Проект календарь природы в доу

Обновлено: 04.07.2024

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: экологический, исследовательский

Участники проекта: дети и родители старшей группы

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года – май 2019 года.

Проблема: как расширить представления старших дошкольников о мире природы?

Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы.

  • Формировать у детей экологические знания и культуру поведения в природе.
  • Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе и отмечать их в календаре природы;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Научить проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, фиксируя их в журнале наблюдений.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Пополнить развивающую среду в группе.

Предполагаемый результат проекта:

- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

- Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д.

- У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.

- Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

- Пополнена развивающая среда в группе.

- Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Этапы реализации проекта :

Первый этап - подготовительный:

  1. изучение литературы по данной теме;
  2. разработка плана работы с детьми: изготовление календаря природы, журнала наблюдений, планирование и написание конспектов;
  3. подбор материала по ознакомлению с миром природы (разработка план-схемы составления рассказов по временам года, подбор пословиц и поговорок о временах года, стихов о временах года, бесед экологического характера, подбор картинок на тему времена года, экологических сказок для детей и т.д.)

Второй этап - основной:

Работа с детьми:

  1. Предварительная работа: беседы, игры, продуктивная деятельность по ознакомлению с миром природы во время НОД и на прогулках.
  2. Ведение календаря природы и журнала наблюдений.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы.

Работа с родителями:

Третий этап - обобщающий:

  1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.

План мероприятий по реализации проекта

Работа с детьми:

  1. Ведение календаря природы и журнала наблюдений ( сентябрь 2018г. – май 2019г .) (фото – приложение 1).
  2. Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы:
  • Почему желтеют и опадают листья? (конспект, фото – приложение 2).
  • Разве снег греет? (конспект, фото – приложение 3).
  • Откуда берется иней? (конспект, фото – приложение 4).
  • Прозрачность льда (конспект, фото – приложение 5).
  • Цветные льдинки (конспект, фото – приложение 6).
  • Испарение влаги с листьев растений (конспект, фото – приложение 7).
  • Круговорот воды в природе (конспект, фото – приложение 8).
  • Вода в жизни растений (конспект, фото – приложение 9).
  • Как растения пьют воду (конспект, фото – приложение 10).
  • Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (конспект, фото – приложение 11).
  • Откуда берется радуга? (конспект, фото – приложение 12).
  • Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных (конспект, фото – приложение 13).
  • Cвойства почвы (конспект, фото – приложение 14).

Работа с родителями:

Почему желтеют и опадают листья?

Цель: Исследовать природное явление листопад

  • Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).
  • Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Воспитатель: Почему осенью много листьев на земле? Что такое листопад?
Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
Воспитатель:
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД?
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины.
Все как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи".
Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.
Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.
Прошло много лет. Многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки.
Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья?
(ответы детей)
Воспитатель: Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые, живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества, и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.
Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели. (Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали (Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул. (Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Подбрасывают листья.)

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила: воспитатель Лаврова Л.В.

Тип проекта: экологический , исследовательский, долгосрочный

По продолжительности : учебный год

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей : 4-6 лет

Образовательная область : интеграция образовательных областей

В процессе интеграции различных образовательных областей по ознакомлению детей с объектами и природными явлениями решаются не отдельные задачи, а их совокупность. Это дает возможность ребенку изучить объект во всем его многообразии.

Актуальность проекта:

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе .

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения : сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе

Цель проекта : пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним, обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

- Сформировать у детей элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

-Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе ;

- Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

- Развивать интерес к явлениям и объектам природы .

-Пополнить развивающую среду в группе .

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный

1. Составление плана работы по проекту .

2. Сбор, накопление материала.

3.Знакомство с различными моделями по ознакомлению дошкольников с природой .

4. Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе . Выбор условных обозначений .

5.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7. Подбор литературы по проблеме.

2 этап - основной

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке за живой и неживой природой.

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года с использованием мнемотехники.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Познавательно образовательная деятельность

8. Экспериментальная деятельность

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Экскурсии в природу, наблюдения, игры.

11. Творческая деятельность экологической направленности

12 . Выставки детского творчества

13. Моделирование календаря природы , работа с календарём по условным обозначения

14. Работа в уголке природы

3 этап –заключительный

1. Обобщение материалов проекта.

2.Пополнение уголка природы в группе.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Реализация проекта
Наблюдение в природе - Учим детей замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе , сезонные изменения– зима снежная, иней на деревьях , изморозь

Наблюдение в природе – сезонные изменения – весенние проталины, первая травка

Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

Развешиваем кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

Подкормка птиц на участке группы

Зимняя подкормка птиц за окном группы

Наблюдение за птицами

Экскурсии в природу - Посадка цветов на клумбе группы

Наблюдения -наблюдения за насекомыми

Работа в уголке природы

Огород на окошке- посадка , эксперимент , наблюдение , ведение дневника наблюдения

Детское творчество - поделки из природного материала , аппликация, рисунки

Детское творчество отражает сезонные изменения в природе

Работа в уголке природы- систематическая смена календаря: дни недели, месяц, дата, условное обозначение состояния погоды

Индивидуальная работа с детьми
-закрепляем условные обозначения календаря природы

Ведение календаря природы
– ежедневно отмечаем состояние погоды. Рекомендуем родителям наблюдать и фиксировать наблюдения за состоянием погоды в выходные дни

Сравнительный анализ календарей природы –дети сделали вывод: осенью солнечные дни были до середины октября, декабрь-февраль –солнечных дней мало , но много снега, а в марте -облачно и возвращаются солнечные дни

Ожидаемые результаты :

- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе .

- Дети знают взаимосвязь в природе , бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым

- У детей развит интерес к явлениям и объектам природы .

- Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

- Пополнена развивающая среда в группе.

- Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)

Опыт внедрения календарей показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.

Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Практическая значимост ь проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к оформлению календарей природы ,согласно условным обозначениям , что поможет воспитанникам достигать наивысших результатов в школе

Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении

-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва : ВАКО, 2005. – 240 с.

-Егоренков, Л. И. Экологическо е воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва : АРКТИ, 2001. - 128с.

-Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическо е воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

-Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Автор: Спицына Людмила Александровна

Населенный пункт: Архангельская область, д. Моржегоры

Календарь природы создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем; представлен в виде настенного панно, сделанного из панелей.


В пособие входят:

В ходе работы с календарем решаются такие задачи, как:

- формирование элементарных представлений о фенологических явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.

- знакомство с правилами поведения в природе.

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Заполнение календаря природы в ДОУ - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные обозначения. Обучает детей умению использовать и понимать символы.

С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца; а также, усваивают - как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.

Цель данного методического пособия - познакомить детей с доступными явлениями природы и их сезонными изменениями, дать представление об элементарных понятиях, связанных с миром природы.

Закреплять представления детей о последовательности времён года;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать;

Продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения;

Развивать умение узнавать и называть времена года, выделять признаки времён года.

Воспитывать любовь к природе.

-познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели,

- научить детей в игровой форме дням недели,

-закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели,

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Разработала систему экологического воспитания дошкольников.
Автор многих методических изданий по экологии для педагогов.

Большое внимание уделяла работе
с календарём природы.
Предлагала варианты календарей,
правила действия с ними,
правила заполнения их в разных возрастных группах детского сада.

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря
по Николаевой С.Н.

Планшет или плакат на каждое время года

Ширма на каждое время года

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей:
1) Время (дни недели);
2) неживая природа (погода);
3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей).

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря
им станет понятно, что:
сезон состоит из трёх месяцев,
месяц из четырёх недель,
неделя состоит из семи дней

В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.

В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя
(клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).

Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.

Время
обозначается в календаре
названием 12 месяцев, составляющих круглый год

и названием дней недель

Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня
и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода
обозначается в календаре с помощью условных обозначений.

С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.

Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.
(из интернета)

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения
по Николаевой С.Н.

Обозначение погоды в календаре.

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого,
в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.

Дошкольникам такие значки понятны,
так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки.

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений.

Условные обозначения природных явлений.

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа
Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.

В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.

В конце недели (в четверг или пятницу,
понаблюдав за растительностью и животным миром,
дошкольники рисуют картину живой природы.

Животный мир
обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки,
изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.

Рисование по трафареткам
интересно дошкольникам и помогает им изобразить
живые объекты.

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

В дополнение к календарю вводится отдельный лист наблюдения за птицами у кормушки

В старшей группе

В подготовительной группе

Кормушка с прорезями

Птицы на фланелеграфе

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей:
Эти картинки вносятся дополнительно
к календарю.

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы,
обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

Лето. Признаки лета.

Календарь -
это предмет логично построенного обсуждения,
который способствует развитию умений рассуждать,
анализировать, сопоставлять события,
а затем отражает их в речи.

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года.

В календаре природы должна быть кукла, одетая по сезону или изображение человечков в сезонной одежде.

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Виды календарей для старших дошкольников

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты,
для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером.

Читайте также: