Характер деятельности организации детского сада

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание, виды и основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Согласно этого же положения к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. [2. 16-31].

Направленность деятельности ДОУ определена следующими реализуемыми основными образовательными программами:

— по обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

— по проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

— по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

— по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

— по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Так же в различных видах ДОУ реализуются разные направления деятельности:

1. Детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

2. Детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей.

3. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

4. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);

- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;

- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру. или физическое охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями. К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников.

5. Детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья)

6. Детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

7. Детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

8. Центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности, можно отнести все направленности интеллектуального развития, экологического развития);

- социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести направленности социального развития, личностного развития, нравственно-патриотического, гражданского развития воспитанников;

- художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру;

или физическое (охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями). К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников. [ 3.1-15 ].

Краткое описание документа:

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.


После рождения ребенка большинство молодых мам уходят в декретный отпуск и посвящают все свое время уходу за малышом. Однако кроха растет, знакомится с окружающим миром. В какой-то момент сидеть дома с мамой ему становится скучно. У каждого малыша рано или поздно появляется стремление общаться со сверстниками, узнавать что-то новое, заниматься каким-либо видом спорта. Замечательные условия для полноценного развития ребенка созданы в дошкольных образовательных организациях, где за детьми присматривают опытные педагоги. Одна из самых популярных организаций подобного рода – детский сад. Родители отводят туда детей на весь день и могут спокойно отправляться на работу, ведь малышей там и покормят, и уложат спать. Но самое главное: в детском саду с воспитанниками занимаются. Подробности об образовательных организациях дошкольного образования вы узнаете, прочитав данную статью.

Ребенок начинает развиваться с самого рождения. Первое время он проводит со своими родителями, и все основные знания и навыки получает в семье. Но малыш подрастает, и родители замечают его стремление к общению с другими детьми. Это значит, что пора начинать водить его в детский сад или детский центр, которых сейчас очень много.

Творческие занятия с детьми

Направления в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) выдают, как правило, детям, достигшим трехлетнего возраста, но многие родители начинают водить малышей на развивающие занятия гораздо раньше. Многочисленные платные детские центры предлагают огромный выбор направлений: рисование, ритмика, лепка, конструирование, обучающие программы для малышей и другие. Во многих муниципальных детских садах имеются группы кратковременного пребывания, куда родители приводят деток на пару часов. Это особенно актуально для малышей, которым еще тяжело расставаться с мамой на долгое время. Но несколько часов в саду они вполне могут выдержать.

Виды ДОУ

К дошкольным образовательным организациям относятся:

  • детские сады;
  • детские сады, в которых приоритет отдается определенному направлению развития;
  • коррекционные детские сады;
  • детские центры.

Дети в дошкольных организациях могут находиться полный день (12 часов) или же приходить туда на несколько часов.

Девочки рисуют

В группах кратковременного пребывания оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми, а в некоторых малышей еще и обучают.

Основные задачи организаций дошкольного образования

Самым главным принципом ДОУ является укрепление и охрана детского здоровья (не только физического, но и психологического). Важнейшей задачей также является раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Необходимо воспитать в нем чувство защищенности и уверенности в себе, ведь это нужно для его успешной жизни в будущем. Роль дошкольной образовательной организации заключается также в том, чтобы донести до каждого ребенка общечеловеческие ценности (красота, добро, уважение). Необходимо стремиться не только к подготовке детей к школе, но и к тому, чтобы уникальный период они прожили интересно и увлекательно. Развитие творческих способностей также является очень важным аспектом деятельности дошкольных образовательных организаций.

Детский сад

Как организован образовательный процесс

Главным принципом организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является "уход" от учебы. То есть занятия непременно должны проводиться, но в игровой форме. Воспитатель должен организовать обучение таким образом, чтобы дети были активными участниками процесса. Новый материал нужно преподносить в доступной форме. Педагог должен учитывать возраст его воспитанников и в зависимости от этого организовывать занятия. К примеру, для малышей 1-3 лет большую роль играет экспериментирование с различными материалами (лепка из теста, песка или глины и другого материала). Также детей могут увлечь следующие занятия: просмотр картинок, подвижные игры, взаимодействие со сверстниками. Для детей дошкольного возраста воспитатели организовывают сюжетно-ролевые игры, ведь именно из них ребята узнают, что хорошо, а что плохо. Важную роль играют также: двигательная активность, пение, игра на музыкальных инструментах, лепка, конструирование, рисование, создание поделок. В ДОУ детей приучают к самообслуживанию и элементарному труду.

Занятия в доу

Образовательные программы

В дошкольных организациях уход, воспитание и занятия с детьми осуществляются в рамках определенного плана. Причем он выбирается или разрабатывается коллективом. Нельзя сказать, что какая-то программа лучше или хуже других. Каждая имеет свои достоинства и выбирается в соответствии с принципами работы дошкольной организации. Программы подразделяются на комплексные и парциальные. Как можно понять из названия, программы комплексного типа предусматривают развитие дошкольника по всем направлениям, среди которых: физическая культура, развитие речи, художественные способности, пение, ритмика, конструирование, развитие речи и многое другое. Парциальные образовательные программы основной упор делают на одно направление (к примеру, на физическое воспитание, оздоровление, экологическое воспитание или математические способности).

Занятия в детском саду

Однако чаще всего воспитатели руководствуются несколькими парциальными программами, что позволяет гармонично и полноценно развивать детей.

Заключение

Деятельность образовательной организации дошкольного образования осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Между родителями и учреждением заключается договор, в котором четко прописаны права и обязанности сторон. Хотелось бы отметить, что пребывание в ДОУ положительно влияет на детей, потому как там они учатся налаживать отношения со сверстниками, узнают много нового об окружающем мире.

Читайте также: