Проект круги луллия в детском саду

Обновлено: 17.05.2024

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - " Круги Луллия ". Которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов .

В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги . Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом) .

Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей) . На сектора прикрепляются картинки по определенной теме.

Игра должна состоять из двух частей :

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание) ;

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание) .

Технологическая цепочка проведения игры :

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача.

3. Круги раскручивают , дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.

1. Игры на подбор пар :

2. Игры с элементом случайности в установке колец :

3. Игры на развитие творческого воображения :

Данное пособие можно изготовить самостоятельно . Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.

Для изготовления вам потребуется : лист фанеры толщина 4 мм, обрезки ДСП (для подставки), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.

Начертите три круга диаметром 40, 20 и10 см. По начерченному выпилите лобзиком круги.

Просверлите в центре каждого круга отверстие. Я покрасила краской из балончика. Изготовленную нами конструкцию мы делим линиями на 8 частей - секторов. На каждую часть крепим кусок липы, после чего идёт долгий и трудоёмкий процесс подбора картинок, на которые так же крепиться липа.

Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях : закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).

Варианты использования этой методики безграничны. Наши педагоги активно ее осваивают, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.

Вид проекта Познавательно-практический.

По времени проведения Долгосрочный

Участники проекта Воспитатель, ребенок, родители.

Задачи 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы (дидактическими пособиями).

4. Разработать перспективный план мероприятий по реализации проекта.

5. Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта.

6. Развивать связанную речь.

7. Способствовать обогащению активного и пассивного словаря.

8. Развивать познавательную активность.

9. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

Ресурсы для реализации проекта Внутренние ресурсы :

1. Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД по теме проекта

4. Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.

1. Наличие в городе парка (наблюдение за природными явлениями).

Индикативные показатели (результаты) Для воспитанников:

1. Повышение уровня речевого развития

2. Развитие творческого мышления

-закрепление навыков самостоятельной работы.

Для педагогов группы № 10:

1. Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

2. Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы, родительские собрания.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Содержание проекта

Деятельность в рамках реализации проекта осуществлялась в нескольких направлениях:

• Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Работа с детьми

• Взаимодействие с родителями

Для реализации проекта определены следующие этапы:

Цель: создание условий для реализации проекта

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.

Цель: реализация проекта по всем направлениям

- Проведение дидактических игр и упражнений с использованием кругов Лулия в совместной и самостоятельной деятельности.

Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.

- Анализ работы педагога.

В своей практике мы используем следующие формы работы:

- На индивидуальных и подгрупповых занятиях.

- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей

Воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

Воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.

Воспитатель осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;

- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;

- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.

В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.

Распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Мероприятия Программное содержание Ответственный Срок проведения

родители. В течении всего учебного года.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря. Закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить соотносить предметы на нижнем и верхнем круге по смыслу, совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук. Обогащение активного и пассивного словаря

Беседы Познакомить детей с правилами игры.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание

Беседы Познакомить детей с правилами игры.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Беседы Познакомить детей с правилами игры.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря

Беседы Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Беседы Познакомить детей с правилами игры.

Анализ работы педагога.

Перспективы развития проекта

Демонстрация своего опыта педагогам ДОУ с целью внедрения ТРИЗ-технологии в ДОУ. (Проведение мастер-классов для воспитателей и родителей, семинаров и т. д.).

Продолжить использование ТРИЗ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи.

1. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим

2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2007.

Прикреплённые файлы:

Волшебные круги. (Аппликация из геометрических фигур.)

Волшебные круги. (Аппликация из геометрических фигур.) В продолжении предыдущей темы,Аппликация из геометрических фигур, хотелось бы поделиться с вами нашими работами. Аппликация из кругов цветной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта:

Наименование проекта:

Организация заявитель:

Разработчик проекта: воспитатель Корниенко Марина Валерьевна.

Цель проекта:

Задачи проекта:

2. Формировать умение детей зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.

4. Изготовить практический материал (модули-круги) для использования в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

6. Содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов.

Сроки реализации проекта:

1 этап – подготовительный – октябрь 2020 г.

2 этап – основной (содержательно-практический) – ноябрь 2020 - январь 2021 г.

3 этап – заключительный (контрольно-оценочный) – февраль 2021 г.

Целевая группа (категория детей):

Дети старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- анализировать предметы на полисенсорной основе;

- группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами;

- делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части;

- развить навыки фантазийного преобразования объектов;

Формы организации образовательной деятельности:

- образовательная ситуация (речевое и познавательное развитие);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Трансляция проекта: Информация на сайт www . ds 113. centerstart . ru

Введение

Формирование творческого мышления и развитие творческой активности ребенка требуют создания и функционирования специального образовательного пространства дошкольной организации. Творческая активность человека может проявляться на протяжении всей жизни, но при этом важно, чтобы бы в начале жизненного пути в дошкольном периоде детства, для эффективного развития этого личностного ресурса были активизированы все возможности образовательной среды: педагогические методы и технологии, организация образовательного взаимодействия, образовательные и социальные факторы наполнения игрового и жизненного пространства ребенка.

В науке и практике дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творческих качеств личности дошкольника. Однако большинство разработок в этой области направлены на организацию внешнего педагогического влияния на процесс творческой деятельности дошкольника. Изучению вопросов внутренней активности ребенка, возникающей под воздействием непрямого влияния образовательной среды, уделено недостаточное внимание.

Способность к творчеству является естественной для ребенка , но её развитие связано с формированием множества других качеств: мышления, стремления к познанию, способности к самоорганизации.

Поэтому развитие творческой и познавательной активности дошкольника является для педагога наиболее сложной задачей, так как связано с пониманием индивидуальности каждого ребенка.

В современной педагогике актуальной педагогической концепцией, направленной на развитие творческого потенциала личности является система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Г.С.Альтшуллера. Благодаря разработанной в этой теории методам и приемам, происходит интенсивное творческое развитие личности дошкольника. Анализ теории ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании показал, что в целом данная теория представляет собой алгоритмы исследовательского процесса, в основе которого лежат методы выявления противоположностей, поиска аналогий (синектики), мозгового штурма и других, активизирующих творческие ресурсы ребенка.

Но при этом ТРИЗ - занятия требуют собственного образовательного процесса, средовые ресурсы в развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста в данной

теории практически не рассматриваются. В условиях жизнедеятельности дошкольной группы возникает необходимость такой организации средового пространства, которое позволял развивать творческие ресурсы ребенка за счет предоставления развивающих креативных модулей, игровой процесс ребенка с которыми активизировал творческий потенциал ребенка, обеспечивал проявление его познавательной, творческой активности и мышления.

Актуальность проекта

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи и Интернета. Чем же отличается наше время? Прежде всего, насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен.

Уделяется большое значение развивающим играм для детей дошкольного возраста. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Главная проблема для современного педагога - научиться выбирать из того обилия и разнообразия игр, которое предлагает сейчас образовательный рынок, именно то, что нужно ему для его конкретной работы. При подборе игр и игровых заданий необходимо учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Анализ внешней ситуации

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки и многое другое. Ребенок, овладевший мыслительными операциями, умеет и хочет сам учиться, у него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное мышление, развитое воображение. Развитию мышления способствует умение решать задачи мыслительного характера. Это умение напрямую связано с умением освобождаться от стереотипов мышления. При решении подобного рода задач продуктом мыслительной деятельности является не только и не столько результат, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком. Педагогу надо помнить, что важно не только решить с детьми задачу, но и сформировать умение осознавать приемы, с помощью которых это происходит. Дети должны уметь передавать словами те мыслительные операции, которые происходят в их сознании в процессе выполнения игровых заданий. Задания должны быть максимально понятны и интересны дошкольникам. Французский монах Раймонд Луллий в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Эти круги можно использовать как средство развития мышления, восприятия, познавательной активности и развития речи. Для развития познавательных способностей используются игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов: развитие воображения, мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация), памяти (слуховой, зрительной, словесно-логической, двигательной), внимания, ощущения, восприятия (величины, цвета, формы, пространства и времени).

Объект проектирования: процесс формирования наиболее эффективных приемов

развития познавательной активности у дошкольников, по средствам игр с кругами Луллия.

Замысел проекта: Мы считаем, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Умело подобранные задания, позволят научить ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. Мы считаем, что обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.

Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников

Цель использования пособия круги Луллия: классифицировать и устанавливать взаимосвязи между природным объектом, местом его обитания, способом питания; учить детей составлять задачи на сложение и вычитание; учить составлять слоги, слова; расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов; развивать логическое мышление, воображение.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа “Образовательный центр” им. И.А. Кулькова с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области

филиал “Школа-сад п. Калинка”


Подготовила:

Воспитатель

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Иными словами, Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!

В своей работе я использую данное дидактическое пособие, сделанное на основе кругов Луллия , как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях.

Пособие в игровой форме позволяет решать следующие образовательные задачи:

• Развитие логического мышления и познавательной активности;

• развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, размера);

• Тренировать наглядно-образное мышление.

• Развивать представление о множестве.

• Тренировать в счёте, решение примеров.

• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их.

• Формировать представления о математических понятиях.


Цель использования пособия: классифицировать и устанавливать взаимосвязи между природным объектом, местом его обитания, способом питания; учить детей составлять задачи на сложение и вычитание; учить составлять слоги, слова; расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов; развивать логическое мышление, воображение

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, сосна, яблоня и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, шишка, яблоко и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сосновый бор, сад и т.п.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изо деятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Принцип изготовления развивающего пособия состоит в следующем:

вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш), сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. В работе с дошкольниками целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Для работы с детьми с ОВЗ целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми с легкой умственной отсталостью используются два – три круга (4 – 6 секторов на каждом).

Для детей с ЗПР используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Формы работы с пособием:

· На индивидуальных и подгрупповых занятиях;

· В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия);

· В игровой деятельности вне занятий;

· В самостоятельной деятельности детей.

Тренинги с Кругами Луллия бывают 4 типов:

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Технологическая цепочка проведения игры

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляются изображения животных (заяц, кот, лиса, и др.); второго – мест их обитания (дом, нора, куст и т. д.); третьего – чем питаются (рыба, молоко, мышка и др.)

2. Ставится задача.

Детям предлагается найти соответствие на кругах.

Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение лисы, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение норы и располагают его над лисой, на маленьком круге таким же образом находят мышку или зайчика. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например, кот – улей – шишка.

Задача. Объяснить, как объект может жить в улье и питаться шишками. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Примеры игр для детей разного возраста

Младший возраст (3-4 года)

1. На малом круге воспитатель располага­ет картинки с изображением животных (со­бака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Напри­мер, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом ма­ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

Средний возраст (4-5 лет)

1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге - геометрические формы (треуголь­ник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни), подо­брать соответствующую ему геометричес­кую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треуголь­ник, цифра 8 (результат - восемь вишен тре­угольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно из­влечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

Старший возраст (5-6 лет)

1. Первый (верхний) круг - образцы ма­териалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Вто­рой круг - изображения объектов (стул, те­лефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изоб­ражения местонахождения объектов (квар­тира, улица, космический корабль). Четвер­тый круг - образцы цветов (малиновый, го­лубой и т.д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и опре­делить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрел­кой оказались: стекло, чемодан, космический корабль, синий цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный чемодан синего цвета, потому что. (Ответы детей.)

Игры и творческие задания

Цель. Учить детей определять части объ­ектов. Побуждать к объяснению практичес­кой значимости необычного сочетания из­вестных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на ма­леньком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Цель. Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изоб­ражения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой". ("Красная Ша­почка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

Цель. Учить детей различать места, в ко­торых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, вол­шебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображени­ем сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).

РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказ­ки и найди место, где разворачивается сю­жет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. Назови героя и его но­вое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рас­сказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Методические рекомендации по проектированию и проведению тренингов для детей разного возраста

Объекты с объектами

Объекты со свойствами: сказочные герои с характерами, природные объекты с характерными признаками класса

Объекты с частями

Объекты и материалы

Части с частями

Объекты со знаками: буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами.

Знаки со знаками

Игры на подбор пары:

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте.

Читайте также: