Проанализируйте какие идеи лежат в основе отечественной философии права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян — Киевской Руси и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения(XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие:

— идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности;

Вопрос 4. Зарубежная философия права в XX в.

Среди тех кто наиболее точно осознал идеи Канта в сфере морали и права кроме Г.Радбруха, следует назвать Р.Штаммлера, Г.Когена, В.Виндельбанда и др. Исходный пункт неоктанианства это априорные понятия права и идея права, которые уже после накладываются на действительность , но незавимые от нее (Г.Радбрух, Р.Штаммлер).

Одной из важнейших версий интерсубъективного подхода к праву является коммуникативная теория обоснования справедливости,представителями которой выступали К.Апель, Ю.Хабермас. Свою концепцию справедливости они объясняют с позиции этики дискурса. Ю.Хабермас создает новое проблемное поле исследований это сфера межиндивидуальных коммуникативных отношений.В границах этой темы он выделяет поле актуальных проблем современности таких как проблема демократии, прав и свобод человека. Такое понимание демократии предоставляет возможность осуществить аналитическое разделение политической власти на административную и власть, возникшую в процессе коммуникации и воплотившую в себе идею народного суверенитета

Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методолгические основания

Идея права является фундаментальным ценностным основанием современной цивилизации. Однако современный мир культурно неоднороден. Поэтому закономерно возникает вопрос: в какой мере универсальная идея права применима в рамках той или иной частной культуры?

Особую актуальность этот вопрос приобретает для стран, которые осуществляют модернизацию общества и столкнулись с необходимостью реформирования своих правовых систем на началах свободы и прав человека. Данный вопрос имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение, поскольку реформируемая правовая система должна, с одной стороны, основываться на универсальных принципах права, а с другой стороны, должна ориентироваться на национальную культурную традицию, на традицию правосознания.

Возникновение философской, в том числе философско-пра-вовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян — Киевской Руси и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.

Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права.

К ним можно отнести следующие:

Развитие философско-правовых идей российскими просветителями XVIII столетия. Существенный импульс в развитии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподается в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисциплина. В трудах профессиональных философов закладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат.

В то же время отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологической парадигме. В противовес европейскому рационализму в силу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер.

Г. Сковорода признает государство необходимой формой организации общественной жизни, назначение которого состоит в защите земледельцев и купцов от внутренних грабителей и внешних врагов. В государстве он выделяет силу внутреннюю — это принцип призвания (назначения), природы, и внешнюю силу — действия правящего слоя.

В обосновании права П. Юркевич, как и Г. Сковорода, придерживался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума.

Нравственно зрелый человек, по мнению Юркевича, руководствуется не только соображениями разума, но повинуется заповеди любви, которая внушает ему жертвовать своими личными выгодами для блага дру- гих, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира и братства между людьми. Юркевич выступал против обоснования права в рамках моральных систем эвдемонизма и утилитаризма, требующих полезности поступка в качестве критерия моральности.

Правило морального утилитаризма требует признавать полезным только то, что гармонизирует деятельность индивида с общим благом. Недостатком морального утилитаризма, по мнению Юркевича, является пренебрежение достоинством человеческой личности, которая в достижении цели получает не только удовлетворение, но и совершенство.

В качестве основания философии права Юркевич выделяет такие антропологические посылки:

  1. человек может определяться не только внешними, эмпирическими причинами, но и сознанием идей;
  2. человек имеет определенные правила, обычаи, повиноваться которым дело доброе и святое;
  3. повинуясь этим правилам и обычаям, он имеет способность суждения об их достоинстве.

Рассмотрение теории "философии сердца", которая является фундаментом морального обоснования права. Исследование и характеристика основных принципов русского либерализма. Изучение и анализ творчества Памфила Юркевича, как представителя кордоцентризма.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.11.2015
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Философия права как наука имеет многовековую историю, глубокое осмысление которой происходит в процессе приобщения и изучения новых фактов, характеризующих ее развитие в различных исторических периодах и странах.

Русская философия права - это яркая и самобытная страница в развитии философско-правовой мысли, которая через призму российской правовой и общекультурной ментальности по-своему раскрыла важнейшие вопросы философии права: соотношение права и морали, закона и свободы духа, произвола воли и организованности соборного сознания.

Надо признать, что, развивая философско-правовую теорию, русские философы права использовали известные идеи западноевропейских мыслителей. Однако их взгляды всегда, на уже, казалось бы, изученные философско-правовые вопросы, отличались новизной и носили прогрессивный характер, положительно повлиявший на весь ход развития европейской философии права.

Актуальность избранной темы состоит в том, что философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является великим подспорьем в деятельности по управлению государством.

Объект исследования - русские философы права.

Предмет исследования - основные идеи русских философов права.

Цель реферативного исследования - анализ и изучение основных идей русских философов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть историю возникновения русской философии и ее особенности;

3. Выделить основные черты русского либерализма, рассмотреть творчество представителей данного течения;

Методология исследования основывается на работах ведущих авторов в области русской философии права. Метод исследования - общенаучный.

В соответствии с выбранными задачами была выбрана следующая структура реферата: введение, две главы, заключение, список литературы.

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян -- Киевской Руси и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер. Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие:

ь идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности;

ь идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.

Развитие философско-правовых идей российскими просветителями XVIII столетия. Существенный импульс в развитии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподается в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисциплина. В трудах профессиональных философов закладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат.

1.1 Григорий Сковорода

1.2 Памфил Юркевич

2. Либеральная идея в России

Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX -- начало XX столетий) связано с распространением идей либерализма. Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета нрава над политикой. В этот период усиливаются позитивистские взгляды на право, и акцент смещается с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях. право философия кордоцентризм юркевич

2.1 Константин Неволин

2.2 Петр Редькин

2.3 Борис Чичерин

2.4 Богдан Кистяковский

2.5 Владимир Соловьев

ь обеспечение средств к существованию (пищу, одежду, жилище);

ь достойный физический отдых;

ь возможность пользоваться досугом для своего духовного совершенствования.

2.6 Павел Новгородцев

· высший общественный идеал -- внутреннее свободное единство всех людей;

· путь к идеалу лежит через свободное внутреннее обновление людей;

· право и государство -- лишь вспомогательные ступени такого развития;

· право и государство должны черпать свой дух из высшей заповеди -- закона любви;

· признание неразрешимости социальных противоречий в пределах земной жизни;

· невозможность абсолютной рационализации социальных отношений (разум и наука играют второстепенную роль в обществе);

· признание конечности существования человеческой цивилизации (эсхатологическая позиция).

По оценке Новгородцева, вся русская мысль пронизана стремлением к высшей, чем право и государство, истине -- истине Бога, абсолютной правде. В этом проявляется национальное своеобразие русской философско-правовой идеи. Поиски же правды, характерные для русского характера, имеют пока не высшую истину, а лишь три заблуждения: эсхатологизм, анархию и государственный абсолютизм.

2.7 Лев Петражицкий

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельностный характер, яркая выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Список литературы

1. Чичерин Б. Н. Философия права. - М.; 1990.

2. Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 1. - М.: 1990.

3. Алексеев С.С. Философия права. - М.: 1997 Философия права: Учебник. Под редакцией О.Г. Данильяна. - М.: 2005

4. Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. - Свердловск: 1990.

5. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002

6. Зеньковский В.В. История русской философии. в 2-х томах. Т. 1 - Ростов-на-Дону, 2004

Подобные документы

Характеристика школы русского юридического позитивизма, составившей важный этап в развитии буржуазной правовой мысли России. Анализ идей яркого представителя этой школы - Г.Ф. Шершеневича, который конструируя философию права, свел ее к общей теории права.

реферат [31,7 K], добавлен 22.02.2010

Характеристика принципов права, как целостного, многогранного, многофункционального явления применительно к современным реалиям российской и международной жизнедеятельности. Изучение понятия, структуры, форм выражения, функций и природы принципов права.

дипломная работа [141,3 K], добавлен 19.09.2010

Понятие и сущность принципов права. Классификация и характеристика принципов права. Виды и содержание принципов права, их роль и значение. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства. Типы и характер принципов права.

курсовая работа [44,0 K], добавлен 11.03.2011

Характеристика таможенного права Российской Федерации. Рассмотрение общих и специальных принципов данной отрасли права; изучение проблем их применения на примере принципов законности и охраны интересов государства и его граждан, пути их минимизации.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 27.01.2014

Изучение теоретических основ понятия права как должного порядка общественных отношений, его характерных признаков, закономерностей возникновения, эволюции. Рассмотрение сущности права и его социальной ценности. Описание основных принципов и функций.


В ходе урока объясним, что собой представляет философия права, кратко охарактеризуем основные её концепции. Расскажем о вкладе в развитие правоведения выдающихся российских философов и юристов С. Е. Десницкого, К. А. Неволина, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьёва, П. И. Новгородцева, И. А. Ильина.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "п. О философии права в России"

Философия права – теоретическая дисциплина, которая исследует смысл права, его ценность, место, которое оно занимает в жизни человека, общества, государства и истории человеческой цивилизации в целом.

В философии права выделяют несколько разделов: правовая онтология, гносеология, аксиология, антропология, логика, герменевтика.


Но не пугайтесь: всеми этими вещами вы займётесь, если захотите стать профессиональными юристами. А сейчас поговорим об основных теориях философии права и её развитии в России, познакомимся с наиболее выдающимися представителями отечественной юридической науки.

Первые философско-правовые представления возникли ещё в древности. А в Средние века сформировалась теологическая теория права.


Главный источник законов, управляющих жизнью людей, по мнению её сторонников, нужно искать в сверхъестественном мире. Есть право Божественное, оно приоритетно. И есть позитивное, исходящее от людей, например, нормы, установленные правителем государства. Позитивное право не может противоречить Божественному.


Естественными считают те неотъемлемые права человека, которых никто не может его лишить. Потому что никто их ему не давал. Они принадлежат каждому человеку по праву рождения. И если государство их нарушает, значит, оно может быть и должно быть заменено другим. Естественные права вечны, в отличие от искусственных норм, созданных уполномоченными на то государственными органами. Последние и стали называть позитивными.

Классовая теория права является, пожалуй, разновидностью позитивной. Право в ней также рассматривается как продукт деятельности государства. Но поскольку государство выражает волю господствующего класса, то и законы, принимаемые им, защищают интересы этого класса.


В философии права есть и другие концепции. Про одни их них мы ещё будем говорить. С другими, при желании, вы можете познакомиться самостоятельно.


Семён Десницкий, по сути, создал юридический факультет Московского университета. Он составил программу обучения и привлёк слушателей. До его прихода в течение нескольких лет на кафедре права работал лишь один профессор, а в одном учебном году обучался только один студент.

В юные годы для получения высшего образования Десницкий был командирован российским правительством в университет Глазго (в Шотландии). Там он познакомился с только начавшим зарождаться историческим направлением в теории права.


Его сторонники считали, что нет никаких естественных прав, установленных Богом, что право не вводится договором и не устанавливается по чьему-то указанию. Оно развивается постепенно, стихийно. Главный его источник – правовые обычаи, берущие своё начало в глубинах народного сознания.

Десницкий был сторонником абсолютной монархии. Но при этом подвергал критике властный произвол, считая, что общественные и государственные отношения должны регулироваться правовыми нормами. Он осуждал крепостное право как недопустимое ограничение в правах огромного по численности слоя общества, выступал в защиту равноправия женщин.

К создателям юридической науки в России относят также Константина Алексеевича Неволина. Он был ректором Киевского университета, затем проректором и деканом юридического факультета Санкт-Петербургского университета.


Во время обучения в Берлине Неволин был одним из немногих русских слушателей лекций Георга Гегеля, сторонника теории естественного права. Неволин предлагал различать естественные и позитивные законы. Именно первые, по его мнению, должны лежать в основе законодательства, поскольку существо закона – это правда.

Приверженцем гегелевской философии был и Борис Николаевич Чичерин, один из основоположников конституционного права в России. Многие относили Чичерина к числу консерваторов, так как он всегда стоял за твёрдую власть в государстве и резко отрицательно относился к революционным идеям.


Став профессором кафедры государственного права в Московском университете, Борис Николаевич одновременно выполнял важную функцию при дворе. Александр II пригласил его в качестве преподавателя права для наследника – цесаревича Николая. Этот крайне одарённый и подающий надежды молодой человек умер молодым. Именно поэтому после убийства Александра II императорский трон наследовал другой его сын – Александр.

Но репутация Чичерина как отъявленного консерватора и даже реакционера была не совсем оправдана. Центральное место в его трудах занимает проблема защиты прав и свобод личности. В моральном и правовом отношении все граждане должны быть абсолютно равны. А вот материальное равенство Чичерин считал принципиально недостижимым. Основа личной свободы, по его мнению, – собственность. Вмешательство государства в область частной собственности, какое-либо ограничение прав собственника – безоговорочное зло.


Вообще государство должно не стеснять права граждан, а охранять их. Это невозможно осуществить без развитого гражданского общества. Чичерин считал, что оно гораздо более устойчиво, чем любой государственный механизм. Он был сторонником либеральных преобразований в России. Приветствовал отмену крепостного права и другие Великие реформы Александра II. По его мнению, представительные формы правления в стране должны были быть значительно расширены.

В этом вопросе Чичерин выступал не только как теоретик. В 1882 году он был избран московским городским головой. Правда, пробыл на этом посту недолго. Во время торжеств по случаю коронации Александра III он высказался за сотрудничество власти с земским движением, за расширение полномочий земств. Ближнее окружение императора расценило это выступление как призыв к принятию конституции. А в период контрреформ от этой идеи власти отказались. Чичерин вынужден был уйти в отставку. Он вернулся в своё имение и полностью посвятил себя научной деятельности.


Естественное право определяет общую его идею, смысл действующих правовых норм. А непосредственно регулирует жизнь людей право положительное (позитивное). То есть они неотделимы друг от друга. Общество не может жить только по нравственному закону. Для того, чтобы интересы всех граждан были равно защищены, необходимы юридические законы и государство.

Ярким представителем российского либерализма был правовед Павел Иванович Новгородцев. Он занимался не только научной и преподавательской деятельностью – был профессором юрфака Московского университета и директором Московского коммерческого института. Павел Иванович активно участвовал в политической жизни России. Он был членом Центрального комитета Конституционно-демократической партии, избирался депутатом Первой Государственной думы.


После Гражданской войны эмигрировал вначале в Германию, затем в Чехословакию. Здесь по его инициативе был основан Русский юридический факультет при Пражском университете.


После Октябрьской революции к власти в России пришли большевики, лидеры которых разделяли классовый подход к определению сущности государства и права.


Право – это возведённая в закон воля господствующего класса. Оно может и должно служить цели удержания власти и ликвидации всяких угроз существующему строю. Поэтому ситуация, когда правовые нормы направлены на подавление угнетённых классов, – вполне нормальное явление. Равенство всех перед законом, правовое государство – фикция. В результате революции господствующим классом стал пролетариат. Новые законы должны были обеспечить его приоритет в обществе. Когда будет осуществлён переход к коммунизму, то государство отомрёт за ненадобностью. Ведь антагонистических классов в обществе уже не будет. А значит, отомрёт и право.

Альтернативную точку зрения в этот период времени развивал Иван Александрович Ильин.


Этот известный русский философ, публицист и правовед читал лекции на юридическом факультете Московского университета, работал в Европе. Октябрьский переворот вызвал у него негативную реакцию, но до 1922 года он оставался в России. Пока советское правительство не выслало большую часть старой интеллигенции из страны. До прихода к власти нацистов Ильин работал в Германии, затем переехал в Швейцарию, где прожил вплоть до своей смерти.


Большое значение в процессе морального совершенствования граждан, в развитии правосознания Ильин придавал государству. Особенно сильная государственная власть, по его мнению, нужна России, в связи с её огромной территорией, национальным и религиозным разнообразием населения. В главе государства учёный видел связующее звено между разнородными элементами общества, символ примирения и общественного согласия.

Подведём итог. Философия права в России развивалась в тесной связи с западноевропейскими школами и теориями. В то же время отечественные учёные выработали собственную трактовку идей естественного права и правового государства.

Читайте также: