Анализ итогов переходной экономики в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Произошло изменение форм, права и институтов собственности. Это означает, что появилась частная собственность в виде частного индивидуального или коллективного предпринимательства, смешанная собственность как взаимодействие частной и государственной собственности и государственная собственность в резко урезанном виде.

2. Наметилась интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования. Если учесть, что в течение более 70 лет в Советском Союзе господствовала командная экономика, или экономика с централизованным управлением, то в одночасье  как первоначально предлагалось, через 100 или 500 дней  практически невозможно обеспечить формирование рыночного механизма, с одной стороны, и его взаимодействие с государственной экономикой  с другой. Эта закономерность требует длительного времени для своей реализации.

3. Произошла большая концентрация экономической власти в руках номенклатурных корпораций и превращение их в господствующую экономическую силу общества, что неизбежно привело к быстрому росту паразитических доходов и скрытому их перераспределению. Эти так называемые новые распределительные отношения доходов становятся закономерностью переходного периода.

4. Сократилась доля занятого населения и появилась массовая безработица во всех формах ее проявления и с порождением пауперизма (деградированного слоя из беднейших). С другой стороны  капиталистическая элита.

Как выйти России из этого состояния? Ответ на этот вопрос мы сейчас и рассмотрим.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

10.7. Стратегия развития российской федерации до 2010 г.

Данная стратегия разработана и предложена Правительством РФ. Рассмотрим ее основные направления исходя из анализа ситуации сегодняшнего дня.

Сегодня  новая Россия. В чем же ее новизна?

Первое. Население страны качественно изменилось. Значительная часть граждан страны готова строить жизнь собственными усилиями, не дожидаясь помощи ни от кого.

Третье. Стабилизировалась политическая ситуация, наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться именно благодаря окрепшему частному сектору.

Реально возможны три варианта развития:

радикальная либерализация;

восстановление дирижистского социального государства;

модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной роли государства в реализации базовых общественных функций.

Радикальная либерализация  это свободная рыночная экономика, уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, приватизация социальной сферы, открытая экономика. Все это может привести к существенному экономическому росту, более высокому в краткосрочной перспективе, чем в любом другом сценарии. Однако осуществление данного сценария может привести к социальной, политической и финансовой нестабильности, которая нивелирует выгоды экономического роста и, в конечном счете, приведет к стагнации. Шоковая терапия неприемлема для нашей страны.

Восстановление дирижистского социального государства означает расширение прямого участия государства в регулировании экономических и общественных отношений и существенное сокращение поля предпринимательской активности. Этот сценарий напоминает командную экономику, которая имела место в недавнем прошлом в экономике России. Расширение функций государственной власти сделает государственную машину еще менее управляемой, усилит коррупционные механизмы и не позволит установить цивилизованные отношения между государством и гражданским обществом.

Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. Это сценарий смешанной экономики.

Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это  политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации позволит восстановить экономическую и политическую роль страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью Стратегии развития России до 2010 г.

Стратегия исходит из того, что динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, в основе повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию  добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

Прогресс достижим только в результате объединения усилий власти и самого общества в деле создания страны, способной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе. Стратегия заключается в том, чтобы создать основы для возникновения нового общественного договора как механизма реализации стратегии. Только таким образом можно снять преграды на пути общественного развития и создать стимулы для активизации деятельной части населения.

Стержень нового общественного договора  приоритет гражданина над государством. Человек, его права и интересы  насколько возможно; государство  гарант этих прав  насколько необходимо. Самостоятельный человек, живущий и действующий в соответствии со своими личными убеждениями и одновременно в соответствии с твердыми моральными принципами общества, способный в достатке содержать семью, сможет осуществить необходимую модернизацию страны.

Перед Российским государством и обществом стоят следующие задачи:

установить новый социальный контракт;

осуществить реформу власти;

провести модернизацию экономики.

Цели стратегии достижимы только в результате модернизации экономики. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами, создать базу для повышения уровня жизни граждан является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышением эффективности их использования, высвобождением предпринимательской инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста  через повышение производительности труда, загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. На втором этапе экономическая свобода выразится в росте эффективности инвестиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика.

В социальной политике необходимо завершить переход к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся:

во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения;

во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной информационной, динамично развивающейся мировой экономике.

Сложность проблем и глубина необходимых преобразований требуют комплексного подхода к проведению реформы государственной власти.

Без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую часть программы модернизации экономики  создание благоприятного инвестиционного климата, ответственной бюджетной политики и структурной реформы. В то же время только в условиях нового социального контракта, основанного на выполнении взаимных обязательств государства и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические реформы, структурная перестройка экономики невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал  образование и здоровье граждан, науку и культуру. Следует подчеркнуть, что никакое существенное повышение уровня жизни граждан, снижение социального неравенства не станут реальными без экономического роста.

Государство не сможет реализовать стратегию развития исключительно собственными усилиями. Только ответная реакция участников рынка, повышение роли гражданского общества, выполнение гражданами своих обязательств перед государством приведут к положительному результату.

Сегодня Россия получила шанс на решительное экономическое обновление. Этот шанс  в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной конъюнктуре внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены.

Использовать этот шанс, реализовать потенциал развития экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача Стратегии развития. Если шанс не будет использован, если ближайшие годы не станут временем быстрых экономических перемен, экономическая отсталость страны станет необратимой, что будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства. Не надо идеализировать те или иные формы хозяйствования, их нужно рассматривать вкупе с менталитетом нации. А это суперпроблема.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

1. Произошло изменение форм, права и институтов собственности. Это означает, что появилась частная собственность в виде частного индивидуального или коллективного предпринимательства, смешанная собственность как взаимодействие частной и государственной собственности и государственная собственность в резко урезанном виде.

2. Наметилась интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования. Если учесть, что в течение более 70 лет в Советском Союзе господствовала командная экономика, или экономика с централизованным управлением, то в одночасье ? как первоначально предлагалось, через 100 или 500 дней ? практически невозможно обеспечить формирование рыночного механизма, с одной стороны, и его взаимодействие с государственной экономикой ? с другой. Эта закономерность требует длительного времени для своей реализации.

3. Произошла большая концентрация экономической власти в руках номенклатурных корпораций и превращение их в господствующую экономическую силу общества, что неизбежно привело к быстрому росту паразитических доходов и скрытому их перераспределению. Эти так называемые новые распределительные отношения доходов становятся закономерностью переходного периода.

4. Сократилась доля занятого населения и появилась массовая безработица во всех формах ее проявления и с порождением пауперизма (деградированного слоя из беднейших). С другой стороны ? капиталистическая элита.

Как выйти России из этого состояния? Ответ на этот вопрос мы сейчас и рассмотрим.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Переходные экономические отношенияхарактеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика — промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой. Характеристики Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем — и уходящей и формирующейся. неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. особый характер противоречий - противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России. Задачи переходной экономики в России Первая задача переходной экономики – борьба с чертами централизованно управляемой экономики.1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Переходные экономические отношенияхарактеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика — промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой. Характеристики Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем — и уходящей и формирующейся. неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. особый характер противоречий - противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России. Задачи переходной экономики в России Первая задача переходной экономики – борьба с чертами централизованно управляемой экономики.1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Читайте также: