Проект дефектолога в детском саду для детей с нарушением зрения

Обновлено: 05.07.2024

  • Главная страница
  • Давайте знакомиться
  • Документы
  • Творчество детей
  • Мероприятия с детьми
  • Педагогическая копилка
  • Консультации тифлопедагога родителям
  • Советы логопеда
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Методическая литература
  • Карта блога

9 февраля 2014 г.

Содержание работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в детском саду для детей с нарушением зрения.


Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно -педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

Тифлопедагогическое обследование детей:
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится в начале и конце учебного года.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.
Проведение специальных коррекционных занятий.
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, уровня познавательной деятельности, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия.

Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке. Целью работы тифлопедагога является:
– формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях , а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога:
Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Ориентировка в пространстве;
- Социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов, а также формирование у детей неречевых средств общения.

Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение является необходимым фактором развития личности ребенка, подростка, взрослого человека. Поэтому при формировании способов неречевого общения (мимики и пантомимики) у детей с нарушением зрения важно установить, каким образом нарушение зрения влияет на их общение со сверстниками, взрослыми, предметным и животным миром.

Для слабовидящих детей зрение является основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

Современная практика работы с детьми требует от специалиста широкого профиля знаний технологий образования как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами в развитии. Сегодня педагогу предоставляются неограниченные возможности для самостоятельного творчества.

Степаненко Наталья Ивановна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Степаненко Наталья Ивановна

ребёнка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно как взрослый.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к театру, увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Основной идеей исследования является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству посредством театрализованной деятельности, особенностям проявлять творчество в различных видах деятельности.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

Степаненко Наталья Ивановна

Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

Принцип наглядности обучения. Я продумываю:

- дидактические цели исследования наглядности,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определённых видов наглядности,

- включение детей в анализ наблюдаемых объектов,

- соблюдение требований культуры показа и к оформлению

Принцип интегрированного подхода. Совместная работа с музыкальным работником, психологом, логопедом и воспитателем.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации.

Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

Степаненко Наталья Ивановна

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне – развитой творческой личности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

- использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

- развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Важнейшим в театрализованных играх, спектаклях является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Важно стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Для того, чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.

Уже с младшей группы малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, знакомятся с театральной куклой, встреча с ней помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радость.

В нашем детском саду есть куклы разных систем: би – ба – бо, марионетки, тростевые куклы, а также существует теневой театр, театр картинок, театр на ложках, пальчиковый театр, перчаточный

Степаненко Наталья Ивановна

театр. Существует театральный уголок, где помещаются куклы, постановочные декорации, реквизит и атрибуты.

Много было поставлено русских народных и башкирских сказок с непосредственным участием детей.

- познакомить детей с культурным наследием русского и башкирского народа;

- формировать у детей любовь к русскому и башкирскому фольклору, знакомить с культурой других стран;

- приобщать детей к экологической культуре, расширять и углублять их знания об окружающем мире.

Исследование театрализованного творчества позволяет:

- формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);

- прививать ребятам элементарную культуру поведения, расширять и углублять их знания об окружающем мире;

- формировать у детей представление о театре как об искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа;

- развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

- активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, её темп и выразительность;

- совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, беседа с детьми. Исходя из данных, анкетирования и собеседований составила перспективный план работы для каждой возрастной группы.

Степаненко Наталья Ивановна

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

- совершенствование артистических навыков детей;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

- учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.

В театрализованной деятельности пользуюсь такими средствами выразительности:

- во второй младшей группе формирую простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе обучаю элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);

- в старшей группе совершенствую образные исполнительские умения;

- в подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- упражнения по дикции;

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;

Степаненко Наталья Ивановна

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:

- костюмы и декорации;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;

Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:

постановка кукольных спектаклей;

Степаненко Наталья Ивановна

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической литературы, аудиокассет со сказками, различных видов театра.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности –

Степаненко Наталья Ивановна

пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

Дети стали больше проявлять участие в игре, активность и инициативность.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Появилось желание придумать, рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

Появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам диагностики ребёнка в начале года и диагностики к концу обучающего периода.

Три года назад в. – 19 %;

На данный период в. – 38 %

7. Я, как педагог, занимаясь по данной системе театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместного творчества.

Степаненко Наталья Ивановна

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005.

Вечканова И.Г. Тетрализованные игры в абилитации дошкольников. – СПб: Каро, 2006.

Рафикова В.М., Ермилова Е.Б. Использование развивающих игр и театрализованных представлений в развитии дошкольников и младших школьников. – Уфа, 2001.

Степаненко Наталья Ивановна

на целостное описание опыта работы учителя-дефектолога

муниципального дошкольного образовательного учреждения

Степаненко Натальи Ивановны

Степаненко Наталья Ивановна работает над проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру.

Практическая часть дает возможность проанализировать последовательность работы на основе полученных результатов обследования уровня развития творческих способностей дошкольников.

В приложении к докладу Натальей Ивановной представлены

Степаненко Наталья Ивановна

диагностические срезы, конспекты занятий, сценарии развлечений, консультации для родителей, фотографии, упражнения и этюды на развитие эмоций, жестов, пантомимических движений для дошкольников с нарушением зрения и т.д.

Совет педагогов высоко оценил теоретическое и практическое обоснование темы доклада Степаненко Натальи Ивановны и рекомендовал педагогам, родителям которые заинтересованы в воспитании творческих способностей у своих детей.

Старший воспитатель:______________________Л.А. Талалаева

Степаненко Наталья Ивановна

Приложение № 2 Работа с родителями

Приложение № 9 Театрализованная игра-занятие

(для детей 4 – 5 лет)

Приложение № 10 Музыкально-театрализованное представление

(для детей 6 – 7 лет)

Приложение № 11 Театрализованное представление

(для детей 5 – 7 лет)

Приложение № 12 Музыкально-игровое представление

(для детей 5 - 7 лет)

Приложение № 13 Кукольное представление

(для детей 4 – 6 лет)

Степаненко Наталья Ивановна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

«Театрализованные игры

как средство реализации

коррекционных задач у детей

3.Пересказ по иллюстрациям.

2. Имитация движений животных по сказке.

3. Пересказ по картинкам с использованием ковролина.

2. Плоскостной театр.

3. Имитация движений.

2. Пересказ с опорой на иллюстрации.

3. Заучивание отрывков.

4. Обыгрывание фрагментов.

2. Пересказ по иллюстрациям.

2. Пересказ по сюжетным картинкам.

3. Настольный театр.

2. Пересказ по иллюстрациям.

3. Частичная драматизация.

Степаненко Наталья Ивановна

Консультация для воспитателей

Степаненко Наталья Ивановна

Здравствуй, театр!

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему необходимо сформировать представление:

- о театре ( его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен театр, и т.д.);

- о специфике актерского искусства;

- о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.);

- об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль);

- о разных видах театрального искусства;

- о правилах поведения в театре.

Степаненко Наталья Ивановна

Решая задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно организовать экскурсию в театр, во время которой дети посещают зал для репетиций, гримерную, костюмерную, слушают рассказы работников театра, занятых в постановке спектакля о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела успех. Наблюдения за работой гримера, декоратора, костюмера и др., как показывает опыт, углубляет и активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Так дети узнают о том, чем заняты, что делают непосредственные участники театрального действия -(актеры, музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник, балетмейстер); кто обеспечивает все

Степаненко Наталья Ивановна

условия для ее осуществления - (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности, например: в игровой - (представляют себя художником, гримером, артистом, костюмером и т.д.)

Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет читать и писать, можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов, которое надо вспомнить, глядя на рисунки, и т.д. Использование загадок-головоломок помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей положительные эмоции.

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному (расширению представлений о театральном искусстве), эстетическому ( эмоциональное отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию.

Одно из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является коррекционно-педагогическая работа с воспитанниками с нарушениями зрения и речи, основанная на тесном сотрудничестве специалистов, в частности тифлопедагога и логопеда. В детском саду функционируют две коррекционные группы. Это старше-подготовительная к школе группа (14 воспитанников) и младше-средне (13 воспитанников). У детей разнообразные зрительные диагнозы: гиперметропия, миопия, астигматизм, амблиопия, косоглазие. Один ребёнок инвалид по зрению. Из общего количества детей 71%, нуждаются в коррекционной помощи логопеда.

Взаимодействие педагогов ДОУ основывается на следующих принципах:

  • Единство диагностики и коррекции развития с опорой на данные комплексного обследования специалистов;
  • Учёт возрастных особенностей и особенностей структуры нарушений зрения и речи;
  • Деятельный подход к развитию психических процессов и личности ребёнка в разных видах деятельности (предметная, игровая , конструктивная, изобразительная, трудовая);

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ поводится по следующим направлениям:

  1. Диагностическое направление. Это углубленное обследование детей в начале учебного года, которое устанавливает степень сложности дефектов. В конце учебного года проводится диагностика с целью усвоения воспитанниками пройденного материала. Диагностика проводится всеми специалистами. С результатами родителей знакомим индивидуально.
  2. Профилактическое направление, которое включает:
    1. Просвещение родителей, воспитателей, специалистов;
    2. Организация семинаров практикумов;
    3. Групповые и индивидуальные консультации;
    4. Родительские собрания;
    5. Педагогические совещания и советы;
    6. Размещение информации в родительских уголках;
    1. Организация индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий специалистами с детьми с ОВЗ;
    2. Организация комплексных и интегрированных занятий тифлопедагога и логопеда;
    3. Направление детей с ОВЗ к узким специалистам;
    4. Направление детей на ПМПК ;
    5. Консультирование педагогов и родителей по возникающим проблемам;
    6. Организация развивающей среды в кабинетах специалистов и в группах;
    7. Организация и работа в коррекционно-развивающих уголках групп;

    Воспитанники со зрительными патологиями часто имеют те или иные нарушения речи, которые объясняются недостатками зрительного восприятия. Нечёткость узнавания предметов, их форм, признаков, создают неблагоприятные условия для формирования речи. Трудности в соотнесении образа и слова затрудняют накопления словаря, формирование обобщающих понятий, что приводит к нарушению структурных компонентов языка. Кроме того, зрительный дефект значительно снижает двигательную активность, затрудняет ориентировку в пространстве. Все это сказывается на развитие познавательной деятельности детей и становление речи.

    Таким образом, коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения и речи требует взаимодействия тифлопедагога и логопеда.
    С чего же мы начинаем совместную коррекционную работу? Это, в первую очередь, углубленное обследование детей в начале учебного года, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений.

    Имея на руках данные медицинских диагнозов, объективные результаты обследования тифлопедагогом и логопедом в сентябре на ПМПк ДОУ, где присутствуют специалисты, врач-окулист, медсестра-ортоптистка, заведующая, намечаем основные направления коррекционной работы с детьми, пути их реализации.

    А это: медико-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с детьми в тесном контакте с родителями.

    Медицинско-восстановительную работу возглавляет врач-окулист и медсестра-ортоптистка.

    Врач дает рекомендации тифлопедагогу по организации рабочего места, по объему зрительной нагрузки, включая конкретные наглядные пособия с учетом зрительного диагноза каждого ребенка и др. Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога и логопеда проводится на основе единой адаптированной образовательной программы ДОУ, которая составляется к началу учебного года, где учитываются основные направления коррекционной работы:

    • Развитие зрительного восприятия;
    • Развитие осязания и мелкой моторики рук;
    • Формирование умений в ориентировке в пространстве;
    • Коррекция нарушения речи;
    • Развитие социально-бытовой ориентировки;

    Основной формой организации тифлопедагогического и логопедического процесса являются индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, которые чаще всего проводим в игровой форме в специально оборудованных кабинетах, где создали необходимую предметно-развивающую среду, а каждому ребенку обеспечиваем личностно-ориентированный подход.В практике своей работы также используем проведение комплексных и интегрированных занятий, которые проводим совместно. При этом каждый проводит свою часть занятия, а в это время другой оказывает помощь детям в выполнении заданий.

    При проведении занятий по дифференциации звуков логопед использует задачи на формирование ориентировки в пространстве. Например, при дифференциации звуков [ш], [с] дети выкладывают на листе бумаги картинки со звуком [ш] в правом верхнем углу, а со звуком [с] в левом нижнем углу листа.

    Согласно рекомендациям тифлопедагога дети объединены в подгруппы не только с учетом речевого развития, но и с учетом зрительного диагноза.

    1. Острота зрения детей. (Знакомит тифлопедагог 1 раз в месяц)
      От этого зависит прямым образом размер индивидуальных пособий
    2. Использование крупной демонстрационной наглядности ( 15- 25см);
    3. Использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации и рассматривании объектов.
    4. Преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зелёного цветов;
    5. Использование подставок, позволяющих рассматривать объекты, включая крутящиеся.

    Весь дидактический и наглядный материал, используемый нами на занятиях является предметным, из реального мира (свежие овощи, фрукты и т.д., а также муляжи, картинки). Цвета объектов подбираем яркие и красочные.

    Детям с диагнозом расходящегося косоглазия материал представляем в вертикальном изображении (на мольберте), а при сходящемся - в горизонтальном (на подставке).

    На всех занятиях обязательно включаем гимнастику для глаз для снятия зрительного напряжения.

    Это гимнастики со стихотворным, наглядным материалом, с использованием настенных тренажеров и ИКТ.

    В коррекционной работе большое внимание уделяем развитию моторики рук, которая сочетается с решением других коррекционных задач, например, таких как зрительное восприятие. Материалом для данного упражнения служат небольшие кольца пяти цветов. В упражнении детям предлагаем выполнить разные задания (надеть красное кольцо на большой палец). В зависимости от возраста детей варианты упражнения усложняются: вводится макет руки, набор других колец. (Cу-джок-массажор)

    Особое внимание в этом направлении уделяем и пальчиковой гимнастике. Своими руками был изготовлен стол для работы с песком. Мы пришли к выводу, что нашим детям лучше работать с манной крупой.

    Как уже было ранее сказано, что всю работу в соответствии с новыми требованиями в реализации ФГОС мы строим в тесном партнёрстве с родителями.

    Так как у наших детей нарушены зрение, а у многих и речь, то родители воспринимают это с большой тревогой, поэтому стараемся проявлять человеческое умение успокоить родителей, посочувствовать и вместе с тем практически помочь родителям, тем самым развить дух плодотворного сотрудничества.

    Любое, даже небольшое мероприятие тщательно готовим, будь то небольшая консультация или оформление ширмы, так как считаем, что главное в партнёрстве с родителями качество.

    Мы используем разнообразные формы работы:

    Выявив творческие способности каждого родителя мы привлекаем их к разнообразной практической помощи:

    • В проведении занятий и праздников
    • В организации и оформлении выставок, конкурсов

    По результатам анализа 2016-2017 учебного года можно отметить, что из 8 детей офтальмологической группы у 5 воспитанников речь полностью восстановилась, а у 3 воспитанников значительно улучшилась.

    Что касается детей с нарушением зрения, то можно сделать вывод, что из 10 выпускников у 6 детей полное выздоровление, у 3 детей значительное улучшение зрения, а у 1 ребёнка без изменения (инвалид по зрению).

    Таким образом, спецификой совместной коррекционной работы логопеда и тифлопедагога является использование вышеперечисленных приёмов и методов, с помощью которых осуществляется всестороннее развитие воспитанников с нарушениями зрения и речи.

    учитель - дефектолог высшей квалификационной категории

    Картотека дидактических игр

    разработанный в рамках детско-родительского проекта "Удивительный мир игры "









    Консультация для родителей: ЗАЧЕМ НУЖНА НАКЛЕЙКА?

    Окклюзия (закрывание, заклеивание одного из глаз) – это основной метод лечения понижения остроты зрения и косоглазия.

    Цель окклюзии при понижении остроты зрения – заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза.

    ПРАВИЛА РЕЖИМА НАКЛЕЙКИ устанавливает врач-офтальмолог и очень важно соблюдать их. Чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.

    Поэтому советуем Вам набраться терпения и мужества, так как чем качественнее ребёнок пользуется окклюзией, тем более эффективно он вылечивается от косметического дефекта.

    В период самоизоляции не забывайте о проведении зрительной гимнастики и

    соблюдение ношения акклюзии (наклейки) по назначению врача

    Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, нам стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.

    Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

    Каким детям показана гимнастика для глаз?

    Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Задача родителей – выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.

    Комплекс зрительной гимнастики для детей

    Какую простейшую гимнастику для глаз можно порекомендовать для детей, чтобы сберечь зрение? Предлагаем вам один из несложных комплексов упражнений.

    1. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

    2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

    3. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

    Польза данных упражнений гимнастики для глаз для детей будет ощутима только при систематическом их выполнении , то есть через 20 минут занятий для детей 3-5 лет и через 30 минут для детей 6-9 лет ежедневно.

    Читайте также: