Основные категории педагогической психологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Предмет, задачи, основные принципы возрастной и педагогической психологии. Краткий исторический очерк воз­никновения возрастной и педагогической психологии.

Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии.

Основные разделы возрастной психологии: детская психо­логия, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого чело­века, геронтопсихология.

Структура педагогической психологи: психология образовательной деятельности, психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося (ученика, студента), психология педагогической деятельности и ее субъекта, психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Основные категории возрастной и педагогической психологии: развитие, созревание, рост, онтогенез, филогенез, обучение, научение, воспитание, учебная деятельность, педагогическая деятельность. Методы исследования.

2. Закономерности психического развития детей.

Психическое развитие. Факторы развития психики: биологические (наследственные и врожденные), социальные. Движущие силы психического развития. Виды противоречий. Онтогенез. Филогенез.

Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину Л.С. Выготскому).

Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста, виды возрастов. Современные критерии возраста. Наличие сензитивных возможностей и сензитивных периодов. Ведущая деятельность. Новообразования. Социальная ситуация развития. Переходный и критический характер психического развития на стыке возрастов в 1, 3, 7, 13 лет. Характеристики критических периодов. Гетерохронность. Социализация. Этапы социализации.

Уровни (зоны) развития по Л.С. Выготскому: уровень (зона) актуального развития, уровень (зона) ближайшего развития.

3. Организация процесса обучения и воспитания на разных возрастных этапах.

Индивидуальные особенности учебной деятельности.

Особенности научения в период дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка обучению в школе: информационно-познавательный, личностный, волевой, операционно-технический компоненты.

Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности: переход от ведущей учебной деятельности к учебно-профессиональной.

Воспитание в дошкольном возрасте. Воспитание младшего школьника: учение, игра, общение, труд. Воспитание подростков и юношества: семейное и внесемейное.

Самовоспитание подростков и юношей.

4. Психолого-педагогические основы работы с трудными детьми.

Дети, требующие медицинской помощи. Неуспевающие дети. Классификация по Ю.З. Гильбух. Главные поведенческие признаки. Типичные формы школьной дезадаптации по Д. Стотту.

5. Психологическая сущность традиционного обучения.

Классификационные параметры технологии традиционного обучения. Целевые ориентации. Концептуальные положения. Особенности методики. Позиция ученика. Позиция учителя. Методы усвоения знаний. Оценивание деятельности учащихся. Требования к оценке. Отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Положительные стороны традиционной формы обучения. Отрицательные стороны.

Предмет, задачи, основные принципы возрастной и педагогической психологии. Краткий исторический очерк воз­никновения возрастной и педагогической психологии.

Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии.

Основные разделы возрастной психологии: детская психо­логия, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого чело­века, геронтопсихология.

Структура педагогической психологи: психология образовательной деятельности, психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося (ученика, студента), психология педагогической деятельности и ее субъекта, психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.




Основные категории возрастной и педагогической психологии: развитие, созревание, рост, онтогенез, филогенез, обучение, научение, воспитание, учебная деятельность, педагогическая деятельность. Методы исследования.

2. Закономерности психического развития детей.

Психическое развитие. Факторы развития психики: биологические (наследственные и врожденные), социальные. Движущие силы психического развития. Виды противоречий. Онтогенез. Филогенез.

Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину Л.С. Выготскому).

Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста, виды возрастов. Современные критерии возраста. Наличие сензитивных возможностей и сензитивных периодов. Ведущая деятельность. Новообразования. Социальная ситуация развития. Переходный и критический характер психического развития на стыке возрастов в 1, 3, 7, 13 лет. Характеристики критических периодов. Гетерохронность. Социализация. Этапы социализации.

Уровни (зоны) развития по Л.С. Выготскому: уровень (зона) актуального развития, уровень (зона) ближайшего развития.

3. Организация процесса обучения и воспитания на разных возрастных этапах.

Индивидуальные особенности учебной деятельности.

Особенности научения в период дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка обучению в школе: информационно-познавательный, личностный, волевой, операционно-технический компоненты.

Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности: переход от ведущей учебной деятельности к учебно-профессиональной.

Воспитание в дошкольном возрасте. Воспитание младшего школьника: учение, игра, общение, труд. Воспитание подростков и юношества: семейное и внесемейное.

Самовоспитание подростков и юношей.

4. Психолого-педагогические основы работы с трудными детьми.

Дети, требующие медицинской помощи. Неуспевающие дети. Классификация по Ю.З. Гильбух. Главные поведенческие признаки. Типичные формы школьной дезадаптации по Д. Стотту.

5. Психологическая сущность традиционного обучения.

Классификационные параметры технологии традиционного обучения. Целевые ориентации. Концептуальные положения. Особенности методики. Позиция ученика. Позиция учителя. Методы усвоения знаний. Оценивание деятельности учащихся. Требования к оценке. Отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Положительные стороны традиционной формы обучения. Отрицательные стороны.

Основными категориямипедагогической психологии являются: обучение; воспитание; образование; развитие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, формирования у нее желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.

– как ценность развивающегося человека и общества;

– как процесс обучения и воспитания человека;

– как результат процесса обучения и воспитания;

– как систему образования.

Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Стили педагогического общения.
Стили педагогического общения, характерные для учителя (по А. К. Марковой):
1) демократический стиль - ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества ученика. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2) авторитарный стиль - ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя. обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, 3) либеральный стиль(попустительский ) - учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.

Более детализированная дифференциация стилей предложена В.Л. Кан-Каликом. К этим стилям относят: увлеченность педагога совместной творческой деятельностью с учащимися, стиль дружеского расположения, стиль - дистанция, стиль устрашение и заигрывание.

Педагогический такт - чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт - это выбор такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности. - Среди техник (средств) общения можно выделить вербальные (речевые) и невербальные, (неречевые). К вербальным техникам общения относят: просьбы, советы, рекомендации, деловые распоряжения. приказы, команды (т.е. непосредственные формы общения), а также рассказ, доклад, лекцию, аналогию, вопрос, удивление, намек (т.е. опосредованные формы общения). Из невербальных техник следует отметить паузы, мимику, пластику, жесты, предметы, коды, символы, взгляд, время и т.д.

Педагогика и психология, как и любая другая наука, обладают определенным набором базовых понятий, которые необходимы для изложения материалов, отвечающих их объекту и предмету (их еще называют терминами/категориями). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание

Начнем с категории образование. У нее существует несколько различных значений, которые определяются следующим общим смыслом.

Образование — то, за счет чего создается человеческий образ в виде активного носителя информации, культуры, духовности. То есть, если рассматривать его в наиболее общем значении, это — процесс человекообразования.

Также под этим понятием часто подразумевают уровень общеобразовательных и профессиональных знаний, который зафиксирован в нормативной документации. Для его обеспечения необходимо применение специализированной образовательной системы, в которую, в свою очередь, входят образовательные учреждения. К ним относятся не только привычные заведения, начиная от дошкольных и заканчивая ВУЗами, но и учреждения:

  • дополнительного образования;
  • повышения квалификации;
  • научные/научно-производственные;
  • методические.

Также к ним могут относиться органы управления.

В целом, образование является одним из наиболее важных социальных институтов, а также одной из главных гуманитарных сфер, которые целенаправленно создаются обществом ради развития человека в виде существенного условия его блага и успешной самореализации.

Ответственность за систему образования (ее состояние и развитие) несут государство и общество. Но и каждый отдельный человек несет перед ней личную ответственность за использование возможности получения образования, гарантированную Конституцией, а также за последующую реализацию собственной образованности. Таким образом, в процессе образования личности находят точки соприкосновения такие важные педагогические категории, как обучение и воспитание.

Обучение является двуединым процессом. С одной стороны он характеризуется, как побуждение и удовлетворение познавательной активности за счет приобщения личности к знаниям базового и профессионального класса, а также способам их получения, хранения и применения в практической сфере. С другой — это непосредственно учение.

Учение — это действия того, кто учит (то есть проводит обучение) и удовлетворение теми, кто учится, их потребностей к познанию при помощи средств обучения.

Успешность обучения зависит от совпадения обоих усилий — как важны умения тех, кто учит, также важны и желания/стремления к новым знаниям, их самостоятельному применению и самообразованию для решения учебных/профессиональных задач у обучающихся. Не будь развитие человека в качестве субъекта познания столь важным,то педагогическая наука не уделяла бы столько времени дидактике.

Категорию воспитание нередко объясняют как целенаправленное влияние на некий объект ради достижения необходимого результата в его поведении или отношении. Однако более верным является следующее определение.

Воспитание — целенаправленное создание условий, способствующих разностороннему развитию человека.

Понятно, что суть не в словах/формулировках, а в явном акценте на пробуждение активности личности.

Такой подход имеет разнообразные преимущества. Чаще всего, это принципиальный взгляд на воспитание, который рассматривает его как общественное явление — в первую очередь в плане того, что его невозможно сделать независимым от процессов (как позитивных, так и негативных), которые происходят в социуме. Например, под этим здесь подразумевается социальный инфантилизм одной части молодежи, которому в противовес выступает чрезмерная активность другой ее части. И это не говоря о процессах социально-экономического характера и государственных реформах вплоть до модернизации системы образования. Такие явления оказывают влияние на массы и по-разному воспринимаются отдельными людьми, что в итоге приводит к неодинаковой реакции. В этих явлениях,которые служат активным воспитательным фоном, охватывающим различные сферы жизни, в определенной мере принимает участие каждый человек. Но социальные факторы отнюдь не всегда являются исключительно положительными, также они могут привести к возникновению отрицательного общественного резонанса, что затрудняет воспитательные работы как с детьми, так и со взрослыми. Конечно, это не говорит о тщетности воспитательных работ, только лишь подчеркивает значение и сложность подобных усилий. И, самое главное, это говорит о том, как важно понимать и быть готовым к совершению и правильному восприятию подобных усилий.

Что такое социализация и социальность

Социальность, точнее, необходимость в ней, возникла на фоне все более возрастающей открытости общества, усиления демократичности государственной жизни — то есть, на фоне возрастания требований общества к людям и людей к обществу.

Социальность — способность личности существовать в условиях социальной среды, не только сохраняя, но и развивая при этом собственную индивидуальность.

Социализацию можно представить в виде двух процессов, которые связаны между собой. Они как раз и формируют социальность личности. Один процесс заключается в разнообразном воздействии общества на личность, причем оно имеет преимущественно стихийный характер. Правда, при помощи социально-педагогической деятельности его возможно довольно успешно организовать. Второй процесс — это индивидуальное освоение человеком внешних влияний.

Примечательно, что именно социализация приобщает к среде, помогает адаптироваться к ее нравственным и прочим нормам, а также учит принципам сопротивления негативному воздействию среды. Таким образом, формируется пространство и возможности выбора личностью собственного образа жизни в социуме. При этом обучение и воспитание оказывают помощь в организации внутренних сил, которые позволяют ей двигаться по индивидуальному пути к выбору вне зависимости от внешних обстоятельств.

Неразрывная/органичная взаимосвязь обучения и воспитания тесно связана с темой целесообразности ориентации на развитие личностной активности. Эти процессы различны и очень своеобразны (логика обучения — логика познания, логика воспитания — логика развития качеств личности), но их взаимосвязь основывается на том, что оба процесса обращены к человеку и осуществляются им, причем, хоть и различными путями, но каждым и по отношению к каждому, с кем происходит контактирование. При этом, ни один из этих процессов не будет эффективным, если будет ограничен исключительно прямыми внешними воздействиями на личность (пусть они и будут являться сугубо положительными), игнорируя при этом потенциалы его самостоятельности и возможности личного творчества. Учить познанию — означает воспитывать мыслящую личность. А воспитывать человека — помогать ему узнать и понять, как и кем он может стать. Все это можно достичь и обрести только на собственном опыте: при воспитании мыслителя — учат гражданина, как и при воспитании целеустремленности происходит приобщение к знаниям.

Личностное основание, которое воплощается в самостоятельности, состоит опять же из активности участия субъекта в различных процессах. Обучение не будет эффективным без учения и самообразования, так же, как и воспитание личности не принесет результатов без самовоспитания и работы над собой. Самовоспитание всегда сложнее стимулировать, чем поучать, требовать и прочее. Чем старше становится человек, тем хуже он воспринимает навязчивый дидактизм, что приводит к его сопротивлению, в особенности, если подобное исходит от коллег одного с ним или более высокого статуса (при этом не придается значения компетентности поучающего человека как специалиста).

Основные категории педагогической психологии

Педагогический процесс занимает одну из главных позиций в категориях, которые отражают динамику ранее упомянутых процессов.

Педагогический процесс — это чередование состояний и непрерывные действия, направленные на развитие активности личности (а также группы или коллектива) за счет их воспитания и обучения.

В этом процессе тесно связаны те, кто занят его целенаправленным осуществлением и те, в целях развития которых его организовали. В качестве его результатов принимают изменения, которые происходят преимущество в объектах, но могут рассматриваться и относительно субъектов: в обученности/воспитанности, социально-профессиональном опыте, качествах личности, в прилагаемых усилиях к самообразованию и самовоспитанию. При обучении и воспитании других каждый очень много получает и для своего собственного развития.

Эффективность педагогического процесса может проявляться и в неявном виде — когда он фактически (но не целенаправленно) осуществляется вне образовательных и воспитательных условий, которые создавались специально, то есть в реальных обстоятельствах взаимного влияния людей, объективно происходящий на работе, в обществе или семье. В итоге, педагогический процесс можно воспринимать не только как явление, целенаправленно организованное в специально созданных для этого условиях, но и как осуществляемое фактически влияние одних личностей на других.

Педагогической деятельностью считается как профессиональная деятельность специалистов, работающих в образовательных учреждениях, так и выражение образовательно-воспитательных усилий лицами, которые педагогами не являются. Они могут быть специалистами в самых различных областях общественного производства, а также социокультурной сферы, всегда связанной с работой с людьми, которая подразумевает в какой-то мере их обучение или воспитание.

В наиболее обобщенном виде развитие по своей сути — это процесс изменения свойств и качеств объекта. Сюда можно отнести увеличение, обогащение, усиление и прочее.

Результатом развития считается новое состояние объекта (качественного характера), его состава, свойств, их приращение/сокращение, трансформация, либо же устранение.

При рассматривании его с точки зрения педагогики, наиболее значимым становится раскрытие внутренних потенциалов — тех положительных качеств, способностей или возможностей, которые характерны для конкретной личности.

Не лишним будет упомянуть значение саморазвития, то есть проявления личностью желания и умения работать над собой, что реализуется в способности к самопознанию, самоконтролю, самооценке и самодисциплине, самообразованию и самовоспитанию.

В практике психолого-педагогического плана категория развития часто рассматривается в виде закономерных изменений психических и познавательных процессов с течением времени, которое выражается в виде преобразований качественного, количественного и структурного порядка. Также ее можно характеризовать изменениями необратимого характера, направленностью (то есть умением накапливать изменения и надстраивать их над уже имеющимися) и закономерностью. Реализация развития происходит в форме филогенеза и онтогенеза.

Основными категориями педагогической психологии являются: обучение; воспитание; образование; развитие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, формирования у нее желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.

– как ценность развивающегося человека и общества;

– как процесс обучения и воспитания человека;

– как результат процесса обучения и воспитания;

– как систему образования.

Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Категории педагогической психологии

Категории: личность,воспитание,обучение,развитие,формирование,учение,учебная деятельность,зона актуального развития,зона ближайшего развития,сензитивный период,усвоение,научение,умения,знания,навыки

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Воспитание-это процесс целенаправленного формирования личности, формирования у нее желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Обучение-специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Развитие- это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Формирование-целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определенных условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений

Учение-деятельность ученика,включенного в учебный процесс.

Учебная деятельность-это деятельность, специально направленная на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом, в которой усваиваются научные знания и общие способы действий.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности

Сензитивный период —период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

Усвоение – это механизм формирования индивидуального опыта человека в результате наблюдения, обобщения и принятия решений.

Научение- процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой

Знания – набор социокультурного опыта, который зафиксирован в знаках, символах, картинах.

Умение – способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, на основе имеющихся знаний.

Навык– способность выполнять какое – либо действие автоматически, без поэтапного контроля

Читайте также: