Характер деятельности организации детского сада
Обновлено: 30.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Содержание, виды и основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Согласно этого же положения к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. [2. 16-31].
Направленность деятельности ДОУ определена следующими реализуемыми основными образовательными программами:
— по обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
— по проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
— по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;
— по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Так же в различных видах ДОУ реализуются разные направления деятельности:
1. Детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
2. Детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей.
3. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
4. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);
- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;
- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру. или физическое охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями. К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников.
5. Детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья)
6. Детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
7. Детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
8. Центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);
- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;
- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру;
или физическое (охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями). К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников. [ 3.1-15 ].
Краткое описание документа:
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:
Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.
- исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
- творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
- чтение;
- заучивание наизусть;
- обсуждение, рассуждение;
- беседа.
- гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
- игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
- пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
- ритмопластика;
- катание на санках, лыжах, самокатах и пр.
Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.
После рождения ребенка большинство молодых мам уходят в декретный отпуск и посвящают все свое время уходу за малышом. Однако кроха растет, знакомится с окружающим миром. В какой-то момент сидеть дома с мамой ему становится скучно. У каждого малыша рано или поздно появляется стремление общаться со сверстниками, узнавать что-то новое, заниматься каким-либо видом спорта. Замечательные условия для полноценного развития ребенка созданы в дошкольных образовательных организациях, где за детьми присматривают опытные педагоги. Одна из самых популярных организаций подобного рода – детский сад. Родители отводят туда детей на весь день и могут спокойно отправляться на работу, ведь малышей там и покормят, и уложат спать. Но самое главное: в детском саду с воспитанниками занимаются. Подробности об образовательных организациях дошкольного образования вы узнаете, прочитав данную статью.
Ребенок начинает развиваться с самого рождения. Первое время он проводит со своими родителями, и все основные знания и навыки получает в семье. Но малыш подрастает, и родители замечают его стремление к общению с другими детьми. Это значит, что пора начинать водить его в детский сад или детский центр, которых сейчас очень много.
Направления в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) выдают, как правило, детям, достигшим трехлетнего возраста, но многие родители начинают водить малышей на развивающие занятия гораздо раньше. Многочисленные платные детские центры предлагают огромный выбор направлений: рисование, ритмика, лепка, конструирование, обучающие программы для малышей и другие. Во многих муниципальных детских садах имеются группы кратковременного пребывания, куда родители приводят деток на пару часов. Это особенно актуально для малышей, которым еще тяжело расставаться с мамой на долгое время. Но несколько часов в саду они вполне могут выдержать.
Виды ДОУ
К дошкольным образовательным организациям относятся:
- детские сады;
- детские сады, в которых приоритет отдается определенному направлению развития;
- коррекционные детские сады;
- детские центры.
Дети в дошкольных организациях могут находиться полный день (12 часов) или же приходить туда на несколько часов.
В группах кратковременного пребывания оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми, а в некоторых малышей еще и обучают.
Основные задачи организаций дошкольного образования
Самым главным принципом ДОУ является укрепление и охрана детского здоровья (не только физического, но и психологического). Важнейшей задачей также является раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Необходимо воспитать в нем чувство защищенности и уверенности в себе, ведь это нужно для его успешной жизни в будущем. Роль дошкольной образовательной организации заключается также в том, чтобы донести до каждого ребенка общечеловеческие ценности (красота, добро, уважение). Необходимо стремиться не только к подготовке детей к школе, но и к тому, чтобы уникальный период они прожили интересно и увлекательно. Развитие творческих способностей также является очень важным аспектом деятельности дошкольных образовательных организаций.
Как организован образовательный процесс
Главным принципом организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является "уход" от учебы. То есть занятия непременно должны проводиться, но в игровой форме. Воспитатель должен организовать обучение таким образом, чтобы дети были активными участниками процесса. Новый материал нужно преподносить в доступной форме. Педагог должен учитывать возраст его воспитанников и в зависимости от этого организовывать занятия. К примеру, для малышей 1-3 лет большую роль играет экспериментирование с различными материалами (лепка из теста, песка или глины и другого материала). Также детей могут увлечь следующие занятия: просмотр картинок, подвижные игры, взаимодействие со сверстниками. Для детей дошкольного возраста воспитатели организовывают сюжетно-ролевые игры, ведь именно из них ребята узнают, что хорошо, а что плохо. Важную роль играют также: двигательная активность, пение, игра на музыкальных инструментах, лепка, конструирование, рисование, создание поделок. В ДОУ детей приучают к самообслуживанию и элементарному труду.
Образовательные программы
В дошкольных организациях уход, воспитание и занятия с детьми осуществляются в рамках определенного плана. Причем он выбирается или разрабатывается коллективом. Нельзя сказать, что какая-то программа лучше или хуже других. Каждая имеет свои достоинства и выбирается в соответствии с принципами работы дошкольной организации. Программы подразделяются на комплексные и парциальные. Как можно понять из названия, программы комплексного типа предусматривают развитие дошкольника по всем направлениям, среди которых: физическая культура, развитие речи, художественные способности, пение, ритмика, конструирование, развитие речи и многое другое. Парциальные образовательные программы основной упор делают на одно направление (к примеру, на физическое воспитание, оздоровление, экологическое воспитание или математические способности).
Однако чаще всего воспитатели руководствуются несколькими парциальными программами, что позволяет гармонично и полноценно развивать детей.
Заключение
Деятельность образовательной организации дошкольного образования осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Между родителями и учреждением заключается договор, в котором четко прописаны права и обязанности сторон. Хотелось бы отметить, что пребывание в ДОУ положительно влияет на детей, потому как там они учатся налаживать отношения со сверстниками, узнают много нового об окружающем мире.
Читайте также:
- Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы общая информация в доу мкдо
- Для чего создана красная книга кратко
- Что такое царство в биологии 5 класс определение кратко
- Как вы считаете можно ли утверждать что наша страна является уникальной цивилизацией кратко
- Почему ленин гриб кратко