Анализ работы пмпк в школе

Обновлено: 28.06.2024

утвержденного приказом миноб разования Ростовской области от 29. 12.2016 г.

организации деятельности районной психолого - медик о - педагогичес кой

Пе да г оги ч ес ки м ко лл ек ти во м М БО У С О Ш № 1 1 н а н ач ало уч еб н ог о г од а

б ыл р азр аб от ан и у тве р ж д ён п ла н р аб от ы П МП к ( п ри ка з № 11 3 от 01 .0 9. 201 6

1 .1. Основная цель работы ПМПк: о бесп ечение ди аг ностико -

коррекционного психолого - медико - пе дагогическ ого сопр овождения

обучающихся, воспитанников с огра ниченными возможностями здоровья и/и ли

состояниями деком пенсации, исходя из реальных возможностей образователь ного

учреждения и в соответствии со специальн ыми образ ователь ными

потребност ями, возрастным и и индивиду альными ос обенностя ми, состояние м

соматическ ого и нервно - психического здор овья обучающихся, воспита нников и

выя вл ени е р ез ерв ных в озм ожн ос тей ра зв ити я.

Ис ход я из це ли , ПМ Пк раб от ала н ад реа ли зац ией с лед ующ их за дач :

✓ Изучить и проанализировать ситуацию развития детей в адаптационны й

✓ Выявить акту альные и резерв ные возм ожности ре бенка;

✓ Организовать психолого - педагогический мониторинг по отслеживан ию

состояния и результативност и развития личности ребенка, уровень его

✓ Определить п у ти интеграции р ебенка в соответству ющий класс п ри

✓ Организовать взаимодейств ие между педагогическим составом школы и

специалистам и РПМПК, обеспечить консультативну ю и практическу ю

✓ Осуществл ять, кон с ультативну ю помощь обучающимся и их родителя м

Исходя из цел и и задач работы специал исты ПМПк ра ботали п о следующим

 индивидуальная и групповая диагностиче ская, коррекци онно -

 индивидуальная и гру пповая конс ультативно - просвет ительская и

профилактичес кая раб ота с родителями и педагогам и;

 подготовка и участие в з аседаниях школ ьного ПМП к.

Приказом на на чало учебног о года у тверждён следу ющий кадровый состав :

Председатель П МПк – Габызян Е. В. , з аместитель директ ора по УВР;

 Учи тел я начальны х классов: Бода хян З. А ., Кристосту рян Е. А.;

Ежегодный анализ кадрового состава ПМПк свид етельству ет о

недостаточной укомплектованност и специалистами: в составе комиссии

Анализ материально - техническ ого обеспечения ПМПк позволяет сделать

вывод о недоукомплект ованности. Отсутствует кабинет педагог а - пс ихолог а,

диагностичес кий и раздаточный инструментарий ми нимальный , имеется единый

пакет методик, позволяющий определить на разных возр аста х причины

Н о до с их по р отс ут ст в у ют н а с т о л ь ные иг р ы , раз да т оч н ы й ма те р и а л и п р. на

За отчётный период было проведено 5 плановых и 2 внеплановых

обследования обучающихся разног о возраста с целью определения коррекционн о -

развивающей помощи и выявлени я проблем в обучении и р азвити и , а также для

решения вопроса о про хождении ГИА за курс ООО в обстановке исключающей

влияние негативных факторов в форме ГВЭ обучающимся на дому у чащимся 9

Количество детей пр е дставленны х повторно составило 3 человека ,

причины и х повто рного пре дставления: от рицатель ная дина мика в развити и у

двоих обучающихс я и возмож ность пересмотра АООП у обучающегося 4 класса

Анализ работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума

2012/2013 учебный год

Председатель ШПМПк Варченко Е.В.

ШПМПк протокол № ____ директор МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида

____________ Варченко Е.В.

зам.директора по УВР

МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида

  1. Цель работы ШПМПк - организация обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии через создание целостной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в рамках ОУ.
  2. В 2012/2013 учебном году работа специалистов ШПМПк была направлена на решение следующих задач:
  • организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка;
  • отбор детей, нуждающихся в постоянном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении;
  • выявление потенциальных возможностей развития ребёнка для оказания ему целенаправленной специализированной помощи в условиях ОУ;
  • динамическое наблюдение за ребёнком;
  • выбор образовательных программ адекватных развитию ребёнка;
  • разработка индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов;
  • наблюдение за адаптацией учащихся;
  • консультационная и практическая помощь учителям и родителям (лицам их заменяющих) по проблемам обучения, воспитания, коррекции, развития учащихся;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния;
  • организация психологически адекватной образовательной среды и лечебно-оздоровительных мероприятий, профилактика перегрузок учащихся;
  • организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума;
  • представление детей на ГПМПК;
  • повышение квалификации специалистов консилиума;
  • распространение накопленного опыта путём участия специалистов в семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах и т.п. различного уровня;
  • создание макета индивидуальной карты развития учащегося, используемого в качестве портфолио ребёнка на всех годах обучения в школе (совершенствование имеющейся формы на сегодняшний день);
  • участие в работе ГПМПК, социально-психологических служб города (по запросу).

III. Исходя из поставленных целей и задач, работа ШПМПк осуществлялась в соответствии:

  • с функциональными обязанностями специалистов;
  • по запросам родителей (лиц их заменяющих), педагогов, администрации школы;
  • в соответствии с планом работы ШПМПк и ГПМПК.

IV. Работа проводилась по следующим направлениям:

  • Диагностика
  • Коррекционно-обучающая работа.
  • Консультационно-просветительское и профилактическое направление.
  • Аналитическое направление.
  • Организационно-методическая работа.

С сентября 2012 года в школе функционировал психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого вошли следующие специалисты:

  • учитель-дефектолог - Варченко Е.В.
  • педагог-психолог - Демидова С.А
  • учитель-логопед - Чернышева Е.В.
  • социальный педагог - Чечётина Н.П.
  • врач - Орлова Н.М.
  • секретарь - Черняева Т.В.

которые и осуществляли работу в течение всего учебного года. В составе консилиума в течение года произошли кадровые перестановки, социальный педагог Чечётина Н.П. выбыла из состава ШПМПк в связи с осуществлением новых должностных обязанностей, Журбенко Л.А. – введена. В течение учебного года к работе консилиума привлекались другие специалисты школы: учитель-дефектолог Дубцова О.Р., учитель-логопед Брюсова А.А., классные руководители: Амелина О.А., Евстафьева Е.М., Киселевич Т.Г., Константиниду М.В., Стеблевская О.В., Апостолиди И.К., учитель начальных классов и доп.образования Савельева В.В., педагоги Седых С.Е., Сидорова Н.Н., Куликова Т.Т., администрация школы в лице директора Захаровой Р.С., зам.директора по УВР Глазовой Е.Н., педагога-организатора Солиной Е.А., и.о.директора школы Чечётиной Н.П.

В течение учебного года было проведено 22 плановых и внеплановых заседания консилиума, посвящённых решению следующих вопросов:

Диагностическое направление включало в себя:

  • выявление учащихся, нуждающихся в обследовании на ШПМПк и комплексном всестороннем динамическом диагностико-коррекционном сопровождении;
  • обследование учащихся специалистами ШПМПк;
  • заполнение индивидуальной карты развития ученика (представления, заключение, рекомендации, индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут);
  • систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития учащихся;
  • промежуточное обследование учащихся специалистами, ведущими коррекцию их развития и сопровождения;
  • определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем, определение педагогических маршрутов обучения;
  • углубленное диагностическое обследование учащихся школы, направленных на ГПМПК;
  • итоговое углубленное обследование учащихся с целью выявления эффективности проведенного коррекционного обучения;
  • углубленное обследование выпускников начального звена, определение возможностей учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено;
  • разработка и уточнение диагностического материала специалистов для детей всех возрастных категорий
  • диагностическое обследование с целью определения формы и режима сдачи государственной итоговой аттестации учащимися 9 класса.

Диагностика является одним из наиболее важных видов работы, так как от этого зачастую зависит не только успешное продвижение ребёнка, но и его дальнейшая судьба. При этом один и тот же ребёнок в течение года может проходить несколько видов диагностических обследований, что связано с тем, на что направлено то или иное обследование.

Сбор и анализ информации показал, что в течение учебного года разными специалистами было проведено следующее количество диагностических процедур различного характера (см.аналитические отчёты и анализы работ специалистов за 2012/2013 учебный год):

Количественный показатель проведенных диагностических обследований обучающихся специалистами ШПМПк в 2012/2013 учебном году

социальный педагог Чечётина Н.П.

социальный педагог Журбенко Л.А.

Результаты обследований были представлены в соответствующих документальных базах. Как видно из таблицы не все специалисты должным образом относятся к оформлению отчёта о проделанной работе за год. Орлова Н.М. и Чечётина Н.П. не предоставили данных по уважительной причине, Журбенко Л.А.вообще не подготовила отчёта, Брюсова А.А. отчёт предоставила, но данных о проделанной работе в нём отсутствуют. Поэтому возникла необходимость запланировать на предстоящий учебный год консультации о предоставлении отчёта о проделанной работе и проведения анализа этой работы.

Списки учащихся школы,

+ – дети, зачисленные на занятия с 1.10.2012 г.

/+ – дети, зачисленные на занятия в течении учебного года.

Результатом работы стало :

сменили форму обучения – 8 человек (Б. Анна, С. Любовь, Г.Роман, С. Анна, С. Александр, К. Ульяна, П. Михаил, З. Сергей);

сменил вид обучения – 1 человек (А. Далер);

перешли обучаться в общеобразовательную школу – 2 человека (Ф. Артемий, З. Дамир);

закончил обучение в школе по возрасту – 1 человек (К. Анна);

не получил окончательного решения вопроса – 1 человек (П. Даниил);

продолжили обучение в школе без изменений – 2 человека (А. Алексей, К. Юлия);

перевод на обучение в общеобразовательную школу нуждается в дополнительном тестировании из школы претендента – 2 человека (С. Алексей, О. Руслан).

Основными проблемами в работе всех специалистов при проведении коррекционных занятий стали:

а вследствие этого неполный охват детей, нуждающихся в сопровождении специалистами, особенно обучающихся по индивидуальному маршруту или на дому.

Аналитическое направление работы продолжалось в течение всего учебного года и включало в себя :

  1. Системный анализ личностного и познавательного развития учащихся.
  2. Профилактика перегрузок учащихся в рамках консультационной помощи педагогам по организации учебно-воспитательного процесса.
  3. Анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися. Определение динамики развития.
  4. Выявление учащихся, нуждающихся в обследовании на ГПМК.
  5. Анализ и систематизация накопленного опыта путём написания работ и участия в в семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах и т.п. различного уровня;
  6. Создание макета индивидуальной карты развития учащегося, используемого в качестве портфолио ребёнка на всех годах обучения в школе (совершенствование имеющейся формы на сегодняшний день)

Результатами работы по данному направлению стало:

  • разработка и использование в работе всех специалистов комплексных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития конкретного ребенка;
  • разработка и использование в работе комплексных диагностических методик, учитывающих возрастные, соматические, индивидуально-типологические уровни развития учащихся (Варченко Е.В., Демидова С.А., Дубцова О.Р., Чернышева Е.В.):
  • анализ результатов углубленного диагностического обследования вновь прибывших учащихся и учащихся школы с целью определения сопровождения детей специалистами в течение учебного года;
  • обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания школьников, учащихся 1-7 классов, на протяжении всего учебного года;
  • аналитическая работа по изучению и профилактике перегрузок учащихся, (проведение производственного совещания в рамках ШМО начальных классов – Варченко Е.В., участие в педагогическом совете школы в качестве докладчика – Варченко Е.В.);
  • определение динамики в развитии детей с оформлением результатов работы, отражённых в справках, диаграммах, заключениях составленных индивидуальн.о на каждого ребёнка по результатам итоговых диагностических обследований;
  • выявление, диагностирование и представление 17 учащихся школы и их родителей на ГПМПК (основная работа – председателя ШПМПк);
  • взаимодействие специалистов в рамках работы ШПМПк;
  • анализ проделанной работы за год каждым специалистом.

К сожалению, хочется отметить недостатки в предоставлении аналитических отчётов за учебный год, которые прослеживаются мною на протяжении уже двух отчётных периодов (2011/2012 и 2012/2013 учебные годы):

  • нарушение временных рамок подачи отчётного материала (учитель-логопед Брюсова А.А.);
  • отсутствие данных по неуважительной причине (социальный педагог Журбенко Л.А.);
  • отсутствие единообразия в оформлении аналитического материала (все специалисты);
  • отсутствие статистических данных о работе исключительно по всем направлениям (исключение Демидова С.А., Варченко Е.В.);
  • отсутствие необходимой информационности предоставляемого материала (Брюсова А.А.), личной информации (Демидова С.А.).

Макет индивидуальной карты развития учащегося, используемого в качестве портфолио ребёнка на всех годах обучения в школе, разработан в черновом варианте и будет представлен специалистам и администрации школы в новом учебном году для обсуждения, оформления и внедрения в практику работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение 2015-2016 учебного года работал школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Цель работы консилиума: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Его деятельность строилась в соответствии с планом, а также по необходимости проводились внеплановые консилиумы. Были созданы условия для обучения, оборудован кабинет педагога-психолога

Школьный консилиум решал в текущем учебном году такие задачи, как:

изучение личности и уровня обученности обучающихся 1, 5-х классов, вновь прибывших воспитанников школы, а также школьников, имеющих проблемы в поведении;

изучение классных коллективов 1, 5-х классов с целью определения уровня воспитанности, учебных возможностей, динамики развития и оказания консультативной помощи педагогам по работе с проблемными детьми;

диагностика обучающихся в период подготовки к работе консилиума психологом, социальным педагогом и педагогами, разработка рекомендаций по дальнейшей работе с воспитанниками.

В работе заседаний консилиума принимали участие заместитель директора школы по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, родители учащихся.

В состав консилиума вошли:

Председатель -Сулейманова П.В.(зам. директора по УВР),

секретарь -Астамирова З.Д.,

учителя начальных классов,

педагог-психолог -Мусаев Р.Ю.,

социальный педагог- Бакаев Ш.Х.

Для эффективности работы составлены:

План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-2016 учебный год;

Программы обследования педагогом-психологом учащихся 1-х, 5-х классов;

банк данных здоровья учащихся;

индивидуальная карта развития ученика (сформированность базовых общеучебных умений и навыков);

индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;

психолого-педагогические карты первоклассников;

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:

старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;

разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;

проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;

защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;

выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;

выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;

проводит семейную реабилитацию.

Проблемы:

Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с детьми с отклонениями в развитии. Многие учителя все еще испытывают значительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. Многие затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная готовность работать с данной категорией детей;

Очень часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального развития, несвоевременно оказывается коррекционная помощь – необходима более ранняя диагностика и коррекция. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.

В соответствии с планом ВШК на 2015-2016уч.год и в целях проверки успешности адаптации и комфортности обучения обучающихся 1,5-х классах проведены диагностики.

Результаты диагностики воспитанников 1-х классов.

Исследование детей 1 класса проходили в три этапа:

1этап- наблюдение за детьми во время уроков и внеурочной деятельности;

2 этап - беседы с педагогами об учёбе и поведении детей;

3 этап- диагностика воспитанников.

Изучение степени адаптации воспитанников 5–х классов.

Психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом.

Первым шагом на пути осуществления данных задач является изучение актуального состояния и развития ребят.

Анализ комплексного психодиагностического обследования обучающихся 1,5-х классов. (Справка прилагается)

Задачи исследования:

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Внеплановые заседания проводились по запросам классных руководителей для решения сложных конфликтных ситуаций и выявления причин отклонения в поведении учащихся. Трое учащихся 1- го класса были направлены на республиканскую ПМПК для определения программы дальнейшего обучения. В результате им рекомендовано обучение по программе школы VI вида. Двое учащихся обучаются в коррекционной школе 4 вида.

Учителя начального звена постоянно ведут мониторинг динамики развития и усвоения программы обучения и выстраивают своевременно взаимодействие со специалистами ПМПк.

В коррекционной деятельности учащихся существуют и проблемы: низкая заинтересованность и участие родителей (в основном это неблагополучные семьи), отказ от рекомендаций ПМПК по организации обучения детей.

Задачи на следующий учебный год:

2. Продолжать рассматривать адаптацию учащихся 1 и 5 классов на начало и конец года для анализа динамики сопровождения.

3. Продолжать выявлять детей, требующих изменения образовательного маршрута.

4. В новом учебном году необходимо больше внимания уделять выявлению учащихся с низкой мотивацией к обучению для оказания своевременной помощи и выравниванию их к 5-му классу.

5. Запланировать работу с учащимися 9-х классов по преодолению стрессовой ситуации в период подготовки и во время сдачи ГИА.

Читайте также: