала, до того как нам рассказали их значения.

Но весь балет не состоит из одних жестов. Поэтому его нужно чувствовать. То, с какими эмоциями происходит какое-либо движение, резко или плавно, всё это рассказывает нам о сюжете, чувствах и характере персонажа. Даже походка у разных героев отличается!

Музыка вместе с движением тоже играет большую роль и придаёт окрас. Ну, а жесты – просто небольшая подсказка, как будет развиваться сюжет и правильная ли цепочка событий сложилась у вас в голове.

В следующий раз, когда пойдёте на балет, постарайтесь разглядеть и прочувствовать его внимательнее. И тогда он откроется вам с совершенно другой стороны) И не забудьте прочитать либретто!

Е сли посреди, в начале или в конце классического спектакля танцоры вдруг остановились и стали широко и нелепо объясняться друг с другом жестами – без паники. Все действительно идет по плану.

Балетная пантомима – важная часть классических постановок. А главное – логически обоснованная. Она пришла в танец из драматического театра: с помощью языка жестов балетмейстеры прошлого пытались вдохнуть жизнь и эмоции в танец, который был статичным придворным искусством. И провернули, на самом деле, очень тонкую вещь.

Сюжетный балет рассказывает историю, и сама грамматика этой фразы дает понять – она должна быть услышана. При этом балет – визуальное искусство и работает, прежде всего, на территории чувств и впечатлений. А здесь слова не уместны. Можно даже применить проверочное правило: если происходящее на сцене можно выразить словами, значит, скорее всего, перед вами плохой балет.

Поэтому пантомима в спектакле – это сюжетообразующее звено. Она подсказывает, как сейчас будет развиваться действо, а для чувств героев (и зрителя), для лирики и поэзии есть танец, который не описывает факт, но на него влияет. Музыка должна скрывать любые посторонние звуки на сцене, и даже стук пуантов иногда может смущать, как что-то недолжное: что-то, что выдергивает вас из мира чувственного в реальность.

Оба фрагмента показывают, как главные герои знакомятся, они еще не безумно влюблены, им не о чем танцевать поэтичную вариацию, но эти сцены важны для завязки и развития сюжета. Уже в двух этих примерах можно распознать главные жесты, которые встречаются почти в каждом балете: указание на себя – я, на другого – ты, прикосновение к сердцу – любовь, два поднятых пальца одной руки, обращенной к небу и в зрительный зал, как к алтарю – клятва.

Изначально балет не был самостоятельным жанром, а родился в результате синтеза разных видов искусства. Балетный спектакль претерпел множество изменений, чтобы дойти до нас в той театральной форме, которую мы видим сейчас. Но неизменными остались классические традиции, в том числе искусство пантомимы.

Овладев пониманием балета, человек будет способен воспринимать все искусство шире, полнее и глубже — это обогащает, наполняет прекрасными эмоциями и дарит незабываемые мгновения.

Жесты: ключ к пониманию балета

Поза Одетты (белого лебедя) означает, что она боится и закрывается одним крылом, поскольку видит арбалет в руках принца. Это положение будет неоднократно встречаться в ее танце, усиливая образ лирической, хрупкой и женственной героини.

Жесты: ключ к пониманию балета

В сцене из последнего акта Одетта закрывает собой принца от Злого Волшебника. Обратите внимание, что она стоит в форме креста — жеста защиты, который встречается и в других классических спектаклях.

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

Теперь посмотрим на жест Брамина, который означает приказ: сложенную кисть, постановку корпуса, положение головы. Четкие линии, лишенные плавности движения — это власть.

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

А вот жест самого стука в дверь, здесь эти жесты идут один за другим.

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

Вот как раз эта сцена, где она вспоминает свое гадание и понимает, что уже тогда Альберт ее обманул, воспользовался ее доверием, а она не прислушалась к своей интуиции.

Жесты: ключ к пониманию балета

Жесты: ключ к пониманию балета

В современных спектаклях уже нет единых канонов, как в классическом балете, поэтому интерпретировать детали постановок можно по-разному. Посмотрите на фото — здесь Анна в начале спектакля стоит в луче света, а вокруг нее игрушечная железная дорога.

Жесты: ключ к пониманию балета

С одной стороны, железную дорогу можно представить как замкнутый круг обстоятельств, в которых оказалась Анна, как жесткие правила и рамки XIX столетия, в котором жила героиня. С другой, ее можно понять как символ того, что все люди ходят по кругу, и замкнутости жизни, из которой можно выйти только после смерти — именно этот путь и выбирает главная героиня в конце. Луч света, в котором стоит Анна, выглядит здесь как луч надежды, как что-то, к чему тянется каждый человек.

Как видите, даже над маленьким фрагментом можно долго размышлять — ведь современный балет дает зрителю еще больший простор для интерпретаций, чем классический.

Надеюсь, что эти знания помогут вам взглянуть на давно известные спектакли по-новому. Советую не откладывать, а постараться закрепить новый материал, посмотрев любую классическую постановку в самое ближайшее время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена Году Театра. Рассказывает о значении пантомимы в становлении драматической хореографии.

Пантомима как основа действенного танца

Пантомимные представления зародились еще в античности и имели большой успех. В XVIII веке Жан Жорж Новер сделал пантомиму главным элементом балета, который использовался в синтезе с танцем либо сюжетной сценой. Кроме того, пантомиму стали активно использовать в народных спектаклях, например итальянских комедиях дель арте, средневековых мистериях, арлекинадах и ярмарочных представлениях.

В дальнейшем элементы арлекинады применяли в немом и звуковом кино, а также в цирке. Русские танцовщики с готовностью восприняли теоретические взгляды великого реформатора балета Жана-Жоржа Новерра и развили их практически. Всей своей деятельностью Новерр утверждал первенство пантомимы в балетном спектакле.

XX век стал расцветом пантомимы. Композиторы создавали пантомимы как отдельные произведения либо части большого музыкально-сценического сочинения. Танец, в котором использовался язык жестов и мимики, стал неким подобием соотношения речитатива и арии в оперном искусстве. Танец несет в себе выразительное начало, а пантомима отвечает за проявление изобразительной сущности. С помощью движений выражается обобщенное отношение, а с мощью жестов и мимики – конкретное.

Танец основывается на повторении пластических элементов под определенный ритм. А пантомима, как в ритмическом, так и в пластическом плане, достаточно разнородна по своему составу. Движения, применяемые в танце, носят непрерывный и слитный характер, а в пантомиме – разрозненные и раздельные. Пантомима имеет родственные связи с драматическим театром с одной стороны, и с танцем с другой стороны.

В XVIII-XIX веках язык мимики и жестов применяли для выражения действия, а с помощью танца передавалось состояние. Пантомимы обособили от танцевальных элементов, так как в них часто использовали условные жесты. Как Новер, так и его последователь в этом направлении Фокин хотели уничтожить невидимую границу между пантомимой и танцем.

В современном балете пантомима приобрела огромное драматургическое значение. Но, несмотря на это, она не стала главным средством выражения в нем. По-прежнему лидирующие позиции здесь занимает танец. Язык жестов и мимики здесь выполняет дополнительную и конкретизирующую роль. На протяжении XIX века пантомимные традиции в балете то угасали, то возрождались вновь. Интерес к пантомиме возник в начале нового ХХ века и связан с импрессионистскими балетами М. Фокина и А. Горского. К тому же времени относится и рождение в России драматической пантомимы как самостоятельного вида театрального искусства, отличного от балета.

Явлением, вызвавшим повышенный интерес к пантомиме, к пластической выразительности актера, к культуре движения, явился танец Айседоры Дункан.

Современная Пантомима - это форма сценического зрелища, где при помощи тело­движений, жестов и мимики, тело положения актера раскрывается характер действующего лица, содержание и идея немой драмы. Немота пантомимы роднит ее с танцевальным искусством. Тесная связь пантоми­мы с танцем проявляется еще в том, что танец учит пантомиму точности формы, тогда как пантомима учит танец драматической выразительности. Актер пантомимы может не танцевать, но обязательно должен обладать способностью к перевоплощения, к обрисовке характера. К созданию образа не только мимическими средствами, но и пластическими.

Специфическим признаком пантомимы является драматическое начало, положенное в основу действия, где основным является экспрессия дви­жений и тело положений, выражающих действия, характеры, чувства, наме­рения и взаимоотношения изображаемых лиц. Пантомима может быть как большим спектаклем, так и небольшой страдной миниатюрой – немой новеллой, рассказом, поэмой, сказкой, фарсом, басней, карикату­рой.

Жест в самом широком толковании – движение руки, ноги, туловища, улыбка, жест лица – является выразительным средством пантомимы. В ос­нове каждого пантомимического выражения лежат обычное естественное движение.

Характер движения, жеста, действия меняется, в зависимости от причин, его вызывающих, от характера, возраста, эмоционального состояния действующего лица. Эти факторы влияют на движение, темп и ритм, что придает каждому пластическому выражению свою индивидуальную окраску, свой смысл. Пластическая характеристика действующего лица слагается из последовательных действий и жестов, имеющих свою логику. Логика жизненного поведения диктует актеру логику поведения сценичес­кого, жизненный жест лежит в основе сценического жеста, который должен быть легко расшифрован и понят. Лишь осмысленный жест уместен в реалистической пантомиме.

Искусство пантомимы тесно связано с танцем, цирком, драмой, кино, поэтому затруднительно рассматривать ее изолированно от этих искусств. В зависимости от того, с каким искусством пантомима ближе всего сочетается, мы различаем три вида пантомимы:

Пантомима танцевальная, ее характерный признак – условный, ритмически и пространственно организованный жест, мимика, движение.

Пантомима акробатическая, жест доведен до максимальной условности, легко переходящий в акробатику.

Пантомима драматическая, или естественная, которая уподобляется естественному жизненному поведению человека.

Нередко эти три вида пантомимы встречаются в смешанном виде. В клас­сическом балете, например, мы видим наряду с танцевальной пантомимой и акробатическими элементами явно выраженную тенденцию к естествен­ному жизненному жесту.

Язык жестов и движений понятен всем. Этим объясняется незаме­нимые качества пантомимы - ее демократичность и интернациональность, ее доступность и понятность для всех стран и народов мира. Кроме того пантомима призвана развивать воображение и выразительность исполнителей хореографии. Эти качества помогают танцовщику ярко демонстрировать свои действия и намерения, а значит, помогают раскрывать замысел автора. Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая покажет, насколько развито ваше воображение.

Читайте также: