Проект конституционного совещания 1993 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В целях разработки нового проекта Конституции на I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (председатель ВС РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий, которая начала эту работу. Работа комиссии проходила довольно быстро, и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Проект Конституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депутатов (апрель 1992г.) одобрил общую концепцию конституционной рефор­мы и основные положения проекта, до этого одобренного Вер­ховным Советом. Верховному Совету и Конституционной ко­миссии было поручено после доработки внести проект на рас­смотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако ни VII, ни VIII, ни IX Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых проти­воречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. Возникавшие разногласия практически не затрагивали по­ложений о правах и свободах человека и гражданина, но при­обретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верхов­ным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократичес­кие положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доми­нировали прежние подходы.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета на­значило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуще­ствить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения де­мократических реформ.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компро­миссного текста на базе этого проекта и проекта Конституци­онной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характе­ристики Российского государства как социального. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государ­ственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обосно­ванную критику проекта.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной консти­туционной реформе в РФ.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации от 12 июня 1990 г. впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ.

В целях разработки нового проекта Конституции на I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (председатель ВС РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека), которая начала эту работу. Работа комиссии проходила довольно быстро, и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Пона­чалу работа комиссии проходила довольно быстро, уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только под­готовлен, но и опубликован для широкого обсуждения.

Одна­ко такая быстрота отнюдь не свидетельствовала о наличии по­литического консенсуса по вопросам содержания Основного закона. Напротив, пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различ­ные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депутатов (апрель 1992г.) одобрил общую концепцию конституционной рефор­мы и основные положения проекта, до этого одобренного Вер­ховным Советом. Верховному Совету и Конституционной ко­миссии было поручено после доработки внести проект на рас­смотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых проти­воречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. Возникавшие разногласия практически не затрагивали по­ложений о правах и свободах человека и гражданина, но при­обретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верхов­ным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократичес­кие положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доми­нировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения пол­номочий Президента, и сохранялась все та же советская фор­ма правления.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета на­значило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуще­ствить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения де­мократических реформ.




Для завершения подготовки проекта были созданы Общественная и Государственная палаты Конституционного совещания. Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой участия общественных объединений в конституционном процессе и взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти. На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.

Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти РФ и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания - выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компро­миссного текста на базе этого проекта и проекта Конституци­онной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характе­ристики Российского государства как социального.

Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государ­ственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обосно­ванную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.

24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотруд­ничать с Конституционным совещанием под предлогом при­частности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложе­ний. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десят­ков принципиально новых норм — фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Совещанием.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации № 1400, кото­рый, не прекращая действия Конституции в части, не проти­воречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Полномочия на­родных депутатов прекращались. Указ временно, до принятия Конституции, вводил в дей­ствие Положение о федеральных органах власти на переход­ный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Выборы в Государственную Думу были назначены на 11-12 декабря. Приостанавлива­лась деятельность Конституционного Суда. По существу, вре­менно вводилось президентское правление.

Конституционный кризис немедленно перерос в конститу­ционную войну. В тот же день Президиум Верховного Сове­та объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Верховный Совет оценил действия Президен­та как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности.

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. Ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Россий­ской Федерации от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекра­щены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране.

Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако воз­можность того, что проект может быть не принят избирателя­ми, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переход­ный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Со­брание существовала правовая база.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации от 12 июня 1990 г. впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ.

В целях разработки нового проекта Конституции на I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (председатель ВС РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека), которая начала эту работу. Работа комиссии проходила довольно быстро, и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Пона­чалу работа комиссии проходила довольно быстро, уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только под­готовлен, но и опубликован для широкого обсуждения.

Одна­ко такая быстрота отнюдь не свидетельствовала о наличии по­литического консенсуса по вопросам содержания Основного закона. Напротив, пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различ­ные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депутатов (апрель 1992г.) одобрил общую концепцию конституционной рефор­мы и основные положения проекта, до этого одобренного Вер­ховным Советом. Верховному Совету и Конституционной ко­миссии было поручено после доработки внести проект на рас­смотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых проти­воречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. Возникавшие разногласия практически не затрагивали по­ложений о правах и свободах человека и гражданина, но при­обретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верхов­ным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократичес­кие положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доми­нировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения пол­номочий Президента, и сохранялась все та же советская фор­ма правления.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета на­значило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуще­ствить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения де­мократических реформ.

Для завершения подготовки проекта были созданы Общественная и Государственная палаты Конституционного совещания. Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой участия общественных объединений в конституционном процессе и взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти. На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.

Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти РФ и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания - выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компро­миссного текста на базе этого проекта и проекта Конституци­онной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характе­ристики Российского государства как социального.

Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государ­ственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обосно­ванную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.

24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотруд­ничать с Конституционным совещанием под предлогом при­частности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложе­ний. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десят­ков принципиально новых норм — фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Совещанием.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации № 1400, кото­рый, не прекращая действия Конституции в части, не проти­воречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Полномочия на­родных депутатов прекращались. Указ временно, до принятия Конституции, вводил в дей­ствие Положение о федеральных органах власти на переход­ный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Выборы в Государственную Думу были назначены на 11-12 декабря. Приостанавлива­лась деятельность Конституционного Суда. По существу, вре­менно вводилось президентское правление.

Конституционный кризис немедленно перерос в конститу­ционную войну. В тот же день Президиум Верховного Сове­та объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Верховный Совет оценил действия Президен­та как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности.

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. Ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Россий­ской Федерации от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекра­щены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране.

Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако воз­можность того, что проект может быть не принят избирателя­ми, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переход­ный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Со­брание существовала правовая база.

Сразу же после референдума, уже 28 апреля, Б. Н. Ельцин собрал в Кремле видных юристов и поставил перед ними вопрос: как принять новую конституцию, позволяющую обеспечить сильную президентскую власть?

Сначала были рассмотрены и отвергнуты два легитимных варианта: на Съезде народных депутатов и на сессии Верховного совета, затем два нелегитимных варианта: создание нового органа власти – Совета Федерации или созыв Конституционного собрания с наделением их учредительными функциями[355].

29 апреля Б. Н. Ельцин выступил на совещании глав республик в составе Российской Федерации, представил им свой проект конституции и озвучил идею Конституционного собрания, которая позднее трансформировалась в идею Конституционного совещания[356].

30 апреля президентский проект конституции, подготовленный С. С. Алексеевым, А. А. Собчаком и С. М. Шахраем, появился в печати[357].

Таким образом, населению было предлоежно два разных варианта конституции. Первый предусматривал превращение России в президентскую республику, второй – в парламентскую.

Через две недели появился его указ о созыве Конституционного совещания. Согласно указу, после рассмотрения в этом совещании проект конституции сразу же, минуя существующую Конституционную комиссию и парламент, должен был поступить к президенту для утверждения[362].

Одним из первых, кто сделал это, был народный депутат Николай Ильич Травкин[367]. Видимо, предполагалось, что за ним последуют другие депутаты. Но этого не произошло.

Среди лиц, причастных к подготовке переворота А. Ф. Дунаев упомянул другого заместителя министра внутренних дел – Александра Николаевича Куликова. При этом Андрей Федорович подчеркнул, что он лично был против силового решения, так как опасался, что это может привести к гражданской войне. По его словам, подобную же позицию занимал министр безопасности Виктор Павлович Баранников[371].

В субботу 22 мая В. П. Баранников пригласил Б. Н. Ельцина к себе на дачу и познакомил с предпринимателем Борисом Иосифовичем Бирштейном[372].

Б. И. Бирштейн родился в 1947 в Прибалтике[373]. В конце 70-х уехал в Израиль и вскоре создал фирму Seabeko[374], затем вернулся в СССР и организовал здесь одно из первых совместных предприятий[375]. К весне 1993 г. он был известен не только в России. Б. И. Бирштейн тесно сотрудничал с президентом Молдовы Мирчо Снегуром[376], на Украине – консультировал Леонида Кучму[377], играл видную роль в Киргизии[378].

Как явствует из интервью Б. И. Бирштейна, цель упоминаемой встречи заключалась в поиске компромисса между президентом и парламентом. Сам президент был готов к переговорам на эту тему, но их сорвало его ближайшее окружение[379].

5 июня начало свою работу Конституционное совещание[380]. Открылось оно докладом Б. Н. Ельцина[381]. Как только завершилось выступление президента, к трибуне направился спикер. Сначала Борис Николаевич не пожелал давать ему слово, а когда сделал это, большинство присутствующих устроили Р. И. Хасбулатову обструкцию[382].

Так организаторы Конституционного совещания демонстрировали свою приверженность демократии.

Не сумев примирить президента и спикера, в воскресенье 6 июня В. П. Баранников организовал встречу Б. И. Бирштейна с А. В. Руцким, Р. И. Хасбулатовым, В. С. Черномырдиным и некоторыми членами Президиума Верховного Совета. Она тоже оказалась безрезультатной[388].

16 июня состоялось второе пленарное заседание Конституционного совещания. Оно рассмотрело основные принципы новой Конституции. Из 594 зарегистрировавшихся членов совещания за них высказалось 467[389]. Против в основном голосовали представители регионов[390].

После этого заседания Б. Н. Ельцин встретился с председателем Конституционного суда и поставил перед ним вопрос: что делать, если Съезд народных депутатов отвергнет подготовленный Конституционным совещанием проект конституции? В. Д. Зорькин предложил искать поддержки у субъектов Федерации[391].

На осень было перенесено решение и вопроса о предоставлении России кредитов, и вопроса о реструктуризации ее внешнего долга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Совещание

Совещание Теперь давайте рассмотрим доклад Рычагова на Совещании, доклад, который так умилил Г. К. Жукова. Но сначала собственно о Совещании, поскольку оно со всех сторон уникально.В 1938—1940 гг. СССР участвовал в целом ряде военных конфликтов – у озера Хасан, на

§ 2. Образование и конституционное оформление союза ССР

§ 2. Образование и конституционное оформление союза ССР Образование СССР. Согласно коммунистической доктрине, национальный вопрос (противоречия в отношениях между народами) представлялся второстепенным в сравнении с межклассовыми противоречиями. Его разрешение

Совещание

Совещание Теперь давайте рассмотрим доклад Рычагова на Совещании, доклад, который так умилил Г. К. Жукова. Но сначала собственно о Совещании, поскольку оно со всех сторон уникально.В 1938—1940 гг. СССР участвовал в целом ряде военных конфликтов — у озера Хасан, на

СОВЕЩАНИЕ В РИМЕ

СОВЕЩАНИЕ В РИМЕ 25 июня я встретился в Риме с фельдмаршалом Кессельрингом, и тон этого совещания был несколько иным, чем в Оберзальцберге.Кессельринг поднялся до поста главнокомандующего, перейдя из Генерального штаба сухопутных войск в люфтваффе на ранней стадии их

Конституционное развитие Швеции

Конституционное развитие Швеции Древность и Раннее Средневековье (древнейшеевремя–1060, 1060–1319)XI век – Союз самоуправляющихся провинций под руководством избранного короля, в чьи функции входит командование армией во время войны и сохранение мира в государстве.

1927 год — совещание

Совещание — 1928 год

Совещание — 1928 год К осени 1928 года в Управлении закончили подготовку к новому совещанию начальников разведывательных отделов штабов военных округов. По сравнению с предыдущим совещанием, которое проходило в апреле 1927 года, Берзин решил увеличить число присутствующих и

Ванзееское совещание

Ванзееское совещание Состоявшееся 20 января 1942 в пригороде Берлина Гроссен-Ванзее совещание нацистских руководителей, на котором было принято итоговое решение об уничтожении европейских евреев — т. н. "окончательное решение". Еще 31 июля 1941 Герман Геринг направил шефу СД

Вторая революция: конституционное соглашение

Совещание в Хмели

Совещание в Хмели 8 февраля представитель Ставки маршал Советского Союза Г.К. Жуков, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов и маршал авиации А.А. Новиков прибыли на КП 1-й ударной армии в Хмели, где их встречал только что назначенный командующим 1-й ударной армией

Совещание 1962 г.

Совещание 1962 г. Одним из наиболее интересных событий, связанных с взаимоотношениями между советской марксистской философией и психологией, явилось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, состоявшееся в Москве

6. Совещание

6. Совещание В первой половине февраля Комитет созвал своих членов на совещание. Приготовляя покушение на царя, он хотел поставить вопрос о возможности или невозможности одновременно с покушением сделать попытку инсуррекции[195]. Члены из Москвы и тех провинций, в которых

1. Совещание в Москве

1. Совещание в Москве Предметом обсуждения в Москве было изменение плана организации для Петербурга сообразно тем новым условиям, которые возникли вследствие перенесения оттуда центра. Прежде в этом городе местной группы, ведущей общепартийную работу, не было, но при

Конституционное оформление советского строя

Конституционное оформление советского строя В феврале 1925 г. состоялся VII съезд советов СССР. Накануне пленум ЦК ВКП(б) предложил внести в повестку дня съезда вопрос об изменениях в Конституции СССР. Шла речь о демократизации избирательной системы: замене неравных

Съезд – разогнать (4 попытка: конституционное совещание)

Съезд – разогнать (4 попытка: конституционное совещание) Несмотря на тот факт, что на референдуме не ставился вопрос о принятии новой Конституции, вице-премьер С. Шахрай представил на пресс-конференции проект новой Конституции, сославшись на итоги референдума. По мнению

В самом начале совещания сторонники Ельцина подвергли обструкции выступление Р. Хасбулатова, и его сторонники покинули этот форум (в результате уступок Ельцина часть из них потом вернулась на совещание). Благодаря давлению демократических политических партий и гражданских организаций в проект конституции были включены положения о широких гражданских и социальных правах. Совещание проходило под контролем президентской администрации и 12 июля большинство его участников одобрили проект конституции, в котором полномочия президент были значительно расширены и недостаточно уравновешены другими ветвями власти (проект продолжал дорабатываться до 8 ноября). Такой проект конституции не мог быть одобрен действующим представительным органом власти – Съездом народных депутатов РСФСР и его Верховным советом, а без этого по старой конституции нельзя было принять новую. В этих условиях Ельцин решился разогнать парламент силой, что привело к конфронтации между ветвями власти в сентябре-октябре 1993 г. (см. Конституционный кризис 1992-1993 гг. в России, октябрьские события 1993 г. в России). Одержав победу над сторонниками Верховного совета, президентские структуры организовали референдум 12 декабря 1993 г., который принял Конституцию 1993 г. Из участников Конституционного совещания были созданы совещательные государственная и общественная палаты при президенте РФ.

Исторические источники:

Ельцин Б. Записки президента. М., 1994;

Ельцин – Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1994;

Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля – 10 ноября 1993 г. М., 1995-1996;

Иркутская делегация в лице председателя областного Совета народных депутатов Виктора Игнатенко и главы администрации Юрия Ножикова подписала Федеративный договор с учетом особого протокола. В нем было закреплено, что ресурсы и собственность распределялись как предмет совместного ведения государства и отдельных территорий: республик, краев, областей и автономных образований.

Иркутская делегация в лице председателя областного Совета народных депутатов Виктора Игнатенко и главы администрации Юрия Ножикова подписала Федеративный договор с учетом особого протокола. В нем было закреплено, что ресурсы и собственность распределялись как предмет совместного ведения государства и отдельных территорий: республик, краев, областей и автономных образований.

Главный закон страны в 1990-х рождался в сложных условиях. Один проект разрабатывала Конституционная комиссия, которая была утверждена Съездом народных депутатов, второй - под эгидой президента. Какой проект принимать? Вопрос стоял остро.

Из воспоминаний народного губернатора Юрия Ножикова о работе над проектом новой Конституции:

«…Конец 1992-го и 1993 год были опасным временем для России… Верховный Совет сидел на старой Конституции с основами социализма – общественной собственности и так далее, вцепился в нее мертвой хваткой. На этой основе реформы были невозможны, никуда они не двинутся, им нужна новая законодательная база, новая Конституция… Видя такую картину, слушая разговоры коллег, не очень трудно было предположить, что нормальным законодательным путем принять новую Конституцию не удастся. Поскольку этот путь исключается, остается распустить Верховный Совет, назначить всеобщие выборы, во время них – референдум новой Конституции. Еще в июне я подал об этом записку в Администрацию Президента. Написал от руки и расписался…

…Он (президент) созвал Конституционное совещание. Началось оно скандально. Не дали слово Хасбулатову… После этого совещание покинули председатели областных советов, многие главы администраций. Выжидали: чья возьмет. Как в августе 91-го. Я остался. Остались представители республик – все до единого. Им важно было отстоять в Конституции свои преимущественные интересы. На Конституционном совещании я работал по разделу федеративного устройства – считал это самым важным и сложным. Выступил с тремя главными предложениями. Первое: все субъекты Федерации имеют разные права. Второе: ни один не имеет права выйти из ее состава. И третье: федеральное правительство не должно никому делегировать своих полномочий…


Каждый субъект РФ мог выделить четырех представителей для работы над проектом Конституции.

От Иркутской области ими стали:

- Юрий Абрамович Ножиков как глава исполнительной власти;

- Виктор Васильевич Игнатенко как глава представительной власти;

- Игорь Иннокентьевич Широбоков, представитель Президента РФ в Иркутской области;

- Сергей Иванович Шишкин, доктор юридических наук, профессор ИГУ;

- Владимир Германовоч Татарников как помощник Широбокова.

Конституционное совещание было созвано в июне 1993 года. Это была конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций - всего около 800 человек. Она была организована, чтобы завершить, наконец, подготовку проекта новой Конституции Российской Федерации.

От Иркутской области участниками совещания были:

- Юрий Геннадьевич Курин,

- Виктор Викторович Макаров,

- Дмитрий Леонидович Сурков,

- Сергей Иванович Шишкин (в группе экспертов по вопросам местного самоуправления).

Из воспоминаний Виктора Игнатенко (с 1991-го по 1994 год председатель Иркутского областного Совета народных депутатов):

«Мы, представители российских краев и областей, начиная с 1991 года проводили линию на выравнивание конституционно-правового статуса всех субъектов Российской Федерации: республик, краев и областей. Я и сейчас считаю, что мы тогда правильно действовали, ведь единственным способом сохранения Российской Федерации было выравнивание статуса ее субъектов…

Первая попытка закрепить положение о том, что края, области могут принимать законы, была предпринята осенью 1991 года… Разумеется, наше предложение было отвергнуто. Второй раунд борьбы наступил в период подготовки и подписания Федеративного договора в марте 1992 года. Нам удалось закрепить это право в дополнительном протоколе к Федеративному договору.

В результате большой совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен на всенародное голосование - референдум. Он состоялся 12 декабря 1993 года. За тогда проголосовали 58,43% россиян, против - 41,57%. Интересно, что Иркутская область была в топе-15 регионов, где больше всего поддержали новый Основной Закон, а Усть-Ордынский автономный округ - в пятерке.



Субъекты с самым высоким процентом голосов, отданных за принятие Конституции РФ:

1. Ханты-Мансийский автономный округ - 81,84%

2. Таймырский автономный округ - 81,80%

3. Коми-Пермяцкий автономный округ - 81,44%

4. Усть-Ордынский автономный округ - 80,89%

5. Ямало-Ненецкий автономный округ - 80,34%

6. Свердловская область - 79,84%

7. Пермская область - 79,79%

8. Челябинская область - 77,21%

9. Чукотский автономный округ - 75,88%

10. Республика Татарстан - 74,84%

11. Ненецкий автономный округ - 74,41%

12. Иркутская область - 74,16%

13. Корякский автономный округ - 73,98

14. Архангельская область - 73,24%

15. г. Санкт-Петербург - 71,61%


ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Из них 55 млн 987 тыс. (53,2%) приняли участие в голосовании.

29 млн 337 тыс. (60%) проголосовали за.


Указ о созыве представителей от регионов для участия в Конституционном совещании.

Как голосовали в Приангарье

«…В Иркутской области активность избирателей была еще ниже - 47,5%, без учета Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Лишь в одном районе Иркутска, Кировском, на участки пришло более половины избирателей… Традиционно более активной была глубинка: в Ольхонском, Зиминском, Качугском, Нижнеудинском, Тулунском, Жигаловском, Тайшетском и Куйтунском районах проголосовало от 60% до 70%. Худший показатель, менее 39%, Усть-Илимска, видимо, не в последнюю очередь объясняется сложной социальной обстановкой в городе и на его главном предприятии - целлюлозно-бумажном комбинате.

Вот так выглядело приглашение.

Проект Конституции с поправками Бориса Ельцина.



Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: