Проект альпийская горка в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Социальный проект
Смольникова Светлана Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Слободской детский сад
Пояснительная записка
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Актуальность
Проект практико-ориентированный, долгосрочный, творческий.
Основная часть
Цели и задачи проекта.
Цель: создать условия для совместной проектной деятельности родителей и педагогов при обустройстве предметно-развивающей среды на участках ДОУ.
1. Включить детей и родителей, бабушек, дедушек в активную совместную общественную деятельность.
- Объединить усилия семьи и педагогов в формировании позиции активного гражданина у детей дошкольного возраста при совместной деятельности при получении коллективного продукта.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный – март 2017 г.
- Практический – март – сентябрь 2017 г.
- Заключительный – октябрь 2017 г.
Материально – техническое оснащение проекта:
- природный камень (1 тонна);
- земляной грунт (20 тонн);
- растения для альпийской горки (около 40 видов).
Цель – подготовка территории и проведение земляных работ.
Заведующим ДОУ Митрофановой Л.В. создан дизайн – проект с учетом возможностей и желания всех участников проекта. Людмилой Васильевной был определен список растений и их количество для обустройства альпийской горки.
Аюга (живучка ползучая)
Дюженея индийская (земляника)
Туя западная (даника)
Всего в проекте приняло участие 20 семей. Родители активно приняли участие в сборе и посадке выше перечисленных растений, для каждого растения согласно дизайн-проекта было определено место и сроки посадки. Каждая семья, участники проекта проводили собственные посадки при активном участии детей, где в каждой семье родители обязанности распределяли самостоятельно в соответствии с семейным укладом. Всего в ходе реализации практического этапа было высажено более 500 корней растений. Семейные команды активно помогали всем растениям прижиться и ухаживали по мере необходимости.
- Заключительный этап (презентация проекта, оценка результата)
Оценка деятельности по реализации проекта.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Проект экологической тропы:
г. Нижний Новгород
Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы . Каменистая или альпийская горка , альпинарий , рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.
Альпийская горка – это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде.
Альпинарий рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы , большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария , красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.
Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.
Образовательная область : экологическое воспитание.
Познакомить с устройством альпийской горки , разнообразием используемых камней.
Закреплять представления детей о камнях : размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых.
Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.
Развивающие задачи : Развивать воображение, наблюдательность, память, мышление.
Воспитательные задачи : Воспитывать умение создавать красоту, замечать ее и оберегать. Формировать навыки работы в команде, умение и желание согласовывать свои взгляды, предложения с другими детьми.
Вид проекта : познавательно – информационный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели , родители.
1. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.
2. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
4. Закрепили знания детей о первоцветах, их строении и отличительных признаках.
5. Познакомили детей со свойствами камней, почвы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный :
I этап : Поисково-исследовательский
• Поиск информации о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.
• Рассматривание Альпинария , получение знаний об уходе за растением, срезка сухих цветов.
2. Основной (практический) этап :
«Отгадай что за растение
Рисование красками, карандашами, мелками растений растущих на Альпийской горке;
Конструирование цветов из пластиковых стаканчиков.
Используемые материалы: камни крупные, галька.
Дидактические игры (см. Приложение)
Подбор растений для альпийской горки. В каменном саду растения оказываются в непростых условиях: яркое солнце, нехватка питания в небольшом объеме почвы, риск вымерзания, сильное выветривание. Вот почему столь важно для растений альпинариев учитывать их экологические привычки . Конечно, в каждом регионе есть свои особенности при подборе растений для альпийской горки, но существуют и общие закономерности.
Предпочтительнее растения засухоустойчивые, хорошо переносящие временный недостаток влаги. Это виды, как правило, связанные своим происхождением со степями или сухими горными склонам - гвоздики, тюльпаны, луки, лиатрис, лилейник малый, гейхера и др. достаточно надежды скальные растения, такие как резуха, камнеломки, молодило, очистки, ясколки и растения сухих светлых лесов (анемона лесна, вероника, чина) .
Место для альпинария необходимо подобрать открытое, солнечное. Деревья и ограды не должны снижать подсушивающее воздействие ветра. Кроны высоких деревьев дадут ненужную тень, а их мощные корни могут подавить рост альпийских растений.
Несколько крупных камней выглядят красивее, нежели множество небольших. Камни следует размещать так, чтобы самая причудливая форма их поверхности была обращена наружу. Небольшие камни и осколки скальной породы группируют вокруг крупных, которые заглубляют в почву примерно на четверть.
Можно создать приподнятую грядку, основание которой заполнено мелко раздробленными камнями. Подпорные стены — из песчаника, кирпича или обломков плит.
Преимущество комнатных растений для альпинария
Растения для альпинария, вовсе не обязательно должны быть приспособлены для высадки в открытый грунт. Сегодня очень модно кроме садовых использовать и комнатные цветы для альпинария.
Направленность проекта: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим.
Вид проекта: творческий.
Цель проекта: Знакомство дошкольников с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о цветах.
2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
3. Формировать навыки ухода за цветами.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Пополнять сенсорные ощущения.
6.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.
Задачи проекта
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью цветов..
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Обеспечение проекта:
- Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
- Материально - техническое (фотоаппарат, посуда для экспериментов, лупа, пластмассовые ложечки для опытов, блюдца для экспериментов, салфетки)
- Экспериментальная площадка – клумба с цветами на территории детского сада.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, наблюдения;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Стратегия осуществления проекта:
Формы организации проекта:
- Познавательные (аппликация, рисование, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экологическая викторина “Цветики – семицветики ”;
Этапы осуществления проекта:
1.Организационный
- подбор методической и художественной литературы.
- определение тематики бесед,
- подобор дидактических игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- подбор опытов и экспериментов;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Воспитатель осуществляет введение в игровую ситуацию.
Рассказ воспитателя об альпийской горке.
2.Реализация проекта
Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
Выставка рисунков “Цветочная горка для олененка ”
Задание родителям: гуляя по городу обратить внимание детей на красивые клумбы, альпийские горки, цветочные композиции, рассмотреть их, сфотографировать.
Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б. Заходер “Дождик и зернышко”
Игры и беседы по экологии:
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- “Где лучше посадить цветы?”
- “Наблюдаем, как прорастают семена астр”
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
- Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
- Этюд “ Дождик и цветок”
- Игра – упражнение “Цветок – имя”
1. Физминутка “Цветы”, “Мой цветок”
2. Подвижная игра “Цветы и дождик”
3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
Создание небольшой альпийской горки усилиями родителей, воспитателей и посильной помощи детей.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, рыхлили землю.
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что цветам нужен свет?
- Нужно ли цветам тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.
Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
3. Обощающий
В ходе реализации данного проекта дети расширили представления о цветах. Путем исследования познакомились с их свойствами, особенностями жизнедеятельности. Дети узнали новые слова – понятия и названия. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.
1. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе. //Детский сад от А.до Я. - 2009.№ 1. - С.152-158
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005320
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
С помощью презентации мы познакомимся с методов выполнения альпийской горки в виде проекта и узнаем все преимущества данной работы с детьми.
Описание разработки
Цель: доказать, что можно изготовить красивую подставку для комнатных цветов, похожую на альпийскую горку, которая впишется в любой интерьер квартиры или класса.
Задачи:
Изучить информацию об альпийских горках и их изготовлении.
Выявить, подставки, каких видов можно использовать в интерьере.
Выбрать варианты альпийских горок, и разработать технологию их изготовления.
Провести экономический расчёт.
Вот так. Для создания садика в условиях квартиры нет препятствий. Нужно только желание, трудолюбие и немного фантазии.
Историческая справка
Альпийская горка или альпинарий - каменистый сад фантазийного стиля, получивший широкое распространение более 120 лет назад в конце XIX – начале XX в., его назначение – показ флоры альпийских высокогорий. Первый альпинарий для высокогорных растений соорудил в Марилауне ботаник из Инсбурга А. Кернер. Высокогорные растения он собирал на Доломитовых горах на высоте почти 2000 м над уровнем моря. Он изучал высокогорные растения и создал для своих исследований искусственные каменистые сады. О своих экспедициях в горы и богатых коллекциях растений, а также об опыте работы он рассказал в книге „Растения для альпинария" 1864).
Среди первых европейских альпинариев можно назвать альпинарий в Вене. Он сохранился до сегодняшних дней; там собрана большая коллекция растений, привезенных со всего мира. Этот альпинарий посещают сотни тысяч людей - садоводов, любителей-цветоводов, специалистов из разных стран.
Богатые коллекции растений для альпинариев имеются и в других ботанических садах Европы. Известны, например, коллекции альпийских растений в Швейцарии, Франции, Великобритании и т. д. В Чехословакии еще в позапрошлом веке был организован альпинарий около Праги.
В широком масштабе сооружение альпинариев отмечается после первой мировой войны. Это связано с развитием туризма, цель которого — изучение и познание природы, красоты естественной среды, альпийской флоры. Число поклонников туристских горных маршрутов и почитателей высокогорной растительности постоянно возрастает. Люди, мечтая быть постоянно в окружении этой красоты, начали сооружать альпинарии на своих садовых участках, возле своих домов. Многие такие сооружения по праву относятся к произведениям искусства.
Посетители ботанических садов тоже заинтересовались альпийскими горками и не преминули внедрить их на своих участках. Вот так потихоньку маленькие кусочки Альп вошли в жизнь садоводов и сделались одним из самых приятных и престижных ландшафтных изысков.
В последнее время альпийские горки в квартире получили огромную популярность благодаря своей декоративности. К тому же красота каменистых мини-склонов всегда являлась привлекательной для человека. Многие уже на своих участках сделали альпийские горки, остальные наверняка мечтают об этом. Но использовать этот элемент в оформлении как сада, так и квартиры не так легко, как кажется на первый взгляд. Очень важно, чтобы альпийская горка органично вписывалась в окружающий ландшафт или интерьет, а не выглядел обыкновенной насыпью камней.
Читайте также: