Проект интеллектуальная готовность к школе

Обновлено: 15.05.2024

Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).

Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35

По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы

Продукт проекта:

Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности

Цель проекта:

  • формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
  • создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества в детях.
  • воспитывать умение слушать взрослых и детей.
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах

Обучающие:

  • формировать представления детей о школе и её значении.
  • активизировать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать творчески активную личность.
  • развивать навык общения.
  • развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).

Предполагаемый результат:

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
  • речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
  • социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
  • художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.

По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).

Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.

Средства и оборудование:

  • Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
  • Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
  • Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки

Работа с родителями:

Список литературы

Этапы проекта,
указать временные рамки

Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап Поисковый, постановка проблемы

Принимают задачу проекта.

2 этап Аналитический

- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме

3 этап практический

4 этап
презентационный - рефлексивный

5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики

  • Количество участников проекта детей до 100%.
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
  • Количество реализованных мероприятий – 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
  • Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу

1 неделя

Задача: расширять представления детей о школе

2 неделя

Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

3 неделя

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.РТИЩЕВО САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

г.Ртищево Саратовской области

_______________Л.В.Тимофеева






«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта:

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы №2, родители воспитанников, педагоги МДОУ

Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Идея проекта:

формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;

создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

Формировать учебно - познавательные мотивы.

Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

Способствовать снижению чувства тревожности.

Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

Методы решения задач:

Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа.

Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.

Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.

Содержание проекта строится на принципах:

Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Ожидаемые результаты проекта:

расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;

освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;

повышение педагогической компетентности всех участников проекта;

обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

План реализации проекта:

В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:

- изучение научной и методической литературы по теме проекта;

- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;

- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

Заключительный этап.

создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Мероприятие

Дата проведения

Экскурсия в школу

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Беседа о школьной библиотеке.

Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении.

Выставка детских работ

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Беседа об уроках, переменах и школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках отправляется в 1 класс, первый раз. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду? Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. И сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 БРУСНИЧКА

ОКПО-35337701, ОГРН-1028900508460, ИНН-8901010464, КПП-890101001

Руководители проекта:

Грибова Екатерина Константиновна

воспитатель I квалификационной категории

Тихонова Галина Павловна

воспитатель I квалификационной категории

Пояснительная записка

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках отправляется в 1 класс, первый раз. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду? Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. И сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.

В первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы. В связи с этим нами был разработан проект подготовки детей к школе.

В ходе реализации этого проекта дети приобретут элементарные вычислительные навыки, сделают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. В ходе работы будут развиваться коммуникативные навыки, познавательные процессы, творческие способности. Все это закрепится в игровой, адаптированной к возрасту детей форме, на занятиях по физической культуре.

Актуальность проекта.

Психологическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Установлена прямая зависимость между нарушением психологического здоровья и учебной успешностью детей.








Загадки, пословицы, поговорки используемые в работе над проектом.
Загадки:
•Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)
•Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том Книжки,
ручки и альбом.
(Портфель)
•В чудесном домике живут
Весёлые друзья,
Их всех по имени зовут,
От буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом!
(Букварь)
•Школы – не простые здания,
В школах получают …
(Знания)
•Меж двумя звонками срок,
Называется…
(Урок)
•Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках,
Вдоль стены,
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай!
(Библиотека)
•Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(мел)
•Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(карандаш)
•В белое поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
(Тетрадь)
•В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
•На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)

Пословицы:
• Учить - ум точить.
• Что твёрдо выучишь, долго помнится.
• Не говори: учился, а говори, что узнал.
• Учиться всегда пригодится.
• Легко забыть то, чего не знаешь.
• Красна птица оперением, а человек ученьем.
• Повторение - мать ученья.
• Мудрым никто не родился.
• Грамоте учиться - всегда пригодится.
• Для ученья нет старости.
• Не гордись званием, а гордись знанием.
• Добрый разум наживают не разом.
• Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
• Кто любит науки, тот не знает скуки.


Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.

Мы писали, мы писали.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.

Счет.
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Карандаш. Карандаш в руках держу,
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли И немного прошуршали
Карандашик я возьму- Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.


Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом.

Светофор. Цель игры: закрепление знания цветов. Правила игры: Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий). Он называет цвет и те, у кого на одежде этот цвет есть, берутся за него и спокойно переходят на другую сторону дороги. А если цвета не оказалось, то нужно быстро перебежать дорогу. А светофор будет ловить нарушителей. Тот, кого поймали, становится светофором. При этом за черту, за дорогу, нельзя выбегать.

Делай как я ! Цель игры: развитие внимания.
Правила игры: Выбирается ведущий и становится в центр круга. Дети встают по кругу. Ведущий показывает движения, а все остальные должны повторить его. Тот, кто ошибся, или выбывает из игры, или становится ведущим.

Веселая Эстафета. Цель игры: развитие ловкости, смелости, внимания.
Правила игры: Просто придумать соревнования для детей. И пусть они будут командными. Можно устраивать любые конкурсы и соревнования друг с другом. Детям от этого будет только веселее.

Линеечка Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Правила игры: Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.


Читайте также: