Каким образом согласуется работа кшм и грм кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План – конспект занятия
Цели занятия:
- познакомить с назначением, устройством и принципом работы кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.
- продолжить развитие у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности; связать вопросы особенностей протекания рабочих циклов двигателя с устройством механизмов КШМ и ГРМ.
- продолжить прививание устойчивого интереса к будущей профессии.
Методы: индивидуальный тестовый, лекция с элементами эвристической беседы, объяснительно-иллюстративный.
Сроки реализации 1 занятие (1 час 30 мин)
Материально – техническое оснащение:
проектор, экран, ПК
видео о работе механизмов;
макеты механизмов КШМ и ГРМ на выкатной доске
Квалификационные требования:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
1 Организационный момент.
Приветствие студентов, проверка готовности к уроку, проверка списочного состава обучающихся.
2 Актуализация знаний.
(Обучающиеся записывают тему в тетрадь)
Цель занятия - Изучить назначение, устройство и принцип действия кривошипно-шатунного механизма, газораспределительного механизма.
3 Проверка усвоения изученного материала (домашнее задание)
Метод: ответить на вопросы теста (на решение теста отводится 10 минут)
4 Объяснение нового материала
Запишите план сегодняшнего занятия, который представлен на этом слайде и состоит из 5 пунктов
1 Назначение и устройство кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
2 Назначение деталей КШМ
3 Назначение и устройство газораспределительного механизма (ГРМ)
4 Назначение деталей ГРМ
5 Понятие теплового зазора, фаз газораспределения
На прошлом занятии мы рассмотрели с вами общее устройство двигателей внутреннего сгорания, рабочие процессы и циклы, происходящие в ДВС. В частности, мы выяснили, что двигатель состоит из двух механизмов (КШМ и ГРМ) и четырех систем (системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания). Итак, сегодня мы будем изучать основные механизмы двигателя: кривошипно-шатунный механизм (КШМ) и газораспределительный механизм (ГРМ).
Приступаем к изучению первого вопроса нашего плана:
1 Назначение и устройство кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Назначение КШМ: КШМ служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала (Студенты записывают определение).
Детали КШМ делятся на две группы: подвижные и неподвижные (Студенты зарисовывают схему в тетрадь).
К неподвижным деталям относятся:
- картер распределительных шестерен;
- поддон и картер маховика;
- прокладки, крепежные и фиксирующие детали.
(Преподаватель перечисляет и показывает детали на выкатном макете, студенты смотрят и записывают)
К подвижным деталям относятся:
- коленчатый вал с маховиком.
(Преподаватель показывает детали на выкатном макете, студенты смотрят и записывают).
Переходим к рассмотрению второго вопроса нашего плана:
2 Назначение деталей КШМ
Блок цилиндров является остовом двигателя. Представляет собой массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются механизмы и системы. Изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. (Преподаватель показывает деталь, рассказывает ее назначение, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Головка цилиндров представляет собой толстую плиту, которая закрывает блок цилиндров сверху. Нижняя плоскость тщательно обработана и является верхней поверхностью камер сгорания всех цилиндров. В головке цилиндров размещены отверстия для клапанов, свечей зажигания (или форсунок), штанг, впускные и выпускные каналы. (Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Цилиндр. Отдельно изготовленный цилиндр называют гильзой.
Внутреннюю поверхность гильзы тщательно обрабатывают и закаляют (зеркало). Гильзы, наружная поверхность которых омывается охлаждающей жидкостью, называют мокрыми.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Поршень воспринимает и передает на шатун усилие, возникающее от давления газов, обеспечивает протекание всех тактов рабочего цикла. Поршень имеет вид перевернутого стакана. Состоит из днища, головки и юбки. Поршни изготавливают из прочного алюминиевого сплава.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Поршневой палец соединяет поршень с шатуном. Поршневые пальцы изготавливают пустотелыми из стали.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Поршневые кольца бывают маслосъемные и компрессионные.
Компрессионные кольца предотвращают прорыв газов из камеры сгорания в картер.
Маслосъемные кольца препятствуют проникновению масла из картера в камеру сгорания, снимая излишки масла со стенки цилиндра.
(Преподаватель показывает кольца, рассказывает о них, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнями. Изготавливают шатуны из высококачественной стали в виде стержня с двумя головками, нижняя головка - разъемная. Стержень – двутаврового сечения.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Коленчатый вал воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, и преобразует их во вращающий момент. Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Он состоит из опорных коренных шеек, шатунных шеек, соединяющих их щек, носка и хвостовика. К шейкам прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы, необходимые для балансировки. Шейки вала закаливают ТВЧ для большей износоустойчивости.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Маховик служит для равномерного вращения коленчатого вала и преодоления двигателем повышенных нагрузок при трогании с места и во время работы. Изготавливается из чугуна. На ободе маховика закреплен зубчатый венец, необходимый для проворачивания коленчатого вала от стартера.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Переходим к изучению третьего вопроса нашего плана:
3 Назначение и устройство газораспределительного механизма (ГРМ)
ГРМ служит для своевременной подачи в цилиндры воздуха (в дизелях) или горючей смеси (в бензиновых двигателях) и для выпуска из цилиндров отработавших газов.
(Студенты записывают определение).
- впускные и выпускные клапаны с пружинами;
- передаточные детали (толкатель, штанга, коромысло);
(Преподаватель перечисляет и показывает детали на рисунке и выкатном макете, студенты смотрят и записывают).
Переходим к четвертому вопросу нашей лекции:
4 Назначение деталей ГРМ
Клапан служит для полной изоляции камеры сгорания от окружающей среды при посадке его в гнездо. Клапан состоит из тарелки и стержня.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает ее назначение, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Пружина предназначена для создания усилия, необходимого для закрытия клапана и его плотной посадки в седло. В некоторых двигателях на каждый клапан устанавливают две пружины.
(Преподаватель показывает деталь, рассказывает ее назначение, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Коромысло служит для опускания клапана на определенную величину. Оно представляет собой неравноплечий рычаг, изготовленный из стали.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Штанга служит для передачи усилия от толкателя к коромыслу.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Толкатели передают поступательное движение от кулачка распределительного вала на штангу.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Распределительный вал предназначен для своевременного открытия и закрытия клапанов в определенной последовательности.
Заодно с валом изготовлены кулачки и опорные шейки. Каждый кулачок воздействует на один клапан. Взаимное расположение и форма кулачков зависят от порядка работы цилиндров и фаз газораспределения.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают назначение и устройство детали).
Распределительные шестерни необходимы для передачи вращения от коленчатого вала распределительному валу, топливному насосу (у дизелей), масляному насосу и другим механизмам. Для уменьшения шума шестерни изготавливают косозубыми.
(Преподаватель показывает деталь в сборе с другими и отдельно, рассказывает о ней, студенты смотрят, а затем записывают информацию слайда).
Переходим к изучению пятого вопроса плана:
5 Понятие теплового зазора, фаз газораспределения
Все вы знаете, что при нагревании детали расширяются. Также из курса физики вам известно, что у каждого материала существует свой коэффициент линейного расширения. Таким образом, детали при нагревании могут увеличиваться в размерах и с целью предотвращения их столкновения при работе устанавливается тепловой зазор.
(Преподаватель показывает, где устанавливается тепловой зазор)
Тепловой зазор - это зазор между коромыслом и клапаном, который устанавливается с учетом коэффициентов линейных расширений деталей механизма ГРМ.
(Студенты записывают определение).
Фазы газораспределения - это периоды от момента открытия клапанов до момента их закрытия, выраженные в градусах.
(Преподаватель поясняет значение определения по диаграмме на слайде, студенты записывают определение).
5 Закрепление материала
Итак, мы сегодня рассмотрели назначение, устройство и принцип работы КШМ и ГРМ двигателя, изучили назначение деталей, познакомились с понятиями теплового зазора и фаз газораспределения.
Теперь в качестве закрепления материала предлагаю посмотреть видео, которое наглядно покажет вам, как работают механизмы КШМ и ГРМ.
(Студенты смотрят обучающее видео)
Теперь давайте ответим на представленные на слайде вопросы:
1 Назначение кривошипно-шатунного механизма (КШМ)?
2 Из каких деталей состоит КШМ?
3 Назначение газораспределительного механизма (ГРМ)?
4 Из каких деталей состоит ГРМ?
5 Что такое тепловой зазор?
6 Что такое фазы газораспределения?
(Студенты с помощью преподавателя отвечают на вопросы)
6 Подведение итогов занятия, домашнее задание
1 Выучить назначение и детали КШМ и ГРМ
2 Изучить принцип работы КШМ и ГРМ
3 Выучить понятие теплового зазора, фаз газораспределения
(Студенты записывают домашнее задание, подводятся итоги занятия, выставляются оценки).
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) представляет собой важный механизм автомобильного двигателя, который преобразовывает поступательные движения поршневой системы во вращательное движение коленчатого вала двигателя, от которого, в свою очередь, это движение передается на колеса автомобиля, что и приводит машину в движение.
Под давлением газов, которые образуются в цилиндрах двигателя при сгорании топливно-воздушной смеси, поршень совершает поступательное движение по направлению к коленчатому валу. Важные детали механизма, а именно: поршень, шатун и вал помогают преобразовывать движения поступательного характера в движения вращательного, что в свою очередь запускает вращение колес автомобиля. В обратном порядке взаимодействие вала и поршня выглядит следующим образом: вал при вращательном движении через детали механизма – вал, шатун и поршень, преобразовывает энергию в поступательное поршневое движение.
Как устроен кривошипно-шатунный механизм
Общее устройство:
КШМ состоит из 2-х групп деталей: неподвижных и подвижных.
К неподвижным деталям относятся:
- блок-картер; головки блока-картера; гильзы цилиндров; крышка распределительных шестерен; смазочная емкость; крышки головки блока; картер маховика; крышки коренных подшипников коленчатого вала; вкладыши коренных подшипников; детали крепления и уплотнения.
К подвижным деталям относятся:
- поршни; поршневые кольца; поршневые пальцы; шатуны; коленчатый вал; маховик.
Поршень воспринимает давление газов, передает его через поршневой палец на шатун, а также осуществляет вспомогательные такты.
Компрессионные кольца уплотняют газовый стык между поршнем и стенкой цилиндра и предотвращают утечку рабочего тела.
Маслосъемные кольца удаляют излишки масла со стенок цилиндра в картер.
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с шатуном и передачи усилия от поршня к шатуну.
Шатун служит для передачи усилия от поршневого пальца на коленчатый вал.
Коленчатый вал воспринимает усилие от шатуна и преобразует его в крутящий момент.
Маховик предназначен для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала, а также для вывода поршней из мертвых точек благодаря накопленной кинетической энергии во время такта рабочего хода. Кроме того, маховик облегчает работу двигателя при разгоне и преодолении кратковременных перегрузок.
Классификация КШМ:
В двигателях внутреннего сгорания автомобильной техники используются три типа кривошипно-шатунного механизма:
- центральный (аксиальный) КШМ, у которого оси цилиндра и поршневого пальца пересекаются с осью коленчатого вала (КамАЗ-740.10, ЯМЗ-238В);
- смещенный (дезаксиальный) КШМ, у которого ось цилиндра не пересекает ось коленчатого вала (ГАЗ-51), или ось поршневого пальца смещена относительно оси цилиндра (ЗИЛ-5081.10, ЗМЗ-66-06 и ЗМЗ-513);
- с прицепным шатуном КШМ, у которого прицепной шатун соединен пальцем с главным шатуном в его кривошипной головке (В-46-2С1, Д12А-525А).
Газораспределительный механизм (ГРМ) — механизм управления фазами газораспределения двигателя внутреннего сгорания.
Состоит из распределительного вала — или нескольких валов — и механизмов привода к ним, клапанов, открывающих и закрывающих впускные и выпускные отверстия в камерах сгорания, и передаточных звеньев — толкателей, штанг, коромысел и некоторых вспомогательных деталей (регулировочных элементов, клапанных пружин, системы поворота клапанов и проч.)
Система привода распределительного вала в любом случае обеспечивает его вращение с угловой скоростью, равной 1/2 угловой скорости коленвала.
Классифицирующими признаками для конструкции газораспределительного механизма являются расположение клапанов и распределительного вала.
По расположению клапанов выделяют двигатели:
· Нижнеклапанные (с боковым расположением клапанов);
· Со смешанным расположением клапанов.
По расположению распределительного вала выделяют двигатели:
· С распредвалом, расположенным в блоке цилиндров (Cam-in-Block);
· С распредвалом, расположенным в головке блока цилиндров (Cam-in-Head);
· Без распределительного вала.
Конструкция газораспределительного механизма отвечает за плановое и поочередное открытие-закрытие впускных и выпускных клапанов каждого цилиндра, обеспечивая своевременную подачу рабочей смеси в цилиндр и выпуск из него отработавших газов.
Поршень, двигаясь от ВМТ к НМТ, в первом такте создает разряжение воздуха, за счет чего в цилиндр поступает топливо или уже готовая рабочая смесь. Происходит это через своевременно открывающийся впускной клапан, который также своевременно при достижении поршня НМТ — закрывается. Затем в цилиндре идет такт сжатия, а следом сам рабочий ход, преобразующий энергию горения в механическую энергию, позволяющую проворачивать коленчатый вал и заставлять в конечном итоге двигаться автомобиль через цепочку деталей и узлов. Заключительный такт — выпуск, когда при движении поршня из НМТ к ВМТ открывается выпускной клапан и все газы под давлением поршня, за счет уменьшения пространства в цилиндре, выдавливаются через выпускные каналы и глушитель в атмосферу. Все вот это и обеспечивает ГРМ.
Главным составляющим здесь являются не столько впускные и выпускные клапаны, сколько распределительный вал, заставляющий их поочередно работать, который, в свою очередь, полностью зависит от вращения коленчатого вала — иначе процесс получения энергии не выйдет. Рассмотрим устройство ГРМ двигателя детальнее.
Для ГРМ предусмотрен ряд регулировок, настройка которых обеспечивает надежную работу двигателя автомобиля в целом, но на данном этапе целью ставилось понять сам принцип работы ГРМ и его важные составляющие в процессе получения механической энергии. Все особенности и нюансы устройства ГРМ, как и любого другого механизма, рассмотрим при детальном изучении.
При рассмотрении работы ГРМ необходимо выделить два этапа: порядок работы цилиндров двигателя и фазы газораспределения.
Порядок работы цилиндров
Порядок чередования одноименных тактов в разных цилиндрах называется порядком работы цилиндров силового агрегата. Порядок работы зависит от положения шеек кулачкового и коленчатого распределительных валов и расположения цилиндров.
Под фазами газораспределения подразумевают начальные моменты открытия и конечные моменты закрытия клапанов, которые выражены в градусах угла поворота коленвала относительно мертвых точек. Чтобы цилиндры лучше очищались от отработавших газов, выпускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем НМТ, а процесс закрытия должен происходить после ВМТ. С целью лучшей наполненности цилиндров смесью впускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем ВМТ, а свое закрытие выполнять после прохождения НМТ. Временной отрезок, в течение которого оба клапана одновременно открыты (выпускной и впускной), называют перекрытием клапанов.
Фазы газораспределения подбираются специалистами на заводах опытным путем в зависимости от конструкции впускной и выпускной системы двигателя и его быстроходности. При этом стремятся применять колебательное движение газов в выпускной и впускной системах таким образом, чтобы к конечному положению закрытия впускного клапана перед ним образовалась бы волна давления, а к конечному этапу закрытия выпускного клапана за ним бы формировалась волна разрежения. При данном подборе фаз газораспределения одновременно удается улучшить наполнение цилиндров свежей смесью, а также более качественней их очистить от отработавших газов.
Правильность монтажа механизма ВМТ газораспределения устанавливается зацеплением распределительных шестерен с присутствующими метками на них. Отклонение при монтаже фаз газораспределения хотя бы на три зуба звездочки или шестерни распредвала приводит к значительному удару клапана о поршень, потери компрессии, поломке клапана или мотора. Постоянство фаз газораспределения сохраняется только при соблюдении в клапанном механизме теплового зазора. Увеличение зазора способствует уменьшению продолжительности открытия клапана.
Газораспределительный механизм (ГРМ) представляет собой совокупность деталей и узлов, обеспечивающих открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя в определенный момент времени. Основная задача ГРМ заключается в своевременной подаче топливовоздушной смеси или топлива (это зависит от типа мотора) в камеру сгорания и выпуск отработавших газов. Для реализации этой задачи слажено работает целый комплекс механизмов, часть из которых управляется при помощи электроники.
Устройство газораспределительного механизма
В современных моторах газораспределительный механизм располагается в головке блока цилиндров двигателя. В его состав входят следующие основные элементы:
-
Распределительный вал. Это сложная по конструкции деталь, которая изготавливается из прочной стали или чугуна с высокой точностью обработки. В зависимости от конструкции ГРМ распредвал может устанавливаться в головке блока цилиндров или в картере двигателя (такая компоновка сейчас не применяется). Это основная деталь, которая отвечает за последовательное открытие и закрытие клапанов.
- цепь или ремень;
- шестерни валов;
- натяжитель (натяжной ролик);
- успокоитель и башмак.
На тарелках клапанов сделаны специальные фаски, которые обеспечивают более плотное прилегание к отверстиям в головке блока цилиндров. Это место называется седлом. Кроме самих клапанов, в механизме предусмотрены дополнительные элементы, обеспечивающие его правильную работу:
- Пружины. Возвращают клапаны в исходное положение после нажатия.
- Маслосъемные колпачки. Представляют собой специальные уплотнители, которые не допускают попадания масла в камеру сгорания по стержню клапана.
- Направляющая втулка. Устанавливается в корпус ГБЦ и обеспечивает точное движение клапана.
- Сухари. С их помощью пружина крепится на стержне клапана.
Принцип работы
Работу газораспределительного механизма сложно рассматривать отдельно, в отрыве от рабочего цикла двигателя. Ведь его основная задача – это вовремя открыть и закрыть клапана на определенный промежуток времени. Соответственно на такте впуска открываются впускные, а на такте выпуска – выпускные. То есть фактически механизм должен реализовывать рассчитанные фазы газораспределения.
Технически это происходит следующим образом:
- Коленчатый вал передает крутящий момент посредством привода на распределительный.
- Кулачок на распределительном валу нажимает на толкатель или коромысло.
- Клапан перемещается внутрь камеры сгорания, открывая доступ свежему заряду или отработавшим газам.
- После того как кулачок проходит активную фазу воздействия, клапан возвращается на место под действием пружины.
Стоит также отметить, что за полный рабочий цикл распредвал совершает 2 оборота, попеременно открывая клапана в каждом цилиндре, в зависимости от порядка их работы. То есть, например, при схеме работы 1-3-4-2 в один и тот же момент времени в первом цилиндре будут открыты впускные клапаны, а в четвертом выпускные. Во втором и третьем клапаны будут закрыты.
Классификация или типы ГРМ
Двигатели могут иметь различную компоновку газораспределительного механизма. Рассмотрим следующую классификацию.
По расположению распределительного вала
Существуют два типа положения распредвала:
При нижнем расположении распредвал находится в блоке цилиндров рядом с коленчатым валом. Усилие от кулачков передается через толкатели на коромысла, при этом применяются специальные штанги. Они представляют собой длинные стержни и связывают толкатели внизу с коромыслами наверху. Нижнее расположение считается не самым удачным, но имеет и свои плюсы. В частности, более надежное соединение распредвала с коленвалом. Данный тип расположения на современных моторах не применяется.
При верхнем положении распредвал находится в головке блока цилиндров (ГБЦ) непосредственно над клапанами. При таком положении могут быть реализованы различные варианты воздействия на клапаны: через толкатели, коромысла или рычаги. Такая конструкция более простая, надежная и компактная. Верхнее положение распредвала получило более широкое распространение.
По количеству распределительных валов
На рядных двигателях могут быть установлены один или два распределительных вала. Моторы с одним распредвалом имеют аббревиатуру SOHC (Single Overhead Camshaft), а с двумя – DOHC (Double Overhead Camshaft). Один вал отвечает за открытие впускных, а другой за открытие выпускных клапанов. В двигателях c V-образной компоновкой используются четыре распредвала, по два на каждый ряд цилиндров.
По количеству клапанов
От количества клапанов на один цилиндр будет зависеть форма распредвала и количество кулачков на нем. Клапанов может быть два, три, четыре или пять.
Самый простой вариант с двумя клапанами: один работает на впуск, другой на выпуск. В трехклапаном двигателе два работают на впуск и один на выпуск. При четырех клапанах: два на впуск и два на выпуск. Пять клапанов: три на впуск и два на выпуск. Чем больше клапанов на впуске, тем больше объем поступающей топливовоздушной смеси в камеру сгорания. Повышается мощность и динамика двигателя. Сделать больше пяти не позволят размер камеры сгорания и форма распредвала. Наиболее часто встречается схема с четырьмя клапанами на цилиндр.
По типу привода
Различают три типа привода распределительного вала:
- Шестеренчатый. Данный привод возможен только при нижнем положении распредвала в блоке цилиндров. Коленвал и распредвал имеют зубчатый привод через шестерни (звездочки). Главное преимущество такого привода – надежность. При верхнем положении распредвала в ГБЦ применяется цепной и ременный привод.
- Цепной. Этот привод считается более надежным. Но использование цепи требует особых условий. Для гашения колебаний устанавливаются успокоители, а натяжение цепи регулируется натяжителями. В зависимости от количества валов могут применяться несколько цепей.
Ресурса цепи хватает в среднем на 150-200 тысяч километров пробега.
Главной проблемой цепного привода считается поломка натяжителей, успокоителей или разрыв самой цепи. При плохом натяжении цепь может перескакивать между зубьев в ходе работы, что приводит к нарушению фаз газораспределения.
Автоматически регулировать натяжение цепи помогают гидронатяжители. Они представляют собой поршни, которые давят на так называемый башмак. Башмак прилегает непосредственно к цепи. Он представляет собой изогнутую дугой деталь со специальным покрытием. Внутри гидронатяжителя находится плунжер, пружина и рабочая полость для масла. Масло поступает в натяжитель и выталкивает цилиндр до нужного уровня. Клапан закрывает масляный канал, и поршень постоянно поддерживает нужное натяжение цепи. По похожему принципу работают гидрокомпенсаторы в ГРМ. Успокоитель цепи гасит остаточные колебания, которые не погасил башмак. Так достигается оптимальная и точная работа цепного привода.
Самые большие неприятности может принести разрыв цепи.
Ресурс ремня также ограничен и в среднем он равен 60-80 тысячам километров пробега.
От правильной работы всего газораспределительного механизма зависит работа двигателя, его динамика и мощность. Чем больше количество и объем цилиндров, тем сложнее будет устройство ГРМ. Каждому водителю важно понимать устройство механизма, чтобы вовремя заметить неисправность.
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя
В кривошипно-шатунный механизм многоцилиндрового двигателя входят блок цилиндров, головки цилиндров с уплотнительными прокладками, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, шатуны, коленчатый вал, маховик, поддон картера.
Блок цилиндров отливается из серого чугуна или алюминиевого сплава.
У автомобильных двигателей применяют рядное расположение цилиндров, когда цилиндры располагаются в ряд один за другим в одной плоскости, и V-образные, при котором один ряд цилиндров расположен к другому ряду обычно под углом 90°.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Цилиндры двигателей могут быть образованы стенками самого блока или выполнены в виде сменных гильз.
Головка цилиндров изготовляется общей все цилиндры одного ряда в виде отливки из алюминиевого сплава чугуна. Против каждого из цилиндров она имеет углубление, образующее камеру сгорания. Головка блока цилиндров крепится к блоку цилиндров шпильками или болтами.
Блок цилиндров закрывается снизу подвдном. Для устранения пропуска газов при работе двигателя и утечки охлаждающей жидкости между блоком и головками цилиндров устанавливаются уплотнительные прокладки.
Коленчатый вал воспринимает усилия от поршней и передает образующийся крутящий момент механизмам трансмиссии. Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, носка, фланца и противовесов. Шейки коленчатого вала соединяются щеками, которые с шатунными шейками образуют кривошипы коленчатого вала. Количество и расположение шеек зависят от числа и расположения цилиндров и числа тактов двигателя.
На переднем конце (носке) вала устанавливают шестерню, шкив, храповик для пусковой рукоятки. Шестерня коленчатого вала находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Шкив коленчатого вала служит для привода вентилятора, водяного насоса, компрессора, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
На заднем конце коленчатого вала к фланцу крепится маховик.
Противовесы предназначаются для равномерного вращения коленчатого вала и разгрузки коренных подшипников от действия центробежных сил. Противовесы обычно выполняют заодно с валом.
Для поступления смазки к шатунным шейкам вала е щеках имеются сквозные каналы.
Коленчатые валы штампуют из качественной стали или отлиЕают из магниевого чугуна (двигатели ЗМЗ и ВАЗ ).
Шатун соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала состоит из стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной головки и нижней разъемной головки.
Рис. 1. Головка блока цилиндров (а), блок цилиндров (б) и поддон картера (в): 1 — головка блока цилиндров, 2 — прокладка крышки головки блока цилиндров, 3 — крышка головки блока цилиндров, 4, 7 — прокладки выпускного трубопровода,-5 — выпускной трубопровод, 6 — прокладка головки блока цилиндров, 8 — блок цилиндров, 9 — втулка передней шейки распределительного вала, 10 — крышка распределительных шестерен, 11— прокладка крышки распределительных шестерен, 12 — крышки коренных подшипников, 13 — поддон картера, 14 — прокладка, 15 — картер сцепления
Рис. 88. Детали кривошипно-шатунного механизма восьмицилиндрового V-образного двигателя: 1 — храповик, 2 — шкив, 3 — носок коленчатого вала, 4 — шестерни коленчатого вала, 5, 8, 9 — крышки коренных подшипников, 6 — противовес, 7 — вкладыш коренного подшипника, 10 — фланец, 11 — зубчатый венец маховика, 12 — маховик, 13 — поршень, 14 — шатун, 15 — шатунная шейка, 16 — коренная шейка, 17 — нижняя крышка шатуна, 18 — нижняя (кривошипная) головка шатуна, 19 — стержень шатуна, 20 — верхняя (поршневая) головка шатуна, 21 — втулка верхней головки шатуна, 22 — вкладыш шатунного подшипника, 23 — стопорное кольцо, 24 — поршневой палец, 25 — поршневые компрессионные кольца, 26, 27, 28 — детали составного маслосъемного кольца
Так как при работе поршень, сильно нагреваясь, расширяется, то его устанавливают в цилиндре с определенным зазором, а направляющую часть поршня делают разрезной (пружинной).
Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца. Нагреваясь, поршень расширяется в направлении оси поршневого пальца больше, так как в бобышках сосредоточена большая часть массы металла. Чтобы поршень при нагреве получил цилиндрическую форму, его диаметр в плоскости, перпендикулярной оси пальца, делают на 0,3—0,5 мм больше, чем в осевом направлении.
Для равномерной работы двигателя поршни всех цилиндров подбирают равной массы.
Поршневой палец служит для соединения поршня с верхней головкой шатуна. Обычно применяют пальцы
плавающего типа, которые могут поворачиваться и в отверстиях бобы шек поршня и в верхней головке шатуна. Для предотвращения продоль”| ного (бокового) перемещения пальца в поршне, что может привести к повреждению зеркала гильзы, палец закрепляют стопорными коль-цами 23.
Поршневые кольца, устанавливаемые на поршне, отливаются из чугуна и подразделяются на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют соединения поршня с цилиндром и служат для предотвращения прорыва газов через зазор между юбкой поршня и гильзой.
Маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла с зеркала гильз и препятствуют его проникновению в камеру сгорания. Поршневые кольца изготовляют несколько большего диаметра, чем поршни. На кольцах делается разрез, называемый замком, который позволяет кольцам пружинить. При установке колец в гильзу вместе с поршнем их предварительно сжимают. Зазор в замке должен составлять 0,2— 0,4 мм.
Шатунные и коренные подшипники. Шатунные подшипники, расположенные в нижней головке шатуна, изготовлены в виде разрезных сменных вкладышей 22, чтобы их можно было надеть на шейку коленчатого вала. Они взаимозаменяемые.
Коренные подшипники также представляют собой сменные тонкостенные вкладыши. Верхние вкладыши коренных подшипников устанавливаются в гнезда блока цилиндров, а нижние — в крышки, которые крепятся к картеру болтами.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников бывают сталеалюми-ниевые или триметаллические. У сталеалюминиевых вкладышей антифрикционный слой содержит 19—24% олова, около 1% меди, остальное алюминий, у триметаллических на стальную ленту наносят медно-никелевый подслой и сплав СОС6-6 (олово 6%, сурьма 6%, остальное свинец).
Маховик служит для обеспечения равномерного вращения коленчатого вала и крепится к его фланцу болтами. На маховик напрессован зубчатый венец, с которым зацепляется шестерня электродвигателя пускового устройства — стартера.
Порядок работы двигателя. В каждом цилиндре многоцилиндрового двигателя происходит один и тот же рабочий цикл, но одноименные такты происходят в разные моменты. Последовательное чередование одноименных тактов в разных цилиндрах называется порядком работы двигателя. Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию такта рабочего хода, начиная с первого цилиндра.
Для правильного чередования рабочих ходов коленчатый вал двигателя имеет определенное расположение кривошипов.
Рис. 3. Рабочий процесс четырехцилиндрового карбюраторного двигателя: полуобороты коленчатого вала: а — первый, б — второй; в — третий, г — четвертый; 1, 2, 3, 4 — поршни
При первом полуобороте (180°) коленчатого вала двигателя (рис. 3, а) с порядком работы 1—3—4—2 крайние поршни опускаются, а средние поднимаются. В первом цилиндре происходит впуск, а в третьем — выпуск, в четвертом — рабочий ход, во втором – сжатие.
в первом цилиндре происходит рабочий ход, в третьем — сжатц« в четвертом — впуск, во втором — выпуск.
При четвертом полуобороте (720°) коленчатого вала (рис. 89) поршни поднимаются, а поршни опускаются; при этом в первом цилиндре происходит выпуск, в третьем — рабочий ход в четвертом — сжатие, во втором — впуск.
При дальнейшем вращении коленчатого вала рабочие процессы повторяются в той же последовательности.
В четырехтактном шестицилиндровом двигателе за два оборота коленчатого вала произойдет 6 рабочих ходов, чередоваться он и будут через 120°. Порядок работы двигателя будет 1—5—3—6—2—| ( ГАЗ -52) или 1—4—2—5—3—6 (двигатель ЯМЗ -236).
В восьмицилиндровых двигателях автомобилей ГАЭ -53А и ЭИЛ -130 рабочие ходы чередуются через 90°. Порядок работы 1—5—4—2— 6—3—7—8.
Неисправности кривошипно-шатунного механизма. В процессе эксплуатации автомобиля могут выявиться следующие наиболее характерные неисправности кривошипно-шатун-ного механизма: пригорание, износ и поломка поршневых колец; износ поршней и гильз цилиндров; износ шатунных и коренных подшипнп-ков; нарушение уплотнения прокладки головки цилиндров при слабой или неравномерной затяжке гаек крепления; обрыв шпилек и повреждение резьбы вследствие слабой или неравномерной затяжки; нага-рообразование в камерах сгорания и др.
Газораспределительный механизм служит для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси и выпуска отработавших газов. На современных карбюраторных двигателях впуск смеси и выпуск отработавших газов производится клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение.
Большинство современных двигателей имеют газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов (рис. 4). Распределительный вал располагается в блоке между двумя рядами цилиндров. От него при помощи толкателей, толкающих штанг и коромысел приводятся в действие клапаны как правого, так и левого рядов цилиндров.
Распределительный вал имеет кулачки, опорные шейки, эксцентрик для привода топливного насоса и шестерню для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя (вал изготовляется заодно с кулачками и опорными шейками).
У каждого цилиндра на валу имеется два кулачка — впускной и выпускной. Одноименные кулачки располагаются в четырехцилиндровом двигателе под углом 90е, в шестицилиидровом под углом 60°, в восьмицилиндровом под углом 45°.
На переднем конце распределительного вала устанавливается на шпонке шестерня, которая находится в зацеплении с шестерней, установленной на коленчатом валу.
Рис. 4. Детали газораспределительного механизма восьмицилиндрового V-образного двигателя: 1 — распределительный вал, 2 — распределительная шестерня, 3 — упорный фланец, 4 — опорная шейка, 5 — эксцентрик привода топливного насоса, 6 — втулка шейки распределительного вала, 7 — кулачки распределительного вала, 8 — шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя. 9 — стойка коромысел клапана, 10 — коромысло клапана, 11 — ось коромысла, 12 — толкатели клапана, 13 — толкающая штанга, 14 — выпускной клапан, /5 — механизм вращения выпускного клапана. 16 — регулировочный винт, 17 — пружина клапана. 18 — направляющая втулка клапана, 19 — впускной клапан, 20 — сухарь, 21 — опорная шайба пружины клапана, 22 — седло клапана, 23 — металлический натрий
В четырехтактных двигателях рабочий цикл происходит за два оборота коленчатого вала. За это время должны последовательно открыться все клапаны, поэтому распределительный вал должен вра щаться в два раза медленнее коленчатого вала. Таким образом, шестерня имеет в два раза больше зубьев, чем шестерня на коленчатом валу.
Шестерни изготавливают из чугуна или текстолита, шестерни коленчатого вала — из стали.
Для правильной работы двигателя коленчатый и распределительный валы должны находиться в строго определенном положении относительно друг друга. Поэтому при сборке распределительные шестерни вводятся в зацепление по имеющимся на их зубьях меткам.
Осевые перемещения распределительного вала у большинства карбюраторных двигателей ограничиваются упорным фланцем, закрепленным на блоке между торцом передней шейки вала и ступицей распределительной шестерни. Опорные шейки распределительного вала, вращаются в стальных втулках 6, залитых сплавом СОС6-6, или металлокерамических втулках.
Клапаны состоят из головок и стержней. Впускные клапаны изготовляют из хромистой, а выпускные — из жаростойкой стали. Головка клапана имеет узкую, скошенную под углом 45 или 30° кромку, называемую фаской, которой она прилегает к седлу, запрессованному в головку цилиндров.
Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью диаметр головки впускного клапана выполняют большим, чем диаметр головки выпускного клапана. Клапаны установлены в направляющих втулках, изготовляемых из чугуна или металлокерамики.
Для улучшения охлаждения стержни выпускных клапанов двигателей ГАЭ -53А и ЗИЛ -130 выполняют полыми. В них помещают металлический натрий с температурой плавления 97 °С. Во время работы двигателя натрий плавится и, переливаясь, при встряхивании переносит теплоту от головки клапана к стержню, а от последнего к направляющей втулке.
Плотное прижатие клапана к седлу обеспечивается давлением клапанной пружины, закрепленной при помощи опорной шайбы и конических разрезных сухарей. Головка выпускного клапана имеет жаростойкую наплавку посадочной фаски.
Выпускные клапаны для уменьшения неравномерной выработки седла и фаски головки клапана принудительно поворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом поворота.
Толкатели представляют собой стальные стаканы, на внутреннюю сферическую поверхность которых опираются толкаю-, щие штанги. Для повышения износостойкости торцы толкателей, соприкасающиеся с кулачками, наплавляют специальным чугуном.
Для устранения неисправностей газораспределительного механизма необходимо: отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел, притереть клапаны к седлам, заменить сломанные пружины или изношенные детали (втулки коромысел, втулки распределительного вала и др.).
Читайте также:
- Контроль за деятельностью учителя в школе
- Какие права провозглашенные в конституции 1936 позволяли назвать основной закон ссср самым кратко
- В чем должна проявляться забота мужчины о женщине в период ее беременности кратко обж
- Проект мультипликация в детском саду презентация
- Что такое поп музыка определение кратко