Проект бумажная куколка в доу

Обновлено: 06.07.2024

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Может ли кукла быть средством воспитания и социализации ребенка? Кукла – средство общения и приобщения к народному культурному опыту, а значит, является своеобразным средством социализации дошкольников. Посредством игры с куклой идет приобщение ребенка к нормам и правилам поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, приобщение маленького человека к культуре. Для детей младшего дошкольного возраста, которые только входят в мир человеческих отношений эта проблема является актуальной.

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав. Можно сказать , что одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых – в неразборчивости их выбора. по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле

Задачи проекта:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;

Вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

Развивать речевую активность детей.

Формировать умение включать в сюжетно-ролевые игры различные игрушки.

Способствовать формированию у родителей потребности в игровом общении с детьми; оказывать родителям практическую помощь в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, развивать умение видеть окружающий мир глазами ребенка.

Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте. Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Ожидаемый результат:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Этапы реализации проекта:

1.Организационно – подготовительный этап:

1.Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.

2.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

3.Определение цели и задач проекта; Составление плана работы над проектом.

6. Разработка проекта.

2 этап – Реализация проекта

- Рассматривание кукол (строение куклы). Знакомство с куклами: девочка и мальчик;

Работа с родителями:


Полный текст материала Игровой практико-ориентированный проект "Кукла, куколка моя – ты похожа на меня" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Актуальность: Бумажные куколки с наборами одежды не такая уж простая игрушка. Не зря девочки так любят эту игру. Ведь здесь можно проявить все свои творческие способности. Попробуй-ка придумай наряд для своей принцессы. Эта игра развивает мелкую моторику. Ведь бумажную куколку надо очень аккуратно вырезать, так же аккуратно надо работать с ножницами, при создании нарядов. Для бумажных кукол можно создавать бесчисленное множество нарядов. При желании для бумажной куклы несложно создать целый мир – дом, дачу, машину, офис, или даже прислугу. При этом бумажная принцесса, даже если у нее есть свой дворец, не займет много места.

Цель: развитие творческих и изобразительных способностей детей через создание дополнительной мотивации и дополнительных условий для реализации творческих возможностей детей;

Задачи проекта : Сформировать у детей интерес к созданию одежды для бумажных кукол, к миру кукольной моды;

Развивать изобразительные умения и навыки, необходимые для создания кукольной одежды;

Поддержать чувство радости и удовлетворения от процесса обучения и общения;

Познакомить их с интересными моделями одежды, способствующими созданию собственного замысла;

Дать детям возможность отражать замыслы в рисовании, играх.

- выполнение заданий с использованием инструкций;

Продукт проектной деятельности : создание моделей одежды и бумажного дома для бумажных кукол для использования в ролевых играх и при изучении видов одежды.

Ход работы:

Первый этап – знакомство с бумажной куклой, историей возникновения. Знакомились с разными куклами. Беседы с родителями о куклах из их детства. Рисование гардероба одежды.

Второй этап – создание первых коллекций. Создание коллекций повседневной кукольной одежды. Дети учились рисовать и вырезать бумажную одежду, не забывая о планках-держателях.

Игры с бумажными куклами.

Создание первых коллекций бумажной одежды.

Каждый ребенок смог себя проявить как художник-модельер, и как конструктор –дизайнер.

Заключение: Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника модельера. Не смотря на простоту изготовления, бумажные куклы могут дать многое для развития ребёнка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

краткосрочный познавательный, творческий проект

для детей старшей группы

Воспитатель: С. Н. Честикова

Цель: развитие творческих и изобразительных способностей детей через создание дополнительной мотивации и дополнительных условий для реализации творческих возможностей детей.

- Сформировать у детей интерес к созданию одежды для бумажных кукол, к миру кукольной моды.

- Развивать изобразительные умения и навыки, необходимые для создания кукольной одежды.

- Научить работать с разными материалами.

- Поддержать чувство радости и удовлетворения от процесса обучения и общения

- Познакомить детей с интересными моделями одежды, способствующими созданию собственного замысла.

Дать детям возможность отражать замыслы в рисовании, играх.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Срок реализации: с 15 июня- 30 июня 2021 года.

Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта дети

- овладеют основными культурными способами деятельности, научатся проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в творчестве, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- научатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- у детей повысится самооценка, они научатся уважать и ценить и свой и чужой труд;

- получат знания о профессии художника-модельера;

- у детей будет развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в творчестве и игре;

-дети научатся использовать разные способы создания бумажной одежды;

- вырезание куклы, особенно с большим количеством одежды, развивает терпение, усидчивость, аккуратность, тренирует мелкую моторику рук.

Этапы работы над проектом:

Первый этап – знакомство с бумажной куклой, историей возникновения. Знакомились с разными куклами. Беседы с родителями о куклах из их детства. Рисование гардероба одежды.

Второй этап – создание первых коллекций. Создание коллекций повседневной кукольной одежды. Дети учились рисовать и вырезать бумажную одежду, не забывая о планках-держателях.

Игры с бумажными куклами.

Создание первых коллекций бумажной одежды.

Каждый ребенок смог себя проявить как художник-модельер, и как конструктор – дизайнер.

На первом этапе обучения проводились фронтальные занятия, на втором этапе чаще использовались подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

Третий этап – игры с бумажными куклами.

Играя с бумажными куклами, наряжая их в наряды, созданные своими руками, дети почувствовали себя настоящими модельерами, творцами модной одежды, ощутили новые положительные эмоции.

Основные задачи исследования:

1. Подобрать литературу по теме исследования.

2. Узнать, что такое бумажная кукла и ее историю.

3. Создать свой набор бумажных кукол.

4. Сделать вывод.

Актуальность проекта: Объектом и предметом исследования является бумажная кукла и ее особенности.

Недостаточная изученность бумажных кукол как предмета приобщения детей к аккуратности и развитию художественного вкуса, позволяющего свободно фантазировать и тут же воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц, обуславливает новизну нашей работы.

В ходе исследования использованы следующие методы:

- анализ информации сети Интернет по данной теме;

- анализ результатов, обобщение полученных данных.

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Рисуют предметы одежды, обуви. Используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают гардероб для бумажной куклы.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Приобщение детей к аккуратности и развитию художественного вкуса, позволяющего свободно фантазировать и воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц.

Приобретение практических навыков моделирования.

Согласуют творческие инди-видуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером.

Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, правильно произносить слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Умеют пользоваться ножницами. Убирают за собой материал после занятия и игр.

Восприятие художественной литературы

С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Активно используют в играх диалогическую и монологическую речь.

Развитие мелкой моторики. Умение работать с бумагой, красками, фломастерами, ножницами и другими материалами. Умение вырезать силуэты кукол и одежды по контуру.

Ход проекта

Портретная вырезная кукла представляла также и Фанни Эльслер — австрийскую балерину с мировым именем, выступавшую в Европе, США и в России. Куклы эти изготовлялись уже с подставкой у ножек, их можно было располагать на столе, менять на них костюмы, воображая актрису то в одной, то в другой роли.

Популярность бумажных кукол росла. В 1840 году на листах для вырезания появились даже малютки с приданым - комплектом нарядной изысканной одежды с тщательно прорисованными деталями и дополнениями. У неё был свой гороскоп. Кукла была двусторонней. Для того, чтобы изготовить ее, надо было воспользоваться не только ножницами, но и клеем. К этой маленькой кукле прилагались два платьица, два верхних наряда, слюнявчики, двусторонняя шляпка и даже два красивых детских конверта.

В американских колониях картонная кукла, известная как "многообразная изменчивая фигура", пользовалась большим спросом у людей, любящих одеваться элегантно и модно. Эти куклы, дававшие представления о последней моде, были более экономны и совершенны, чем куклы-пандоры, изготовлявшиеся в натуральную величину. Примерно в 1870 году стали издаваться свадебные бумажные куклы, к которым прилагались разные костюмы - жениха, невесты, подружек.

В первые годы XIX столетия из бумаги делали самые разнообразные игрушки. И хотя часто век их был недолог, артистичность, с которой были выполнены вырезные куклы, поднимает эту игрушку над эфемерной бумажной забавой наших дней.

Популярные листы для вырезания способствующие развитию навыков ручного труда и формированию вкуса, сохранились и в 10-30-х годах ХХ века. Сегодня промышленность производит миллионы кукол. Несмотря на это бумажные куклы по-прежнему с нами и не собираются уходить в историю, ведь у них есть много достоинств! Одним из главных достоинств бумажной куклы является ее легкость и изящность.

Для бумажных кукол можно создавать бесчисленное множество нарядов. Это не потребует от вас много времени, а с точки зрения денег – и вовсе доступное, не требующее финансовых вложений хобби. Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника модельера. Впрочем, на первых порах можно просто перерисовывать одежду с бумажных глянцевых журналов и с модных порталов интернета.

Куклу можно создать без волос, тогда помимо нарядов вы также сможете менять ей прически, изготавливая парики. При желании для вашей любимой бумажной куклы несложно создать целый мир – дом, дачу, машину, офис, или даже прислугу. При этом бумажная принцесса, даже если у нее есть свой дворец, не займет много места в квартире. Ее можно хранить в объемной папке.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришли две замечательные куклы подружки Маша и Оля. Посмотрите, какие они нарядные.

Воспитатель: А из какого материала сделаны эти куклы? (Из картона и бумаги).

Воспитатель: У меня в детстве тоже были такие бумажные куклы. Нам с сестрой их подарила мама. Я выбрала себе Машу, а моя сестра Олю. Мы с сестрой часами играли с этими куклами, придумывали разные истории. Еще нам очень нравилось читать стихи о каждом наряде Маши и Оли.

- Давай знакомится – я Маша!

Сейчас игра начнется наша.

Помоги мне нарядится –

Читай стихи, листай страницы.

- Я Оленька – твоя подружка!

Я и книжка, и игрушка!

Будем мы стихи читать

И наряды примерять.

Тебе играть понравится –

Выбирай мне платьице!

Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее.

Воспитатель: Когда я беру этих кукол в руки, то я переношусь в свое детство, уж очень добрые и теплые воспоминания у меня связаны именно с этими куклами. Некоторые стихи я до сих пор помню.

Чтение стихотворений об игрушках.

Позабыла я про лень,

С ним играю целый день.

- Моя любимая игрушка –

Не медведь, и не Петрушка,

Не щенок, не поросенок,

А пушистенький тигренок.

Он смешной, усатый,

- У незабудок нежный цвет,

Растут они в лесу.

Из леса маленький букет

От души подарок мой –

Воспитатель: Потом с сестрой, став более взрослыми, мы сами стали рисовать красивые, как нам тогда казалось, платья, и были горды этими сногсшибательными нарядами. Наши бумажные куклы были девочками, дамами, принцессами. И сколько надо было приложить творческих усилий, чтобы создать очередное бальное платье для своей принцессы.

2. Мастер- класс

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами будем создавать бумажных кукол. Для этого нам необходимо заготовить картон, простой карандаш, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, цветную и белую бумагу для одежды, а также многочисленные глянцевые журналы.

1.На листе картона обведите карандашом фигуру куклы. Так же используя кальку, можно скопировать фигурку из любой книги или раскраски. Вы можете сделать как куклу-девочку, так и куклу-мальчика (Работа детей)

2.Нарисуйте кукле лицо и прическу, сделайте контуры тела четкими. Одежду рисовать не нужно – кукла будет заготовкой для будущих костюмов (Работа детей).

3.Готовую куклу вырежьте из картона ножницами (Работа детей)

4. Теперь настал момент делать одежду – нижнее белье можно нарисовать прямо на кукле и раскрасить его (Работа детей).

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами изготовили бумажных кукол. А сегодня мы попробуем себя в роли художников-модельеров и создадим красивую одежду для наших кукол.

Воспитатель: Для создания верхней одежды, платьев и костюмов, куклу нужно положить на белую или цветную бумагу и обвести ее контуры. По контурам вы сможете дорисовать для куклы брюки, юбки, платья, пальто, блузки, рубашки, а также головные уборы, обувь и аксессуары – очки, сумку, предметы обихода, и многое другое. Вы должны сами определить, какой должна быть одежда для куклы-мальчика или куклы-девочки (Работа детей).

Воспитатель: На каждом предмете одежды сделайте небольшие полосочки-крепления, чтобы вещь можно было закрепить на кукле. После этого вырежьте все предметы и дорисуйте на них мелкие детали и узоры.

Воспитатель: Вы можете сделать для куклы подставку, чтобы она могла стоять вертикально. Для этого вырежьте из плотного картона полукруг и приклейте его к нижней части ног куклы.

4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.

5 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.

Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Воспитатель: Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)

Родилась сегодня кукла.

Вот, стишок я сочинила

Про нее и про меня.

Я сегодня целый день голову ломаю,

Как назвать такое чудо?

До сих пор не знаю.

Назову ее Аленкой? Катей?

Ксюшей, иль Настенкой?

Книжку умную достала.

Назову малышку - Алла!

Кукла слушала, молчала.

Ничего не отвечала.

Вдруг, шепнула мне на ушко:-

"Я - не Катя, и не Ксюшка.

Сами вы Аленки, Аллочки!

Ну, а, я - Сережка Бабочкин."

Дам ему сейчас игрушку,

Чмокну в сладкую макушку.

За окошком вечер, теплый свет луны.

Пусть, приснятся нам с Сережкой

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как вы думаете из чего была сделана кукла?

- Какие имена использовались в стихотворении?

- Это была кукла-девочка или кукла-мальчик?

- Какое имя выбрала себе кукла-мальчик?

- А как бы вы назвали свою куклу?

- Подготовка рабочих мест для творчества.

Ведь когда-то наши мамы,
Были маленькими сами -
И своим бумажным куклам
Платья модные справляли.
И собравшись дружной кучкой
Все фасоны обсуждали.
И как нас, детишек-кукол
Выводили в сад гулять
И в большом картонном доме
В спальню делали кровати
И читали куклам сказки
И гасили на ночь свет.

Быстро годы пролетели,
И фасоны постарели
Есть у мам другие куклы
И заботы не игра!
Но так хочется им вспомнить,
Разделяя с нами радость
Как всё шили, вырезали
Малышам своим тогда!

- Рассказ мамы о том, в какие куклы она любила играть в детстве, о своей бумажной кукле.

- Совместное творчество родителей с детьми.

Воспитатель: Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Воспитатель: Какие замечательные модели одежды у вас получились!

Воспитатель: Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!

Воспитатель: Как удивительно и разнообразно народное творчество! Богато оно и красками и сюжетным замыслом. Знакомство детей с различными видами народной росписи, с основными элементами и основными цветами, используемыми народными мастерами. Характерными особенностями той или иной росписи.

Детям были предложены готовые бумажные куклы и цветные картинки в народных костюмах с элементами народной росписи.

Раскрашивание бумажных кукол.

Создание музея бумажных кукол.

Создание альбома интерьеров, макетов для обыгрывания.

Вывод: Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором ребёнок может попробовать себя в роли художника модельера. Не смотря на простоту изготовления, бумажные куклы могут дать многое для развития ребёнка.

И гра с бумажными куклами прививает чувство вкуса, развивает фантазию, учит аккуратному и бережному отношению к одежде. Девочки приобретают навыки комбинирования одежды.

Играя бумажными куклами можно придумать игру с любым сюжетом (ведь можно нарисовать какой угодно персонаж, в любой одежде, с любым выражением лица и т.д). И с помощью такой театральной игры можно развивать ребёнка в эмоциональной сфере, социальной, бытовой и т.д.

При игре с бумажными куклами активно развивается мелкая моторика рук, ведь ребёнку нужно закрепить одежду на кукле при помощи застёжек, а деткам постарше ещё и вырезать её, прежде чем начать игру.

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её истории.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам.

  1. Познакомить детей с историей создания бумаги;
  2. Познакомить с некоторыми свойствами и разнообразием бумаги (толстая – тонкая, прочная; шероховатая, гладкая — не ровная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание и т.д.);
  3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность и формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением;
  4. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
  5. Обратить внимание дошкольников на значение бумаги в нашей жизни;
  6. Ввести в активный словарь детей слова: картон, бумага, бумажная, рвётся, прочная, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.

Кукла бумажная.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная бумага, альбомный лист, голубая гофрированная бумага, бархатная, картон, конфетные фантики).
10 толстых альбомов для рисования.
Емкость с водой.

Поднос.
Полотенце.
Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, газета, журнал, шапочка-маска и т. п.)

Готовые шаблоны платьев.

Примерные ответы детей

Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). К нам за помощью пришла кукла София. У неё скоро бал, где будет ждать её принц. Но вот беда. Как вы думаете в чём?

Обратите внимание, она без одежды. Поможем кукле?

Посмотрите внимательно на неё. Из чего она сама сделана?

Если кукла из бумаги, то она какая?

В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?

Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Сегодня мы с вами заглянем в волшебный мир бумаги. Узнаем какая она бывает? Определимся из какой именно бумаги будем делать одежду, а так же подскажем Софии, как за ней ухаживать. Посмотрите, наши столы превратились в мини лаборатории. Готовы их посетить и начать опыты?

Опыты с бумагой:

А теперь пройдите, пожалуйста, на свои места.

( На столе у детей лежат кусочки бумаги: картон, гофрированная бумага, ватман, салфетка, альбомный лист средней толщины, бархатная. )

1 . Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она?

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

Что мы можем сказать о поверхности бумаги? Сделайте вывод.

2 . Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?

Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть — потолще.

Какой сделаем вывод?

3. Попробуйте смять бумагу. Получилось?

Какая полоска смялась очень сильно; какая нет. Почему?

Какой сделаем вывод: бумага мнётся?

4. Попробуйте распрямить бумагу, разгладить ее ладошкой. Получилось? Почему?

5. Сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Какая бумага рвётся легче?

Вся ли бумага рвётся? Одинаково ли?

Что мы выяснили? Вывод.

6. Оторванный кусочек поместите в стакан с водой (дети по очереди кладут разные кусочки бумаги в стакан.). Как вы думаете, что произойдет с бумагой?

Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала?

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему?

Все виды бумаги одинаково, быстро и легко размокли?

От чего это зависит, как вы думаете?

Какой вывод мы можем сделать о прочности бумаги? Что происходит с бумагой в воде?

7. Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой сухой полоске линию, а потом и цветными. Получилось?

Что можем сказать?

Что мы можем сказать о бумаге в общем?

Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Мы все фантики возьмем
И в коробку отнесем.

Беседа о бумаге ( История бумаги)

( Под коробкой письмо). Смотрите, письмо. Прочтём?

Это фея из бумажной страны хочет рассказать нам как появилась бумага.

— Как вы думаете, бумага была всегда?

— На чем писали древние люди?

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент..Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. На Руси писали на берёзовой коре – бересте. Лишь две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную..

Из чего делают бумагу? Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

Где ее изготавливают сейчас? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Что нужно делать, чтоб сохранить деревья?

Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну.

Цель: развитие творческих и изобразительных способностей детей через создание дополнительной мотивации и дополнительных условий для реализации творческих возможностей детей.

Задачи педагогической деятельности:

Сформировать у детей интерес к созданию одежды для бумажных кукол, к миру кукольной моды.

Развивать изобразительные умения и навыки, необходимые для создания кукольной одежды.

Научить работать с разными материалами.

Поддержать чувство радости и удовлетворения от процесса обучения и общения

Познакомить их с интересными моделями одежды, способствующими созданию собственного замысла.

Дать детям возможность отражать замыслы в рисовании, играх.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Состав участников: групповой.

Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в творчестве, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- у детей повышается самооценка, они начинают уважать и ценить и свой и чужой труд;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, обладает знаниями о профессии художника-модельера;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в творчестве и игре;

- разнообразие способов создания одежды рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые коллекции;

- использования разных способов создания одежды расширяет изобразительные способности детей;

- ребенок активно использует монологическую и диалогическую речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;

- вырезание куклы, особенно с большим количеством одежды, развивает терпение, усидчивость, аккуратность, тренирует мелкую моторику рук.

Этапы работы над проектом:

Первый этап – знакомство с бумажной куклой, историей возникновения. Знакомились с разными куклами. Беседы с родителями о куклах из их детства. Рисование гардероба одежды.

Второй этап – создание первых коллекций. Создание коллекций повседневной кукольной одежды. Дети учились рисовать и вырезать бумажную одежду, не забывая о планках-держателях.

Игры с бумажными куклами.

Создание первых коллекций бумажной одежды.

Каждый ребенок смог себя проявить как художник-модельер, и как конструктор –дизайнер.

На первом этапе обучения проводились фронтальные занятия, на втором этапе чаще использовались подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

Третий этап – игры с бумажными куклами.

Играя с бумажными куклами, наряжая их в наряды, созданные своими руками, дети почувствовали себя настоящими модельерами, творцами модной одежды, ощутили новые положительные эмоции.

Основные задачи исследования:

1. Подобрать литературу по теме исследования.

2. Узнать, что такое бумажная кукла и ее историю.

3. Создать свой набор бумажных кукол.

4. Сделать вывод.

Объектом и предметом нашего исследования является бумажная кукла и ее особенности.

Недостаточная изученность бумажных кукол как предмета приобщения детей к аккуратности и развитию художественного вкуса, позволяющего свободно фантазировать и тут же воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц, обуславливает новизну нашей работы.

В ходе исследования использованы следующие методы: анализ информации сети Интернет по данной теме; беседа; анализ результатов, обобщение полученных данных.

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Рисуют предметы одежды, обуви. Используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают гардероб для бумажной куклы.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Приобщение детей к аккуратности и развитию художественного вкуса, позволяющего свободно фантази-ровать и воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц .

Приобретение практических навыков моделирования.

Согласуют творческие инди-видуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером.

Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, правильно произносить слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Умеют пользоваться ножницами. Убирают за собой материал после занятия и игр.

Восприятие художественной литературы

С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Активно используют в играх диалогическую и монологическую речь.

Развитие мелкой моторики. Умение работать с бумагой, красками, фломастерами, ножницами и другими материалами. Умение вырезать силуэты кукол и одежды по контуру.

Ход проекта

1.История создания бумажной куклы Пандора

Портретная вырезная кукла представляла также и Фанни Эльслер — австрийскую балерину с мировым именем, выступавшую в Европе, США и в России. Куклы эти изготовлялись уже с подставкой у ножек, их можно было располагать на столе, менять на них костюмы, воображая актрису то в одной, то в другой роли.

Популярность бумажных кукол росла. В 1840 году на листах для вырезания появились даже малютки с приданым - комплектом нарядной изысканной одежды с тщательно прорисованными деталями и дополнениями. У неё был свой гороскоп. Кукла была двусторонней. Для того, чтобы изготовить ее, надо было воспользоваться не только ножницами, но и клеем. К этой маленькой кукле прилагались два платьица, два верхних наряда, слюнявчики, двусторонняя шляпка и даже два красивых детских конверта.

В американских колониях картонная кукла, известная как "многообразная изменчивая фигура", пользовалась большим спросом у людей, любящих одеваться элегантно и модно. Эти куклы, дававшие представления о последней моде, были более экономны и совершенны, чем куклы-пандоры, изготовлявшиеся в натуральную величину. Примерно в 1870 году стали издаваться свадебные бумажные куклы, к которым прилагались разные костюмы - жениха, невесты, подружек.

В первые годы XIX столетия из бумаги делали самые разнообразные игрушки. И хотя часто век их был недолог, артистичность, с которой были выполнены вырезные куклы, поднимает эту игрушку над эфемерной бумажной забавой наших дней.

Популярные листы для вырезания способствующие развитию навыков ручного труда и формированию вкуса, сохранились и в 10-30-х годах ХХ века. Сегодня промышленность производит миллионы кукол. Несмотря на это бумажные куклы по-прежнему с нами и не собираются уходить в историю, ведь у них есть много достоинств! Одним из главных достоинств бумажной куклы является ее легкость и изящность.

Для бумажных кукол можно создавать бесчисленное множество нарядов. Это не потребует от вас много времени, а с точки зрения денег – и вовсе доступное, не требующее финансовых вложений хобби. Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника модельера. Впрочем, на первых порах можно просто перерисовывать одежду с бумажных глянцевых журналов и с модных порталов интернета.

Куклу можно создать без волос, тогда помимо нарядов вы также сможете менять ей прически, изготавливая парики. При желании для вашей любимой бумажной куклы несложно создать целый мир – дом, дачу, машину, офис, или даже прислугу. При этом бумажная принцесса, даже если у нее есть свой дворец, не займет много места в квартире. Ее можно хранить в объемной папке.

2. Знакомство с бумажными куклами Машей и Олей.

- Сегодня в гости к нам пришли две замечательные куклы подружки Маша и Оля. Посмотрите, какие они нарядные.

- А из какого материала сделаны эти куклы? (Из картона и бумаги).

- У меня в детстве тоже были такие бумажные куклы. Нам с сестрой их подарила мама. Я выбрала себе Машу, а моя сестра Олю. Мы с сестрой часами играли с этими куклами, придумывали разные истории. Еще нам очень нравилось читать стихи на каждом наряде Маши и Оли.

- Давай знакомится – я Маша!

Сейчас игра начнется наша.

Помоги мне нарядится –

Читай стихи, листай страницы.

- Я Оленька – твоя подружка!

Я и книжка, и игрушка!

Будем мы стихи читать

И наряды примерять.

Тебе играть понравится –

Выбирай мне платьице!

Стихотворение

Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее.

- Когда я беру этих кукол в руки, то я переношусь в свое детство, уж очень добрые и теплые воспоминания у меня связаны именно с этими куклами. Некоторые стихи я до сих пор помню.

Позабыла я про лень,

С ним играю целый день.

- Моя любимая игрушка –

Не медведь, и не Петрушка,

Не щенок, не поросенок,

А пушистенький тигренок.

Он смешной, усатый,

- У незабудок нежный цвет,

Растут они в лесу.

Из леса маленький букет

От души подарок мой –

Потом с сестрой, став более взрослыми, мы сами стали рисовать красивые, как нам тогда казалось, платья, и были горды этими сногсшибательными нарядами. Наши бумажные куклы были девочками, дамами, принцессами. И сколько надо было приложить творческих усилий, чтобы создать очередное бальное платье для своей принцессы.

3. Знакомство со способами изготовление бумажной куклы.

- Ребята, сегодня мы с Вами будем создавать бумажных кукол. Для этого нам необходимо заготовить картон, простой карандаш, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, цветную и белую бумагу для одежды, а также многочисленные глянцевые журналы.

1.На листе картона обведите карандашом фигуру куклы. Так же используя кальку, можно скопировать фигурку из любой книги или раскраски. Вы можете сделать как куклу-девочку, так и куклу-мальчика (Работа детей)

2.Нарисуйте кукле лицо и прическу, сделайте контуры тела четкими. Одежду рисовать не нужно – кукла будет заготовкой для будущих костюмов (Работа детей).

3.Готовую куклу вырежьте из картона ножницами (Работа детей)

4. Теперь настал момент делать одежду – нижнее белье можно нарисовать прямо на кукле и раскрасить его (Работа детей).

- На прошлом занятии мы с вами изготовили бумажных кукол. А сегодня мы попробуем себя в роли художников-модельеров и создадим красивую одежду для наших кукол.

- Для создания верхней одежды, платьев и костюмов, куклу нужно положить на белую или цветную бумагу и обвести ее контуры. По контурам вы сможете дорисовать для куклы брюки, юбки, платья, пальто, блузки, рубашки, а также головные уборы, обувь и аксессуары – очки, сумку, предметы обихода, и многое другое. Вы должны сами определить, какой должна быть одежда для куклы-мальчика или куклы-девочки (Работа детей).

- На каждом предмете одежды сделайте небольшие полосочки-крепления, чтобы вещь можно было закрепить на кукле. После этого вырежьте все предметы и дорисуйте на них мелкие детали и узоры (Работа детей).

- Вы можете сделать для куклы подставку, чтобы она могла стоять вертикально. Для этого вырежьте из плотного картона полукруг и приклейте его к нижней части ног куклы.

4.Знакомство с профессией художника-модельера

4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.

5 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.

Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.

Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)

Родилась сегодня кукла.

Вот, стишок я сочинила

Про нее и про меня.

Я сегодня целый день голову ломаю,

Как назвать такое чудо?

До сих пор не знаю.

Назову ее Аленкой? Катей?

Ксюшей, иль Настенкой?

Книжку умную достала.

Назову малышку - Алла!

Кукла слушала, молчала.

Ничего не отвечала.

Вдруг, шепнула мне на ушко:-

"Я - не Катя, и не Ксюшка.

Сами вы Аленки, Аллочки!

Ну, а, я - Сережка Бабочкин."

Дам ему сейчас игрушку,

Чмокну в сладкую макушку.

За окошком вечер, теплый свет луны.

Пусть, приснятся нам с Сережкой

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как вы думаете из чего была сделана кукла?

- Какие имена использовались в стихотворении?

- Это была кукла-девочка или кукла-мальчик?

- Какое имя выбрала себе кукла-мальчик?

- А как бы вы назвали свою куклу?

- Подготовка рабочих мест для творчества.

- Вступление. Чтение стихотворения.

Ведь когда-то наши мамы,
Были маленькими сами -
И своим бумажным куклам
Платья модные справляли.
И собравшись дружной кучкой
Все фасоны обсуждали.
И как нас, детишек-кукол
Выводили в сад гулять
И в большом картонном доме
В спальню делали кровати
И читали куклам сказки
И гасили на ночь свет.

Быстро годы пролетели,
И фасоны постарели
Есть у мам другие куклы
И заботы не игра!
Но так хочется им вспомнить,
Разделяя с нами радость
Как всё шили, вырезали
Малышам своим тогда!

- Рассказ мамы Сальникова Егора о том, в какие куклы она любила играть в детстве, о своей бумажной кукле.

- Совместное творчество родителей с детьми.

- Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
- Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!

- Как удивительно и разнообразно народное творчество! Богато оно и красками и сюжетным замыслом. Знакомство детей с различными видами народной росписи, с основными элементами и основными цветами, используемыми народными мастерами. Характерными особенностями той или иной росписи.

Детям были предложены готовые бумажные куклы и цветные картинки в народных костюмах с элементами народной росписи.

Раскрашивание бумажных кукол.

Создание музея бумажных кукол.

Создание альбома интерьеров, макетов для обыгрывания.

Вывод: Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника модельера. Не смотря на простоту изготовления, бумажные куклы могут дать многое для развития ребёнка.

Во-вторых , игра с ними прививает чувство вкуса, развивает фантазию, учит аккуратному и бережному отношению к одежде. Девочки приобретают навыки комбинирования одежды.

В-третьих , с бумажными куклами можно придумать игру с любым сюжетом (ведь можно нарисовать какой угодно персонаж, в любой одежде, с любым выражением лица и т.д). И с помощью такой театральной игры можно развивать ребёнка в эмоциональной сфере, социальной, бытовой и т.д.

В-четвертых, при игре с бумажными куклами активно развивается мелкая моторика рук, ведь ребёнку нужно закрепить одежду на кукле при помощи застёжек, а деткам постарше ещё и вырезать её, прежде чем начать игру.

3. Список использованной литературы:

1 . Ананьева Е.А., Евсеева Т.В. Куклы мира.- М.: Аванта +, 2003.-

(Самые красивые и знаменитые)

2.Переслегина С. Из истории моды.//- Журнал мод.- 1998.- №4.

4. Ссылки на интернет-ресурсы

Фотогалерея:















Презентация 1. Бумажная кукла. История возникновения.


Презентация 2. Бумажная кукла. Выды бумажных кукол. Игры с бумажными куклами.

Читайте также: