Проблемная педагогическая ситуация в доу по гришаевой

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Чаплыгина Наталья Владимировна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Березовский

Авторская технология эффективной социализации ребенка в детском саду позволяет системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества.

Утренний круг важен тем. что дети самостоятельно выбирают направление деятельности, на весь день.

Вхождение в работу начинается с звукового сигнала, у каждого педагога он свой: звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение и многое другое. Дети быстро ориентируются и понимают, что педагог их ждет. Для обсуждения воспитатель создает и поддерживает эмоциональный настрой, включается легкая, запоминающаяся музыка. Дети садятся в круг, педагог рядом с детьми, для понимания детьми, что его очередь говорить, передается по кругу предмет, например: мячик, колокольчик, игрушка. Дети передавая предмет отвечают на поставленный педагогом вопрос. Дошкольники быстро запоминают правила утреннего и вечернего круга.

Основные направления взаимодействия с детьми:

• Планирование - обсуждение планов, реализация совместных дел

• Информационные – обсуждение новостей

• Проблемная ситуации - предлагаются темы для обсуждения

• Детское сообщество – учит дошкольников вниманию друг к другу, учит дружить, создавать положительный эмоциональный настрой.

• Навыки общения – учит детей культуре диалога со сверстниками и взрослыми.

• Равноправие и инициатива – поддержка взрослыми равных возможностей и тихим, и бойким, и лидерам.

Вечерний круг: проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: на утренний и вечерний круг это две разные мелодии.

Коротко об одном дне….

Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею его настроению.

Вечерний круг подводит итоги дня. Все дети становятся в круг педагог передает длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает красивая птичка или приходит игрушка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день.

Результативность технологии

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация.

Самую универсальную, комплексную технологию, на наш взгляд, в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.

ВложениеРазмер
doklad_na_mo_grishaeva.docx 35.84 КБ
mo_n.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитатели: Нелюдимова О.А.

Г. Новый Уренгой, 2020г.

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Они развиты, любознательны, умны, эрудированны, раскрепощенны, свободны, импульсивны, капризны, плаксивы, драчливы, агрессивны, педагогически запущенны, воспитываемые телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но по нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе.

Федеральный стандарт уделяет огромное внимание и индивидуализации образовательного процесса, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Эти два понятие тесно связаны между собой.( индивидуализация и социализация)

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка.

Возникает вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? " Мы задумались, какие технологии нам помогут?

Самую универсальную, комплексную технологию, на наш взгляд, в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.

9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

  • Клубный час;
  • Проблемные педагогические ситуации;
  • Ежедневный круг рефлексии;
  • Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность);
  • Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому);
  • Социальные акции;
  • Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями);
  • Коллективный проект;
  • Работа с родителями.

Технологии Гришаевой в своей работе мы начали использовать в начале 2017 году. На данном этапе работы мы используем 5 технологий .

Мы работаем с детьми старшего возраста. Каждый год к нам в группу приходят дети старшего возраста. У некоторых детей очень тяжело и болезненно проходит адаптационный период, который длится около 3-4 месяцев. Дети долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, чем быстрее они привыкнут друг к другу, тем меньше будет конфликтов и разногласий. Чтобы быстрее сплотить коллектив, мы стали проводить рефлексивные круги.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но именно, общение, не всегда получается. И задачи, вставшие перед нами, как перед педагогами :

- помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-научить детей взаимодействовать в коллективе;

-выстраивать дружеские отношения;

-проявлять инициативу в заботе об окружающих;

-развивать умение контролировать свое поведение;

-планировать свои действия и оценивать их результаты.

Рефлексивный круг мы использую в различное время дня: утром, после образовательной деятельности, вечером. Проводим рефлексию деятельности, рефлексию настроения и эмоционального состояния. В результате общения с детьми, мы можем сделать выводы об их настроении, их желаниях, трудностях и успехах; наше планирование работы на день получается более эффективным и продуктивным.

Дети и воспитатель, сидя на мягких квадратах, подушках на ковре, в кругу, и беседуют, обсуждают какую либо тему. В средней группе это занимает от 10 до 15 минут.

Дети обговаривают первоначально правила РК

- говорит тот, у кого в руках…,

никто не перебивает друг друга,

если не хочешь говорить, можешь пропустить очередь,

не повторять то, что кто то уже сказал ,

не уходить из круга пока он не закончился.

Виды рефлексивных кругов.

Личностные. Цель : способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные. Цель : осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Творческие. Цель : развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…

Понятийные. Цель : способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

Название рефлексивного круга

Я глазами других

С кем бы ты хотел дружить

Что мне нравится в других и не нравится в себе.

Мои достоинства и недостатки

Я радуюсь, когда…

Что я знаю и чему хочу научиться.

Мой внутренний мир.

Мир моих фантазий

Как я могу изменить мир к лучшему

День рождения моего друга

Радостное событие нашей группе

Как я провел лето

Почему возникают ссоры

Праздники в нашей семье

Вместе весело шагать

Почему люди сердятся?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Кого называют любознательным?

Кого называют смелым.

Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.

Дети сидят в кругу.

В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться. и т. д. Молодцы!

В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.

А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?

Дети высказывают свое мнение.

В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить

Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.

Материал : пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.

Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение . (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)

А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше.

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужасно – ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

В о с п и т а т е л ь: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.

Цель : развитие коммуникативных способностей дошкольников, мысли детей; создание условий для развития инициативности, самостоятельности у детей 6-7 лет ;

способствовать совершенствованию речи, как средства общения.

Что дает нам рефлексивный круг? Раскованность , д оброжелательность , о бщение , в заимовыручку, с плоченность , у веренность.

У нас возникло много вопросов: – Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Волонтёрское движение показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

Технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Ситуация специально создается воспитателем что бы увидеть, как дети будут выполнять правила, если рядом нет воспитателя и если на нарушение провоцирует специально пришедший персонаж. Конструируется ситуация, в которой дети сами определяются.

Цель таже : развитие саморегуляции поведения.

Предварительная работа: Постоянное закрепление правил поведения, заранее (за несколько дней) воспитатель обговаривает с детьми ситуацию, определяются как надо вести себя в подобных ситуациях.

Примеры проблемных ситуаций:

После проведения проблемной ситуации в приемной для родителей вывешивается памятка.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе , но и для жизни в современном обществе .

Основная цель ДОУ-заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.

Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям ) Любовь к экспериментам. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения. Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе .

Педагогические технологии социализации детей Клубный час; Проблемные педагогические ситуации; Ежедневный круг рефлексии; Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность); Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому); Социальные акции; Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями); Коллективный проект; Работа с родителями.

Проблемные педагогические ситуации Это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Ситуация может быть как естественной, так и специально созданной. Например: В ы возвращаетесь из гостей. Ты натёр ногу новой обувью, поэтому в автобусе сразу сел на свободное место. На следующей остановке вошёл совсем стареньких хромой дедушка, ему трудно стоять . Как ты поступишь? Почему? Пока бабушка лежала в больнице, ты, играя, нечаянно разбил её любимую фарфоровую статуэтку. Твой старший брат предложил сказать взрослым, что это сделала кошка Пушинка. Ты знаешь, что Пушинку не раз наказывали за её проказы. Признаешься ли ты в том, что совершил? Почему? Твоя лучшая подруга лежит в больнице. Она позвонила и попросила тебя навестить её именно в тот день, когда ты приглашена на день рождения. Как ты поступишь? Почему?

Ситуации месяца позволяет детям освоить социальные роли. Я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин.

Каждая проблемная педагогическая ситуация может быть организована в различные дни месяца – это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения: 20 – 30 минут, в младших группах – 15 минут. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в проблемных педагогических ситуациях главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Человека, проводящего проблемные педагогические ситуации, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Степень эмоционального напряжения в проблемных педагогических ситуациях необходимо тщательно продумать, определить сценарием в различных вариантах. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка.

Таким образом, вашему вниманию представлены и разобраны некоторые педагогические технологии н. П. Гришаевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит педагогов с педагогическимии технологиями социализации дошкольников.


"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ"

Подготовила: Степанова ГБ

воспитатель высшей категории

Причины низкой социализации детей чрезвычайная занятость родителей разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье отсутствие дворовой социализации ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации. непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей

Причины низкой социализации детей

*процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками

*развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей в соответствии с ФГОС ДО

ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ Автор: Гришаева Наталья Петровна Старший научный сотрудник ФГБУН ИС РАН Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Технологии эффективной социализации существует более 20 лет. В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию

ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ

Задачи социального развития детей в ДОУ (Н.П. Гришаева)

  • Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.

• Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.

• Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.

• Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я –член коллектива, я –член семьи, я –мальчик или девочка; я –житель того города, где находится ДОУ), я –житель России, я –житель Земли, я –часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.

• Развитие способности к принятию собственных решений –на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ реализация ФГОС развитие социальных навыков развитие умения делать выбор развитие познавательного интереса сплочение коллектива детей получение жизненного опыта получение возможности детям быть счастливыми повышение посещаемости детского сада увеличение сплоченности коллектива повышение профессиональных компетенций педагогов уменьшение конфликтов с родителями и педагогами привлечение родителей в реальную жизнь образовательной организации

  • реализация ФГОС
  • развитие социальных навыков
  • развитие умения делать выбор
  • развитие познавательного интереса
  • сплочение коллектива детей
  • получение жизненного опыта
  • получение возможности детям быть счастливыми
  • повышение посещаемости детского сада
  • увеличение сплоченности коллектива
  • повышение профессиональных компетенций педагогов
  • уменьшение конфликтов с родителями и педагогами
  • привлечение родителей в реальную жизнь образовательной организации

Педагогические технологии социализации дошкольника

• Проблемные педагогические ситуации

• Технология включения родителей в образовательный процесс

Ежедневный рефлексивный круг позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

Ежедневный рефлексивный круг

  • позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

"СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА"

  • Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца с разных сторон.
  • Ситуация месяца планируется заранее, тема и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами: форма проведения, при необходимости объединение групп или параллелей; распределяются какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе; ответственные за проведение .

Примерная тематика "Ситуации месяца":

Заключительные праздники по ситуации месяца

  • позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
  • Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.

Проблемная педагогическая ситуация

Работа с родителями

  • Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
  • Красивое и удобное кресло располагается в группе или спальне, там же имеются песочные часы (3-5 мин).
  • Дети обсуждают для чего, в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя, помириться.
  • Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий (если ребёнку не хватило времени, он может его продлить самостоятельно).
  • Если ребёнок просто захотел посидеть, подумать - это не запрещается!

Темы социальных акций

Периодичность: 2 раза в месяц; длительность: 1 час.

Правила клубного часа

Виды клубного часа:

"Свободный КЧ" :

  • дети самостоятельно передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то, что ему нравится.

"Тематический клубный час" :

  • готовят все педагоги по данной теме
  • (задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты, РППС. )

" Деятельностный или семейный КЧ":

  • дети старших возрастов делятся на пары (мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые варианты по желанию детей) ).
  • Каждая пара предварительно выбирает себе малыша ( мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в ходе волонтёрского движения и т.д.
  • В ходе данного КЧ пара вместе с ребёнком перемещается по всем помещениям сада.
  • Первоначальная задача пары - не потерять малыша, помогать ему в игре, знакомить с различными играми и т.д.
  • В дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньги и они за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут передвижения и распределение бюджета .

"Творческий КЧ":

  • Организовывается с участием взрослых и родителей воспитанников.
  • Начинается КЧ с предварительной подготовки. Заранее (предыдущий вечер) обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты,
  • По территории ДОУ развешаны знаки - обозначения.
  • Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу.
  • Дети старших групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ.

Три уровня сложности:

Алгоритм анализа клубного часа

  • что дети делали
  • что было особенного в поведении
  • как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей
  • соблюдали ли дети правила и что мешало их соблюдать
  • были ли конфликты, как разрешались
  • общие впечатления, рекомендации

Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида клубного часа и его тематики.

Читайте также: