Проект альпийская горка в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Социальный проект

Смольникова Светлана Викторовна, воспитатель

МБДОУ «Слободской детский сад

Пояснительная записка

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Актуальность

Проект практико-ориентированный, долгосрочный, творческий.

Основная часть

Цели и задачи проекта.

Цель: создать условия для совместной проектной деятельности родителей и педагогов при обустройстве предметно-развивающей среды на участках ДОУ.

1. Включить детей и родителей, бабушек, дедушек в активную совместную общественную деятельность.

  1. Объединить усилия семьи и педагогов в формировании позиции активного гражданина у детей дошкольного возраста при совместной деятельности при получении коллективного продукта.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный – март 2017 г.
  2. Практический – март – сентябрь 2017 г.
  3. Заключительный – октябрь 2017 г.

Материально – техническое оснащение проекта:

- природный камень (1 тонна);

- земляной грунт (20 тонн);

- растения для альпийской горки (около 40 видов).

Цель – подготовка территории и проведение земляных работ.

Заведующим ДОУ Митрофановой Л.В. создан дизайн – проект с учетом возможностей и желания всех участников проекта. Людмилой Васильевной был определен список растений и их количество для обустройства альпийской горки.

Аюга (живучка ползучая)

Дюженея индийская (земляника)

Туя западная (даника)

Всего в проекте приняло участие 20 семей. Родители активно приняли участие в сборе и посадке выше перечисленных растений, для каждого растения согласно дизайн-проекта было определено место и сроки посадки. Каждая семья, участники проекта проводили собственные посадки при активном участии детей, где в каждой семье родители обязанности распределяли самостоятельно в соответствии с семейным укладом. Всего в ходе реализации практического этапа было высажено более 500 корней растений. Семейные команды активно помогали всем растениям прижиться и ухаживали по мере необходимости.

  1. Заключительный этап (презентация проекта, оценка результата)

Оценка деятельности по реализации проекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Проект экологической тропы:

г. Нижний Новгород

Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы . Каменистая или альпийская горка , альпинарий , рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

Альпийская горка – это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде.

Альпинарий рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы , большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария , красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.

Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.

Образовательная область : экологическое воспитание.

Познакомить с устройством альпийской горки , разнообразием используемых камней.

Закреплять представления детей о камнях : размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых.

Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.

Развивающие задачи : Развивать воображение, наблюдательность, память, мышление.

Воспитательные задачи : Воспитывать умение создавать красоту, замечать ее и оберегать. Формировать навыки работы в команде, умение и желание согласовывать свои взгляды, предложения с другими детьми.

Вид проекта : познавательно – информационный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели , родители.

1. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

2. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Закрепили знания детей о первоцветах, их строении и отличительных признаках.

5. Познакомили детей со свойствами камней, почвы.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный :

I этап : Поисково-исследовательский

• Поиск информации о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.

• Рассматривание Альпинария , получение знаний об уходе за растением, срезка сухих цветов.

2. Основной (практический) этап :

«Отгадай что за растение

Рисование красками, карандашами, мелками растений растущих на Альпийской горке;

Конструирование цветов из пластиковых стаканчиков.

Используемые материалы: камни крупные, галька.

Дидактические игры (см. Приложение)

hello_html_m3f26995b.jpg

Подбор растений для альпийской горки. В каменном саду растения оказываются в непростых условиях: яркое солнце, нехватка питания в небольшом объеме почвы, риск вымерзания, сильное выветривание. Вот почему столь важно для растений альпинариев учитывать их экологические привычки . Конечно, в каждом регионе есть свои особенности при подборе растений для альпийской горки, но существуют и общие закономерности.

Предпочтительнее растения засухоустойчивые, хорошо переносящие временный недостаток влаги. Это виды, как правило, связанные своим происхождением со степями или сухими горными склонам - гвоздики, тюльпаны, луки, лиатрис, лилейник малый, гейхера и др. достаточно надежды скальные растения, такие как резуха, камнеломки, молодило, очистки, ясколки и растения сухих светлых лесов (анемона лесна, вероника, чина) .

Место для альпинария необходимо подобрать открытое, солнечное. Деревья и ограды не должны снижать подсушивающее воздействие ветра. Кроны высоких деревьев дадут ненужную тень, а их мощные корни могут подавить рост альпийских растений.

hello_html_m4187e9be.jpg

Несколько крупных камней выглядят красивее, нежели множество небольших. Камни следует размещать так, чтобы самая причудливая форма их поверхности была обращена наружу. Небольшие камни и осколки скальной породы группируют вокруг крупных, которые заглубляют в почву примерно на четверть.

hello_html_m4196f631.jpg

Можно создать приподнятую грядку, основание которой заполнено мелко раздробленными камнями. Подпорные стены — из песчаника, кирпича или обломков плит.

hello_html_m2abb35f8.jpg

hello_html_m5eb8aa2f.jpg

hello_html_m26472b40.jpg

hello_html_5bc568ba.jpg

hello_html_4ecf3c23.jpg

Преимущество комнатных растений для альпинария

Растения для альпинария, вовсе не обязательно должны быть приспособлены для высадки в открытый грунт. Сегодня очень модно кроме садовых использовать и комнатные цветы для альпинария.

hello_html_m34cf4446.jpg

Направленность проекта: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим.

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: Знакомство дошкольников с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о цветах.
2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
3. Формировать навыки ухода за цветами.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Пополнять сенсорные ощущения.
6.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью цветов..
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах.
  4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта:

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (фотоаппарат, посуда для экспериментов, лупа, пластмассовые ложечки для опытов, блюдца для экспериментов, салфетки)
  3. Экспериментальная площадка – клумба с цветами на территории детского сада.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, наблюдения;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Формы организации проекта:

  1. Познавательные (аппликация, рисование, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экологическая викторина “Цветики – семицветики ”;

Этапы осуществления проекта:

1.Организационный

  • подбор методической и художественной литературы.
  • определение тематики бесед,
  • подобор дидактических игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
  • систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
  • подбор опытов и экспериментов;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Воспитатель осуществляет введение в игровую ситуацию.

Рассказ воспитателя об альпийской горке.

2.Реализация проекта

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

Выставка рисунков “Цветочная горка для олененка ”

Задание родителям: гуляя по городу обратить внимание детей на красивые клумбы, альпийские горки, цветочные композиции, рассмотреть их, сфотографировать.

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер “Дождик и зернышко”

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “Где лучше посадить цветы?”
  2. “Наблюдаем, как прорастают семена астр”

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  1. Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
  2. Этюд “ Дождик и цветок”
  3. Игра – упражнение “Цветок – имя”

1. Физминутка “Цветы”, “Мой цветок”

2. Подвижная игра “Цветы и дождик”

3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”

Создание небольшой альпийской горки усилиями родителей, воспитателей и посильной помощи детей.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, рыхлили землю.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что цветам нужен свет?
- Нужно ли цветам тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

3. Обощающий

В ходе реализации данного проекта дети расширили представления о цветах. Путем исследования познакомились с их свойствами, особенностями жизнедеятельности. Дети узнали новые слова – понятия и названия. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.

1. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе. //Детский сад от А.до Я. - 2009.№ 1. - С.152-158

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005320

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


С помощью презентации мы познакомимся с методов выполнения альпийской горки в виде проекта и узнаем все преимущества данной работы с детьми.

Описание разработки

Цель: доказать, что можно изготовить красивую подставку для комнатных цветов, похожую на альпийскую горку, которая впишется в любой интерьер квартиры или класса.

Задачи:

Изучить информацию об альпийских горках и их изготовлении.

Выявить, подставки, каких видов можно использовать в интерьере.

Выбрать варианты альпийских горок, и разработать технологию их изготовления.

Провести экономический расчёт.

Вот так. Для создания садика в условиях квартиры нет препятствий. Нужно только желание, трудолюбие и немного фантазии.

Презентация пректа по технологии Альпийская горка

Историческая справка

Альпийская горка или альпинарий - каменистый сад фантазийного стиля, получивший широкое распространение более 120 лет назад в конце XIX – начале XX в., его назначение – показ флоры альпийских высокогорий. Первый альпинарий для высокогорных растений соорудил в Марилауне ботаник из Инсбурга А. Кернер. Высокогорные растения он собирал на Доломитовых горах на высоте почти 2000 м над уровнем моря. Он изучал высокогорные растения и создал для своих исследований искусственные каменистые сады. О своих экспедициях в горы и богатых коллекциях растений, а также об опыте работы он рассказал в книге „Растения для альпинария" 1864).

Среди первых европейских альпинариев можно назвать альпинарий в Вене. Он сохранился до сегодняшних дней; там собрана большая коллекция растений, привезенных со всего мира. Этот альпинарий посещают сотни тысяч людей - садоводов, любителей-цветоводов, специалистов из разных стран.

Богатые коллекции растений для альпинариев имеются и в других ботанических садах Европы. Известны, например, коллекции альпийских растений в Швейцарии, Франции, Великобритании и т. д. В Чехословакии еще в позапрошлом веке был организован альпинарий около Праги.

В широком масштабе сооружение альпинариев отмечается после первой мировой войны. Это связано с развитием туризма, цель которого — изучение и познание природы, красоты естественной среды, альпийской флоры. Число поклонников туристских горных маршрутов и почитателей высокогорной растительности постоянно возрастает. Люди, мечтая быть постоянно в окружении этой красоты, начали сооружать альпинарии на своих садовых участках, возле своих домов. Многие такие сооружения по праву относятся к произведениям искусства.

Посетители ботанических садов тоже заинтересовались альпийскими горками и не преминули внедрить их на своих участках. Вот так потихоньку маленькие кусочки Альп вошли в жизнь садоводов и сделались одним из самых приятных и престижных ландшафтных изысков.

В последнее время альпийские горки в квартире получили огромную популярность благодаря своей декоративности. К тому же красота каменистых мини-склонов всегда являлась привлекательной для человека. Многие уже на своих участках сделали альпийские горки, остальные наверняка мечтают об этом. Но использовать этот элемент в оформлении как сада, так и квартиры не так легко, как кажется на первый взгляд. Очень важно, чтобы альпийская горка органично вписывалась в окружающий ландшафт или интерьет, а не выглядел обыкновенной насыпью камней.

Читайте также: