Приведите примеры данных из первичных источников которые можно использовать в школьных исследованиях

Обновлено: 06.07.2024

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

  • чтение для приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение для освоения и использования информации.

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

  • находить информацию;
  • формулировать выводы;
  • интерпретацию и обобщение информации;
  • анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста — 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.

Пример задания:



2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.

Пример задания на математическую грамотность:


Пример задания на читательскую грамотность:



3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:


Задание для 4-го класса по естествознанию:






4. TALIS — как преподают учителя

Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.

Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.

В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.

К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.

В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:

В основные источники Это документы, содержащие исходную информацию, которая не была отредактирована, переведена или реструктурирована. Они также известны как источники из первых рук и широко используются в академических исследованиях.

Первоисточниками не обязательно являются письменные документы, это также могут быть устные свидетельства, записи, картины или мультимедийные файлы; это будет зависеть от того, что нужно исследователю для его работы. Другими словами, эти типы источников могут располагаться в разных форматах.

Книги, изданные на языке оригинала, могут быть первоисточниками; таковы научные статьи, тезисы и древние рукописи. В настоящее время первоисточник может быть размещен в сети, как в случае с электронными журналами или тезисами, опубликованными в pdf.

Различия между первичными и вторичными источниками

Книги, которые были переведены на другие языки, считаются вторичными источниками, поскольку их информация редактировалась и реорганизовывалась кем-то другим. То же самое происходит с энциклопедиями, биографиями, каталогами и эссе или статьями, интерпретирующими другие произведения или произведения.

Например: рукопись, написанная Платоном, считается первичным источником, в то время как эссе, написанное исследователем, анализирующим теории Платона (с точки зрения исследователя), будет классифицироваться как вторичный источник.

Другим примером первоисточника может быть древний египетский папирус, а второстепенным источником может быть египетская энциклопедия, в которой упоминается папирус.

В заключение, первоисточники - это оригинальные документы, которые не подвергались тем или иным изменениям. По этой причине самыми чистыми первоисточниками считаются те, которые даже не были опубликованы (т. Е. Неопубликованы).

Характеристики первоисточников

- Они оригинальные

Первоисточники считаются оригинальными, потому что они не оценивались и не интерпретировались кем-либо, кроме их автора. Точно так же они могут быть продуктом творческой деятельности (например, стихотворение или пьеса) или исследования (например, научной статьи).

- Их можно найти в разных форматах

Первоисточники можно найти в любой библиотеке, что означает, что они были опубликованы в традиционном печатном формате (журналы или книги), но они также находятся в специальных форматах, таких как компакт-диски, магнитофоны или устные свидетельства; даже настенные росписи (например, фрески из Помпеи) могут считаться первоисточниками.

- Это прямые доказательства для расследования

Будучи оригинальными, эти источники служат прямой документацией для исследователей. Это происходит потому, что они имеют официальную точку зрения автора и не подлежат интерпретации извне. По этой причине они, как правило, более востребованы, чем вторичные источники; однако и то, и другое необходимо для развития любой работы.

Другими словами, первичные источники предлагают прямую информацию, а вторичные источники состоят из косвенной информации.

- Они очень ценны для всех дисциплин

Первичные источники необходимы для проведения любого исследования; Они используются в таких дисциплинах, как антропология, история, биология, философия, лингвистика, в литературоведении, искусстве и почти во всех других формах обучения.

Кроме того, они имеют сильную историческую и культурную ценность. Это происходит потому, что эти документы - способ узнать прошлое и настоящее человека; Кроме того, они позволяют нам анализировать различные обычаи и мысли, которые человечество имело на протяжении всего своего существования.

Например: из рукописей таких философов, как Аристотель или Платон, можно узнать, как формировалось общество в Древней Греции; мы можем приблизиться к их образу мышления и представления мира.

Единственным недостатком первоисточников является то, что во многих случаях к ним невозможно получить доступ, когда речь идет об очень старых исторических рукописях, поскольку они находятся под защитой в очень особых местах, таких как библиотеки или музеи.

Примеры первоисточников

Ниже приведены несколько примеров первоисточников, сгруппированных в соответствии с их форматом:

Письма

Письмо - это средство связи, для которого требуются отправитель и получатель. Они считаются первоисточником, поскольку позволяют нам узнать о жизни и мыслях великих исторических персонажей.

Например: письма Симона Боливара, которые очень полезны для историков. Из его переписки можно было узнать об определенных взглядах Освободителя как политически, так и лично.

Книги

Книги всегда были ценным источником информации, поскольку они позволяют нам узнать аспекты определенного периода.

Список важных книг бесконечен, но роман можно использовать как пример.Дон Кихот из Ла-Манчи (написано Мигелем де Сервантесом), который показывает, как менялись идеалы испанского общества; в этом произведении представлен переход от средневековой мысли (символизируемой рыцарскими романами) к современности.

Чтобы считаться первоисточником, исследователь должен читать произведения на языке оригинала; в противном случае они становятся вторичными источниками.

Воспоминания или автобиографии

Воспоминания - это более или менее достоверные истории, описывающие события, пережитые автором книги. Они считаются первоисточниками, потому что именно автор пишет о своей жизни, в отличие от биографии, где события рассказываются третьими лицами.

Примером известного воспоминания может быть Воспоминания об Африке, написанная Карен Бликсен.В этом тексте автор рассказывает о своих переживаниях за семнадцать лет, которые она прожила в Кении.

Картины

Фотография - один из источников, наиболее используемых людьми не только в академической сфере, но и в личном. Из фотографии вы можете получить прямое изображение того, каким был определенный человек (например, бабушка и дедушка или прадедушка). Точно так же они позволяют нам узнать раздевалки и места определенного времени.

Картины

Когда фотографии не существовало, люди записывали свою повседневную жизнь через живопись. По этой причине портреты и настенные росписи (например, египетские фрески) считаются основными источниками информации.

Примером картины, которая является первоисточником, могут быть портреты инфанты Маргариты, сделанные художником Диего Веласкесом; аналогично, примером фотографии может быть портрет Мартина Лютера Кинга. Однако, чтобы считаться первичным, необходимо увидеть оригинал фотографии или картины непосредственно в музее.

Обработку первичных и вторичных данных маркетинговой информации проводят с целью получения достоверной картины условий, в которых уже работает или только планирует запуск производства компания. Она помогает разработать маркетинговый план, что необходимо для увеличения спроса на готовый продукт.

Понятие маркетинговой информации

Маркетинговой информацией называют данные, полученные в ходе многофакторного анализа окружающей среды и внутреннего состояния компании, предназначенные для оценки состояния рынка, конкуренции.

Маркетинговую информацию делят на два типа. Она может быть объективной и субъективной. К первой относят данные, которые можно охарактеризовать в количественном или качественном выражении. Например, на рынке работает 4 предприятия, выпускающих подобную продукцию. К субъективным данным относят информацию, которая характеризует факторы окружающей среды, но не может быть более конкретной. К ней чаще всего относят эмоции, желания потенциальных покупателей.

Например, потребители считают, что в связи с распространением птичьего гриппа стоит отказаться от употребления, а следственно, и от покупки мяса птицы. Таким образом, информация помогает узнать, что спрос на курицу упал, но нельзя дать количественную и качественную характеристику. Для этого проводят дополнительное исследование.

Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Классификация маркетинговой информации

Для получения более подробного анализа маркетинговой информации ее принято классифицировать по различным признакам:

Классификационный признак Вид маркетинговой информации Описание
Охват аудитории Внешняя Собирают данные из внешних источников
Внутренняя Исследуется информация, принадлежащая компании (спрос, аудитория, тенденция продаж)
Период образования Постоянная Информация о неменяющихся показателях
Переменная Данные об изменчивых факторах
Разовая Сведения о единичных случаях
Назначение данных Справочная Информация, используемая в ознакомительных целях. Она служит дополнением к исследуемым данным
Нормативная Сведения об изменении законодательных норм
Сигнальная Данные, характеризующие образование какого-либо фактора
Рекомендательная Информация о прогнозах динамики факторов
Форма представления Текстовая Сведения, представленные в тексте, числах
Визуальная Данные, аккумулированные в графики, таблицы

Каждый вид информации влияет на создание плана развития предприятия. Анализ данных помогает учесть больше факторов, которые могут повлиять на финансово-хозяйственную деятельность фирмы.

Методы аккумуляции маркетинговой информации

В процессе сбора маркетинговой информации исследователи пользуются тремя самыми распространенными методами.

Наблюдение

В ходе наблюдения специалисты аналитического отдела не предпринимают активных действий. Они следят за происходящим на рынке:

  • регистрируют уровень спроса;
  • обращают внимание на внутренние показатели динамики;
  • определяют факторы, влияющие на изменение доходности;
  • наблюдают за поведением потенциальных потребителей.

Наблюдение помогает проверить информацию, полученную иными методами, собрать дополнительные сведения об исследуемом объекте. А также оно используется в качестве источника для создания гипотезы.

Эксперимент

Эксперимент проводится с целью изучения поведения исследуемого объекта в случае изменения различных факторов. Он может осуществляться в искусственных условиях. Для этого исследователи создают среду, в которой может оказаться анализируемый объект, и оценивают его поведение. В таком случае эксперимент называют лабораторным.

Зачастую испытания проводят в фактических условиях, например, запускают пробную продажу нового продукта в магазине и анализируют уровень спроса на него. Такой эксперимент называют полевым (или пробным маркетингом).

Опрос

Опрос проводится с целью изучения мнения потенциальных потребителей. Аналитики могут лично задавать вопросы прохожим. Однако данный прием не очень эффективен, так как он не дает расширенного результата. Ведь не каждый согласится остановиться на улице и уделить время исследователю. Одним из самых действенных приемов на сегодняшний день считается проведение опросов в интернете.

Источники получения маркетинговой информации

В зависимости от источника получения маркетинговой информации, ее делят на первичную и вторичную. К первой относят данные, которые получены самой фирмой путем проведения исследования, опросов, наблюдения.

Вторичная информация характеризуется тем, что она основывается на ранее сформированных сведениях. Например, зачастую изучают статистические данные, собранные другими компаниями. Ко вторичной информации также входят нормативно-правовые акты, принятые на законодательном уровне.

Первичные

Первичные источники информации считаются самыми ценными. Так называют собственные исследования, проведенные путем применения методов сбора сведений. К первичной информации могут относиться:

  • опросы потенциальных покупателей;
  • анализ на основе изучения предложения и спроса;
  • анализ конкурентов;
  • исследование в области ценообразования;
  • оценка рынка.

Важно! Первичные сведения всегда получают самостоятельно, не обращая внимания на данные, сформированные иными компаниями.

Методы анализа первичных маркетинговых источников

Различают несколько методов оценки первичных маркетинговых источников:

Зачастую в ходе получения маркетинговой информации компании используют сразу несколько методов. Это позволяет сформировать более полную и достоверную картину, характеризующую рынок и поведение его участников.

Вторичные

Вторичные источники информации, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние. К первым относят данные компании, например, отчетность предприятия за определенный промежуток времени. Вторичная внешняя информация характеризуется тем, что получена она из открытых источников. К ней можно отнести:

  • нормативно-правовое регулирование;
  • данные исследований институтов, научных университетов;
  • сведения, содержащиеся в интернете;
  • отчетность конкурентов.

Важно! К внешней информации необходимо относиться с осторожностью. Прежде чем применить ее в качестве источника для построения маркетинговой модели, рекомендуется провести оценку.

Методы получения вторичной информации

Вторичную информацию получают путем исследования данных, аккумулированных ранее другими компаниями либо правительственным сектором. Различают всего два метода получения вторичных сведений: поиск и изучение. На основании полученных данных проводят оценку и составляют отчет. Он послужит источником для формирования маркетинговой стратегии.

Оценка информации

Оценка полученной из внутренних и внешних источников информация делится на 4 этапа:

  1. Подготовительный шаг основывается на обработке собранных сведений.
  2. Далее нужно выявить отличительные особенности сведений, полученных из разных источников.
  3. На следующем этапе проводится непосредственный анализ классифицированных данных.
  4. После получения результатов исследования можно приступать к составлению маркетингового плана.

Маркетинговая стратегия является одним из важнейших элементов развития предприятия, поэтому не стоит отказываться от нее.

Пример сбора первичной и вторичной информации

Компания по производству средств для ухода запускает изготовление нового продукта. Для разработки маркетинговой стратегии требуется провести сбор и обработку первичной и вторичной информации.

Аккумулирование и оценка первичной информации

С целью выявления отношения потенциальных покупателей к новому продукту было принято решение о проведении эксперимента. Специалисты аналитического отдела организовали стойку с пробниками и расположили ее в крупном торговом центре. Таким образом удалось собрать сведения о мнении потенциальных потребителей.

В ходе проведения полевого эксперимента исследователи наблюдали за реакцией посетителей на новый продукт, за их заинтересованностью. При помощи сети интернет запущен опрос, в ходе которого респонденты отвечали на несколько вопросов. Прежде всего, аналитиков интересовало, по какому принципу респонденты выбирают средства по уходу, и желают ли они изменить привычные для них продукты.

Оценка первичной информации показала, что потенциальные потребители обращают внимание на известность бренда, на свойства продукта, заявленные производителем, и на соотношение цены качеству.

Удалось выяснить, что большинство респондентов приобретают продукцию по остаточному принципу, то есть, лучшее, что есть в магазине. Эксперимент показал высокую заинтересованность потенциальных потребителей в новом продукте.

Аккумулирование и оценка вторичной информации

В ходе изучения вторичной информации проанализирована открытая отчетность основных конкурентов. Исследование показало, что лишь несколько компаний имеют достаточно хорошие результаты. У остальных наблюдается падение спроса.

Таблица должна быть правильно оформлена. У нее должен быть заголовок – название таблицы, которое отражает основание объединения. Необходимо указывать место и время полученных сведений, единицы измерения (проценты, число человек, номинал денег и т. п.). Также должны присутствовать заголовки:строк – называется объект-респондент, столбцов – характеристики объекта в числовом виде. В тексте каждая таблица нумеруется сквозной нумерацией.

Таблицы делятся на простые (на основании одного признака) и комбинационные (таблицы, построенные по двум признакам). 2. Статистическая группировка простая и комбинированная

Простая группировка опрошенных – это группировка по одному признаку. Например, группировка с учетом социально-

демографических данных (пол, возраст, род занятий и т. п.). Она позволяет суммировать ответы на вопросы, сопоставлять и сравнивать их по определенным признакам. Признаки автор исследования должен выделить и сформулировать в гипотезе исследования.

В зависимости от целей исследования и шкал измерения возможны несколько видов группировки [90] :

номинальные группы – группировка опрошенных (по полу, национальности). Номинальные группы возможны при наличии дискретных признаков, не сформированных в какие-либо числовые ряды;

упорядочивание в ранжированном ряду используется в том случае, когда есть ряд (например, числовой), объекты в котором можно расположить по степени возрастания или убывания. В случае числовых рядов значения располагаются по степени убывания (первый ранг приписывается наибольшему числу, последний – наименьшему). В случае нечисловых рядов ранги присваиваются в соответствии с целью и задачами исследования (например, по уровню выраженности того или иного признака; учителя – по преподаваемому предмету и т. д.).

Для объектов в ранжированном ряду вычисляется процентная величина ni/n*100 %, где n – общее число респондентов, подлежащих группировке;ni – число респондентов в i-й группе.

Вычисление среднеарифметических величин не производится, так как это не имеет смысла (нельзя говорить о среднем поле, среднем роде занятий и т. д.).

группировка по количественному признаку. Количественные признаки могут быть непрерывными – возраст, полученный балл при тестировании; и дискретными – число детей в семье, количество посещаемых кружков.

Непрерывный количественный признак имеет конкретное физическое выражение. Например, в исследовании участвовало 120 подростков в возрасте 13 лет, 30 человек в возрасте 14 лет и так далее.

Дискретный количественный признак не является точным физическим значением. Например, в школе 120 учащихся посещают 2 кружка, 180 – три, 300 – ни одного. Можно посчитать среднее количество кружков, посещаемых учащимися школы.

Иногда возникает необходимость объединить группы более чем по одному признаку (например, пол, возраст, профильный класс). Группы, объединяемые по двум и более признакам – это комбинированные группы. Они делятся на:

структурные – группировка по объективному признаку всей совокупности (возрасту, полу);

типологическая – группировка по субъективному признаку, оценочной шкале (удовлетворенность содержанием учебы).

3. Ряды распределений – это результат группировки респондентов, где каждой выделенной группе соответствует число, отражающее количественный состав. Распределение может быть по качественным признакам (пол, национальность, ученая степень) – атрибутивные ряды распределений, по количественному признаку (возраст, количество лет обучения) – вариативные, носящие интервальный характер. Количественные ряды могут быть дискретными, имеющими точное числовое значение, и непрерывными, выраженные в интервалах (группа опрошенных характеризуется по числовому интервалу: 10–12 лет, 13–14 лет). Интервалы могут быть равными или не равными. Числа их обозначающие – их границы. Используются установленные границы, как в приведенном примере, так и неустановленные – например, возраст до 12 лет, 14 лет и старше.




4. Графики и диаграммы. При представлении результатов исследования часто используются графические способы отображения собранных данных. Результаты представляются в виде полигона (графика) (используется для непрерывных рядов) или гистограммы (для дискретных рядов). График строится в прямоугольной системе координат, где ось у – отмечается общая численность (доля респондентов) в % по группам, ось х – значение признака.

5. Вычисление статистических величинявляется более глубоким обобщением первичной информации. Обобщенная величина позволяет сравнивать не только группы, но и ряды распределения, если они построены по одному признаку. К статистическим величинам относятся:

А) Простая средняя арифметическая, которая вычисляется для обобщения групп. Формула: х = хi /i,где хi – числовые значения вариации признака; i число изменений; – сумма значений признака.

Например. Посещаемость занятий: первое занятие посетило

80 человек (х1), второе – 70 человек (х2), третье – 90 человек (х3). Средняя посещаемость на одно занятие составляет:

Б) Взвешенная средняя арифметическаявычисляется для переменных, имеющих различные вариации, например для изучения изменения характеристики опрашиваемого (оценка, отношение, мнение) в зависимости от той группы, к которой он принадлежит.

Вычисляется по формуле:


Х= х • N i / N, где хi –числовые значения i-й позиции признака; N I – число опрошенных, выделенных в i-й позиции; N –общее число опрошенных, подлежащих группировке.

Недостаток средней арифметической в том, что она может скрывать различную степень “разброса” значений, вызывая затруднения в качественном сравнении групп между собой.

В) Ранжирование, или распределение полученных результатов по возрастанию или убыванию, дает возможность распределить полученные результаты (или, например, учащихся) по степени выраженности признака.

Г) Коэффициенты корреляции (ранговой или линейной) дают возможность с высокой вероятностью показать значимость полученных результатов. С их помощью рассчитывается корреляция результатов, полученных при первой диагностике (до эксперимента) и повторной диагностики после проведения опытноэкспериментальной работы. Об их вычислении рассказывается в параграфе, посвященном надежности и валидности методов исследования.

6. Расчет индексов – обобщение первичных данных, объединенных в индекс, который отражает развитие показателя (динамику).

Например. В исследовании проведен опрос в нескольких группах респондентов, из них выявили тех, кто регулярно и нерегулярно готовится к урокам по историческим темам. В соответствии с гипотезой необходимо сравнить группы между собой по уровню обращения к материалам на исторические темы. Для этого нужно составить индекс. Обозначим буквой А тех, кто читает исторические материалы регулярно, а Б тех, кто читает их редко. Тогда индекс примет вид формулы: I = (A-Б)/(А+Б),т. е. разность часто читающих материалы на историческую тему учеников и читающих редко, деленная на число всех опрошенных учеников.

ФИО испытуемого Результаты методики 1 до эксперимента Результаты методики 1 после эксперимента Результаты методики 2 до эксперимента Результаты методики 2 после эксперимента
1
2
3

Таблица должна быть правильно оформлена. У нее должен быть заголовок – название таблицы, которое отражает основание объединения. Необходимо указывать место и время полученных сведений, единицы измерения (проценты, число человек, номинал денег и т. п.). Также должны присутствовать заголовки:строк – называется объект-респондент, столбцов – характеристики объекта в числовом виде. В тексте каждая таблица нумеруется сквозной нумерацией.

Таблицы делятся на простые (на основании одного признака) и комбинационные (таблицы, построенные по двум признакам). 2. Статистическая группировка простая и комбинированная

Простая группировка опрошенных – это группировка по одному признаку. Например, группировка с учетом социально-

демографических данных (пол, возраст, род занятий и т. п.). Она позволяет суммировать ответы на вопросы, сопоставлять и сравнивать их по определенным признакам. Признаки автор исследования должен выделить и сформулировать в гипотезе исследования.

В зависимости от целей исследования и шкал измерения возможны несколько видов группировки [90] :

номинальные группы – группировка опрошенных (по полу, национальности). Номинальные группы возможны при наличии дискретных признаков, не сформированных в какие-либо числовые ряды;

упорядочивание в ранжированном ряду используется в том случае, когда есть ряд (например, числовой), объекты в котором можно расположить по степени возрастания или убывания. В случае числовых рядов значения располагаются по степени убывания (первый ранг приписывается наибольшему числу, последний – наименьшему). В случае нечисловых рядов ранги присваиваются в соответствии с целью и задачами исследования (например, по уровню выраженности того или иного признака; учителя – по преподаваемому предмету и т. д.).

Для объектов в ранжированном ряду вычисляется процентная величина ni/n*100 %, где n – общее число респондентов, подлежащих группировке;ni – число респондентов в i-й группе.

Вычисление среднеарифметических величин не производится, так как это не имеет смысла (нельзя говорить о среднем поле, среднем роде занятий и т. д.).

группировка по количественному признаку. Количественные признаки могут быть непрерывными – возраст, полученный балл при тестировании; и дискретными – число детей в семье, количество посещаемых кружков.

Непрерывный количественный признак имеет конкретное физическое выражение. Например, в исследовании участвовало 120 подростков в возрасте 13 лет, 30 человек в возрасте 14 лет и так далее.

Дискретный количественный признак не является точным физическим значением. Например, в школе 120 учащихся посещают 2 кружка, 180 – три, 300 – ни одного. Можно посчитать среднее количество кружков, посещаемых учащимися школы.

Иногда возникает необходимость объединить группы более чем по одному признаку (например, пол, возраст, профильный класс). Группы, объединяемые по двум и более признакам – это комбинированные группы. Они делятся на:

структурные – группировка по объективному признаку всей совокупности (возрасту, полу);

типологическая – группировка по субъективному признаку, оценочной шкале (удовлетворенность содержанием учебы).

3. Ряды распределений – это результат группировки респондентов, где каждой выделенной группе соответствует число, отражающее количественный состав. Распределение может быть по качественным признакам (пол, национальность, ученая степень) – атрибутивные ряды распределений, по количественному признаку (возраст, количество лет обучения) – вариативные, носящие интервальный характер. Количественные ряды могут быть дискретными, имеющими точное числовое значение, и непрерывными, выраженные в интервалах (группа опрошенных характеризуется по числовому интервалу: 10–12 лет, 13–14 лет). Интервалы могут быть равными или не равными. Числа их обозначающие – их границы. Используются установленные границы, как в приведенном примере, так и неустановленные – например, возраст до 12 лет, 14 лет и старше.

4. Графики и диаграммы. При представлении результатов исследования часто используются графические способы отображения собранных данных. Результаты представляются в виде полигона (графика) (используется для непрерывных рядов) или гистограммы (для дискретных рядов). График строится в прямоугольной системе координат, где ось у – отмечается общая численность (доля респондентов) в % по группам, ось х – значение признака.

5. Вычисление статистических величинявляется более глубоким обобщением первичной информации. Обобщенная величина позволяет сравнивать не только группы, но и ряды распределения, если они построены по одному признаку. К статистическим величинам относятся:

А) Простая средняя арифметическая, которая вычисляется для обобщения групп. Формула: х = хi /i,где хi – числовые значения вариации признака; i число изменений; – сумма значений признака.

Например. Посещаемость занятий: первое занятие посетило

80 человек (х1), второе – 70 человек (х2), третье – 90 человек (х3). Средняя посещаемость на одно занятие составляет:

Б) Взвешенная средняя арифметическаявычисляется для переменных, имеющих различные вариации, например для изучения изменения характеристики опрашиваемого (оценка, отношение, мнение) в зависимости от той группы, к которой он принадлежит.

Вычисляется по формуле:


Х= х • N i / N, где хi –числовые значения i-й позиции признака; N I – число опрошенных, выделенных в i-й позиции; N –общее число опрошенных, подлежащих группировке.

Недостаток средней арифметической в том, что она может скрывать различную степень “разброса” значений, вызывая затруднения в качественном сравнении групп между собой.

В) Ранжирование, или распределение полученных результатов по возрастанию или убыванию, дает возможность распределить полученные результаты (или, например, учащихся) по степени выраженности признака.

Г) Коэффициенты корреляции (ранговой или линейной) дают возможность с высокой вероятностью показать значимость полученных результатов. С их помощью рассчитывается корреляция результатов, полученных при первой диагностике (до эксперимента) и повторной диагностики после проведения опытноэкспериментальной работы. Об их вычислении рассказывается в параграфе, посвященном надежности и валидности методов исследования.

6. Расчет индексов – обобщение первичных данных, объединенных в индекс, который отражает развитие показателя (динамику).

Например. В исследовании проведен опрос в нескольких группах респондентов, из них выявили тех, кто регулярно и нерегулярно готовится к урокам по историческим темам. В соответствии с гипотезой необходимо сравнить группы между собой по уровню обращения к материалам на исторические темы. Для этого нужно составить индекс. Обозначим буквой А тех, кто читает исторические материалы регулярно, а Б тех, кто читает их редко. Тогда индекс примет вид формулы: I = (A-Б)/(А+Б),т. е. разность часто читающих материалы на историческую тему учеников и читающих редко, деленная на число всех опрошенных учеников.

Читайте также: