Прочитайте о харуне ар рашиде в сказках тысячи и одной ночи что вам показалось кратко

Обновлено: 30.06.2024

Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

Гарун-аль-Рашид — см. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

ГАРУН АЛЬ-РАШИД — ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

ГАРУН АЛЬ-РАШИД — см. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

Гарун аль-Рашид — см. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

Гарун аль-Рашид — средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Гарун Аль-Рашид — ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

Гарун-аль-Рашид — халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

Гарун-аль-Рашид — Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

Сказка ложь, да в ней намек. Чего не скажешь о 1001 ночи. Это - сплошная ложь. Ниже мы коснемся переводов и дополнений, а сейчас, как мне кажется, главная ложь этого сборника - ложь о Халифе Гаруне аль Рашиде.

В этом сборнике великий халиф предстает перед нами праздным слостолюбцем - любителем вина и женщин, проводящем свое время в пустословии и развлечениях. Но кто же он на самом деле? Факты его жизни просто поразительны даже для нашего времени. Итак, кто он, великий Халиф Харун ар-Рашид?

Начнем с того, что он уже в возрасте до 10 лет знал Коран наизусть. В 10 лет он начал приобретать знания по Шариату. Следующим шагом было обучение военному делу в армии, куда его отправил отец. Как результат его обучения и проявленных талантов - командование армией халифата в войне против Византии, и победа. Ему было 16 (!) лет. Императрица Византии начинает вплачивать джизью халифату. В 21 год он становится Халифом. Каким же он был Халифом и человеком? Одна из его черт, харрактеризующая его - выдача садака каждый день по тысяче дирхамов из личных средств, а не из казны мусульман. Он выстаивал ночи в намазе, а не в полуночных пустословиях. Он совершал хадж пешком, в окружении ученых. И жизнь его делилась на год - один год он посвящал хаджу, другой - войне. Его отношение к ученым и мудрым людям, а не к сказочникам - во дворец прибыл один из ученых, и перед обедом к нему вышел человек с кувшином и помыл ему руки. Этим человеком и был повелитель правоверных. Ученые во времена Харуна были в большом почете. И вместо прослушивания сказок, он всю свою жинь получал знания от ученых со всего халифата. И окружали его не блудницы, а люди, наполненные знаниями.За неуважение к словам одного из шейхов он чуть не казнил своего дядю. Ему принадлежит фраза о том, что власть не у него, а у обладающих знаниями. В отношении своих подчиненых он был добр и отзывчив, перед учеными он был смиренным учеником и грозным воителем для врагов Халифата и Ислама. Он выискивал лицемеров по всем своим владениям и казнил их, никогда не сажая в тюрьму. Вот вам один из фактов его отношения к подвластным ему людям: Однажды служанка принесла тяжелый кувшин для того, что бы он омыл свою голову. В один из моментов кувшин выскользнул у нее из рук и ударил халифа по голове. Кровь текла по его бороде, глаза вращались от гнева! Но служанка произнесла слова из Корана об укрощении своего гнева и халиф сазу же сменил свой гнев на милость. Служанка продолжила словами о прощении и Харун сказал, что простил ее. Но служанка не остановилась и закончила словами о благонравии. В следствии этих слов из священного Коран, правитель даровал ей свободу ради лика Аллаха.

Халиф правил около 24 лет. И под конец его правления новый правитель Византии захотел вернуть деньги, уплаченные мусульманам в качестве джизьи. В результате они потерпели еще одно поражение от Харуна ар-Рашида, и Халиф оказался на его троне.

Нельзя пройти мимо его отношений со своей женой Збяйде, которую он очень любил. О своей любви к ней он сказал так: "Если бы ты отрубила мне руку, я бы сказал: О, как прекрасно то, что ты сделала!" У нее, как и у всех женщин, конечно же были свои недостатки. Есть такая история: Харуну принесли долг в 300 000 дирхамов, Збяйде попросила его подарить ему эти деньги, что он и сделал. А когда он выходил от нее, она крикнула ему вдогон,что никакого блага она от него видела. Многим это знакомо, правда ведь? Но она была подстать своему мужу в другом. Она была религиозна, любила слушать Священный Коран. Когда же онв совершила хадж и увидела трудности пути, то на те деньги, которые ей подарил Харун ар-Рашид, она построила по всему пути от Багдада до Мекки сеть бесплатных колодцев и гстиниц, для того, что бы облегчить путь для паломников. Многие ли современные женщины способны на такое? Мало того,она собрала архитекторов со всего Багдада и приказала им разработать сеть каналов в самой досточтимой Мекке. И если вы спросите, где река Збяйде, вам непременно покажут ее остатки.

В последнем же походе его настиг Малик уль Мавт. Харун сам вырыл себе могилу, и последними его словами была просьба к Всевышнему, чья власть не скончаема, о прощении того, чья власть закончилась, то есть к нему, правителю мусульман Харуну ар-ашиду.

Вот таким он был, Халиф Харун ар-Рашид, не имеющий никакого отношения к персидским сказкам, начавшими свое хождение из Индии, переведенные Антуаном Галланом и получившими популярность по всей Европе. Но. Но Галлан мало того, что исказил перевод, он добавил еще и от себя, и от других сказок, внес туда сцены пьянства и интима. Сделано это было для того, что бы сделать свои труды популярными, а так же опорочить правителя мусульман. Разные переводчики или не находили в оригинале некоторые сказки, или наоборот, не включенные в текст Галлана. Клаудия Отт вообще сказала, что 1001 ночь - фальсификация.

Харун ар-Рашид принимает делегацию Каролингов.

1. Правильное произношение имени халифа, который большинству известен как Гарун аль-Рашид — Харун ар-Рашид. Полное имя правителя — Абу Джафар Харун ибн Мухаммад.

3. Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой.


4. Одна из легендарных биографий героя Востока Ходжи Насреддина гласит, что он был выдающимся учёным при дворе Харуна ар-Рашида, затем угодившим в опалу. В действительности приближённым халифа являлся поэт Аббас ибн аль-Ахнаф, создавший новое направление, свободное от канонизированных норм доисламской поэзии.


5. Своё правление Харун ар-Рашид начинал с помощью визирей из семьи Бармакидов, представлявших иранскую феодальную аристократию. Переход к единоличному правлению, осуществлённый им в 803 году, сопровождался массовыми репрессиями в отношении представителей знати.

8. Имя Харуна ар-Рашида неизменно связывают с Багдадом, отмечая, что в его правление город достиг расцвета. Но ещё в 796 году халиф принял решение сделать город Эр-Ракку своей резиденцией. На протяжении тринадцати лет Эр-Ракка была формальной столицей Империи Аббасидов.

Дворец Харуна ар-Рашида.

9. Харун ар-Рашид был первым среди халифов династии Аббасидов, осознавшим значимость могущества на морях. В 805 году арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 году, по приказу Харуна, арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Двадцать три года его правления были мирным временем народного благополучия, экономического подъема, интеллектуального взлета и победоносных походов против христианской Византии. Однако при нем начался политический распад и общий упадок могущественной Аббасидской империи. Последовавшие после смерти ар-Рашида произвол властей и тяготы гражданских междоусобиц, побуждали народ с умилением вспоминать о времени его царствования и всячески идеализировать его эпоху.

Будущий халиф родился в Рейе в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым ребенком от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился. В то время каждая из халифских жен стремилась пристроить на престоле своего сына, умелая же интриганка аль-Хайзуран не только преуспела в этом, но и смогла оказывать влияние на государственные дела во время правления ар-Рашида.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в обстановке придворной роскоши, в окружении богословов, поэтов и музыкантов. Воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Представители рода Бармакидов – наследственные советники и визири аббасидских халифов – играли значительную роль в управлении государством.

Оказавшись на престоле, в первые годы правления Харун ар-Рашид полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визиром. Поэт Аль-Маусили оставил такие строки в память о начале правления ар-Рашида:

Став халифом, Харун ар-Рашид постарался сделать первое время своего правления радостным для подданных: во время праздников и поездок по стране он миловал осужденных, щедро раздавал людям подарки, основывал мечети и караван-сараи. Однако богатство халифской казны обеспечивалось установлением чрезмерно высоких налогов.

Аббасидских правителей издавна привлекал Константинополь: Харун ар-Рашид стал инициатором нескольких победоносных походов против христианской Византии, во многих из которых лично принимал участие.

Вся аббасидская цивилизация отличалась высоким интеллектуальным уровнем развития, Харун ар-Рашид также покровительствовал деятельности ученых, поэтов и переводчиков, знакомивших арабов с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов.

Время правления Харуна ар-Рашида характеризуется активными торговыми и дипломатическими связями с внешним миром - от Китая до Восточной Африки. Историки говорят, халиф поддерживал дружеские отношения с королем франков Карлом Великим (742-814). Известна легенда, не подтвержденная арабскими источниками, согласно которой два государства обменивались посольствами – Карлу Великому были отправлены драгоценные подарки - ковры, пряности, золотые часы и, главное, белый индийский слон по имени Абуль-Аббас. В благодарность Карл тоже отправил халифу дары, но куда более скромные. Приняв франкских послов, Харун ар-Рашид благосклонно принял подарки и, как утверждают историки, даже отдал Карлу ключи от церкви Гроба Господня в святом городе Иерусалиме. Послы принесли в Европу истории о невиданном богатстве халифского дворца, где их водили по бесконечным залам, убранным коврами и золотой парчой, показывали львов, тигров и слонов в дворцовом зверинце.

Действительно, двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Двор пил из золотых кубков, а любимая жена Харуна Зубайда ела только из посуды из драгоценных металлов. Ложки были золотыми или хрустальными, и даже столы накрывали скатертями из золота или серебра. Если говорить о гареме легендарного халифа, то в нем оказались 200 женщин, включая жен его отца и брата. Всего у Харуна ар-Рашида было около 20 детей.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление халифатом Бармакидам, Йахъе и его сыну Фадлу. Второй сын Йахъи – Джафар – близкий друг и неотлучный спутник халифа, обладал большим влиянием на него. Джафар был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника, или надима, способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом.

Всемогущество Йахьи было связано главным образом с его преданностью влиятельной матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. Бармакиды за длительное время государственной службы успели заработать не только безграничное могущество, но и сумели нажить огромное богатство – дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу самого халифа.

Второй период правления после расправы над Бармакидами Харун ар-Рашид провел вдали от столицы Багдада – в Ракке. Последние его решения и действия способствовали началу политического распада империи. Перед смертью в 809 г. Харун ар-Рашид разделил халифат между двумя наследниками: аль-Мамуном – первенцем от наложницы Мараджиль, и аль-Амином – вторым сыном от любимой первой жены Зубейды. Противостояние двух братьев после смерти ар-Рашида привело к гражданской войне и последующему упадку империи.

Читайте также: