Проект гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада по фгос

Обновлено: 28.06.2024

Цель: Создание условий с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи: Формировать представления детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр. Развивать способы взаимодействия, характерные для мужского и женского типов поведения, через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.

Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности.

Формировать ценностное отношение к себе, к противоположному полу, к своей семье;

Повысить активность родителей в совместной деятельности по созданию условий для ролевых игр с учетом гендерного подхода.

Актуальность проекта (проблема).

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Важнейшую роль в этом выполняет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими детьми, осознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.

Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной адекватным игровым материалом. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений, поэтому игрушки и игровой материал должны отражать гендерную идентичность дошкольников.

Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми. Неудивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной идентичности в процессе игровой деятельности, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Содержание проекта :

1. Изучить методическую литературу по проблеме гендерного воспитания.

2. Выявить уровень педагогической компетентности родителей по гендерному воспитанию.

3. Выявить уровень гендерной идентичности у детей.

4. Подготовить условия для организации ролевых игр.

Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.

Предполагаемый результат: Формирование у детей гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.

1. Чтение художественной литературы о труде взрослых, о семейных традициях.

2. Продуктивные виды деятельности: - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

6. Дидактические игры:

8. Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и МБДОУ.

Цель: Получение продукта, результата проектной деятельности

Содержание 1. Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов, обобщение, выводы.

2. Оформление группы с учетом гендерного подхода.

3. Презентация проекта на уровне МБДОУ.

4. Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие в проектной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей :

- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

- осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

- умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, поддерживать дружелюбную атмосферу;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

- активное взаимодействие родителей и педагогов в создании игрового пространства с учетом гендерного подхода;

- повышение компетентности родителей в воспитании гендерной идентичности у дошкольников;

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позицию партнеров.

- повышение компетентности педагогов в воспитании гендерной идентичности у дошкольников через игру;

- создание в группе дизайнерского проекта развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерного подхода;

- организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями своих воспитанников.

Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 квартал (сентябрь —.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Московского района города Казани

(совместный познавательно – творческий проект)

Инструктор по физической культуре Андерсен С.В.

Воспитатель по обучению татарскому языку Мубаракшина С.В.

Учителя – логопеды Ильина Ю.В. Галлямова Р.Н

Музыкальный руководитель Шулятьев Ю.А.

SAM_0633.JPG

(совместный познавательно – творческий проект)

Название проекта «Гендерное воспитание в ДОУ (совместный познавательно – творческий проект).

Возможности раелизации проекта:

Разработан и утвержден план мероприятий по реализации проекта.

Участники проекта:

Андерсен С.В. – инструктор по физической культуре.

Галлямова Р. Н. – учитель логопед

Ильина Ю.В. – учитель логопед

Мубаракшина С.В. – воспитатель по татарскому языку

Шулятьев Ю.А. – музыкальный руководитель

Воспитатели всех возрастных групп

Актуальность проекта:
Как известно в детстве происходит становление образа мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в национальных семейных традициях и в фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Цель проекта

- повышение педагогического мастерства и гендерной компетентсности родителей и педагогов

- расширение гендерных представлений детей

Задачи:
Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с традициями в семейном воспитании ;

Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей;

Изучить психолого- педагогическую литературу по гендерному воспитанию
Провести анализ условий работы по гендерному воспитанию: методическое обеспечение, работа с родителями, изучение уровня компетентности;
Повысить педагогическое мастерство и гендерную компетентность педагогов и родителей через разнообразные формы работы;
Расширять представления детей через различные виды деятельности;
Развивать партнёрские взаимоотношения в триаде педагоги + дети + родители.

Этапы проекта

Подготовительный : изучение психолого - педагогической литературы и форм работы
Основной : организация взаимодействий взрослых и детей с учетом дифференцированного подхода.
Заключительный : провести итоговое мероприятие по проекту , оформить работы, наметить перспективы дальнейшей деятельности

Работа с родителями:

- анкетирование

- помощь в создании и пополнение предметно- пространственной среды

- подготовка совместных работ

- проведение совместных мероприятий

Перспективы работы:
- продолжать работу с родителями, детьми и педагогами.
- развивать предметно - пространственную среду.
- осуществлять преемственность работы с педагогами

Предполагаемые результаты.

- Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

- Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;

В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола

- нравственные качества, принятые в обществе;

- мышление, память воображение.

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Этапы реализации проекта

Основные направления деятельности

1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.

3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).

6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

( альбомы, коллажи и др.).

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

- чтение художественной литературы;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- организация различных выставок;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, целевые прогулки;

- просмотр диа- и видеофильмов;

- тематические вечера и досуги;

- творческая деятельность детей;

- составление рассказов детей по темам проекта.

- проведение месячников к знаменательным датам;

- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;

- организация различных выставок;

- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;

- проведение Дня открытых дверей;

- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Воспитатели, специалисты, родители

1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

2. Оценка эффективности реализации.

3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.

4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

План работы над проектом

Перечень запланированных мероприятий

ответственные

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме

Воспитатель по татарскому языку

Инструктор по физической культуре

Создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;

Инструктор по физической культуре

Воспитатель по татарскому языку

Беседа педагога с детьми старших групп

Воспитатель по татарскому языку

Инструктор по физической культуре

Знакомство с народным фольклором о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.) (РНК)

Специалисты и воспитатели групп

Выставка - презентация поделок руками русских мастеров и мастериц (платки, посуда, литье, оружие) РНК

Инструктор по физической культуре

Воспитатель по татарскому языку

- Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897 и от 17.05.2012 № 413 соответственно);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

  • Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
  • Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях;
  • Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;
  • Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;
  • Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
  • Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
  • Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

(Август 2014 г. – ноябрь 2014 г.)

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Разработать план мероприятий по реализации проекта.

Обновить предметно - развивающую среду в группах ДОУ.

Привлечь к реализации проекта социальных партнеров.

(Декабрь 2014 г. - февраль 2017 г.)

Внедрить перспективное планирование по гендерному воспитанию детей в условиях детского сада.

Контроль выполнения проекта.

(Март – май 2017 г.)

Оформить методические рекомендации по данной теме.

Создать презентацию реализованного проекта на уровне МБДОУ.

  • определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.
  • Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
  • Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в группе.
  • расширены представления об особенностях полоролевого развития детей;
  • разработаны комплексы дидактических игр;
  • разработаны консультации для родителей.

Гендерное воспитание в детском саду

Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте

Девочка и мальчик сидят на скамейке

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Мальчики и девочки в ряд

Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Детям читают книжку

Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе

К развивающему полю можно отнести:

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Интересно в игре отрабатывать простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Психологические аспекты гендерного воспитания

Нюансы воспитания мальчиков и девочек обусловлены особенностями их развития, рекомендации психолога помогут воспитателям и родителям. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

Таблица: психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики Девочки
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Методы формирования гендерной принадлежности у дошкольников

Решение задачи подразумевает выбор оптимальных педагогических методов.

Как подготовить занятие по гендерному воспитанию

Прежде чем проводить занятие по гендерному воспитанию с дошкольниками, нужно:

  1. Выбрать тему.
  2. Определить цель и методы, а также задачи.
  3. Составить конспект, где излагается краткое содержание занятия.

При помощи конспекта воспитатель формирует структуру всего занятия, определяет, сколько времени отвести на ту или иную смысловую часть. Обычно занятия по гендерному воспитанию ориентируются на временные рамки творческих занятий. По санитарным нормам они такие:

  • В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.
  • В средней группе уже 25–30 минут, с перерывом.
  • В старшей и подготовительной 30–35 минут почти как в школе.

Многие воспитатели уже разработали и внедрили в свою практику темы занятий по гендерному воспитанию, с ними можно ознакомиться в таблице. В составлении собственного конспекта воспитателю, в зависимости от выбранной темы занятия, нужно обдумать варианты формулировок цели занятия (развить у детей гендерные представления, знания детей о своей гендерной принадлежности и т. д.) и, в зависимости от этого, определить задачи, требующие решения методом занятия. В конспекте должны быть краткие описания используемых на занятии игр, упражнений, заданий по творческому труду, тексты загадок, стихов, считалок и т. п. Также воспитатель указывает, какое используется музыкальное сопровождение.

Читайте также: