Проект фитотерапия в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

2 Фитотерапия С древних времен наши предки использовали всевозможные растения для профилактики и лечения различных недугов.

3 Что такое фитотерапия Фитотерапия - это лечение при помощи лекарственных трав, так называемое траволечение, при котором прием внутрь настоев различных растений и трав, способствует очищению крови и внутренних органов от шлаков и токсинов, оказывает положительное действие на работу организма в целом, повышаются его защитные функции. При фитотерапии лечение травами не оказывает побочного влияния на организм, как это нередко случается при терапии химическими медицинскими препаратами. Принципы лечения фитотерапией 7 принципов лечения лекарственными растениями. Это этапность, системность, индивидуальность лечения, непрерывность терапии, временной принцип лечения, переход от простого к сложному, качество лекарственного сырья.

4 АКТУАЛЬНОСТЬ Последнее столетие отмечено значительным техническим прогрессом и одновременно значительным ухудшением экологической среды нашей планеты. Эти факторы оказали влияние на физическое и психическое здоровье всех людей, а особенно на детей дошкольного возраста. Практически здоровых детей в настоящее время почти нет. Альтернативой в данном случае выступает народная медицина, ее разделы по применению растений и их ароматов для профилактики различных заболеваний. С этого года в практику нашей работы было введено систематическое употребление травяных отваров и настоев, а также вдыхание ароматов растений.

5 Цель проекта: формирование у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни. Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям. развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

6 Участники проекта Методическая служба - оказывает методическую помощь в работе над проектом. осуществляет взаимосвязь и взаимодействие всех участников проекта. ДЕТИ -Участвуют в разных видах деятельности: познавательной, игровой, практической. Родители -участвуют в совместной деятельности; - делятся опытом с другими. Педагог и мл.воспитатель -осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме. -организуют деятельность детей и родителей. Медицинские работники -оказывают помощь в организации оздоровительных процедур детям. -дают консультации для родителей.

7 Подготовительный этап. 1. Анкетирование родителей. 2. Работа со специалистами по реализации проекта 3.Сбор материала о лекарственных растениях приобретение лекарственных трав. Основной этап. Состоит из 2 частей. Теоретическая часть: 1. Изучение лекарственных растений, их лечебных свойств. 2. Посещение библиотеки. 3. Чтение худ. лит-ры, стихов, загадок, пословиц, поговорок. 4. Все виды игр. 5. Продуктивная деятельность.

9 Реализация фитомероприятий в условиях детского сада Просветительская работа. Консультации специалистов. Приём фитонапитков. Ароматерапия. Оценка эффективности.

10 Рецепты фитотерапии для детей Целебный чай: 1 чайная ложка липового цвета, 1 чайная ложка цветков бузины, 1 стакан воды. Чай оказывает отхаркивающее и потогонное действие, хорошо очищает верхние дыхательные пути. От кашля: - Взять две чайных ложки травы девясила, заварить кипятком(200 мл), настоять в термосе. - Корень солодки 10 грамм, залить одним стаканом кипятка, кипятить на водяной бане в течение 20 минут.

11 Рецепты фитотерапии для детей Витаминные сборы. Плодов шиповника и плодов черной смородины по 25 г. 2 чайных ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 1 час. Пить по 1/4 – 1/2 стакана 3-4 раза в день. Плодов шиповника и ягод брусники по 25 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 10 минут на слабом огне, затем 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укупорив. Процедить и пить по полстакана 2-3 раза в день. Грудные сборы Травы душицы 10 г., листьев мать-и-мачеха и корня алтея по 20 г.. 2 чайных ложки смеси залить стаканом кипятка, настоять минут, процедить и пить теплым по полстакана 3-4 раза в день (как отхаркивающие). Листьев мать-и-мачеха 40 г., листьев подорожника и корня солодки по 30 г. 1 столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 15 минут, процедить и пить по полстакана через 3 часа.

12 АроматерапияАроматерапия Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы в виде эфирных масел различных растений. Эфирные масла применяются не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь, но и в качестве профилактического средства от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет защитные функции организма, способствует, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой. Благодаря своим компонентам эфирные маслаобладаютуникальнымибиологическимисвойствами:противовоспалительным, антисептическим, антивирусным, иммуномоделирующим, бактерицидным. Особенно ароматы созвучны миру ребенка. Дети наделены удивительной способностью чувствовать и безошибочно выбирать целебный для себя запах. Ароматы обогащают детство радостью, восторгом, блаженством. Многие сейчас знают, что для полноценного развития ребенка его восприятие необходимо насыщать яркими зрительными образами, разнообразными звуками, тактильными ощущениями. Но также важно дать ему возможность ощутить многообразие запахов, что заложит основу психологического здоровья и богатства его личности.

13 Рецепты ароматерапии для детей Смесь для поднятия настроения: масло апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли. Антипростудная смесь:масло ромашки - 1 капля, масло мандарина - 2 капли, масло чайного дерева - 2 капли, масло тимьяна (чабреца) - 1 капля. Детские праздничные смеси: Лимон - 3 капли, апельсин - 2 капли, ромашка - 2 капли. Лаванда - 2 капли, корица - 2 капли, роза - 3 капли. Мандарин - 3 капли, лимон - 3 капли. о апельсина - 2 капли, масло иланг-иланга - 2 капли. Озноб, жар: Эвкалипт 2 капли + лаванда 2 капли + чайное дерево 1 капля растворить в 1 десертной ложке растительного масла. Смазывать область шеи, миндалин.

Автор: Колотухина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Использование фитотерапии в оздоровлении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

проекта:
развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством фитотерапии. Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.
Цель и задачи работы над проектом для воспитателя:
Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний. Задача: способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать в своей деятельности.
2. Задачи проекта.

- формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, их ценности для здоровья. - познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть; - помочь узнать правила правильного заваривания чая; познакомить детей с традициями чаепития; - дать детям доступные возрасту знания о значении употребления чая для сбережения здоровья человека;
-
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. - Профилактические: пить травяной чай в повседневной жизни. - Включить родителей в процесс воспитания дошкольников.
3.Актуальность проекта.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в системе общественного дошкольного образования. И поэтому актуальным является
содействие пониманию детьми необходимости беречь свое здоровье в

наше время
. И проблема профилактики здоровья детей на современном этапе является одной из самых актуальных. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Одна из главных задач МАДОУ сегодня –
помочь детям осознать ценность здоровья и значение

современного

сформировать

о т в е т с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

с о б с т в е н н ом у

человека.
Проблемный вопрос:Как сохранить свое здоровье? Как чай может выручить человека? Какой чай целебнее? Какие полезные вещества содержит травяной чай? Проблема в том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников, имеющих отклонения в здоровье. Ключ к решению – фитотерапия. Потребность в формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью, посредством фитотерапии и представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, имеют недостаточно знаний о лечебном чае и традициях чаепития, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не знают, что простые травы на нашем участке могут помочь их здоровью. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью посредством травяного чая и воспитать интерес к русским традициям чаепития. Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Чае, отсутствует система по ознакомлению с фитотерапией в детском саду. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Проблема, сформированная детьми и воспитателем: мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях и рецептах, изготовленных из них. Научиться правильно заваривать чай и пить в профилактических целях

воспитателей

младших воспитателей.
Цель: познакомить, что сухой чай в бутоне в воде увеличивается и тонет.
- Цветы лотоса и лилии.

Посуда, Самовар, Чайник, Шиповник, Цветок, Вместе по лесу идём и т.д.

Ф е д о с ь е
М а т р е н а п р и ш л а , ( ш а г а е м н а м е с т е ) К ч а ю п р и ш л а , ( р у к и в с т о р о н ы н а п о я с ) Л и м о н п р и н е с л а . ( Х л о п о к п е р е д г р у д ь ю ) – П е й т е , М а т р е н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С л и м о н ч и к о м , ( п р и с е л и ) П е й т е , Л и м о н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С м а т р е н ч и к о м ! . . ( п р и с е л и ) А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо) И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо) А Ф е д о с ь я р а с т е р я л а с ь ( п р и с е л и ) И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой
Я

ч а й н и к

в о р ч у н
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.) Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево- в п р а в о . ) Я ч а й к и п я ч у, к л о к о ч у и к р и ч у : ( Х л о п а е м в л а д о ш и . ) — Эй, люди, я с вами почайничать хочу (Прыжки на месте.) Лепестки Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.) Р а с п у с т и л и л е п е с т к и . В д р у г п о в е я л в е т е р о к — ( Л е г к и й б е г . ) З а к р у ж и л с я л е п е с т о к . Ветерок их оторвет.И, на землю вновь вернет. (Присели)
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос (Сделать большой круг) Он посуду нам принес.
Самовар
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай – вода вскипела! Чайник Чайник на плите стоял, (Вдох.)
Через носик пар пускал: (Выдох.)
Шиповник
Вот шиповника цветы (разводит руками в стороны), Просто чудо красоты! (наклон туловища влево - вправо), Яркие, пахучие. (вдох - выдох), Ай-ай-ай! Колючие! (двигает головой в разные стороны).
Черника
А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а , З е м л я н и к а , г о л у б и к а . Ч т о б ы я г о д у с о р в а т ь , Н а д о г л у б ж е п р и с е д а т ь . ( П р и с е д а н и я . ) Н а г у л я л с я я в л е с у . Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В м е с т е

Исполнители

проекта:
воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, младшие воспитатели, родители.
11.Презентация проекта

свою чашку с блюдцем;
 передадите свою чашку без блюдца, когда всем нальют по 1-ой чашке чая. 3. Пирог, который xозяйка испекла, вам не понравился. Как вы поступите?  скажете об этом xозяйке;  будете морщиться, но есть, не привлекая внимания; 
оставите недоеденный кусочек пирога на тарелке.
4. В гостяx вас угостили кушаньем, которое вы никогда не ели. Как вы поступите?  спросите у соседа, может он знает, как это едят; 
посмотрите, как будет есть xозяин дома (или xозяйка);
 станете есть так, как считаете нужным. 5. Вам предложили кушанье, которое вы не любите. Как вы поступите?  возьмете и съедите, чтобы не обидеть xозяев; 
вежливо откажетесь;
 скажете, что "эту гадость вы не едите". 6. Сев за стол, как вы поступите с матерчатой салфеткой?  повяжете вокруг шеи;  заткнете кончик салфетки за воротник;  оставите на столе; 
положите на колени.
7. Вам налили очень горячий чай. Как вы поступите?  нальете в блюдечко;  подуете на горячий чай;  будете пить чайной ложкой; 
подождете, пока чай немного остынет.

Анкета для родителей

"
Чай, чай - выручай
"
• Что такое чай? Из какой страны попал чай в Россию? ___________________________________________________________________ ___________________________ • Как раньше называли чай в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Родина чая? Сколько типов и видов чая вы знаете? Назовите их. ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Из каких растений, цветов можно заваривать чай? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы способы заваривания чая? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Какой чай лучше: с добавками или без добавок? Какой чай целебнее? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В какое время суток лучше пить чай и почему? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Где и когда зародился обычай чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы нормы этикета чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Без чего трудно представить чаепитие в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каково действие чая на организм человека? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В борьбе, с какими болезнями помогает чай? Какие растения лечат? ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ • Назовите пословицы о чае.
___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ Спасибо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276012/img0.jpg

Экологический проект

Познавательный для детей

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.

Организационныйэтап. 1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подбор методической и художественной литературы.

3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление пособий.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка бесед, викторины.

7.Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

- Заучивание загадок и стихов о растениях

Игровая деятельность

Поисково – исследовательская деятельность

Работа с родителями

5. Экскурсия в аптеку.

6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. “Цветы – какие они”. Т.А. Шорыгина.

2. “Как знакомить дошкольников с природой”. П.Г.Саморугова.

3. “Лекарственные растения”. С.Е. Землинский.

4. “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.

5. “Травянистые растения”. Е.Я. Люкшенкова.

6. “Зеленые странички”. А. Плешаков.

7. “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.

8. “Все обо всем.” Энциклопедия. Растения.

9. “Лесная аптека”. З.В. Коробцова.

10. “Красная книга”. Учебное пособие.

Обобщающий этап.

4. Консультации для родителей

6. Загадки о лекарственных растениях

Результаты реализации проекта:

- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались знания о лекарственных растениях.

- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Цели: 1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения для здоровья.

Воспитатель: Луг всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь на луг в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать по лугу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время года - это источник радости и здоровья.

- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему? - Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок, -

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче. - Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды! Летом созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать). Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком. (Е. Трутнева).

Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде. Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витаминаС содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной. О лекарственных растениях можно рассказывать очень долго, ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.

Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).

Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).

Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно называется?(Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих местах нашего города.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Дождик, дождик, веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Воспитатель предлагает поиграть в больницу.

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки. 2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Подведение итогов занятия.

Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки;

Одуванчик – листья, корень;

Календула – цветы и семена;

Зверобой – цветы, листья;

Пастушья сумка – цветы;

Лопух – листья и корни.

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Приложение 5: Загадки о лекарственных растениях.

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Спрячу-ка в карманчик

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Проблема: не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому я решила углубленно изучить с детьми этот вопрос

Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем вид, ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

3. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.

Участники проекта :

• -дети старшей группы (5-6 лет,

дети должны знать:

• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;

лекарственных растениях;

• Значение лекарственных

растений в жизни человека.

Дети должны уметь:

• отличать лекарственные растения от других видов;

• - соблюдать правила поведения в природе;

• - проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;

• - элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями;

Содержание проекта :

I этап (подготовительный)

1. Подбор литературы: методической, детской.

2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Определение тематики бесед с детьми:

5. Определение тематики проблемных вопросов:

6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

8. Подбор оборудования.

9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях.

II этап (практический)

Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.

2. Дидактическая игра

Цель: закрепить знания детей о

ядовитых и лекарственных растениях.

Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

Цель: обогащать знания детей о мире лекарственныз растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

6. Экскурсия по территории детского сада.

Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения.

Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.

10. Дидактическая игра

Цель: учить детей отличать

и классифицировать растения.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.

Цель: учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.

4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)

Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.

Итоги проекта :

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.


Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: сформировать представления детей о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

− уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

− наблюдать за объектами природы, показывать их разнообразие и множество;

− обучать правилам поведения в окружающем мире;

− формировать человека, который на первое место ставит охрану жизни и среды обитания.

Подготовительный этап:

− составление перспективного плана мероприятий по теме;

− подбор методической и художественной литературы;

− создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;

− работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

− разработка бесед, викторины.

Познавательная деятельность

Жалобная книга природы (жалоба лекарственных растений)

Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты

Целебный отвар. Рассказать детям о целебных свойствах календулы

Экскурсия в уголок лекарственных растений

Продуктивная деятельность

Сбор листьев мать-и-мачехи

Заготовка корней девясила

Заготовка листьев подорожника

Сбор цветков календулы

Художественно-речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Заучивание загадок и стихов о растениях

Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями

Игровая деятельность

Поисково-исследовательская деятельность

Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных.

Посев семян на грядке, наблюдение за ростом растений и уход за ними

Наблюдения в уголке лекарственных растений

Работа сдетьми.

Работа сродителями.

Презентация проекта.

Результаты реализации проекта:

− осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;

− у детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе;

− сформировались знания о лекарственных растениях;

− обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания

  1. Комарова Т. С. Детское творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, 2005. № 2.
  2. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Воспитание дошкольников, 2000. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): растение, экологическое воспитание, выставка рисунков, здоровье человека, окружающая среда, подготовительный этап, природа, ребенок, рисование, родитель.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры дошкольников через.

Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное

Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе.

 творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы. Подпишитесь на нашу рассылку

Формирование экологических представлений детей старшего.

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Система сотрудничества педагогического коллектива.

природа, экологическое образование, ребенок, детский сад, окружающая среда, неживая природа, мир природы, дошкольный возраст, окружающий мир, Экологическое воспитание.

Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада.

воспитание, окружающая среда, дошкольник, экологическое воспитание, природа.

экологическое воспитание, природа, экологическая культура, экологическое образование, ребенок, николаев, концепция, дошкольное воспитание, педагогический процесс, дошкольный.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников.

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Формирование экологической культуры дошкольников через.

Воспитание основ экологической культуры старших.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое

ребенок, экологическое воспитание, детский сад, совместная деятельность, уголок природы, растение, природа, экологическое.

Формирование экологической культуры и эстетического.

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической.

Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.

Читайте также: