Анализ лирического произведения бунина в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов

В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.

В "Программе по литературе (5-11 класс)", созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения "Детство" и "Сказка" и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.

В 6-ом классе в разделе "Мифы народов мира" учащиеся знакомятся с отрывком из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.

В 7-ом классе для изучения предложены рассказы "Цифры" и "Лапти". Воспитание детей в семье, сложность взаимоотношений детей и взрослых - основные проблемы этих рассказов.

Рассказ И. Бунина "Чистый понедельник" изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе "теория литературы" развивается понятие о стиле.

В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Иоан Рыдалец", "Чистый понедельник", а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].

Особенностью программы является раздел "Произведения для заучивания наизусть", в котором предложены стихотворения И. А. Бунина "Сказка", "Родина", "Настанет день - исчезну я…", "Собака", "Слово", "Вечер".

В "Программе по литературе 5-9 классы" и "Программе по литературе 10-11 классы" под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.

Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле "Времена года". "Листопад" изучается вместе с другими стихотворениями в теме "Осень", а в теме "Весна" изучается стихотворение "Бушует полая вода…". Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение "Кастрюк" как изображение прозаической картины весны.

В 6-ом классе для внеклассного чтения предлагается стихотворение И.А. Бунина "Лес, - и ясно-лазурное небо глядится…", обращается внимание на понятие о поэтическом образе.

Так в теме "Авторское отношение к герою" изучаются рассказы И.А. Бунина "Лапти" и "Танька" [25; 30].

В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы "Природа и родина в поэзии И. А. Бунина", где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: "Вечер", "Не устану воспевать вас, звезды. ", "Раскрылось небо голубое. ", "Еще и холоден и сыр февральский воздух", "Последний шмель" (по выбору). "Истинные и ложные ценности" по рассказу "Господин из Сан-Франциско". Также рассматривается тема любви, на примере рассказов "Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Чистый понедельник".

В "Программе по литературе для 5-11 классов" под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].

В 5-ом классе в разделе "Лирические жанры" для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: "Укоры", "Густой зеленый ельник у дороги…", "Няня", "Осыпаются астры в садах…", "Перед закатом набежало…", "Вечер", "Слово", "Детство", "Сказка".

В 6-ом классе в разделе "Мифы" представлена глава "Пост Гайавата" из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (перевод И. Бунина). Тем самым обращается внимание на жизнь мифа в литературе нового времени, его поэтическую обработку и переложение. А в разделе "Лирическое стихотворение" учащиеся знакомятся с произведениями И. Бунина "Помню долгий зимний вечер…", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея…", "Первый утренний, серебряный мороз…", "Пахарь", "Детство", а также отрывками из романа "Жизнь Арсеньева", объединенными общей проблемой - поэтический мир Бунина. В разделе "Литературная баллада" учащиеся самостоятельно знакомятся с балладой И. Бунина "Белый Олень" и в разделе "Поэма" с поэмой "Листопад".

В 9-ом классе в центре внимания проблема "Автор-образ-читатель", и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Холодная осень", при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.

Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса "Литературный процесс". Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы ("Осенний ветер", "Запах соли"); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение "мужицкой" темы ("Деревня", "Антоновские яблоки"); чувство исторической памяти и неизбежная "печаль времени"; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей ("Ночной разговор"); поиски целостности жизни и психология человека ("Наша чаша").

Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: "чувство смерти" и жажда жизни. Образы последних дней героя ("Худая трава"). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы ("Солнечный удар", "Грамматика любви", "Легкое дыхание"). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного "мгновения" жизни, синтез поэтического и прозаического, "открытый" лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-"лицо" [28].

Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы "Крик", "Чаша жизни", "У истока дней", стихотворения "Сумерки", "Вечер", "Последний штиль", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…".

В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Суходол" речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания "дворянских гнезд", светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, "живописи словом" как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].

Нами также была рассмотрена "Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля" под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.

В 5-ом классе для самостоятельного чтения программа рекомендует рассказ "Лапти", в 6-ом классе в разделе "Связь и взаимодействие литературы и фольклора" - стихотворение "Святогор и Илья", а для самостоятельного чтения стихотворения"Святогор" и "Баба Яга".

В разделе "Литературный процесс 19-20 веков" в 9 классе предлагается изучить рассказ "Господин из Сан-Франциско", обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.

В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: "Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века" (здесь предлагаются для изучения такие произведения как "Деревня", "Легкое дыхание", обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и "Русское литературное зарубежье", в котором представлены рассказы из цикла "Темные аллеи". В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями "Одиночество", "Баба Яга" и "Сатана Богу" и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы "Петлистые уши", "Казимир Станиславович", "Чаша жизни" и "Суходол" [26].

Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье "Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах", проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Урок литературного чтения в 3 классе.

(по учебнику В.Ю.Свиридовой – система Л.В.Занкова)

Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения

1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения

2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные( формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.)

Познавательные (применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);

Личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами-синонимами, лист самооценки.

I. Организационный момент.

- У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Релаксация.
У.: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

- Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.

Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока литературного чтения.

II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

- У.: Разгадайте ребусы и определите тему урока (тема , урок, стихотворение, родник).

- У.: -Кто определил тему нашего урока чтения?

( Мы сегодня будем говорить о природе нашей родины).

-Природа нашей родины очень красива и разнообразна. Иностранные туристы, посещая нашу Бурятию, удивляются нетронутой красоте, сравнивают со Швейцарией.

-Сейчас я вам предлагаю прочитать речевую разминку и постараться понять в каком уголке нашей природы мы сегодня побываем?

Речевая разминка (чистоговорка).

Ро-ро-ро- наступило утро.

Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.

Уш-уш-уш- мы попали в глушь.

Ик-ик-ик- нам встретился родник.

- У.: -Как вы считаете, где мы сегодня побываем?

( В чаще леса или в лесной глуши)

- У.: - Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

III Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи

Определим цели нашего урока.

Познакомиться

с новым стихотворением

речь, мышление, выразительное чтение

Воспитывать

в себе любовь к природе

Рассказ о писателе. ( Презентация учащихся)

. Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала 20 века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.

В 1920 году Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже, в 1953г.

-Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже, солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

-Как понимаете значение слова родник? (По словарю: РОДНИК, - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ)

1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

(Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

-Как образуется родник? - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается глубоко в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется. (Родник)

- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

- Какой корень в слове родник? (род )

Почему у места выхода ручья из земли такое название?

(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка).

Как можно по-другому назвать родник?

Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

- Почему назвали это место ключом, источником?

(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ?(переносном)

(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

2. Самостоятельное чтение учащимися.

3. Анализ стихотворения.

- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

-Проговорите эти слова.

- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? [к, ч, с, т] - глухие звуки.)

- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] - звонкие звуки.)

- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)

- Какой звук в этом слове громче остальных? [р]

- Что он напоминает? (Журчание воды.)

- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух. (2-я строфа)

-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?( кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами)

- Как же движется вода в роднике? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

- Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.) (Лес нагорный)

- Как понимаете смысл слова глушь?

( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении? (2)

- Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?

( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.

Не написал же поэт бежит быстро родник.

У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?

( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

Слайд 7 – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли

- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?

- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?

( В переносном значении.)

- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

- С чем ещё можно сравнить чистую воду? ( Со слезой, с зеркалом…)

- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?

(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?

(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

Слайд 8 - А что такое голыши?

(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

- С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)

- А что такое мозаика?

(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши

- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

– Какой литературный приём здесь использован? (олицетворение)

- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? [ш, с] (Глушь, лес, тенистой, сырой)

- Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)

- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

- На что похож этот звук? (На журчание родника.)

- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

-Согласитесь ли вы с тем, что И.А.Бунина называют мастером звуков и красок?

- Итак, какова главная мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

V Обобщение и систематизация знаний.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)

-Как построено это стихотворение? (Рифма опоясывающая или кольцевая)

-Докажите, что такой способ рифмовки придаёт звучанию стихотворения торжественность и значительность.

- Какую строфу будете читать громче, чётче?

(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?

(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

- Карандашом отметьте паузы. – Прочитаем хором.

Подготовка к выразительному чтению – работа в парах.

- Читает дуэт … (2 ученика).

- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

VI Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

- О творчестве какого писателе говорили?

- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)

Автор: Салимова Оксана Аркадьевна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

Цели деятельности учителя

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

формировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

стремятся развивать внимание, память, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми,

проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Метапредметные:

понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Пейзаж, живопись, средства художественной изобразительности.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи

Образовательные ресурсы

Портер И.А.Бунин, репродукция картин Ивана Шишкина, мультимедийный проектор, презентация, карточки

Технологическая карта по литературному чтению 3 Б класс. Выполнила Салимова О.А.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Универсальные учебные действия

1. Мотивация

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить себе радость и положительные эмоции.

Приветствуют учителя, детей

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз

–Для чего делаем гимнастику?

Мы "в гостях" у Весёлого язычка

Откроем двери (окрывают рот)

Язычок проснулся, потянулся (язык тянут до подбородка, до носа)

Умылся язычок (облизываю губы)

Сделал зарядку: побегал. попрыгал, покувыркался.(к щёкам, цокают)

-Язык готов с нами работать.

Составление плана урока

Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания

Решение поставленных задач

Какой раздел литературного чтения мы изучаем?

- О чём говорит раздел?

-Составим план урока.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

(Дома вы нарисовали картину и подобрали цитату из стихотворении)

Вспоминают названия раздела.

Составляют план урока. Прочитывают наизусть цитаты из стихотворения и демонстрируют рисунки

Решение поставленных задач и обсуждение проекта ее решения.

Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, что мы будем постигать на уроке? (Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины.)

Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины

Познакомить с биографией поэта, помочь увидеть, что творчество поэта связано с красотой родины

Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве поэта.

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В семье было девять детей. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже. Иван очень любил читать, читал все, что попадало под руку

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 11 лет поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.

Самостоятельную жизнь он начнет уже в 17-летнем возрасте, когда устроится на работу корректором в небольшую газету города

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции и старался постоянно следить за событиями в России. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

Слушают рассказ учителя жизни поэта, рассматривают портрет и фотографии на слайдах презентации.

Учиться уметь оценивать, предвидеть, предсказывать будущее развитие

- Посмотрите ещё раз на название стихотворения и подумайте, о чём оно будет?

(Стих И Сурикова)

- О чем это стихотворение?

- Что такое детство? Какое оно ваше детство?

- Как вы думаете, вспоминают ли свое детство взрослые? Почему?

Формулируют выводы наблюдений.

Выбирают эмоцию, объясняют свой выбор.

Вызвать радостный, эмоциональный настрой.

Учиться выражать чувства поэта, выразительно читать стихотворения . Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление

- Вы слушаете внимательно и готовитесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто это стихотворение? ( (Радостное, веселое, бодрое, приподнятое)

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы учителя.

Делятся своими впечатлениями.

Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

- Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.

Словарная работа

- Какие непонятные слова вы встретили? Поставьте галочку над этим словом. Поработайте в парах. Соедините слова с определением.

Аромат - приятный запах.

Бор - лес, в котором растут сосны.

Зной – когда очень жарко и трудно дышать.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Палаты - большой и красивый зал, зал в царском дворце.

Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.

Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне.


Краткий анализ

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описание леса, залитого красками ранней осени, образ Осени-вдовы, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально это стихотворение из восьми строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в тексте представлены все виды рифмовки.

История создания

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и всё укроется порошей, украсится серебром. Осень уверена, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описание леса, залитого красками ранней осени, образ Осени-вдовы, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, ведь в нём все пейзажи переданы сквозь призму восприятия лирического героя, окрашены его переживаниями.

Средства выразительности

Читайте также: