Проблема как стержень научного исследования кратко

Обновлено: 03.07.2024

Научная проблема — это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.

Для того, чтобы познать научную проблему, необходимо провести научное исследование. Научные исследования проводятся прежде всего в интересах практики и дальнейшего развития теории.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем.

Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два основных этапа движения познания — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

Поставить проблему — значит:

- отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей; - сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики; - наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.

При постановке и решении научных проблем необходимо : определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции, поскольку в деле выбора проблемы традиции, ход исторического развития играют существенную роль.

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть немедленно поставлена перед наукой. Возникает весьма сложная задача отбора и предварительной оценки тех проблем, которые должны играть первостепенную роль в развитии науки и общественной практики. Именно выбор проблем, если не целиком, то в огромной степени, определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

Выбор, постановка и решение научных проблем зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные факторы:

1. степень зрелости и развитости объекта научного исследования, что особенно существенно для наук, анализирующих генетически или исторически развивающиеся объекты.2. уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки, равно как и степень зрелости исследуемого объекта.

Субъективные факторы, к которым относятся прежде всего интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность, нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое исследователем при ее выборе и решении.

Разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами:

Научная проблема – существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования (Научные проблемы могут быть: эмпирические и концептуальные, методологические и оценочные, разрешимые и неразрешимые).

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита” информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научной системе:

· Задание цели: обнаружение, или переформулирование проблемы, или включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

· Задание направления определенного научного исследования.

· Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга

Постановка научной проблемы, вопроса формирует пути развития научной системы.

Научная проблема – существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования (Научные проблемы могут быть: эмпирические и концептуальные, методологические и оценочные, разрешимые и неразрешимые).

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита” информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научной системе:

· Задание цели: обнаружение, или переформулирование проблемы, или включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

· Задание направления определенного научного исследования.




· Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга

Постановка научной проблемы, вопроса формирует пути развития научной системы.

В основе любого научного труда, будь то курсовая работа в высшем учебном заведении, аспирантская диссертация, итоговая по повышению квалификации или дипломный проект, лежит проблема исследования, примеры и формулировки которой могут отличаться в зависимости от целей и предмета углубленного изучения. Речь идет об определенном противоречии, требующем решения и получающем его по итогам проведенного исследования.

Дипломная работа

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Постановка, примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Что не так?
  2. Почему что-то не так?
  3. Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
  4. Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Главные вопросы в научной работе

Примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
  2. Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
  3. В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
  4. Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
  5. Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

Постановка и формулировки проблемы исследования

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Примеры и постановка проблемы исследования

  1. Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
  2. Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
  3. Изучение развития этих процессов.
  4. Выявление и подробное описание нового явления.
  5. Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
  6. Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Постановка проблемы исследования

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
  2. Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
  3. Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

Дошкольное образование

  1. Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
  2. Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
  3. В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма зна­ния, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение про­блемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым уг­лом зрения требуют творческого воображения и отражают действи­тельный успех в науке.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:

а) определенная система понятий, с по­мощью которых исследователь будет фиксировать те или иные фено­мены;

б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а имен­но с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к дру­гим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению:

а) либо как следствие противоречия в отдельной теории;

б) либо при столкновении двух различных теорий;

в) либо в результа­те столкновения теории с наблюдениями.

Для успешного решения любой научной проблемы К.Поппер фор­мулирует два основных условия:

а) ясное, четкое ее формулирование;

б) критическое исследование различных ее решений.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоре­чивой ситуации, выступающей в виде противоположных позиций, которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влия­ние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, ха­рактер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возник­шая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои харак­терные формы проблемных ситуаций.

Проблема может возникнуть как из практической пот­ребности, так и из внутренней логики развития самой нау­ки, когда исследователь на основе оценки имеющегося зна­ния приходит к выводу, что решения вопроса, поставлен­ного практикой или самой наукой, в нем нет. Проб­лемы, возникающие в ходе познания реальной дейст­вительности, непосредственно вытекающие из прак­тики, обычно называют эмпирическими в силу того, что для их решения обычно используют эмпирические ме­тоды, прибегают к разного рода эмпирическим действиям. Проблемы, вытекающие из внутренней логики развития уже сформировавшихся наук, называют теоретическими или концептуальными. Как правило, это — проблемы обоб­щения имеющихся знаний или их углубления, подведения под них более широкой или более глубокой теоретической базы, объяснения самих теорий, исходя из новых концеп­ций. Результатом решения таких проблем является часто новая, более широкая или более фундаментальная, научная теория.

Условием постановки проблемы служит осмысление ее значения для практики и для самой науки. Для постанов­ки проблемы необходима и оценка способности науки ре­шить вставшую проблему. Известен целый ряд проблем, для решения которых в современной науке еще нет воз­можности. Наука при этом может как обгонять, так и от­ставать от общественного развития, от потребностей прак­тики. В наше время установлено, что для успешного раз­вития той или иной области жизни фундаментальные ис­следования должны опережать конкретные технологиче­ские потребности на 8—10 лет.

Проблема составляет важный этап в научном исследо­вании. Сама постановка проблем является показателем уровня развития науки. Проблема является стимулом раз­вития науки, а способность к постановке проблем и харак­тер поставленных проблем — показателем зрелости ученого. Проблема указывает направление научного поиска, пути научного исследования. Методика постановки проблем включает поэтому поиск решения того или иного вопроса в существующем научном знании, изучение состояния это­го вопроса в науке. Важный этап в постановке проблемы — ее определение, которое справедливо рассматривается как первая ступенька к ее решению, к познанию нового. Проб­лема должна стать точным указанием того, что еще не познано. Для этого надо установить по возможности точные границы поставленной проблемы, ее место среди других проблем, решаемых данной наукой, одним словом, точно знать, что мы еще не знаем. Для правильной постановки проблемы надо, далее, знать уровень науки, средства, ме­тоды, которыми она располагает и которые можно исполь­зовать для решения проблемы. Вот почему правильная по­становка проблемы в значительной степени является за­логом ее решения.

При этом надо иметь в виду, что постановка проблемы во всем ее объеме — не одноразовый акт, а последователь­ное развертывание ряда вопросов. Вслед за решением во­просов о том, что надо знать, следуют вопросы, как полу­чить нужные знания, вопрос о методе, о путях, приемах, средствах познания нового, об условиях решения научной проблемы.

Каждая из действующих в физической культуре наук сталкивается со своими проблемными ситуациями, форму­лирует и решает свои проблемы. Наиболее распространен­ными проблемами выступают те или иные потребности со­циальных и профессиональных групп общества в целом в физических качествах, в физической подготовке людей, ме­тоды и способы их формирования и поддержания, привле­чения людей к физической культуре, организация и управ­ление физкультурным движением и т. п.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроб­лем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение ка­кой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Не любая проблема является научной. Научные пробле­мы выделяются из всех остальных тем, что они ставятся на основе научных предпосылок и исследуются научными методами.

Научные проблемы принято подразделять на фунда­ментальные, доминирующей целью которых является рас­ширение научного знания, и прикладные, ориентирован­ные, главным образом, на технико-технологическое при­менение результатов исследования. К последним относятся и проблемы, связанные с усовершенствованием, развитием средств познания. Их важная роль по-настоящему стала осознаваться в XX столетии. Например, многие проблемы ядерной физики невозможно было бы ни осознать, ни ре­шить без новых технических средств познания. В разработ­ке таких средств приходится согласовывать большое ко­личество конструктивных, технико-экономических и дру­гих проблем.

Осознание проблемы побуждает ученого построить не­который план исследования, а также представить себе возможный конечный результат в качестве цели исследо­вания. Выбор проблемы является одновременно и выбором направления исследования. Исследование, которое не на­чинается с постановки проблемы, обречено на то, чтобы остаться беспредметным.

Постановка научной проблемы включает в себя:

1) осоз­нание проблемной ситуации;

2) формирование проблем­ного замысла с последующей конкретизацией его в серию сменяющих друг друга вопросов;

3) определение конкрет­ных путей, средств, методов научного

Проблемная ситуация является, как правило, резуль­татом противоречия между вновь открытыми в науке фак­тами и существующей теорией. Возникает проблемная си­туация обычно в следующих случаях:

а) когда новый эмпи­рический материал не укладывается в рамки имеющихся теоретических представлений, то есть когда обнаружива­ется невозможность приложения существующей теории к новой предметной области (например, безрезультатность попыток применения представлений классической механики к электромагнитным явлениям);

б) когда развитие тео­рии наталкивается на недостаток опытных данных (такой вариант проблемной ситуации стимулирует целенаправ­ленный экспериментальный поиск);

в) когда возникает не­обходимость создания теории, обобщающей некоторый круг явлений, изучаемых наукой.

Итак, проблемная ситуация требует осмысления, фор­мулирования и решения новых проблем. При этом проблема выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного, неточного знания ко все более полному и точному. Обнаружение и постановка проблемы вскрывает неполноту предыдущих знаний и тем самым является необходимым и неизбежным моментом в этом переходе к новому знанию.

Однако, далеко не все научные проблемы, в кон­це концов, решаются. Некоторые проблемы остаются не­решенными в течение продолжительного времени после их постановки (в связи с отсутствием условий для их ре­шения, включая и причины вненаучного плана), другие проблемы оказываются неразрешимыми, а третьи вообще исчезают из поля зрения сменяющихся поколений ученых. В первую очередь устраняются проблемы, которые не со­ответствуют сегодняшнему уровню развития знаний, при­нятым в настоящее время научным теориям и поэтому не обещают глубоких результатов при своем рассмотрении. Так, проблема полного описания состояния Вселенной в некоторый момент времени считалась достойной рассмотрения во времена Лапласа, поскольку полагали, что на основе такого знания о Вселенной можно предсказать ее состояние в любой последующий момент. В современной науке подобная проблема считается совершенно бесперс­пективной. Во Вселенной действуют не только динамиче­ские, но и статистические закономерности, и предсказать ее последующее состояние на основе предшествующего невозможно.

В.О. Голубцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко выделяют общие требования, выполне­ние которых необходимо при постановке научных про­блем.

Любая научная проблема должна формулироваться относительно

Необходимо ясное понимание научной проблемы. От­сутствие такого

понимания (или только интуитивное по­нимание проблемы) влечет негативные последствия: ме­шает выделению направлений и разработке программ на­учных исследований, обоснованию и критическому анали­зу стратегии научного поиска. А это сказывается на спосо­бах координации деятельности различных групп исследо­вателей. В условиях разделения научно-исследовательско­го труда нечетко сформулированная проблема неизбежно ведет к растрате времени, сил и материальных средств, к нагромождению разрозненной информации и т.д.

Научная проблема должна выделять такое направле­ние исследования, в

котором отдельные вопросы могут получать осмысление и решение как ее частности. Извес­тно, что относительно любого объекта в науке можно сформулировать большое количество вопросов, задающих целевые установки, и многие из них в той или иной мере могут оказаться полезными. Но самым важным является умение исследователя выделить, сформулировать, обо­сновать существенный вопрос, объединяющий все другие, и сосредоточиться на его решении. В этом проявляется под­готовленность ученого.

Научная проблема должна обладать свойством разре­шимости. Для

Следует заметить, что в науке нередко приходится сталкиваться с проблемами, допускающими несколько ва­риантов решения (к таким проблемам, например, относят­ся технико-экономические проблемы, организационные и т.д.). В таких случаях приходится учитывать, какое именно решение обладает теми или иными преимуществами и поэтому более желательно в данных условиях. Чем слож­нее проблема, тем большее количество неизвестных фак­торов необходимо учитывать при обосновании ее разре­шимости, преимуществ и планировании ее решения.

Умение ученого формулировать и критически анализи­ровать аргументы, используемые для обоснования разре­шимости или принятия предлагаемого решения пробле­мы, является важной предпосылкой прогресса научного познания.

Способность воспринимать новые проблемы, видеть и формулировать их — важное условие научного творче­ства. В науке не существует каких-либо специальных ме­тодов поиска и формулирования научных проблем. Для многих из них невозможна и разработка алгоритмов реше­ния. Эти вопросы являются наиболее сложной частью научно-исследовательского труда. Они требуют хорошей под­готовки ученого, наличия у него опыта исследовательской работы, творческого подхода, а иногда и мужества.

Читайте также: