Проект как хорошо уметь читать в доу

Обновлено: 02.07.2024

2.
Диагностический сентябрь
1. Достижения ребенка (Что нас радует - Вызывает озабоченность) в образовательной области "Чтение художественной литературы"
2. Обследование связной речи детей.
3. Составление анкет для родителей, анкетирование "Место книги в вашей семье".
4. Беседа с детьми "Моя любимая книга"
5.Оформление результатов диагностики.

4.
Обобщающий
апрель 1. Обобщение итогов работы с детьми.
2. Оформление книги "Волшебные предметы" с привлечением родителей..
3. Организация выставки "Читаем дома и в детском саду"
4. Презентация стенгазеты "Мы любим читать и это здорово!"
5. Литературный досуг "Сейчас узнаем!"

5.
Итоговый
май
1. Представление проекта на педсовете.
2. Презентация проекта на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ г.Березники..
3. Участие в конкурсе проектов.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных и речевых возможностей детей среднего возраста.
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на предложение послушать литературное произведение, принять участие в инсценировке..
3. Возросла речевая активность детей в НОД, совместной детско-детской, взросло-детской деятельности.
4. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родитель, родитель-ребенок.
Цель была достигнута - дети научились пересказывать сказки, рассказы с помощью мнемотаблиц, артистично инсценировать литературные произведения разных жанров, повысился уровень речевого развития детей.
Ожидаемый результат: на презентации страниц книги волшебных предметов, дети представили свои любимые волшебные предметы; на презентации стенгазеты "Мы любим читать и это здорово!" - рассказывали о последовательности ее изготовления, о любимых книгах своих и родителей, две семьи совместно с детьми презентовали стенгазету в стихах.

Приложение. Консультация "Влияние игр-драмматизаций на речевое развитие ребенка-дошкольника"

Литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Программа Коррекционное обучение и воспитания детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В.
5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са¬да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Про¬свещение, 2010
6. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Приложение
Влияние игр-драматизаций на речевое развитие
ребенка-дошкольника
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и большинство занятий, совместной взросло-детской деятельности с дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).
Игры-драматизации наиболее интересны и близки дошкольникам 4-5 лет.
Существует несколько видов игр-драматизаций, которые по их роли в развитие речи можно разделить в следующем порядке:
1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.
2. Театр с куклами би-ба-бо, настольный театр с плоскостными и объемными фигурами.
3. Игры-драматизации с пальчиками.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
1. Воспитательно-образовательные:
• обогащение знаниями, умениями, навыками;
• развитие интереса к литературе и театру;
• развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
• развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
• формирование норм поведения;
• воспитание морально-волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
• закрепление навыков правильной, речи;
• усвоение богатства родного языка;
• усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
• активизация и пополнение словаря;
• совершенствование грамматического строя речи;
• развитие тонкой моторики рук.
Предлагаем рассмотреть методику руководства играми-драматизациями.
Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации, затем дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.
На заключительном этапе работы дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей. При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной мини-спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге, для детей младших групп.
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста и речевого развития детей.
Тематический принцип подбора лексики для занятий по речевому развитию также влияет и на выбор художественного произведения. Например, в сентябре при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород" для детей 4-6 лет. А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".
Учитывая особенности психоречевого развития детей 3-4 лет, материалом для игр-драматизаций в начале учебного года служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Затем предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с педагогом, например:
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
В третьем и четвертом периодах в средней группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".
В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.
Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., "Просвещение", 1991.
2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., "Просвещение", 1981.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "Просвещение", 1983.
4. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., "Просвещение", 1986.
5. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. - М., "Просвещение", 1982.
Консультацию для Вас разработали:
Кузнецова Светлана Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
и
Мальцева Татьяна Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории

Руководитель проекта: Мальнева Ольга Владимировна, Кравченко Елена Викторовна.

Проблема: снижение интереса к чтению в России.

Актуальность проекта:

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Тип проекта : познавательно – творческий, долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, работники библиотеки, родители.

По количеству – вся группа

По длительности - сентябрь 2016 – апрель 2017 года, долгосрочный.

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи:

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;

Сформировать у детей интерес к библиотеке;

Способствовать зарождению традиции семейного чтения;

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Активизировать восприятие художественных образов посредством музыки, развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Предполагаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

- сформировать банк методических материалов по теме проекта;

- пополнить развивающую среду в группе;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Работа над проектом

Перспективный план

1-ый этап – организационный или подготовительный (сентябрь 2016г.).

Деятельность педагога, детей, родителей.

2.Участие в беседах

Ежедневное Чтение произведений художественной литературы

Прослушивание русской народной музыки, на музыкальных занятиях.

Прослушивание пьесы П. И Чайковского Баба- Яга.

Разработать план работы по проекту. 25.09.16г.

2-ой этап работы над проектом основной (октябрь 2013 – март 2014г.)

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки: работа с библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.

Октябрь

3. Экскурсия в дом-музей Чуковского (мультимедиа)

4. совместное оформление папок-ширм с биографией детских писателей

Ноябрь2016г.

1. Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами. Так же рассказ о том какой путь проходит книга прежде чем попасть в библиотеку.

2. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекой.

Декабрь

3. Выставка совместных с родителями детских работ: -по сказкам;

Январь

-изготовление книжек -самоделок

- совместное оформление папок-ширм художники -иллюстраторы детских книг: Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Канашевич январь2017г

декабрь2016г по апрель2017г

-Самостоятельное чтение книг

3- й этап работы - завершающий этап (март – апрель 2017г.)

1. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями Март2017г

2. диагностика детей по задачам проекта Февраль 2017г

3. Выводы. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам Март-апрель 2017г

Проект " Как хорошо уметь читать" ( подготовительная к школе группа).
Длительность проекта - весь учебный год.

Оценить 588 0

Бреднева Юлия Петровна

МБДОУ № 56 г. Апатиты, Мурманская область

«Если с детства у ребенка не воспитывать любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –

в годы отрочества душа подростка будет пустой,

В.А. Сухомлинский.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.

Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?

Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.

Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.

Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению показало: 43% родителей периодически читают книги своим детям, 30% родителей затруднились назвать любимого литературного героя своего ребенка,20% знают перечень художественных произведений для чтения дошкольников 3-7 лет в семье и в дошкольной образовательной организации, 5% отметили, что ребенок не хочет, чтобы ему читали; у 65% родителей представление о книгах для детей было ограничено небольшим количеством авторов, знакомых им самим с детства; детскую библиотеку посещают вместе с детьми 25% родителей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что родители либо не признают значения роли книг в процессе развития детей, либо надеются на то, что ребенок приобретет необходимый читательский опыт в детском саду, либо не знают, что формирование будущего читателя начинается очень рано - уже в дошкольном возрасте.

К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.

Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2014 году был заключен договор о взаимодействии ДОУ с детской библиотекой № 1, расположенной на пр. Сидоренко, 30. Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;

формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;

повышение педагогической компетентности родителей.

Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание записаться в нее, в итоге записалась вся группа. Наши воспитанники являются активными слушателями и читателями абонемента и читального зала.

В детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.

Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе. Так как наш детский сад находится рядом со школой № 7, и в основном все дети пойдут в эту школу, мы с родителями организовали экскурсию в школьную библиотеку.

Без книг прожить никак нельзя

Любому человеку,

Мы приглашаем Вас друзья,

Зайти в библиотеку!

Задачи которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Театрализованная деятельность помогает детям глубже воспринять и прочувствовать художественное произведение, обогащает жизненный опыт детей, способствует их социально - личностному развитию.

Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация - разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.

Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы.

Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:

- речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;

Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при овладении письмом и чтением. Поэтому учителю-логопеду кроме традиционных приемов необходимо использовать современные коррекционные методы.

Обоснование выбора темы

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей, что оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению в последствие школьной программы, улучшению межличностного общения. Дети с ОНР испытывают трудности при овладении навыками письма и чтения. В коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда четко определены разделы, которые поэтапно формируют умения и навыки письменной речи и вызывают определенные трудности усвоения детьми с ОНР. К ним относятся:

Формирование понятия слово.

Формирование понятия предложение.

Формирование понятия звук.

Формирование понятия схема (слога, слова, предложения).

Формирование понятий буква, слог.

Овладение навыками чтения.

Овладение навыками письма

Это предполагает необходимость использования приемов совершенствования навыков чтения, предупреждение дислексии (дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное и несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением)

Кроме недостаточного речевого развития, для детей характерны следующие проблемы психического и интеллектуального развития:

Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

Задержка развития мелкой моторики рук.

Недостаточно развитое внимание.

Недостаточно развитая произвольность.

Нарушение формирования учебной мотивации.

Проблемы эмоционально-личностного развития.

Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

Работая с детьми с ОНР, учитель-логопед, воспитатель сталкивается с тем, что для прочного усвоения материала не достаточно использования только традиционных методов и приемов. Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе подготовки к обучению грамоте. Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игровые технологии призваны облегчить формирование представлений и сделать изучаемый материал доступным и понятным для ребенка.

Участники проекта

Проект длительный, рассчитан на 2 период обучения (декабрь – март)

Цель: Создание условий для расширения представлений о звуках и буквах. Повышение познавательного интереса детей к изучению букв и звуков.

Формировать интерес, сделать увлекательным процесс изучения букв и обучение грамоте. Привить вкус к самостоятельному чтению.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Развивать познавательные процессы, коммуникативные способности детей, творческие способности, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.

Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, подгрупповых и индивидуальных занятий, совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, организации коррекционного сеанса, прогулки, др), самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнении домашних заданий. Основной принцип: знакомству с буквой предшествует добуквенный, звуковой период обучения. Звуковой анализ включает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Обязательные игры на предупреждение дислексии. Дислексия очень часто бывает обусловлена несформированностью зрительных функций. Зрительное восприятие при чтении поддерживается совместной работой гностического и моторного компонентов зрения. Движения глаз детей с дислексией и их ровесников в норме имеют количественные и качественные различия, которые отмечаются при сканировании не только букв, слов и предложений, но и предметных изображений.

Задания для развития произвольного зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительной памяти предлагаются детям на каждом занятии на разных его этапах.

Основные задачи развития и коррекции зрительного фактора:

• Развитие произвольного зрительного внимания

• Развитие навыков зрительного анализа и синтеза

• Развитие зрительной памяти

• Контроль за движением глаз

• Формирование пространственных представлений

• Расширение поля зрения

Приемы: основной прием – игра (игра- как деятельность предполагает правила, образцы, средства), мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы, составление звуковых схем, работа в малых группах. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.Печатание букв, слогов, слов, др

При работе с буквой тоже есть особые специфические игровые приемы.

Так как дислексики часто имеют глобальное трёхмерное восприятие, им трудно воспринимать плоские двухмерные буквы. Для преодоления этого будут эффективны следующие упражнения:

• Вылепливание заданной буквы из пластилина

• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.

• Обведи в каждой строке одинаковые буквы

• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.

• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.

• Обведение букв по трафарету.

• Соединить заданные буквы в предложении, тексте, как вариант – зачеркнуть на странице текста заданную букву( во всех словах)

• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Ожидаемый результат

Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Читайте также: