Проект азбука финансов в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Финансовая грамотность стала частью комплексно-тематического планирования в ДОУ. Данный методический материал разработан для дошкольников старшей группы.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

(Звучит спокойная музыка вступления, дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

(Звук звонка в дверь )
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок для нас принес почтальон. Но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого давайте вместе проговорим заклинание.

Постучали и открыли.
(развести руки в стороны)

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Скажите, а где же банкноты и монеты взять? (ответы детей – ходить на работу)
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки ( у кого мяч, тот ребенок отвечает)
Воспитатель: Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии. Посмотрите на экран. Художник изобразил профессии взрослых, но видно что-то перепутал.

Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.

Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Это небольшое, круглое, золотое с изображением цифры ( дети догадываются, что это монеты, воспитатель угощает всех детей шоколадными монетами)


  • наличие модели экономического воспитания детей;
  • цель, задачи, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;
  • создание предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
  • организация и насыщение всех видов детской деятельности.
  • взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал финансовой грамотности у детей.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

Срок реализации программы: 3 года
Оптимальный режим работы с детьми по Программе – не реже одного раза в месяц.
Программа включает три раздела.
Первый раздел – пояснительная часть.
Второй раздел – организационный.
Третий раздел представляет содержание разработки Программы.
Четвёртый раздел – рефлексивный.
Завершает разработку список методических материалов и средств обучения и воспитания.

В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

  • информационно-просветительское;
  • консультационное;
  • интеграционное.

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений.

В результате освоения Программы дети:

Для выявления уровня финансовой грамотности родителей и осознания необходимости экономического воспитания я провожу анкетирование, н а основании проведенного исследования выявляю отношение родителей к осознанию грамотного распоряжения финансами. Определяю наиболее актуальные вопросы по экономическому воспитанию дошкольников.
Результаты анкетирования позволяют скорректировать планирование по экономическому воспитанию дошкольников, изучить наиболее актуальные вопросы для индивидуальных консультаций с родителями и подготовки на родительские собрания.
Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 1
Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 2
Анкета для родителей "Мое отношение к финансовой грамотности"

Я разработала диагностику знаний дошкольниками основных экономических понятий, позволяющую определить уровень знаний ребёнка , анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности по экономическому воспитанию.
Диагностика уровня знаний детей по теме "Экономическое образование и воспитание детей"

  • утренний сбор- предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально- эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности;
  • модель трёх вопросов: дети обсуждают тему предстоящего дня по модели трёх вопросов – Что я знаю? Что хочу узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
  • планирование дня: выбор темы , планирование содержания, форм и видов деятельности в центрах активности;
  • вечерний сбор – развивает способность к планированию и контролю собственных действий и настроений;
  • дневник достижений – оценка своей деятельности за прошедший день.

Предлагаю Вашему вниманию разработанные мной технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.
В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме. В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, я заметила, что старшие дошкольники проявляют интерес к играм, связанным с экономическим содержанием. Дети пытались в сюжетно-ролевых играх оперировать экономическими представлениями, но для развития сюжетно-ролевой игры знаний было не достаточно, поэтому игра быстро угасала.
Я поняла, что приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время важных задач. Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и усвоению программного материала.
В процессе сюжетно-ролевой игры дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца . У детей возникает интерес к деньгам, осознаются правила честного отношения к ним. И самое главное, грамотно организованная работа, будет способствовать формированию успешной личности в будущем.
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека", "Книжный магазин"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Детский сад"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Дом моды"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Кафе"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Салон красоты"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Дом. Семья"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Строительная компания"
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры "Супермаркет"

Предлагаю Вашему вниманию разработанные мной карты дидактических ресурсов по дидактической игре. Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий. Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.
Карта дидактического ресурса.

Решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения.
Проблемные ситуации.

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

Викторины по экономическому воспитанию закрепляют у детей экономические знания в игровой занимательной форме, развивают сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования, воспитывают эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в денежную страну".

Экономические кроссворды способствуют развитию у детей экономического мышления, воображения, позволяют проверить степень усвоения знаний экономических понятий, развивают навыки и умения.
Экономические кроссворды.

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Предлагаемая книжка-раскраска предполагает работу с сюжетами-раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики.
Раскраски.
Вопросы к раскраскам.

Использование пословиц и поговорок русского народа, способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени.
Пословицы и поговорки.

Предлагаю вниманию родителей и педагогов словарь экономических терминов, целью которого является пополнение словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике. Понятия, указанные в словаре относятся к изучаемым экономическим категориям.
Экономический словарик для детей.

Читайте также: