План психокоррекционной работы в доу

Обновлено: 05.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ

Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога
Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая диагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
Все страницы

5 Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ


Выделяют специфические черты психокоррекционмого процесса, отличающие его от психотерапии.
1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящих и будущих клиентов.
4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или не достаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Следует таким образом дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая - патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим учащимся, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.


Основные принципы психокоррекции:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной и др. Этот принцип является основополагающим для всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы в значительной степени зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционноразвивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Контроль динамики хода эффективности процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.


5. Принцип системности развития психологической деятельности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе, единства профилактических и развивающих задач. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционноразвивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.


7. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Данный принцип предполагает, что какой бы успешной ни была работа с симптоматикой, она не в состоянии до конца разрешить переживаемые клиентом трудности. Поэтому приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии человека.


8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Данный принцип ориентирует психолога на учет особенностей влияния социальной среды, особенностей межличностных отношений ребенка с близкими взрослыми и ровесниками. Поэтому в коррекционной работе необходимо, с одной стороны, обеспечивать управляемое участие других людей, значимых с точки зрения их развивающе-коррекционного потенциала на личность ребенка, с другой стороны, объектом коррекционных усилий должно становиться (при необходимости) и само ближайшее социальное окружение человека.
Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной работы с дошкольниками. Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально
ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные;
она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции. В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.
Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
- двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
- двигательно-организующая (регуляционная) - от 5 до 10 мин;
- имитационно-выразительная (идентификационная) - от 10 до 30 мин.
Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на
физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.
Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможенности, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций. [34]


Этапы коррекционной работы с детьми
Выше уже говорилось о том, что процесс коррекционной работы представляет собой довольно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития его личности. Интервенция и коррекция являются не изолированными практиками, а вплетённые в целостную деятельность детского практического психолога, включающую коррекцию как особый вид этой деятельности. Вместе с тем можно выделить ряд этапов коррекционной работы как относительно самостоятельного вида деятельности психолога практика. Перечисленные ниже этапы коррекционной работы намечают основные задачи, реализуемые психологом на каждом них, уточняют характер его взаимодействия с кругом лиц, заинтересованных в результатах коррекционной программы.


Требования к составлению психокоррекционной программы:
1. Чёткость целей коррекционной работы;
2. Определить задачи коррекционной работы;
3. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
4. Чётко определить формы работы (индивидуальная, групповая, смешанная);
5. Определить общее время необходимое для реализации всей коррекционной работы;
6. Определить частоту встреч;
7. Определить длительность встреч;
8. Определить чёткое содержание занятий;
9. Планировать формы участия других лиц в работе (семьи);
10. Подготовка материала и оборудования. [29]

Терещенко Марина Николаевна Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с.

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.

Организация занятий

Общее число занятий – 16.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек.

Критерии отбора детей в коррекционную группу

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

В результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения распознавать эмоции.

Программа реализуется в три этапа:

1-й этап. Диагностический.

2-й этап. Коррекционно-развивающий.

3-й этап. Контрольный.


  1. Словесные и подвижные игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций.

  3. Рисование.

  4. Психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

Тематическое планирование

- внимания и воображения;

Снятие психоэмоционального напряжения

Мяч средних размеров

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, наблюдательности и воображения;

Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки, мольберт (подставка; лист ватмана и фломастеры; палочка (длиной 30 см).

- произвольности и самоконтроля;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Три-четыре кубика средних размеров.

- произвольности и самоконтроля;

Снятие психоэмоционального напряжения.

- произвольности и самоконтроля;

- внимания и памяти;

- мышления и воображения;

Снятие психоэмоционального напряжения.

5.Рисование на заданную тему.

Листы плотной бумаги и фломастеры.

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, наблюдательности и памяти;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длиной - 30 см)

Развитие внимания и произвольного поведения.

Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений.

Развитие эмоционально-выразительных движений.

Развитие речи и воображения.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Шарф; матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и наблюдательности;

- доверия к другому;

- ориентировки в пространстве;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Шарф; мольберт; доска и мел; указка.

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и координации движений;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Красный, желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка.

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и воображения;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

- внимания и самоконтроля;

-памяти и воображения;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

5.Совместное рисование снеговика.

Мольберт(подставка); доска и мел; указка.

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и чувства юмора;

- доверия к другому;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки); красный, синий и жёлтый квадраты.

- произвольности и самоконтроля;

- доверия к другому;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Конверт с 7 изображенными фигурами; мяч.

- внимания, речи и воображения;

-развитие произвольности и самоконтроля;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.

- внимания, речи и мышления;

-развитие произвольности и самоконтроля;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

5.Рисование на заданную тему.

Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги, фломастеры.

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и воображения ;

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты реализации программы

1) Промежуточные результаты реализации программы

При успешном течение программы психолог отмечает у детей следующие особенности в ее ходе: изменение поведения ребенка (положительная динамика эмоциональных реакций), снижение уровня тревожности у ребенка, способность самостоятельно вступать в контакт, снижение уровня физического и эмоционального напряжения.

2) Итоговые результаты реализации программы

При успешной реализации программы у ребенка будут отмечаться следующие особенности: адекватное восприятие себя, отсутствие тревожности при выполнение различных упражнений, снижение эмоционального напряжения.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Итоговая диагностика проводится после завершения всех психокоррекционных и развивающих занятий. Оценка результатов программы производится при помощи следующих методик и технологий: психологическое наблюдение и в ходе беседы.

Оценка эффективности осуществляется на основе сравнения результатов диагностического обследования.

оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, совершенствование научной организации образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС

1. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.

3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

1. Психологическая адаптация детей в условиях детского сада

Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада

Наблюдение по параметрам:

- социальные контакты: с детьми и взрослыми;

- познавательная и игровая деятельность;

- реакция на изменение привычной ситуации.

2. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ

3.Диагностическая работа с педагогами:

-Оценка особенностей развития ребёнка,

с вновь поступившими детьми

для родителей вновь поступивших детей

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

2.Консультативная работа

1.Консультации для педагогов:

2.Конультации для родителей:

для родителей всех групп

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

3. Просветительская работа

педагоги всех групп

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

4. Организационно-методическая работа

Участие в работе творческой группы

2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога

3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.

4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга

5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.

6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности

педагог-психолог Жаркова О.А.

1. Диагностическая работа

1.Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

2. Интеллектуальных способностей детей по экспресс-диагностике МЭДИС (под редакцией В.Г.Колесниковой)

Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей дошкольников

4. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ

5.Диагнотическая работа с педагогами:

- Оценка особенностей развития ребёнка,

для родителей вновь поступивших детей

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

2.Коррекционная и развивающая работа

воспитанники (3-7 лет)

воспитанники (4-6 лет)

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

3.Консультативная работа

1.Консультации для педагогов:

родители подготовительной группы

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

4. Просветительская работа

родители всех групп

педагог-психолог Жаркова О.А.

5. Организационно-методическая работа

Участие в работе творческой группы

2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога

3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.

4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга

5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.

6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности

педагог-психолог Жаркова О.А.

1.Диагностическая работа

Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы.

2.Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении, отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре.

Цель: изучение эмоционального благополучия детей в детском саду.

воспитанники 5-6 лет

воспитанники 5-6 лет

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

2.Коррекционная и развивающая работа

воспитанники (3-7 лет)

воспитанники (4-6 лет)

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

3.Консультативная работа

1. Консультирование педагогов по интересующим вопросам

педагоги, обратившиеся за консультацией

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

4. Просветительская работа

педагог-психолог Жаркова О.А.

педагог-психолог Жаркова О.А.

5. Организационно-методическая работа

Участие в работе творческой группы

2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога

3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.

4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга

5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.

6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности

педагог-психолог Жаркова О.А.

1. Диагностическая работа

Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей

2. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг)

3. Диагностическая работа с родителями:


Одной из эффективных моделей профессиональной деятельности психолога в практике дошкольных учреждений является модель психологического сопровождения ребенка на всех этапах его развития. Во многих учебных пособиях, раскрывается структура психологического сопровождения детей дошкольного возраста (Марцинковская Т.Д., Рогов Е.Н., Бездетко О. и др.). Однако, в них не представлен образец перспективного плана работы психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольным учреждении. В связи с этим, мы провели теоретическое и практическое исследование, которое позволило разработать примерное планирование деятельности практического психолога с целью психологического сопровождения образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Учитывая основные направления деятельности практического психолога, мы определили задачи психологического сопровождения:

- создание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности дошкольников;

- сохранение и укрепление психологического здоровья детей;

- повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей;

- оказание своевременной психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.

Представленный план распределен в соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 1):

1. Психодиагностическая деятельность.

2. Коррекционная и развивающая деятельность.

3. Психологическое консультирование.

4. Психологическое просвещение.

Перспективный план работы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ

Работа с детьми

Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе.

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в младшей группе и в средних группах (Я.Н.Кушнир).

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир).

Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия).

Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное")

Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах.

Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах.

Читайте также: