Проблема одаренности детей в педагогической психологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Усиление внимания работе с одарёнными детьми в нынешних условиях, когда инновационные процессы во всех ведущих сферах жизни людей являются определяющими, вполне объяснимо и весьма актуально.

Оценить 857 0

Мишина Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ №1108 г.Москвы

Учитель начальных классов

Психологические проблемы одаренных детей

Усиление внимания работе с одарёнными детьми в нынешних условиях, когда инновационные процессы во всех ведущих сферах жизни людей являются определяющими, вполне объяснимо и весьма актуально. Однако, остаются неразрешёнными ключевые проблемы по работе с одарёнными детьми. Эти проблемы выступают в качестве ведущих направлений в работе с детьми, проявляющими особые качества в интеллектуальной деятельности

Проблемы, возникающие при этом, сводятся не только к механическому отбору одаренных детей из общей массы школьников, но и к вопросам оптимальной нагрузки, системы оценок, дополнительных занятий, развития и закрепления высокого уровня мотивации обучения, социальной защиты. Процесс обучения одаренных детей требует создания особой образовательной среды.

Вызывают тревогу взаимоотношения одарённых детей с коллективом учащихся и, даже, учителями. С другой стороны, уровень уверенности одарённых детей, нередко переходящий в самоуверенность может существенно отрицательно повлиять на их дальнейшее развитие.

Рассмотрим основные концептуальные элементы проблемы одаренности.

Необходимо отметить, что научные исследования проблемы одаренности в истории имели комплексный характер. С философской позиции одаренность рассматривалась в рамках общих проблем реализации способностей личности. С биологической позиции проблема одаренности исследовалась как часть генетики, подчеркивая первичность естественнонаучных компонентов развития одаренного человека. С психологической позиции в исследованиях сделан акцент на анализ творческих способностей человека, его психики. Педагогические концепции

связывают проявление и развитие одаренности с отдельными развивающими

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей с разных точек зрения. Например, в центре внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений. А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникают качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

Первый уровень одарённости учащихся. Учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщёнными действиями по выполнению учебных заданий. Успешно, без затруднений выполняет все традиционные программные задания. Инициативы для получения заданий повышенного уровня не проявляет. Проявления интереса к непрограммному содержанию учебных предметных курсов не замечено даже когда это инициируется учителем (родителями). В 20% случаев получает положительный результат при выполнении заданий нетрадиционного (олимпиадного) характера. Личные, собственные подходы к решению проблем наблюдаются редко.

Второй уровень одарённости учащихся. Учащийся всегда успешен при выполнении традиционных программных заданий, при этом нередко проявляется желание выполнять задания повышенной трудности.

При выполнении нетрадиционных заданий (олимпиадного характера) приходит к положительному результату в 50% случаев.При решении тех или иных проблем в основном используются известные алгоритмы действий, хотя в редких случаях проявляются собственные подходы. К непрограммному содержанию учебных предметных курсов проявляет интерес в том случае, если это инициируется учителем (родителями). По рекомендации учителя может участвовать на школьных научно-практических конференциях.

Третий уровень одарённости учащихся. Учащийся постоянно проявляет желание выполнять практические задания повышенной трудности, а практические задания программного уровня даются ему легко, не вызывая трудностей и вследствие этого интереса для него не представляют. Вместе с тем, овладение теоретическим содержанием предмета в рамках стандарта осуществляется без опережения и без углубления.При выполнении нетрадиционных практических заданий к успешному результату приходит в 80% случаев. Наряду с известными алгоритмами действий, почти в 30% случаев использует собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к непрограммному материалу проявляется не только по инициативе учителей (родителей), но и в такой же мере по собственной инициативе. В исследованиях учащегося проявляются элементы проектной деятельности и самостоятельной систематизации материала, что позволяет с успехом выступать на школьных и районных научно-практических конференциях. Четвёртый уровень одарённости учащихся.

Программный теоретический материал учащийся усваивает с некоторым опережением, углубляя и расширяя его. Нетрадиционные практические задания (олимпиадного характера) учащийся выполняет почти в 95% случаев, используя при этом не менее, чем в половине случаев собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к непрограммному материалу, в основном, проявляет по собственной инициативе. Владея проектной деятельностью, с удовольствием занимается исследованием наиболее сложных проблем на основе школьных учебных предметов, получает интересные результаты, является активным участником

научно-практических конференций учащихся регионального (областного, краевого) характера.

Пятый уровень одарённости учащихся. Учащийся легко осваивает программу вузовского уровня в рамках магистратуры, имея потенциальные возможности досрочного завершения вузовского образования. Содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы. При выполнении заданий олимпиадного характера к положительному результату приходит практически всегда. Проводит научные исследования на диссертационном уровне, представляющими объективную новизну [3; 8]..

В начальные годы обучения ребёнка в школе родители значительно

успешнее, чем преподаватели, идентифицируют одарённость своих детей. Именно в ранние годы жизни когнитивное развитие происходит наиболее быстрыми темпами. Не удивительно, что родители более успешны, чем преподаватели, в распознавании одарённости в ранние годы. К моменту встречи со средней школой и учителями‐предметниками изменения, связанные с развитием детей, сглаживаются, делаются менее выразитель

Одаренность—это слово не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других, которая перерастает в отчужденность и порождает серьезные личностные конфликты.

В младшем школьном возрасте у таких детей отмечается высокая тревожность, неуверенность, неврозы. В подростковом возрасте проблемы могут перерасти в психологические срывы.

Для педагога как и для любого взрослого, принятие факта одаренности ребенка означает признание его первенства в той или иной области. Если эта сфера является важной для педагога в плане самореализации, признать преимущество ученика трудно. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя определенных профессиональных усилий по созданию необходимых условия для развития. Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне осознает необходимость особого подхода к ребенку.

Как все дети одаренные сталкиваются с целым рядом жизненных трудностей, а еще и испытывают только им свойственные проблемы. Среди этих проблем такие, как непонимание их сверстниками, учителями, родителями; трудности в постановке целей в обучении и в выборе профессии. Если эти трудности не разрешаются появляется чувство собственной ненужности, формируется отрицательная Я-концепция, обостряются взаимоотношения с окружающими, исчезают достижения в учебе. Одним из успешных, не требующих больших материальных затрат методов решения таких проблем является библиотерапия—лечение книгой. Библиотерапия особо эффективна в работе благодаря тому, что: они рано начинают читать и интересуются книгами, книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В произведениях одаренный ребенок может найти ключ к лучшему пониманию того, что происходит с ним и миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные находят пути разрешения своих проблем.

В современной психологии накоплено значительное количество данных об особенностях развития одаренных детей и тех трудностях (проблемах), которые они могут испытывать в процессе обучения в школе. Однако, психологические трудности, одаренных подростков, возникающие в процессе обучения в общеобразовательной школе, а также причины их нормализация остаются до сих пор недостаточно изученными. В то же время, анализ работ в области психологии развития показывает, что наиболее остро эти проблемы возникают и проявляются в период подростничества.

Список литературы

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.: Педагогика, 1972.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.

Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012. –No 1 (5). –C. 74–78.

Ярошевский М. История психологии от Античности до середины XX в. – М., 1996. –416 с

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос коммуникации и обучения одаренных детей. Они имеют особенности поведения и мышления, что подразумевает нестандартный подход к организации их учебного и творческого процесса. Не всегда излишняя активность, неусидчивость, отсутствие концентрации ребенка, являются его отрицательными качествами. Вполне возможно, что он одарен, стоит просто правильно и вовремя выявить данный факт. Текст статьи содержит способы и показатели, благодаря которым можно определить психотип ребенка. Результат теоретического исследования показывает как важно обращать внимание на особенности поведения ребенка и своевременно регулировать любые отклонения (как положительные, так и отрицательные).
Ключевые слова: одаренность, ребенок, способности, поведение, педагог

Psychological and pedagogical problems of gifted children

Medvedeva Julia Alekseevna
Student of the Faculty of Psychology, Moscow State Regional University, Russian Federation, Moscow
Pastukhova Darya Alexandrovna
Ph.D., Associate Professor, Moscow State Regional University, Russian Federation, Moscow

Abstract: This article deals with the issue of communication and education of gifted children. They have features of behavior and thinking, which implies a non-standard approach to the organization of their educational and creative process. Not always excessive activity, restlessness, lack of concentration of the child, are its negative qualities. It is possible that he is gifted, it is just right and time to identify this fact. The text of the article contains methods and indicators by which you can determine the psychotype of the child. The result of the theoretical study shows how important it is to pay attention to the characteristics of the child's behavior and promptly regulate any deviations (both positive and negative).
Keywords: giftedness, child, ability, behavior, teacher

Сейчас нам доступен широкий спектр услуг для развития творческих способностей детей. Часто появляются новые разновидности деятельности и прогрессивно меняются уже имеющиеся направления. Широкое распространение развития детей с ранних лет сделало посещение занятий дополнительного образования общедоступными. Огромным плюсом развития этой сферы-является возможность свободы выбора ребенком интересующего занятия. Этот фактор очень важен для эффективного и безвредного развития дошкольника.

В процессе обучения учитель проводит оценку результатов учеников, может отлеживать динамику развития, а также скорость и полноту восприятия преподаваемой дисциплины. Некое позитивное отклонение может свидетельствовать о том, что конкретный ученик является одаренным. В таком случае педагогу стоит провести ряд процедур для определения психотипа ребенка. На данный момент, педагогика может предложить несколько способов определения одаренности дошкольника:

  1. специализированные тесты, опросники;
  2. наблюдения в естественных и моделируемых ситуациях;
  3. оценка и сравнение результатов деятельности с работами других обучающихся;
  4. отзывы родителей, педагогов, сверстников и психолога.

Для полной оценки стоит использовать совокупность указанных методов. Помимо всего прочего, не стоит забывать, что одаренные дети имеют особенности поведения и за пределами учебного помещения. Одаренность дошкольника будет заметна не только по отношению к конкретной дисциплине, но и в бытовых моментах. На примере таких характеристик учитель, родитель, психолог, могут судить об одаренности ребенка:

  1. Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) — чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам — способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  2. Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
  3. Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь — интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка; нонконформизм — стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Одаренные дети часто ведут себя достаточно самобытно. Их деятельность имеет стихийный характер и в моменты активности они могут показывать гениальные результаты. Л.Ю. Субботина в своей работе отмечала выдающиеся достижения у одаренных детей в различных областях деятельности. [1, с.86] Несмотря на этот факт, зачастую, такие ученики скрывают свои возможности от учителей и окружающих их людей за пределами дома. В школьной и внешкольной деятельности одаренные дети могут никоим образом не проявлять свой талант. Потому так важно уделять деятельности ребенка большое внимание и судить о его одаренности, в том числе, по инициированным им самим формам деятельности.

Однако, выстраивая программу обучения одаренного ребенка многие специалисты акцентируют внимание именно на образовательной ее части, оставляя мало времени на игровую деятельность. Это, безусловно, является ошибкой, так как главная форма познания в этом возрасте - игра. Данный факт, также отмечен в работе Кулемзиной А.В., где она отмечает как важно правильно разделять время между образовательной и игровой фазами обучения. [3, с. 206]

Одаренность-нестандартная форма проявления психологических особенностей ребенка, а значит обладает и рядом проблем, такими как:

Психологи-люди, специально обучающиеся для помощи детям. Одаренные дети- это отдельная сфера в процессе обучения психолога и методами различных игр, тестов и бесед, специалист способен понять проблему, углубиться в нее и дать эффективные рекомендации в поведении ребенка. Зачастую, дети не так готовы открыться родителю, как психологу или педагогу, поэтому качественная работа этих специалистов-неотъемлемая часть становления личности маленького дарования.

← Предыдущая статьяМузыкально-ритмическая деятельность как способ творческого развития детей дошкольного возраста

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Содержимое публикации

Проблема одаренности детей в современной педагогике

Фурцева Елена Ивановна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем, например эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки, другой на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос педагогов и родителей и т.д.), но и он не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения и в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход, то есть задействовать широкий спектр разнообразных методов:

различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Например, выявление уровня сформированности игровых навыков. Где анализ игровой деятельности осуществлялся по нескольким критериям и зависит от соответствия возрастной нормы, опережении ее или отставания: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия и т.д.

включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Здесь немаловажную роль играет театральная студия, где активное участие принимают и воспитатели, и родители: совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, помогает выявить творчески одаренных детей.

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами. В этом помогает сотрудничество со специалистами Детской школы искусств.

участие в различных фестивалях.

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Разработка этого метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы, интервью с ним, так и опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д.

Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, а потому должны проходить специальную профессиональную подготовку. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам:

-он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы;

- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;

-предоставляет детям обратную связь;

-использует различные стратегии обучения;

-способствует формированию положительной самооценки ребенка;

-уважает его ценности;

-поощряет творчество и работу воображения;

-стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

-проявляет уважение и индивидуальность ребенка.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список использованной литературы

1.Выготский Л. Воображение и творчество в детском саду. СПБ: СОЮЗ, 1997

2.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое сообщество России,1999

3.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение детской одаренности в образовательной практике остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии, для которых исследование специфики воздействия образования на процесс развития детской личности - традиционно является важнейшей задачей. Не иссякающий интерес к проблеме детской одаренности со стороны теоретиков и практиков объясняется появлением новых потребностей в развитии общества: человек с высокими интеллектуально-творческими способностями мало подвержен внешнему манипулированию и не годится на роль послушного исполнителя, смотрит на проблемы общества шире, масштабнее. [23]

Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

Это значит, что одаренность, как любое сложное природное явление не может быть описано в виде относительно простой, логически ясной схемы; одаренность как интегративное личностное свойство, проявляется по-разному, в разных ситуациях.[23]

В соответствии с этим пониманием в психологии, а вслед за ней и в теории образования возникают две глобальные задачи:

• разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей;

• разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования.[23]

Очевидно, что эти задачи необходимо решать учителям-практикам комплексно и интегрировано. Как же можно решать данные задачи?

Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности.

Однако, считаю индивидуальный способ организации работы с одаренными детьми наиболее эффективным. В ходе подготовки отдельных учащихся к защите научно – исследовательских работ в МАНе мною были разработаны карточки с индивидуальными планами работы на учебный год. (Приложение 1) . Это позволяет корректировать работу с учащимся, вовремя реагировать и влиять на процесс подготовки. Дальнейший анализ таких карточек в конце учебного года позволяет избежать ошибок при планировании работы в следующем году, помогает правильно спланировать индивидуальную работу, в следующем учебном году.(Приложение 2)

Иными словами, работа, проводимая в этом направлении, показывает, что организационная структура образовательной деятельности имеет большие, в значительной мере нереализованные возможности в плане развития детской одаренности. Разработанные нетрадиционные формы организации образовательной деятельности старших дошкольников и младших школьников, позволяют повысить эффективность этого процесса. [23]

Еще одним средством развития детской одаренности является фактор использования собственной исследовательской практики ребенка.

Хорошим подспорьем здесь может сыграть работа над созданием личного портфолио учащимися, проектная методика на любом этапе обучения в школе, написание научно-исследовательских работ в старшей школе. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционных учебных занятий. Эксперимент показал, что учебное исследование ребенка неизбежно включает основные этапы характерные для исследований взрослого (выделение и постановка проблемы; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных и др.). Это создает хорошую почву для развития детской одаренности. [23]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Также особое место в разработке данной отрасли психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине, он занимался познавательной деятельностью, разработал тесты интеллекта

?Самое продолжительное исследование принадлежит Льюису Термену в США, его уникальные разработки сыграли большую роль в психологии одаренности.

?К числу наиболее популярных в современной психологии относится концепция американского ученого Джозефа Рензулли, который разработал множество тестов для исследования креативности, интеллектуальных способностей человека.

?Можно отметить, что проблемой одаренности занимались ученые уже с давних времен, накопленный ими опыт используется до сих пор.

Читайте также: