Проект индивидуализация образовательного процесса в сотрудничестве с семьями воспитанников доу

Обновлено: 05.07.2024

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации.

Минеева Наталья Валерьевна

«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы,

Детство –особенный период в жизни каждого человека. Именно в это время закладывается фундамент всей будущей жизни. На этом этапе формируется здоровье, накапливается общественный опыт, а главное, ребенок становится личностью.

Каким будет малыш во взрослой жизни зависит, в первую очередь, от семьи и от образовательного учреждения (детского сада), который он посещает.

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а родители – образец для подражания.Это среда, в которой удовлетворяется потребность ребенка быть принятым всерьез. В семье дети с первых дней жизни получают поддержку от близких, чувствуют внимание и преданность со стороны значимых для него людей, чувствуют себя любимыми. На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает осваивать правила общественной жизни, вступать во взаимоотношения с расширенным социумом, впервые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семейной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям. [1]

Когда малыш немного подрастает, он поступает в детский сад. Теперь его окружают не близкие ему люди (родители. бабушки и т.д.), а совершенно чужие – взрослые и дети, которых он раньше не знал.

На данном этапе перед педагогами ставится первоочередная задача – воспитать счастливого ребенка, психически и физически здорового. Эта задача не может быть осуществлен без взаимодействия педагогов и родителей.

К сожалению, как показывает опыт, в работе с родителями возникает ряд трудностей:

Социальная закрытость семей: не хотят рассказывать об особенностях своего ребенка, тяжело идут на контакт;

Низкая мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами: родители не хотят участвовать в жизни ребенка в детском саду, не заинтересованы в совместной с педагогами работе по воспитанию и развитию ребенка;

Разница в возрасте с педагогами: в результате не совпадают жизненные ценности и приоритеты воспитания.

Преодолеть эти трудности педагогам помогает принцип индивидуализации, который требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников. А также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. [2] Педагог должен помочь семье в воспитании ребенка, при этом не подменяя ее.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

Взаимодействие с родителями для изучения особенностей микросреды среды;

Повышение психолого- педагогической компетентности родителей;

Использование с родителями разнообразных форм сотрудничества, исходя из индивидуальных особенностей семьи.

Существует множество форм работы с родителями, которые опираются на принцип индивидуализации. Вот некоторые из них.

Традицией в нашем детском саду стало проведение совместных с родителями праздников. Родители на них не зрители, а полноценные участники: выступают вместе с детьми, проводят конкурсы.

Сейчас большой популярностью пользуется проектная деятельность: в ней участвуют не только педагоги и воспитанники, но и родители.

Реализуя принцип индивидуализации , мы часто устраиваем тематические и творческие выставки, на которых выставляются совместные работы родителей со своими малышами.

Реализуя в практике принцип индивидуализации, педагогу легко выяснить, чем дышит каждая семья, что происходит за стенами детского сада. А самое главное, в чем индивидуальность каждой семьи. Благодаря этому возможно приблизиться к реализации основной цели: переход к доверительным отношениям с родителями своих воспитанников.

Список используемой литературы:

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2004. – 208с

2. Евдокимова,Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст]/ Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М: Мозаика – Синтез, 2007 – 160 с

3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М: ТЦ Сера. 2018. – 80с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

  • создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;
  • приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
  • пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
  • организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат:

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.



Педагогический проект

«Инновационные формы

Автор: Ирина Сергеевна Шалаева


От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

Пояснительная записка

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнидеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако,насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Актуальность

В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.

создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;

приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат:

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Инструментарий

рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

родительского участия в жизни детского сада;

увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях ДОУ.

Анкетирование педагогов ДОУ, родителей.

Сформированность педагогических знаний родителей

Доминирование демократического типа воспитания в семьях.

Сформированность навыков эффективного взаимодействия родителей с ребенком

у родителей навыков конструктивного общения.

Тип выхода из конфликтной ситуации

Перспектива дальнейшего развития проекта:

опыт деятельности педагогов по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное – сотрудничество, а ненаставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Важнейшими условиями формирования субъек­тной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предсто­ящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности се­мьи, родителей и детей, обеспечение им воз­можности добиться положительных резуль­татов, успеха в работе.

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласован­ности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обес­печения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагоги­ческого процесса;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организа­ции совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родите лей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к се­мье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

4. Научно практический принцип

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта

5. Индивидуальный подход

Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Срок реализация проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь

Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации –ноябрь-апрель

Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.


Содержимое разработки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тема инновационного проекта:

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МАДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ.

Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МАДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДОУ.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МАДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Срок реализация проекта: с сентября 2015 г. по май 2016 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2015 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации – май 2016 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства ДБОУ и семьи.

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2014 г.

- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.

- установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия

3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д.

- формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта

- анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- разработка плана внедрения проекта.

- выработка единой системной и

последовательной работы по реализации проекта.

6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа заведующей о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной

- заключение договора с Центром экологии

2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.

Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч.

Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.

Создание тематических памяток для родителей.

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.

В течение реализации проекта

День открытых дверей.

Приглашение родителей на занятия по развитию речи.

Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.

Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности.

Участие в экологических акциях совместно с Центром экологии и туризма г. Калининграда.

Экологическое воспитание дошкольников.

Познавательное развитие дошкольников.

Создание фотоколлажей, семейных стенгазет по итогам индивидуальных поездок и посещения интересных мест Калининградской обл. родителей с детьми.

Обмен педагогическим опытом с родителями.

По итогам мероприятий

Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы.

Патриотическое воспитание дошкольников.

Проведение тематических занятий с участием родителей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.

По плану воспитателей

Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др.

Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.

В течение реализации проекта

В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи.

В течение реализации проекта

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

В течение реализации проекта

3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2015 г.

1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.

2. Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

Семинар для ДОУ муниципалитета

Представление результатов реализации проекта.

Общее родительское собрание.

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.

Создание папки по итогам реализации проекта.

Обобщение опыта работы.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Задачи проекта:

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;

- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Задачи проекта:

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;

- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Сроки реализации проекта: 2013-2014 год.

Предполагаемый результат:

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;

появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.

Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)

Педагогическая деятельность:

- анкетирование родителей на предмет социального заказа;

- планирование и разработка плана совместных мероприятий;

- составление сценариев мероприятий;

- разработка положения о конкурсе.

Взаимодействие с родителями:

- обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;

Работа с детьми:

- чтение художественных произведений;

- заучивание стихов и текстов;

- разучивание песен и танцев;

- предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;

II. Основной этап (октябрь 2013 – май 2014г.).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.

Педагогическая деятельность:

- оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;

- создание условий для успешной реализации мероприятий;

- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;

Взаимодействие с родителями:

- участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:

в оформлении групп;

в изготовлении костюмов для детей и реквизитов.

- фото и видео съемка мероприятий;

- практическая деятельность совместно с детьми.

Работа с детьми:

III. Заключительный этап (май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.

Критерии эффективности:

- Рост посещаемости родителями мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Преобразующий характер проекта.

- Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Фото и видео материалы.

- Новые разработки, сценарии мероприятий.

Актуальность.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.

Праздники - важная составляющая образовательного процесса, оказывающая исключительное влияние на становление культуры ребёнка, его успешной социализации. Праздник - это явление, которое признаётся важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закреплённые идеологией или традицией. Исследователи (Г.М. Науменко, А.А. Некрылова, О.П. Радынова и др). отмечают двойственное значение праздника: сам, являясь частью культуры, он влияет на её развитие, а также вбирает в себя ценности, наполненные культурой. Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, движения, игры, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми.

Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей). Естественное, свободное, не заорганизованное участие в праздничном действе родителей радует детей, и доставляет большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим делом, заряжаются весельем и радостью. Происходит становление детско-взрослого сообщества. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его прочувствования совместно с родными и далее, дома.

Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников, развлечений и других совместных мероприятий, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею события.

Описание проекта

Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.

I. Информационно – аналитическое направление.

II. Познавательное направление.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра).

Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

- формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

Организационно-педагогическая деятельность:

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

Просветительская деятельность через наглядную информацию:

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Социально-нравственное и познавательное развитие:

формирование духовных ценностей.

При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок

дня, объявления различного характера;

материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в

них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

III. Организационно-методическая деятельность.

В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Вовлечение родителей в педагогический процесс:

участие в культурно-массовых мероприятиях;

совместное проведение праздников

планирование и совместная работа на родительских собраниях;

помощь в организации досуговой деятельности;

совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

привлечение родителей к работе по благоустройству прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев;

Вовлечение детей в творческий процесс:

участие в культурно-массовых мероприятиях;

участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);

совместное участие с родителями в подготовке и проведении совместных мероприятий в ДОУ

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.

Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.

Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.

Читайте также: