Контроль за деятельностью учителя в школе

Обновлено: 04.07.2024

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.

Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

ВШК – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе.

ВложениеРазмер
ВШК 265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Зеленовская сош Рассказовского района, брошюра 2

Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом

Директор школы Сергеева В.П.

Внутришкольный контроль – система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе …………………………………………….

Цели и принципы внутришкольного контроля ………………………………..

Формы и методы внутришкольного контроля ……………………………….

Компоненты внутришкольного контроля …………………………………….

Вовлечение коллектива в инспектирование ………………………………….

Приложение 2. Справка о результатах контроля состояния
преподавания основ безопасности жизнедеятельности ………………………

Приложение 5. Справка по результатам проверки эффективности работы научного общества учащихся …………………………………………………..

Приложение 6. Справка по результатам проверки действующих в ОУ
локальных актов на их наличие и соответствие требованием
действующего законодательства в сфере образования в
соответствии с номенклатурой дел …………………………………………….

Приложение 7. Положение о проблемно-методической группе

Приложение 8. Результаты дня ДРК по проблеме «Рациональное

педагогическому совету «Поиск оптимальных путей воспитания

познавательной самостоятельности школьников, вооружение их

Приложение 9. План совещаний при директоре на 2006-2007уч. год ……….

Внутришкольный контроль – система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.

Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что внутришкольный контроль выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает внутришкольный контроль как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом (это очень важное направление ВШК, о чем речь пойдет ниже) и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитатльной работы школы на диагностической основе. [5]

Есть и такая точка зрения, согласно которой ВШК – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и ее оценку с целью принятия конструктивных решений и оптимизации управления и самоуправления в школе. Однако качество деятельности педагогов – это только одно из звеньев системы образования. ВШК выполняет многозначную функцию. [1]

ВШК (инспектирование, проверка) – это главное, с чего начинается управленческая деятельность. Он помогает обеспечить профессиональную помощь и поддержку субъектам в реализации поставленных целей и задач на оптимальном уровне. [3]

Внутришкольный контроль – это:

- оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства;

- взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса;

- вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованиям на диагностической основе .

ВШК направлен на оценивание состояния всех систем, компонентов, ступеней УВП, выявление причин достижений и недостатков в работе, т.е. выявление проблем, изменение условий (коррекция) деятельности того или иного объекта. [3]

Инспектирование имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку на его основе фиксируются недостатки в управлении, успехи в развитии .

- управление контролем и контроль управления;

- процесс контроля и контроль педагогического процесса;

- результат контроля и контроль результатов.

Управление контролем не может осуществлятся без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведение его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления.

Контроль процесса педагогической деятельности не должен носить стихийный, нерациональный характер.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или иного вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Цели и принципы внутришкольного контроля

Задачами внутришкольного контроля являются сбор и обработка информации о состоянии образовательного процесса и о реализации управленческих решений. Без этого вести речь о развитии школы неуместно.

- получение объективной информации о состоянии педагогического процесса в школе;

- установление степени соответствия фактического состояния педагогического процесса в школе к программируемому;

Основными принципами внутришкольного контроля считаем:

- планомерность (проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение всего текущего года, темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений (выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контроля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех объектов ОУ);

- обоснованность (четкое представление, понимание о том, что контролировать, когда и во имя чего);

- полнота (охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности школы, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач;

- теоретическая и методическая подготовленность (достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию);

- результативность (принятое решение (вывод) должно быть выполнимым, конкретным, направленным на положительные изменения, рост);

- перманентность – непрерывность ( особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя, что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным). [7]

Полноценный контроль должен охватывать все объекты системы образования:

- качество знаний и воспитания;

- качество организации методической работы;

- работа с родителями;

- безопасность жизнеобеспечения образовательного процесса;

- психологическое состояние и условия.

- дидактическая деятельность учителя;

- воспитательная деятельность учителя;

- развитие учащихся средствами учебного предмета;

- уровень педагогического мастерства;

- работа с документацией (учебной, нормативной и т.д.);

- выполнение санитарно-гигиенического режима;

По каждому из направлений устанавливается сфера ответственности и компетенции субъектов контроля. Существенными в инспектировании образовательной системы школы являются условия, определяющие его объем, широту и направленность- это ресурсы времени, кадров, материально-техническая база. Сюда можно отнести и компетентность руководителей, отдаленность школы от органов управления образования, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, уровень развития учащихся и т.д.

Формы и методы внутришкольного контроля

Можно выделить следующие формы контроля:

- административный (инициатор и организатор администрация);

- взаимоконтроль (инициатор администрация, а организатор-педагог (руководитель проблемно-методической группы) или инспектор по охране труда, прфком и т.д.);

- самоконтроль (инициатор и организатор педагог). [4]

Эти формы инспектирования подразделяются на:

  • классно-обобщающий контроль. В нашей школе эта форма контроля применяется традиционно в 1, 5 классах. Изучается поведение учащихся в школе, их активность на уроках, взаимоотношения ученик – учитель - родитель- школа, проверяется освоение стандартов за курс начальной школы (5 класс), уровень развития (1 класс) и т.д. Инспекторами являются администрация, классный руководитель, психолог (приложение 1);
  • фронтальный или предметный контроль – изучение состояния преподавания какого-либо предмета по причине очень низкого или высокого качества знаний, или нового предмета, или работы классного руководителя (приложение 2);
  • тематический контроль – самая распространенная форма. Имеет место в связи с конкретно выявленной проблемой в ОУ - это все виды текущего контроля (приложение 3);
  • персональный контроль проводится с целью оказания методической помощи конкретному учителю, изучения системы работы учителя, внедряющего новые технологии или аттестующегося. [3]

Чаще всего в качестве субъектов и объектов контроля выступают люди.

По существу, по отношению к участникам УВП, контроль делится на два вида: разрушающий и созидательный. Последний – это системная диагностика педагогической деятельности для определения затруднений и выращивания успешности педагога, ученика. Это положительно результативный контроль. [2]

Результативность ВШК зависит и от правильно подобранных методов в зависимости от цели, назначения и вида контроля. Наиболее распространенными являются:

- наблюдение (чаще всего за ходом урока или внеклассного мероприятия);

- изучение документации (учителя, классного руководителя, ученика, общешкольной);

- опрос-беседа по программе или контрольные срезы различного вида;

- оперативный разбор сразу после посещенного урока или мероприятия;

Внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников УВП. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельной группы и между ними, с другой -степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся.

Компоненты внутришкольного контроля

По приоритетным направлениям ВШК можно разделить на следующие компоненты.

Первый компонент (базовый) обслуживает стабильные структуры управленческой системы ОУ. Это тот контроль, который сохраняет целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантирует государственный стандарт образования. Базовый контроль обеспечивает функционирование образовательного учрежденя (приложение 4).

Второй компонент (инновационный) дает возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы развития образования, технологизации учебно-воспитательного процесса, повышение конкурентоспособности образовательных услуг, т.е. это тот ВШК, который обеспечивает развитие образовательного учреждения (приложение 5).

Возможен третий компонент контроля, вызванный сложившейся ситуацией – ситуативный блок (приложение 6).

Такое разделение на компоненты позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость. Безусловно, лишь полное выполнение базового компонента позволяет разворачивать инновационную деятельность. При этом контролируемые объекты и направления могут перемещаться из инновационного блока в базовый, когда инновация становится традицией.

Вовлечение коллектива в инспектирование

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность, самокритичность проверена практикой и неоднократно подтверждалась высокой результативностью различных срезов, добротными знаниями учеников. Таких учителей, проявляющих особую активность в работе, принципиальных, мы привлекаем к различным формам изучения деятельности коллег, направлений УВР в школе.

С чего началась работа этих групп? С изучения анализа учебно-воспитательной работы школы, выявления наиболее значимой проблемы, наработки нормативно-правовой базы (положение о ПМГ, функциональных обязанностей и плана работы ПМГ (приложение 7), в который входит обязательно и повышение методического мастерства учителя. А для того, чтобы методучеба принесла конкретные плоды, была наиболее адресной, мы провели диагностику оценки ключевых компетенций педагогов школы.

В результате выявлено, что организационно-коммуникативными и социально-личностными компетентностями обладает большинство учителей школы, что совпадает с высокими показателями профессионализма. Несколько иная картина по самообразовательным, исследовательским, конструктивно-проектировочным и адаптивным компетентностям.

Таким образом,организация работы по выполнению плана ПМГ помогает улучшить показатели по исследовательским компетентностям, а именно по анализу состояния проблемного поля в теории и практике – а это главное назначение групп.

Администрация школы уверена, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и контроля. Единоначалие в инспектировании снижает его результативность.

Руководители ПМГ совместно с коллегами готовят практическую часть к педсоветам на диагностической основе, в системе проводят дни ДРК (приложение 8).

Любой контроль осуществляется в определенной последовательности:

- обоснование (планирование по конечным результатам);

- алгоритм контроля (план);

- сбор и обработка информации;

- анализ результатов контроля, выводы;

- обсуждение итогов или выход;

Для подведения итогов контроля используем такие формы:

- административное совещание (при директоре, завуче) (приложение 9);

- заседания методического совета;

- приказ по школе, справки, собеседования с учителями;

Администрация школы, планируя ВШК, исходит из существующих проблем. Целесообразным считаем контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства – из принципов деятельности и контроля, а результат – из целей контроля. Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д.

Важным условием эффективности ВШК является информированность всех участников образовательного процесса о его содержании (планирование), сроках, результатах и планирумых решениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как правило, каждый завуч по УВР в план внутришкольного контроля включает персональный контроль за работой учителя-предметника. Причиной этого может служить аттестация учителя, низкий уровень срезов знаний по предмету или необходимость в оказании в методической помощи. При проверки работы учителя обращают внимание на следующие аспекты:

Наличие рабочих программ, календарно-тематического планирования и поурочных планов;

Качество уроков, их обучающая и развивающая цель;

Уровень обученности учащихся по предмету;

Ведение школьной документации;

Организация учителем внеклассной работы;

Взаимоотношения с учащимися и коллегами.

В данной статье дается план-задание для осуществления проверки и форма заполнения справки, в приложении дана таблица, используемая при проверке тетрадей.

Тема: персональный контроль учителя (Ф.И.О., специальность).

Цель: определение уровня состояния преподавания (предмет).

Время проведения: ____________________

Основания проведения: план работы школы.

Состав комиссии: директор;

заместитель директора по УВР;

заместитель директора по НМР;

руководитель предметного МО.

Форма проведения: посещение уроков, проверка документации, беседа.

Срок проведения: 2 недели.

Результат инспектирования: справка по итогам проверки.

Рассматриваемые вопросы:

Анализ выполнения государственной программы.

Анализ календарно-тематического планирования и поурочных планов.

Анализ посещенных уроков.

Анализ контроля за ведение тетрадей, словарей.

Работа над темой по самообразованию.

Справка об итогах персонального контроля учителя

_________________________________________

I . Общие сведения об учителе

II . Краткий перечень того, на основании чего обобщается материал

Контроль выполнения программ, практической части;

Проведение контрольных работ;

Проверка поурочных планов;

Собеседование по самообразовательной теме.

1. Проверка журнала

2. Проверка тетрадей

Вывод: _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

3. Проверка словарей (для учителей английского языка)

4. Календарно-тематическое планирование

5. Поурочные планы

Вывод: _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Самообразовательная работа

7. Качество знаний, степень обученности учащихся по предмету

Вывод: _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 185 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2019 3771
  • DOCX 92 кбайт
  • 153 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сидорина Лариса Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Контроль - необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.

Педагогический контроль это

Выполняемые функции

Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

  1. Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
  2. Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
  3. Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
  4. Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
  5. Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.

Требования к контролю

Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:

  1. Ориентация на требования утвержденных программ.
  2. Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
  3. Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
  4. Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
  5. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.

Виды педагогического контроля

Виды педагогического контроля

Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:

  • Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
  • Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
  • Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
  • Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
  • Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.

Формы контроля над деятельностью педагогов

Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль - это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.

методы педагогического контроля

Для этого применяются следующие формы контроля:

  • Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
  • Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
  • Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
  • Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
  • Комплексно-обобщающий. Контроль за качеством образования и воспитания в параллели классов.

В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.

Формы контроля за усвоением учебного материала детьми

Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:

  • Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
  • Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
  • Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в виде опроса у доски.
  • Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
  • Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
  • Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

организация педагогического контроля

Методы педагогического контроля

Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:

  • Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
  • Письменная проверка, которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
  • Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
  • Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
  • Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
  • Машинный контроль, предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.

Контроль и физическое воспитание

Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.

физические качества

С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:

  • Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
  • Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
  • Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
  • Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
  • Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.

Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).

Контроль за воспитательным процессом

Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль - это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.

педагогический контроль в воспитании

При этом оцениваются:

  • воспитанность школьников;
  • работа классных руководителей;
  • привлечение родителей к процессу воспитания;
  • качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
  • проведение спортивных соревнований и конкурсов;
  • кружковая работа в целях дополнительного образования;
  • профилактическая работа со "сложными", педагогически запущенными учениками.

Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На педагогических советах классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях - привлечь специалистов со стороны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся

Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.

Педагогический контроль в школе

Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:

  • Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
  • Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
  • Психологическое анкетирование.
  • Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
  • Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.

Педагогический контроль - это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.

Справка об итогах персонального контроля учителя начальных классов

о результатах персонального контроля учителя начальных классов Понамаревой Г. И.

Цель проверки:

- изучение применяемых форм, средств, методов обучения при реализации образовательных программ;

- установление соответствия уровня подготовки учащихся требованиям ФГОС НОО.

Основание проверки: приказ № 17 от 07.10.2018 г.

Сроки проверки: с 10.10.2018 - 17.10.2018 года

Методы контроля:

- собеседование с учителем;

- наблюдение за учащимися на уроках.

Вид контроля: персональный

С 10.10.2018 - 17.10.2018 года осуществлялся персональный контроль за преподаванием предметов учителем начальных классов Понамаревой Г. И.

Контроль осуществлялся по плану – заданию.

В соответствии с планом-заданием было посещено 7 уроков: 2 урока русского языка, 2 урока математики, 1 урок литературного чтения, 1 урок окружающего мира, 1 урок ИЗО.

В своей работе учитель использует как традиционные, так и новые педагогические технологии.

В ходе проверки сделаны выводы:

1. Посещение уроков показали, что Галина Ивановна владеет методикой построения уроков в соответствии с системно-деятельностным подходом. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала.

Требования, предъявленные учителем, едины, но не всегдавыполняютсяучащимися.

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.

Тематические планы уроков учителя грамотно отражают содержание учебного материала. На посещенных уроках используются наглядные пособия и раздаточный материал, компьютерные презентации.

На уроках русского языка учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяет разные формы обучения.

Уроки математики учителем планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети выполняют требования педагога, с удовольствием участвует в ролевых играх, проводимых на уроке математики.

Посещение уроков в 4 классе показало, что Галина Ивановна тщательно готовится к урокам, продумывает подачу учебного материала. Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО для 4 класса начальной школы.

Отобранное содержание уроков, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах уроков способствовали достижению образовательных целей уроков, стимулировали познавательные интересы учащихся. Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. При положительных сторонах работы учителя Понамаревой Г.И. имеются и недочеты: учащиеся 4 класса допускают орфографические, грамматическиеошибки в работах по русскому языку, вычислительные ошибки по математике, затрудняются в решении задач.

Учитель проводит работу по формированию универсальных учебных действий, создают благоприятные условия для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Однако не у всех учащихся в достаточной степени сформированы универсальные учебные действия. Имеются ученики с низкой мотивацией учения. В классе есть учащиеся, которым необходим индивидуальный подход и индивидуальная траектория обучения.

2.Проверка классного журнала показала, что учитель заполняет журнал в соответствие с Положением. Темы уроков соответствуют календарно-тематическому планированию. Оценки за проверочные работы выставляются своевременно.

Рекомендации:

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников учителям начальных классов:

1.Продолжить работу по формированию и развитию у обучающихся 2-4 классов универсальных учебных действий:

для развития личностных УУД педагогу необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;

для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

для развития коммуникативных навыков у учащихся формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

2. Строить уроки на основе системно-деятельностного подхода, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

3. На каждом уроке формулировать совместно с обучающимися тему и цели урока, создавать мотивационное поле для активизации познавательной деятельности.

Заместитель директора по УР ___________ Шаманаева Е.А.

Дата составления справки: 20.10.2018 г.

Ознакомлены с результатами проверки:

Читайте также: