Проект дары фребеля в доу

Обновлено: 07.07.2024

20 сентября 2018 Дыдалина Валентина Александровна, Яремчук Татьяна Игоревна, Губайдуллина Гузель Ильфатовна, Лебедева Людмила Викторовна.

Содержимое публикации

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему.

Фридрих Фрёбель известен, как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра.

Мы скатали, красивый снежок получился, показали друг другу. Что же дальше делать с ним? Что делают со снежками? Бросают! И мы бросаем друг в друга снежки, разговаривая с детьми, рассказывая стихи.

Но вот ребята устали, и устали снежки. Что же с ними делать? Надо их покачать. Ребята ложатся на ковёр, закрывают глазки, берут свой снежок и начинают его баюкать. При этом можно петь песенку, мурлыкать её себе. А могут надеть мячик на руку и раскачивать как маятник. Вот наш снежок успокоился, отдохнул и теперь мы можем устроить соревнование — поставить ведро и отойдя всего на 1 шажок, попытаться бросить туда наши снежки. Когда мы наберём полное ведро снежков, мы сможем построить из них целый город. Вот так шерстяные мячики выполняют роль заместителей предметов, позволяя развивать детей в игре. Тем самым мы снимаем лишнюю агрессию у детей, развиваем координацию движений, а дети играют. Происходит интеграция нескольких образовательных областей — социально — коммуникативной, физической, речевой.

Сделав комочки из условного снега, мы рассказываем детям, что снег состоит из снежинок, снежинки дружат, сцепляются между собой, становятся одним большим комком. Но что делать, если подул ветер и снежинки разлетелись и не могут найти друг друга? Чтобы защитить снежинку, нам нужно её оградить от ветра, и в этом нам помогут вот такие кирпичики (продолговатые блоки), они не имеют цвета, так как в этом возрасте очень важно, чтобы каждый предмет был заместителем, мог играть роль чего угодно. Важно, чтобы ребёнок закончил композицию и не оставил дырочку, что домик со всех сторон ровный. Как вариант можно организовать коллективную форму работы, ведь дети в этом возрасте ещё не умеют играть друг с другом, они играют рядом, поэтому для них важно научиться играть вместе. Мы обязательно должны попробовать, что получилось, улетит ли наша снежинка, наклоняемся и дуем. Вот таким образом проходят в этой возрастной группе все занятия, они могут соединятся со стихами, музыкой, песнями.

Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Для его обогащения необходим разнообразный дидактический материал.

Сейчас стало модным использовать в работе с детьми развивающие игры. Существуют разные развивающие программы. Но многие даже не задумывались над тем, что систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста разработал немецкий педагог Фридрих Фребель. Наверное, не многие знают, что именно Ф. Фребель рекомендовал во всей полноте использовать в работе с детьми природный материал: камешки, дощечки, воду и песок, плитки и опилки.

Начинали мы свою работу по использованию наследия Фребеля с 1 младшей группы. Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, который используют для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

Мячики можно изготовить из поролона, одев на цветную сетку, связанную крючком. Размер мячика по диаметру должен соответствовать детской ладошке, чтобы ребёнок мог хорошо обхватить мяч пальчиками. Набор состоит из 7 мячей (по цветам спектра).

Мячи могут быть использованы

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание)

Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

4. Знакомство с направлением движения: упражнения

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

5.Знакомство с окружающим:

6. Хороводы с использованием шерстяных мячиков

Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978.

Создание условий для дополнительного образования.

Объекты программы

 Семьи детей, посещающих детский сад.

 Педагогический персонал детского сада.

 Игровой метод (дидактические игры).

 Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

 Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

Памятка для родителей

По сенсорному развитию детей 2-4 лет .

1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность . Создавайте условия для реализации его замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Цель: Развитие двигательной активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, мелкой моторики, ловкости.

Оттолкни и поймай

Для игры нужен: шерстяной мяч.

Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.

Докати мяч до стены

Для игры нужны: скамейка или стул, мяч.

Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.

Скати с горки

Цель: Совершенствовать умение действовать с различными предметами, в том числе и с вязаными мячиками: прокатывать, ловить.

Для игры нужны: горка и мяч (или шар).

Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мячик

Попади в ворота.

Цель: развитие координации движений, двигательной активности, развитие глазомера, мелкой моторики, учить детей оценивать расстояние между предметами.

Прокати в ворота

Цель: Развитие двигательной активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, мелкой моторики, ловкости.

Для игры нужны: ворота и мяч из набора №1

Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем до- 1 бежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.

Подбрось, поймай, упасть не давай

Цель: Развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики.

Для игры нужен: мячик из набора №1

Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

Цель: Развивать координацию движений при метании, глазомер, ловкость.

Для игры нужны: вязаные мячики из набора №1

На уровне глаз ребёнка подвесить вязаный мяч, встать с малышом на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой вязаный мячик в подвешенную цель.

Попади в комара набор №1

Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 м, и мячики (2—3 штуки).

Ребёнок берёт несколько мячиков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.

Цель: Развитие интереса к совместным играм со сверстниками. Формирование позитивных установок.

Дети встают по кругу, передают друг другу

Вязаный мячик из набора № 1, перекатывая его

из ладошек, сложенных чашечкой в ладошки

следующему игроку. Вместе с мячиком нужно

ронять его нельзя. Ребенок, кинувший мяч или

уронивший его выбывает из игры.

(для более старших детей возможны модификации –

Забрось в корзину

Цель: Развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании.

Для игры нужны: корзина и мячик.

Взрослый предлагает малышу забросить в корзину (диаметром 1 м), находящуюся на расстоянии 1,5 м

Содержание работы:

развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.

Модификации игры:

В возрасте 3 года: предметы сначала демонстрируются ребенку, затем ребенок ищет и называет предмет до того, как он появится из мешка.

Дети осуществляют поиск предмета в мешке после демонстрации аналогичного.

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи.

Младший возраст

Игра: "Спой, как я"

Цель: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра "Назови ласково"

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

Игра "Кто как кричит?"

Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.

Игра: "Один-много"

Цель: учить правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами), учить детей группировать предметы по цвету, закреплять понятия один-много.

Описание: взрослый передает вязаный мячик одному из детей и спрашивает- какого цвета мячик?, далее предлагает продолжить фразу: "У меня один мяч, а у тебя много (чего?) - мячей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Цель: Развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Описание: взрослый показывает ребенку три "домика", построенных из LEGO-конструктора, предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему

Цель: Игра направлена на развитие внимания и, в дальнейшем, на изучение правила дорожного движения.

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить определённый предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте мяч и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится мячик, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к мячику и принести ее.

Цель: учить находить в группе круглые вязаные мячики по цвету; развивать внимание и запоминание.

Цель: Формировать умение действовать с предметами.

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.

Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные мячики по количеству детей. (4 основных цвета).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку).

- Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения).

- Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее).

- А тут мячики! Сколько мячей?

Воспитатель: - Возьми, Максим, мяч. И Данила возьми один мяч.

В процессе раздачи мячей, спрашивает детей о цвете и их количестве у каждого.

Воспитатель: - Саша, какого цвета у тебя мячик?

Воспитатель: - Сколько мячей у Маши?

Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько мячей?

Дети: - Ни одного. Пуста коробка.

Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 коробочки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?

Воспитатель: - Несите красные мячики. Положите в эту коробочку только красные мячики. У кого еще такие же мячики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя мячик? В какую коробочку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный мячик, положи его в красную коробочку.

Аналогично группируем по цвету мячи в остальные 3 коробочки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый мяч в зеленую коробочку.

Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Молодцы, ребятки. Все мячики положили в коробочки.

Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик?! Вы согласны?

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мячик из набора №1

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

Материал: вязаный мячик из набора №1.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить определённый предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте мяч и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится мячик, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к мячику и принести ее.

Цель: учить находить в группе круглые вязаные мячики по цвету; развивать внимание и запоминание.

Цель: Формировать умение действовать с предметами.

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.

Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные мячики по количеству детей. (4 основных цвета).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку).

- Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения).

- Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее).

- А тут мячики! Сколько мячей?

Воспитатель: - Возьми, Максим, мяч. И Данила возьми один мяч.

В процессе раздачи мячей, спрашивает детей о цвете и их количестве у каждого.

Воспитатель: - Саша, какого цвета у тебя мячик?

Воспитатель: - Сколько мячей у Маши?

Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько мячей?

Дети: - Ни одного. Пуста коробка.

Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 коробочки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?

Воспитатель: - Несите красные мячики. Положите в эту коробочку только красные мячики. У кого еще такие же мячики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя мячик? В какую коробочку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный мячик, положи его в красную коробочку.

Аналогично группируем по цвету мячи в остальные 3 коробочки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый мяч в зеленую коробочку.

Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Молодцы, ребятки. Все мячики положили в коробочки.

Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик?! Вы согласны?

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мячик из набора №1

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

Материал: вязаный мячик из набора №1.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.

Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Основные принципы проекта

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

• Принципы педагогики Фрёбеля.

• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.

Объекты проекта

• Семьи детей, посещающих детский сад

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности

Принципы комплектования группы и организации работы

• Учет интересов и способностей детей;

• Учет психофизических особенностей детей.

Цель проекта :

Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментирования с доступными детям материалами; двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Задача проекта :

Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и позновательно-исследовательской деятельности детей.

1. Социально-коммуникативное развитие :

• Развивать игровую деятельность детей;

• Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

• Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;

• Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2. Познавательное развитие :

• Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

• Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

• Формирование начал самопознания.

3. Речевое развитие :

• Развитие речевых способностей и умений;

• Формировать предпосылки чтения и письма;

• Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4. Художественно-эстетическое развитие :

• Развивать эстетическое мировидение;

• Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

• Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

• Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

5. Физическое развитие :

• Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;

• Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

• Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

• Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

• знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.

• умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб, развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

• формирование грамматически правильного строя речи.

• умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.

• развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления

• объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.

Работа с родителями:

Календарно – перспективное планирование образовательной деятельности

Месяц Содержание Цель № набора

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКПО 36920207 ОГРН 1027402540660 ИНН 7448026011 КПП 744801001

hello_html_m5366e5cf.jpg

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок, являясь участником образовательного процесса, получает море впечатлений, ведь он общается, получает новые знания, умения и навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

Уверены, сейчас немалое количество педагогов задумались, кто такой Фридрих Фрёбель?

За что, спасибо ему большое!

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Участники проекта : дети трех лет, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей.

Цель проекта: накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

Для детей:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

- Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

Для педагогов:

- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Для родителей:

- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста совместно с родителями.

- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

- Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ.

Продукт проекта:

- Отбор игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием.

- Презентация для родителей.

Краткое содержание проекта

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста, материала по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.

Определение цели и задач проекта.

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.

Организации группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.

Отбор лучших разработок для внедрения проекта.

Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

Основной этап

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Непосредственная образовательная деятельность.

Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Заключительный этап

Анализ полученных результатов.

Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия формы, величины, цвета, целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировки в нем, в развитии тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр.

Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года).

Направление: познавательное развитие.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

Тип проекта: по продолжительности: краткосрочный; по количеству участников: групповой.

Сроки реализации: март-май 2021 год

Руководители проекта: педагог-психолог.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитанники второй младшей группы № 12, воспитатели группы №12, родители воспитанников группы № 12.

Актуальность реализации проекта:

На сегодняшний день мы наблюдаем то, что наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию в работе педагога с детьми, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Цели нашей работы.

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.

- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.

- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.

- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.

Основной принцип: интеграция образовательных областей.

Методы и приёмы:

- Настольные, дидактические игры.

Карточки-схемы к играм.

Краткое содержание проекта.

На базе нашего детского сада представлен комплект материалов Фридриха Фребеля, который состоит из 14 комплектов. Они все уникальны по своей сути и каждый заслуживает отдельного рассмотрения.

Но для работы с группой младшего возраста, я использую те наборы комплекта, которые дают возможность использовать зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Анализ полученных результатов.

В результате использования данного набора дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

Важными помощниками в нашей работе стали родители воспитанников. Они положительно отнеслись к проведению данного проекта в группе, заинтересованно изучали предложенные им материалы, консультации, игры. Родители воспитанников получили методические рекомендации по закреплению у детей приобретенных навыков.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Подводя итоги работы по данному проекту можно сказать о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение и воспитанники научились использовать данный игровой набор в самостоятельной игровой деятельности.

Перспективный план работы

Картотека примерных игр с использованием игрового набора

Фридрих Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей. Он верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.

Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.

Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.

Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.

1. Мячик и мячики.

Рекомендуемый возраст: от 1 года

Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.

2. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами).

Рекомендуемый возраст: от 1 года.

Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.

В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)

Рекомендуемый возраст: 36 мес. и больше

4. Одинаковое ли количество.

Рекомендуемый возраст: 2 года и больше.

Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.

5. Соответствующие цвета.

Рекомендуемый возраст: от 2 лет.

Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.

Рекомендуемый возраст: 2-4 года.

Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.

7. Гоночные автомобили

Рекомендуемый возраст: 2-4 года.

Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.

8. Вращение и изменение

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.

9. Верные друзья куба.

Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением

10. Разрежь на равные части.

Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте

12. Расстановка цветных палочек.

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

16. Разноцветные насекомые

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд.


Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети 3–4 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения: 2018–2019 учебный год (долгосрочный)

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Следовательно, главное в том возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь — пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Вся наша жизнь наполнена цветом, мы постоянно занимаемся цветотерапией, не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях: у нас есть любимые и нелюбимые цвета. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении: дома, на работе, на улице и так далее.

Цвет обладает большими информационными свойствами. Он фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.

Знакомство с цветом является важным компонентом процесса обучения, так как является областью и эмоционального, и сенсорного развития.

В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

В настоящее время реализуется новая система дошкольного воспитания, идет поиск альтернативных и неординарны путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего вoзраста и рoли сенсорного воспитания в процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782–1852)— известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Ф.Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Изучив тему проекта, была обозначена проблема: у детей недостаточно представлений о знании цвета.

Цель проекта: создать условия для ознакомления детей об окружающем мире через расширение знаний о цвете.

При работе с детьми использовались разные методы и формы:

– создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

– информирование об успехах детей;

– целевые консультации, папки-передвижки.

Дата

Работа сдетьми

Работа сродителями

Совершенствование предметно -развивающей среды

Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.

цветов светофора, их

умение двигаться по

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Развивать интерес к

представления о свойствах

объектов окружающего мира

(цвет, размер, форма).

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Закрепить умение выкладывать узор из знакомых фигур по схеме, умение ориентироваться на карточке.

Консультация для родителей

«Дары Фребеля: современный подход”.

(деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные).

Закреплять умение детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Развивать сенсомоторную координацию, пространственные отношения.

2. Набор № 12 (J2) — “Мозайка.

Цель: познакомить детей с правилами игры лото, умение закрывать игровое поле только одной фигурой, но разных цветов (например, круг).

Вызвать желание украсить лошадку знакомыми фигурами, умение выкладывать простой узор по схеме.

цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр).

3. Набор № 7, игровое поле.

Цели данной игры — развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу.

3. Наборы № 7, 8, 9, 10, коробочки красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Цель: закреплять у детей умение анализировать и сравнивать предметы по форме и цвет, развивать внимание.

Закрепить представления о геометрических фигурах круг и квадрат, умение выкладывать простой узор из этих фигур.

Цель: обобщить представления детей о знакомых фигурах и цветах, умение подбирать необходимую заплатку для коврика.

Закреплять цвета, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

В результате работы над проектом у детей сформировались представления о цвете.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, цвет, ребенок, окружающий мир, ранний возраст, набор, умение, дошкольный возраст, игровой набор, мелкая моторика.

Похожие статьи

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством.

Эти игры представляют собой набор логических задач, возрастающей сложности.

Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще

При подборе игр и игровых упражнений придерживаемся следующих принципов

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста.

В работе с детьми раннего возраста главное, обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и в

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший.

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного. подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая.

Использование дидактических игр как средства развития.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития. игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность.

Работая с детьми раннего возраста сложно не заметить неподдельный, живой интерес детей к разного рода играм и игрушкам

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей.

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. ребенок, игра, рука, ранний возраст, пальчиковая гимнастика, палец.

Читайте также: