Проект эколого психологического тренинга в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность: 2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой . В этом случае у детей формируются не только экологические знания , но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям.

В этом случае проблема разрешения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая. В центре ее лежит коррекция субъективного (личностного, эмоционального) отношения к природе.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе. Тренинг, как форма работы, предназначен для взрослых и детей старше 10 лет, однако элементы тренинга могут быть использованы и в более раннем возрасте, особенно при работе с семьями.

Цель: Актуализация понимания тесной взаимосвязи человека и природы.

Задачи тренинга:

Познакомить педагогов с понятием эколого-психологического тренинга как направления экологического просвещения педагогов и родителей, с методами, применяемыми в данном направлении работы;

Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами;

Формирование установки на соблюдение чистоты в природе и многоразовом использовании отслуживших свое первичное предназначение предметов;

Актуализация навыков умения совместной креативной работы, выдвижения идей; развитие воображения и навыков фантазирования;

Снятие психоэмоционального напряжения с использованием в работе природных материалов; закрепление стремления беречь и любить природу;

Воспитывать чувство близости и неразрывной связанности человека и природы.

Объект: педагоги-психологи дошкольных учреждений г.о.Краснознаменск.

Формы и методы работы: социально-экологический тренинг. В ходе тренинга используются приемы арт-терапии, песочной терапии, техники визуализации и идентификации, мозговой штурм.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по данному вопросу, б) расширение репертуара методов и приемов работы педагогов по экологическому воспитанию, в) закрепление у педагогов интереса и положительного настроя на работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Продолжительность семинара: 50-60 минут

Ход тренинга:

Основная часть. (30 минут)

А) Теоретический блок. Ознакомление педагогов с понятием Эколого-психологический тренинг, его методами. (5 минут)

Содержание тренинга.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой . В этом случае у детей формируются не только экологические знания , но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям. Методом экологического воспитания в этом случае может являться эколого-психологический тренинг.

Основная часть. Теоретический блок.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе .

Система тренинга построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Большинство упражнений не требует специального технического оборудования и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях.

В коррекции субъективного отношения к природе используются такие методы:

Метод экологических ассоциаций (от лат .- соединение) – установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни.

Метод экологической лабилизации (от лат. – неустойчивый) - такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц.- представительство) – актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

Метод экологической идентификации (от лат.- отождествлять) - постановка личностью себя на место того или иного природного объекта, погружение в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

Метод экологической эмпатии – (от греч. - сопереживание) - сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.

Метод экологической экспектаций (от англ. – ожидание) - актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод ритуализации экологической деятельности - организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы - актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов, проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т.е. деятельного участия в жизненной ситуации природных объектов.

Представьте себе, что вы выиграли в лотерею путевку на отдых на острове в Тихом океане. Вас ожидают белоснежные пляжи, жаркое солнце, соленый запах моря, крики чаек, спокойный отдых. Вы собрались в отпуск и купили билет на самолет. Пройдя все таможенные испытания и оставив позади аэропорт города Москвы, вы наконец оказались в кресле самолета. Ваше место рядом с иллюминатором. Полет предстоит долгий, но вы от волнения или от любопытства наблюдаете пейзажи, проплывающие за иллюминатором.

Перед вами проплывают поля (видеопрезентация, слайды 2-31) - темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые, похожие на лоскутные одеяла; высятся мощные горы – одинокие и целые горные массивы, также можно наблюдать реки – большие и маленькие – и озера, моря и океаны. Полет достаточно длительный, поэтому вы можете наблюдать и рассвет, и закат, а также просто облака и чудесное небо самых разнообразных окрасок.

И вот сидя в кресле самолеты вы задумались, а каким бы природным объектом или явлением вы могли бы быть, какое из них наиболее точно передает ваш характер, ваши жизненные приоритеты. Представьте себе это (объект или явление), возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте. (звучит музыка природы, на рисунок дается 5 минут). А теперь давайте представимся, познакомимся друг с другом как с природными объектами (явлениями). Расскажите, кто вы и почему? Так много разнообразных природных явлений, каждый человек может найти что-то свое.

Вот мы с вами и познакомились поближе. Но что это? (слайд 32) Самолет попал в зону турбулентности, нас ожидает трудная посадка на воду, потому что мы с вами находимся посреди Тихого океана. К сожалению, во время посадки самолет получил серьезные повреждения и развалился, но мы все живы, в спасательных жилетах нам удалось доплыть до небольшого тропического островка. Мы твердо уверены, что нас скоро спасут, так как пилот успел передать сигнал SOS и наши координаты, но какое-то время нам все же придется пожить на этом самом острове. (слайд 33)

Посмотрите, какие мы молодцы! Мы очистили море от мусора и приобрели целую кучу предметов, которые могут нам пригодится. У меня в коробочке есть несколько предметов, я предлагаю вам выбрать каждому по одному. (В коробочке находятся 2 камушка, 2 веточки, 2 ракушки, 2 орешка). А теперь разобьёмся парами (по принципу одинаково вытянутых предметов), вместе со своим мусором и в парах постараемся придумать, каким же образом можно использовать то, что вы насобирали из моря. Постарайтесь придумать как можно больше вариантов использования этих вещей, так как вы не знаете сколько времени вам придется провести на острове. У вас есть листы и карандаши. (Звучит шум моря, на выполнение упражнения дается 5 минут). А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. В обычных условиях это обычный мусор, но сколько же можно придумать идей, как его еще использовать!

Несколько дней на острове нам надо чем-то питаться. На острове много растений, но какие же из них можно есть? Благодаря чьим-то заботам возле многих растений есть таблички с названиями. Посмотрите, что удалось найти. Как вы думаете, что из этого можно употреблять в пищу, а что категорически нельзя? Вам предстоит коллективно решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть все позиции названий растений в списке и единогласным решением выбрать, что можно есть, а что нельзя. (Коллективное обсуждение).

Что ж, как выжить несколько дней на острове мы с вами придумали. Но нам надо придумать еще и способ, каким мы с вами сможем подать сигнал о нашем местонахождении проплывающим кораблям. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб нас услышали. Мы будем с вами повторять за мной хлопки, сначала тихо, затем громче и еще громче. Чтоб нас наверняка заметили, мы должны действовать дружно и слаженно. Начали! (хлопки от тихого к громкому)

Ура! Нас заметили! (слайд 34). К нам приближается корабль. И скоро, совсем скоро мы покинем этот остров. И нам немного грустно, так как несмотря на определенные обстоятельства, нам было хорошо на этом маленьком приветливом острове, мы успели к нему немного привязаться. В нашей душе и в нашем сердце останется приятное воспоминание о нем. Поэтому мы свами сейчас сидим на пляже, перебираем песок руками. И очень хочется оставить острову частичку себя. Давайте постараемся передать острову частичку себя через картину, используя песок и природные материалы. (Звучит шум моря, на упражнение дается 5 минут, хотя время четко не регламентируется).

Заключение. Ну вот и подошло к концу наше путешествие на остров Робинзонов (слайд 35) – так называлась наша игра. Как вам понравилось в нашем путешествии? Совпали ли ваши ожидания относительно тренинга? И если совпали, то я порошу вас забрать свой листик с дерева ожиданий.

В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения — важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях, существующих в природе, и способов взаимодействия с природой. Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов.

Эколого-психологический тренинг — одна из форм экологического образования. Он способствует решению следующих задач:

1) расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;

2) развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания;

3) формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматического отношения к природе;

4) обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг проводится воспитателем или психологом в группе, на участке детского сада, в комнате природы, зимнем саду или в другом помещении, в котором располагаются объекты природы. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания упражнений. Длительность тренинга — от 20 до 30 минут, что определяется сложностью упражнений и видами деятельности детей в них. Эколого-психологический тренинг проводится с подгруппой детей (5—7 человек) в свободное от занятий время 1—2 раза в неделю.

Первая группа упражнений направлена на расширение опыта взаимодействия с природой.

Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал и оборудование: на каждого ребенка комплект из 10 карточек размером 5x10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей; мелкие камешки, наклеенные на картон.

Рекомендации к проведению упражнения.

Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т. д. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточке. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.

Цель. Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулирование чувства эмпатии. Развитие воображения.

Время проведения — 20 минут.

Рекомендации к проведению упражнения.

Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Время проведения — 20 минут.

Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами, картинки с изображением поля, луга, леса, реки.

Рекомендации к проведению упражнения.

Вторая группа упражнений направлена на развитие экологической эмпатии.

Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.

Рекомендации к проведению упражнения.

Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особо следует остановиться на тех признаках, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Цель. Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его образ в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой, но только незнакомой детям.

Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами осеннего участка, например скамейки и лужи, капельки и дерева, листочка и ветра.

Наиболее сложный вариант упражнения: дети «оживляют* картину осеннего участка во время дождя.

Третья группа упражнений эколого-психологического тренинга направлена на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства. Вот некоторые упражнения из этой группы.

Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку отдать карточки, где правила природы нарушаются).

Цель. Коррекция способов взаимодействия с природными объектами.

Материал и оборудование: коробки, пакеты, флаконы, другие предметы, старые вещи, вышедшие из употребления.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается выбрать какой-либо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предложить исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где может быть применен.

На следующих этапах тренинга предложите детям выполнить художественную аппликацию, используя различные материалы: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, различные упаковки из-под лекарства.

Более сложное задание — выпуск экологического плаката.

Эколого-психологический тренинг — эффективная форма экологического образования детей дошкольного возраста, и она должна занять достойное место в практике работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

для детей старшего и подготовительного возраста

Педагог-психолог МБДОУ №34

(знакомство с природой и природными явлениями, развитие перцептивных навыков)

Основной целью любых экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению.

На основе психолого-педагогических принципов и методов развития и коррекции субъективного отношения к природе учеными разработана модель эколого-психологического тренинга.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе.

Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

расширение индивидуального экологического пространства, формирование у ребенка способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;

формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

коррекцию и формирование целей взаимодействия человека с природными объектами.

Цель программы — воспитание у дошкольников:

согласия с самим собой, людьми и природой

ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

Задачи программы:

привитие участникам тренинга осознания себя как части природы, наделенной разумом и ответственностью за мир;

формирование у дошкольников отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания;

развитие эмпатического восприятия себя, других людей, животных и растений;

развитие эмоционально-чувственной сферы психики, приобретение навыков работы в группе, успешного общения и умения решать задачи совместно.

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Экологическое воспитание – сейчас особо актуально и важно. Дошкольники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе.

К чему все это привело, известно.

Однако не стоит так сразу на ребенка обрушивать такое количество запретов, в ответ можно получить лишь протест и обратное действие.

Экологические законы стоит преподносить так, чтобы ребенок сам сформулировал этот протест, лишь, таким образом, он прочувствует, зачем это нужно делать, либо не делать.

1. Ломать ветви деревьев и кустарников.

2. Срывать цветы, ведь именно по этой причине (желание собрать красивый полевой букет) исчезло большое количество лекарственных растений.

3. Мусорить на улице, как и в городской обстановке, так и в поле и лесу и других природных зонах, и многие другие запреты.

Цель занятия: развитие эмпатии к объектам окружающей природы, умение сотрудничать, для достижения общих целей.

1. Упражнение "Поздороваемся"

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать разви тию экологической эмпатии.

Рекомендации к проведению упражнения.

Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то,

" Что рвала я твою грудушку

Сохою острою, разрывчатой,

Что не катом укатывала,

Не гребешком чесывала,

Рвала грудушку боронушкой тяжелою

Со железными зубьями ржавыми. "

Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.

Цель упражнения — усиление доминантности отношения к природе, сосредоточение внимания.

Анализ: Группа рассказывает, какие сложности возникли в ходе упражнения?

Упражнение рассчитано на 15 минут.

3. Упражнение "Волшебные дощечки"

Цель упражнения – расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.

Рекомендации к проведению упражнения:

Детям раздается комплект карточек и предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточке. Подобные упражнения проводятся и последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.

Цель упражнения — выявить настроение участников группы, развитие воображения.

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 20 минут.

Основные цели: расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Материалы и подготовка: Кусочки коры разных деревьев, бумага, карандаши, краски.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно осматривать, ощупывать, нюхать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

После этого каждый в кругу рассказывает о своих ощущениях.

Ориентировочное время: 30 минут.

Цель упражнения — узнать, изменилось ли настроение участников группы после тренинга.

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 15 минут.

1. Упражнение "Забавные танцы"

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок по казывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упраж нение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Цели упражнения: закрепление положительного эмоционального отношения к природе.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: ручные животные — кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше — квакши, жабы), из змей — ужи или полозы.

Процедура. Контакты участников с животными целесообразно организовывать на каждом занятии. Если игры проводятся на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.

Вначале следует предлагать группе контакты с теми животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка.

Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить ручную белую крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.

Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных.

Примечание. Тактильные контакты с животными очень ответственный этап занятий. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.

Цель упражнения – коррекция нервно-эмоционального состояния.

Примечание: упражнение следует делать по медленную и спокойную музыку.

1. Упражнение "Экологический пост"

Цель. Экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой. Рекомендация к проведению упражнения.

Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.

Цели упражнения: развитие способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Процедура. Участники окружают дерево, держась за руки. Сжимают круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимают, изо всех сил стараются поднять дерево.

У кого больше сил, у нас или у дерева?

Откуда оно берёт эти силы?

Теперь можно нежно обнять дерево и потереться о него щекой. У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево.

Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами?

Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени.

Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою.

хорошая почва (4)

солнечный свет (4)

теплые весенние дни (4)

голодный олень (2)

Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для пpоpастания (вода, солнечный свет, хорошая почва и теплые весенние дни). Объясните, что большая часть семян так никогда и не пpоpастет, потому что попадет в такие места, где нет вышеперечисленных условий. Даже если семечко попадет в такое место, где оно сможет взойти, пpоpосток может очень быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие животные, пробегая, могут сломать его и т.д.

Отведите детей на большой открытый участок: это может быть большая комната или площадка на улице. Обозначьте 4 базы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. (Если вы играете в комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем предложите каждому ребенку вытащить из шапки листок бумаги с обозначением роли, которую он будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили свои роли в секрете и отдали вам листочки, чтобы вы могли использовать их еще раз.

4. Упражнение "Лесовичок"

Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Рассказ воспитателя: "Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются.

Цель: развитие у детей тактильных ощущений.

Материалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.

Нажмите, чтобы узнать подробности



ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР – ТРЕНИНГОВ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Материал: изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант - гусеницы).

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.


Материал: эмблемы с контурным изображением божьих коровок.


Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Материал: разнообразный природный материал:

семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.;

небольшие банки или коробки (для каждого участника);

Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: дощечки 5*10см по 10 штук на ребенка. С одной стороны на них наклеены стебли растений разной толщины, листья, кора деревьев, семена растений, мелкие камешки, рыбная чешуя и т.д.

Проведение упражнения: Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т.д. Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Обследовать карточку с закрытыми глазами, рассказать о своих ощущениях. Придумать название карточки, представить себя на том месте, где встречался этот материал и т.д.


Цель: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания.


Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: полотняные мешочки с разными видами трав, природным материалом, картинки с изображением поля, луга, леса.

Цель: расширение чувственного опыта детей, стимулировать проявление эмпатии, стремление представить образ в мимике, движениях, жесте.


Проведение упражнения: объяснить детям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках, и узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок показывает животное, а другие отгадывают, объясняя, почему они так решили. Воспитатель может дать дополнительную информацию о нем, стараясь поддержать интересы детей, вызвать удивление.

Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Материал: магнитофон, запись звуков природы.


Проведение упражнения: Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.

Проведение упражнения: Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы. Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.


Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Проведение упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.


Проведение упражнения: Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, между скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Проведение упражнения: Рассказ воспитателя: Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".


Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в ВеселогоЛесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).

Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.

Материал: мелки.

Проведение упражнения: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Материал: лейка.


Проведение упражнения: Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции.

Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.


Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

Проведение упражнения: Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.


Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Проведение упражнения: Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.


Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.


Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.

Читайте также: