План психокоррекционной работы в доу
Обновлено: 05.07.2024
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||
5 Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ Терещенко Марина Николаевна Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей. Организация занятий Общее число занятий – 16. Продолжительность занятия: 20 минут. Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек. Критерии отбора детей в коррекционную группу Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей. В результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения распознавать эмоции. Программа реализуется в три этапа: 1-й этап. Диагностический. 2-й этап. Коррекционно-развивающий. 3-й этап. Контрольный.
Тематическое планирование - внимания и воображения; Снятие психоэмоционального напряжения Мяч средних размеров - произвольности и самоконтроля; - внимания, наблюдательности и воображения; Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки, мольберт (подставка; лист ватмана и фломастеры; палочка (длиной 30 см). - произвольности и самоконтроля; Снятие психоэмоционального напряжения. Три-четыре кубика средних размеров. - произвольности и самоконтроля; Снятие психоэмоционального напряжения. - произвольности и самоконтроля; - внимания и памяти; - мышления и воображения; Снятие психоэмоционального напряжения. 5.Рисование на заданную тему. Листы плотной бумаги и фломастеры. - произвольности и самоконтроля; - внимания, наблюдательности и памяти; Снятие психоэмоционального напряжения. Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длиной - 30 см) Развитие внимания и произвольного поведения. Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений. Развитие эмоционально-выразительных движений. Развитие речи и воображения. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Шарф; матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек - произвольности и самоконтроля; -внимания и наблюдательности; - доверия к другому; - ориентировки в пространстве; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Шарф; мольберт; доска и мел; указка. - произвольности и самоконтроля; -внимания и координации движений; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Красный, желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка. - произвольности и самоконтроля; -внимания и воображения; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. - внимания и самоконтроля; -памяти и воображения; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. 5.Совместное рисование снеговика. Мольберт(подставка); доска и мел; указка. - произвольности и самоконтроля; -внимания и чувства юмора; - доверия к другому; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки); красный, синий и жёлтый квадраты. - произвольности и самоконтроля; - доверия к другому; Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Конверт с 7 изображенными фигурами; мяч. - внимания, речи и воображения; -развитие произвольности и самоконтроля; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка. - внимания, речи и мышления; -развитие произвольности и самоконтроля; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. 5.Рисование на заданную тему. Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги, фломастеры. - произвольности и самоконтроля; -внимания и воображения ; Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Ожидаемые результаты реализации программы 1) Промежуточные результаты реализации программы При успешном течение программы психолог отмечает у детей следующие особенности в ее ходе: изменение поведения ребенка (положительная динамика эмоциональных реакций), снижение уровня тревожности у ребенка, способность самостоятельно вступать в контакт, снижение уровня физического и эмоционального напряжения. 2) Итоговые результаты реализации программы При успешной реализации программы у ребенка будут отмечаться следующие особенности: адекватное восприятие себя, отсутствие тревожности при выполнение различных упражнений, снижение эмоционального напряжения. Критерии оценки достижения планируемых результатов Итоговая диагностика проводится после завершения всех психокоррекционных и развивающих занятий. Оценка результатов программы производится при помощи следующих методик и технологий: психологическое наблюдение и в ходе беседы. Оценка эффективности осуществляется на основе сравнения результатов диагностического обследования. оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, совершенствование научной организации образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС 1. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. 2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития. 3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе). Мероприятия Ответственные 1. Диагностическая работа 1. Психологическая адаптация детей в условиях детского сада Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада Наблюдение по параметрам: - социальные контакты: с детьми и взрослыми; - познавательная и игровая деятельность; - реакция на изменение привычной ситуации. 2. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ 3.Диагностическая работа с педагогами: -Оценка особенностей развития ребёнка, с вновь поступившими детьми для родителей вновь поступивших детей педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 2.Консультативная работа 1.Консультации для педагогов: 2.Конультации для родителей: для родителей всех групп педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 3. Просветительская работа педагоги всех групп педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 4. Организационно-методическая работа Участие в работе творческой группы 2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога 3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников. 4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга 5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками. 6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности педагог-психолог Жаркова О.А. 1. Диагностическая работа 1.Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении 2. Интеллектуальных способностей детей по экспресс-диагностике МЭДИС (под редакцией В.Г.Колесниковой) Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей дошкольников 4. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ 5.Диагнотическая работа с педагогами: - Оценка особенностей развития ребёнка, для родителей вновь поступивших детей педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 2.Коррекционная и развивающая работа воспитанники (3-7 лет) воспитанники (4-6 лет) педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 3.Консультативная работа 1.Консультации для педагогов: родители подготовительной группы педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 4. Просветительская работа родители всех групп педагог-психолог Жаркова О.А. 5. Организационно-методическая работа Участие в работе творческой группы 2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога 3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников. 4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга 5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками. 6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности педагог-психолог Жаркова О.А. 1.Диагностическая работа Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы. 2.Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении, отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре. Цель: изучение эмоционального благополучия детей в детском саду. воспитанники 5-6 лет воспитанники 5-6 лет педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 2.Коррекционная и развивающая работа воспитанники (3-7 лет) воспитанники (4-6 лет) педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 3.Консультативная работа 1. Консультирование педагогов по интересующим вопросам педагоги, обратившиеся за консультацией педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 4. Просветительская работа педагог-психолог Жаркова О.А. педагог-психолог Жаркова О.А. 5. Организационно-методическая работа Участие в работе творческой группы 2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога 3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников. 4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга 5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками. 6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности педагог-психолог Жаркова О.А. 1. Диагностическая работа Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей 2. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг) 3. Диагностическая работа с родителями: Одной из эффективных моделей профессиональной деятельности психолога в практике дошкольных учреждений является модель психологического сопровождения ребенка на всех этапах его развития. Во многих учебных пособиях, раскрывается структура психологического сопровождения детей дошкольного возраста (Марцинковская Т.Д., Рогов Е.Н., Бездетко О. и др.). Однако, в них не представлен образец перспективного плана работы психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольным учреждении. В связи с этим, мы провели теоретическое и практическое исследование, которое позволило разработать примерное планирование деятельности практического психолога с целью психологического сопровождения образовательного процесса детей дошкольного возраста. Учитывая основные направления деятельности практического психолога, мы определили задачи психологического сопровождения: - создание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности дошкольников; - сохранение и укрепление психологического здоровья детей; - повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей; - оказание своевременной психологической поддержки всем участникам образовательного процесса. Представленный план распределен в соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 1): 1. Психодиагностическая деятельность. 2. Коррекционная и развивающая деятельность. 3. Психологическое консультирование. 4. Психологическое просвещение. Перспективный план работы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ Работа с детьми Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе. Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в младшей группе и в средних группах (Я.Н.Кушнир). Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир). Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия). Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное") Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах. Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах. Читайте также:
|