Анализ лирического произведения бунина в начальной школе
Обновлено: 06.07.2024
Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.
В "Программе по литературе (5-11 класс)", созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения "Детство" и "Сказка" и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.
В 6-ом классе в разделе "Мифы народов мира" учащиеся знакомятся с отрывком из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.
В 7-ом классе для изучения предложены рассказы "Цифры" и "Лапти". Воспитание детей в семье, сложность взаимоотношений детей и взрослых - основные проблемы этих рассказов.
Рассказ И. Бунина "Чистый понедельник" изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе "теория литературы" развивается понятие о стиле.
В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Иоан Рыдалец", "Чистый понедельник", а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].
Особенностью программы является раздел "Произведения для заучивания наизусть", в котором предложены стихотворения И. А. Бунина "Сказка", "Родина", "Настанет день - исчезну я…", "Собака", "Слово", "Вечер".
В "Программе по литературе 5-9 классы" и "Программе по литературе 10-11 классы" под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.
Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле "Времена года". "Листопад" изучается вместе с другими стихотворениями в теме "Осень", а в теме "Весна" изучается стихотворение "Бушует полая вода…". Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение "Кастрюк" как изображение прозаической картины весны.
В 6-ом классе для внеклассного чтения предлагается стихотворение И.А. Бунина "Лес, - и ясно-лазурное небо глядится…", обращается внимание на понятие о поэтическом образе.
Так в теме "Авторское отношение к герою" изучаются рассказы И.А. Бунина "Лапти" и "Танька" [25; 30].
В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы "Природа и родина в поэзии И. А. Бунина", где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: "Вечер", "Не устану воспевать вас, звезды. ", "Раскрылось небо голубое. ", "Еще и холоден и сыр февральский воздух", "Последний шмель" (по выбору). "Истинные и ложные ценности" по рассказу "Господин из Сан-Франциско". Также рассматривается тема любви, на примере рассказов "Темные аллеи", "Легкое дыхание", "Чистый понедельник".
В "Программе по литературе для 5-11 классов" под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].
В 5-ом классе в разделе "Лирические жанры" для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: "Укоры", "Густой зеленый ельник у дороги…", "Няня", "Осыпаются астры в садах…", "Перед закатом набежало…", "Вечер", "Слово", "Детство", "Сказка".
В 6-ом классе в разделе "Мифы" представлена глава "Пост Гайавата" из "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло (перевод И. Бунина). Тем самым обращается внимание на жизнь мифа в литературе нового времени, его поэтическую обработку и переложение. А в разделе "Лирическое стихотворение" учащиеся знакомятся с произведениями И. Бунина "Помню долгий зимний вечер…", "Летняя ночь", "На окне серебряном от инея…", "Первый утренний, серебряный мороз…", "Пахарь", "Детство", а также отрывками из романа "Жизнь Арсеньева", объединенными общей проблемой - поэтический мир Бунина. В разделе "Литературная баллада" учащиеся самостоятельно знакомятся с балладой И. Бунина "Белый Олень" и в разделе "Поэма" с поэмой "Листопад".
В 9-ом классе в центре внимания проблема "Автор-образ-читатель", и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Холодная осень", при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.
Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса "Литературный процесс". Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы ("Осенний ветер", "Запах соли"); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение "мужицкой" темы ("Деревня", "Антоновские яблоки"); чувство исторической памяти и неизбежная "печаль времени"; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей ("Ночной разговор"); поиски целостности жизни и психология человека ("Наша чаша").
Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: "чувство смерти" и жажда жизни. Образы последних дней героя ("Худая трава"). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы ("Солнечный удар", "Грамматика любви", "Легкое дыхание"). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного "мгновения" жизни, синтез поэтического и прозаического, "открытый" лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-"лицо" [28].
Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы "Крик", "Чаша жизни", "У истока дней", стихотворения "Сумерки", "Вечер", "Последний штиль", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…".
В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Суходол" речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания "дворянских гнезд", светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, "живописи словом" как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].
Нами также была рассмотрена "Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля" под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.
В 5-ом классе для самостоятельного чтения программа рекомендует рассказ "Лапти", в 6-ом классе в разделе "Связь и взаимодействие литературы и фольклора" - стихотворение "Святогор и Илья", а для самостоятельного чтения стихотворения"Святогор" и "Баба Яга".
В разделе "Литературный процесс 19-20 веков" в 9 классе предлагается изучить рассказ "Господин из Сан-Франциско", обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.
В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: "Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века" (здесь предлагаются для изучения такие произведения как "Деревня", "Легкое дыхание", обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и "Русское литературное зарубежье", в котором представлены рассказы из цикла "Темные аллеи". В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями "Одиночество", "Баба Яга" и "Сатана Богу" и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы "Петлистые уши", "Казимир Станиславович", "Чаша жизни" и "Суходол" [26].
Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье "Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах", проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].
2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.
3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.
Урок литературного чтения в 3 классе.
(по учебнику В.Ю.Свиридовой – система Л.В.Занкова)
Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения
1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения
2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.
3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные( формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.)
Познавательные (применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);
Личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами-синонимами, лист самооценки.
I. Организационный момент.
- У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Релаксация.
У.: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.
- Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.
Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока литературного чтения.
II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха
- У.: Разгадайте ребусы и определите тему урока (тема , урок, стихотворение, родник).
- У.: -Кто определил тему нашего урока чтения?
( Мы сегодня будем говорить о природе нашей родины).
-Природа нашей родины очень красива и разнообразна. Иностранные туристы, посещая нашу Бурятию, удивляются нетронутой красоте, сравнивают со Швейцарией.
-Сейчас я вам предлагаю прочитать речевую разминку и постараться понять в каком уголке нашей природы мы сегодня побываем?
Речевая разминка (чистоговорка).
Ро-ро-ро- наступило утро.
Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.
Уш-уш-уш- мы попали в глушь.
Ик-ик-ик- нам встретился родник.
- У.: -Как вы считаете, где мы сегодня побываем?
( В чаще леса или в лесной глуши)
- У.: - Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.
III Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи
Определим цели нашего урока.
Познакомиться
с новым стихотворением
речь, мышление, выразительное чтение
Воспитывать
в себе любовь к природе
Рассказ о писателе. ( Презентация учащихся)
. Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала 20 века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.
В 1920 году Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже, в 1953г.
-Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
-Как понимаете значение слова родник? (По словарю: РОДНИК, - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ)
1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
(Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)
- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)
- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)
-Как образуется родник? - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается глубоко в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется. (Родник)
- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.
- Какой корень в слове родник? (род )
Почему у места выхода ручья из земли такое название?
(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка).
Как можно по-другому назвать родник?
Подберите синонимы. (Ключ, источник.)
- Почему назвали это место ключом, источником?
(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)
- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ?(переносном)
(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Самостоятельное чтение учащимися.
3. Анализ стихотворения.
- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?
-Проговорите эти слова.
- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? [к, ч, с, т] - глухие звуки.)
- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] - звонкие звуки.)
- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)
- Какой звук в этом слове громче остальных? [р]
- Что он напоминает? (Журчание воды.)
- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух. (2-я строфа)
-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?( кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами)
- Как же движется вода в роднике? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)
- Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.) (Лес нагорный)
- Как понимаете смысл слова глушь?
( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)
- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении? (2)
- Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?
( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)
- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?
- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.
Не написал же поэт бежит быстро родник.
У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.
- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?
( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)
Слайд 7 – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли
- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?
- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?
( В переносном значении.)
- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.
(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)
- С чем ещё можно сравнить чистую воду? ( Со слезой, с зеркалом…)
- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?
(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)
- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?
(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)
Слайд 8 - А что такое голыши?
(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)
- С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)
- А что такое мозаика?
(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)
- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)
- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши
- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.
– Какой литературный приём здесь использован? (олицетворение)
- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.
- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? [ш, с] (Глушь, лес, тенистой, сырой)
- Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)
- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)
- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)
- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])
- На что похож этот звук? (На журчание родника.)
- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?
- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)
-Согласитесь ли вы с тем, что И.А.Бунина называют мастером звуков и красок?
- Итак, какова главная мысль стихотворения?
(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)
- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.
V Обобщение и систематизация знаний.
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)
-Как построено это стихотворение? (Рифма опоясывающая или кольцевая)
-Докажите, что такой способ рифмовки придаёт звучанию стихотворения торжественность и значительность.
- Какую строфу будете читать громче, чётче?
(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)
- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?
(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)
- Карандашом отметьте паузы. – Прочитаем хором.
Подготовка к выразительному чтению – работа в парах.
- Читает дуэт … (2 ученика).
- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?
VI Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
- О творчестве какого писателе говорили?
- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)
Автор: Салимова Оксана Аркадьевна
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск
Цели деятельности учителя
Тип урока
Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
формировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
стремятся развивать внимание, память, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми,
проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Метапредметные:
понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
владеть диалогической формой речи.
Основные понятия
Пейзаж, живопись, средства художественной изобразительности.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи
Образовательные ресурсы
Портер И.А.Бунин, репродукция картин Ивана Шишкина, мультимедийный проектор, презентация, карточки
Технологическая карта по литературному чтению 3 Б класс. Выполнила Салимова О.А.
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Универсальные учебные действия
1. Мотивация
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить себе радость и положительные эмоции.
Приветствуют учителя, детей
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз
–Для чего делаем гимнастику?
Мы "в гостях" у Весёлого язычка
Откроем двери (окрывают рот)
Язычок проснулся, потянулся (язык тянут до подбородка, до носа)
Умылся язычок (облизываю губы)
Сделал зарядку: побегал. попрыгал, покувыркался.(к щёкам, цокают)
-Язык готов с нами работать.
Составление плана урока
Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания
Решение поставленных задач
Какой раздел литературного чтения мы изучаем?
- О чём говорит раздел?
-Составим план урока.
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
(Дома вы нарисовали картину и подобрали цитату из стихотворении)
Вспоминают названия раздела.
Составляют план урока. Прочитывают наизусть цитаты из стихотворения и демонстрируют рисунки
Решение поставленных задач и обсуждение проекта ее решения.
Определение темы и цели урока.
- Как вы думаете, что мы будем постигать на уроке? (Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины.)
Знакомиться с произведением И.А. Бунина. Анализировать стихотворение. Рисовать словесные картины
Познакомить с биографией поэта, помочь увидеть, что творчество поэта связано с красотой родины
Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве поэта.
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В семье было девять детей. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже. Иван очень любил читать, читал все, что попадало под руку
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 11 лет поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.
Самостоятельную жизнь он начнет уже в 17-летнем возрасте, когда устроится на работу корректором в небольшую газету города
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции и старался постоянно следить за событиями в России. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.
Слушают рассказ учителя жизни поэта, рассматривают портрет и фотографии на слайдах презентации.
Учиться уметь оценивать, предвидеть, предсказывать будущее развитие
- Посмотрите ещё раз на название стихотворения и подумайте, о чём оно будет?
(Стих И Сурикова)
- О чем это стихотворение?
- Что такое детство? Какое оно ваше детство?
- Как вы думаете, вспоминают ли свое детство взрослые? Почему?
Формулируют выводы наблюдений.
Выбирают эмоцию, объясняют свой выбор.
Вызвать радостный, эмоциональный настрой.
Учиться выражать чувства поэта, выразительно читать стихотворения . Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление
- Вы слушаете внимательно и готовитесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто это стихотворение? ( (Радостное, веселое, бодрое, приподнятое)
Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы учителя.
Делятся своими впечатлениями.
Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
- Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.
Словарная работа
- Какие непонятные слова вы встретили? Поставьте галочку над этим словом. Поработайте в парах. Соедините слова с определением.
Аромат - приятный запах.
Бор - лес, в котором растут сосны.
Зной – когда очень жарко и трудно дышать.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Палаты - большой и красивый зал, зал в царском дворце.
Бродить – идти медленно, тихо, любуясь всем, что вокруг. Бродят обычно без цели, мечтая или ни о чем не думая.
Прильнуть – прислониться. Прильнуть ласково, нежно можно даже к корявой сосне.
Краткий анализ
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описание леса, залитого красками ранней осени, образ Осени-вдовы, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально это стихотворение из восьми строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в тексте представлены все виды рифмовки.
История создания
В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес.
Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и всё укроется порошей, украсится серебром. Осень уверена, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.
Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.
Композиция
Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описание леса, залитого красками ранней осени, образ Осени-вдовы, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр произведения – лирическое стихотворение, ведь в нём все пейзажи переданы сквозь призму восприятия лирического героя, окрашены его переживаниями.
Средства выразительности
Читайте также:
- Поучение как нужно относиться к родителям 7 класс кратко
- Как нумеровать инструкции по пожарной безопасности в школе
- Как осуществляется избирательный процесс в демократическом обществе кратко
- Какие факторы влияют на состояние здоровья кратко охарактеризуйте каждый фактор обж 5 класс
- Что такое отшельник кратко