Природа история культура региона как объект изучения в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек родился и живет.

ВложениеРазмер
изучение краеведенияв начальной школе.doc 46.5 КБ
urok.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение краеведения в начальной школе.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.

Как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. Проходим по улицам, не осознавая, что эта земля помнит первых поселенцев, и нашествие древних кочевников, и крестьянские волнения. Знаем ли мы, сколько уникальных памятников подарила нам природа, сколько богатств таят недра нашей земли? А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!

И порой настолько удивительное, что другого и нет. Природа не любит повторяться, а история у каждого края своя и уходит корнями вглубь веков.

Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых, учащихся и студентов. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, субтропики Черноморья… Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра. И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.

Изучаются следующие темы:

- Знакомство с полезными ископаемыми.

- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

- Наш город – часть большой страны.

- Разнообразие овощей и фруктов.

- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

- Промышленные предприятия своего города.

- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).

- Памятники культуры, их охрана.

- Поверхность и водоёмы своего края.

- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.

- Роль заповедников в охране растений и животных.

- Охрана природы своего края.

- Природные зоны России: степей, пустынь.

- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

- Сбережём природу своего края. (19 часов)

Дети делают много творческих работ, учатся работать с дополнительной литературой, изучают материал самостоятельно.

Например: 4 кл. природоведение. Задания:

- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

- Что ты называешь своим родным краем?

- В какой природной зоне находится ваш край?

- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания

Тесно работаем с отделом экологического просвещения Богдинско-Баскунчакского заповедника О. Н. Щербаковой, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, Савидовой Е. П.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение.

В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

- Название моего города.

- Герб города. Герб – язык эпохи.

- Памятники истории вокруг нас.

- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

- Герб и флаг России. Герб родного города.

В своей работе использую сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого и будущего, к природе родного края, перед собой ставлю следующие вопросы: (проблемные)

- Для чего же следует изучать свой край?

- Как преподавать краеведческий материал?

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.

Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленна внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Работаем в тесном контакте с отделом экологической культуры Богдинско-Баскунчакского заповедника, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, кабинет краеведения СОШ №2.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

- Знакомство с полезными ископаемыми.

- Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

- Наш город – часть большой страны.

- Разнообразие овощей и фруктов.

- Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

- Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

- Промышленные предприятия своего города.

- Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).

- Памятники культуры, их охрана.

- Поверхность и водоёмы своего края.

- Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.

- Роль заповедников в охране растений и животных.

- Охрана природы своего края.

- Природные зоны России: степей, пустынь.

- Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

- Сбережём природу своего края. (19 часов)

Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: беседы, экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.д.

Например: 4 кл. природоведение. Задания:

- Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

- Что ты называешь своим родным краем?

- В какой природной зоне находится ваш край?

- Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

- Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). и др. задания

В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Астраханской области.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение. В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

- Название моего города.

- Герб города. Герб – язык эпохи.

- Памятники истории вокруг нас.

- Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

- Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

- Герб и флаг России. Герб родного города.

Предварительный просмотр:

1. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМИ БОГАТСТВАМИ, ДОСТОПРИМИЧАТЕЛЬНОСТЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ, ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ.

З. РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор . . .

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Уч-ся: Издавна на Руси народ называл Волгу - матушкой. С давних пор Волга была главным водным путём России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами.

О, как ты сердцу дорога,

Текущая сквозь годы!

Вольна, безбрежно широка,

Несёшь бессонно грузы,

Как бы в грядущие века

Учитель: Вот сегодня и мы совершим путешествие-экспедицию по Волге, по нашему краю — Астраханской области. И в этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите Астрахань на физической карте. Назовите его географическое положение. (Территория нашей Астраханской области простирается с северо-запада на юго-восток вдоль обоих берегов дельты Волги - самой крупной реки Европы - более чем на 400 к.м. Площадь области 44,1 тысячи км2. Астрахань расположена в дельте Волги, которая впадает в Каспийское море)

- Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного-единственного моря — Каспийского. А теперь (В Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое)

- Как вы думаете, почему это стало возможно? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой)

- Много городов поднялось на берегах Волги. Какие?

Много прекрасных, замечательных городов, но, пожалуй, наш один из немногих с богатой и славной историей. А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край. (Дети работают с атласами и картой, все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях).

Природный газ, нефть - топливо без которого невозможна работа промышленности, транспорта. (Аксарайское газоконденсатное месторождение, открыто в 1976г. Самое мощное в Европе. Месторождение нефти открыто в 1954г. в с. Промысловка).

Поваренная соль - используется не только в пищу, без неё не могут обойтись ни пищевая, ни химическая промышленность. (Всероссийская солонка - озеро Баскунчак. В Астраханской области 714 соляных озёр, 1300 солончаков)

Известняк - используется в строительстве, в цементной, металлургической и химической промышленности. (Найден в районе озера Баскунчак и около горы Большое Богдо).

Гипс - из него изготовляют гипсовые плиты, используют в штукатурных работах, из него получают серную кислоту, краски. (Большое месторождение этого белого камня находится в районе озера Баскунчак, на площади около 360 км 2 .).

Глина - идёт на изготовление кирпича, черепицы, посуды и труб.(Бэровские бугры).

Пески - широко распространены на территории нашей области. Используются в дорожном хозяйстве, металлургии и других отраслях народного хозяйства. Песок основная горная порода Астраханской области.

Лечебные грязи - в состав грязи входят 50 химических элементов, всё это составляет лечебный эффект Астраханских грязей. (Озеро Тинаки, район озера Баскунчак).

Песчаник - строительный материал, зеленовато-серый слоистый камень. (Северная часть Астраханской области).

Астраханит - минерал, который впервые в мире был открыт в нашей области и теперь носит её имя.

- Посетим те места, где расположены месторождения полезных ископаемых. (Дети называют те места области, находят их на карте).

Ахтубинск - источник минеральных вод (Кочевая, Баскунчак), лечебная вода для людей с больным желудком.

Вот как много полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими полезными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас. Человек активно использует полезные ископаемые. С каждым годом их запасы уменьшаются. Поэтому мы должны внимательно и бережно относиться к тому, что нам даровано природой.

Богат наш край животными и растениями. Чтобы узнать, какими, пользуйтесь картой природных зон - степи. ( Самостоятельная работа детей с последующим выносом на доску и дополнениями).

Животный мир, так же, как и растительный представлен двумя экологическими группами: животными засушливых территорий и авандельты. В Волго-Каспийском бассейне обитает 80 видов рыб, 20 имеют промысловое значение.

Животные: степной орёл, дрофа, тушканчик, степной жаворонок, суслик, сайгак, змеи и др. Растения: ковыль, тюльпан, лох, вяз, ива, тамарикс, саксаул, полынь, лотос, кувшинка и др. Множество лекарственных растений (используется гербарий>.

Нa территории Астраханской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: цингерия, Бибирштейна, лук Регеля, чилим, тюльпан Шренка, лотос орехоносный, шароцветник волжский.

Для Астраханской области известно 27 видов насекомых, занесенных в Красную книгу Р.Ф.(дыбка степная, махаон и др.)

Обитают редкие животные и птицы: дрофа, журавль-красавка, выхухоль, перевязка, авдотка. беркут, караваика, орлан-белохвост, фламинго и др.

- Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом нам тоже может рассказать карта.

«Цвети и здравствуй здесь за крепкими стенами,

Чьи камни Тамерлан ещё топтал конями.

А ныне вновь стоят - царям Руси оплот.

Здесь три недели мы гостили без забот.

Так здравствуй и цвети!

Теперь-то мы узнали,

Помни свой город. Делай всё возможное, чтобы восстановить и сохранить его историю и культуру. Нельзя быть настоящим человеком, не любя свой город, как нельзя создавать будущее, не зная великого прошлого, нашей истории.

- Из сёл, малых городов области вышли известные исследователи, путешественники, писатели, артисты, учёные. В городе Ахтубинске - авиационной столице России, живёт много знаменитых лётчиков-испытателей, инженеров. Многие улицы Ахтубинска названы в их честь. И я надеюсь, что вы, когда вырастете, приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его ещё лучше, ещё краше.

Наше путешествие подходит к концу. Что же вы вынесли из него? Что узнали? Что почувствовали? (Ответы детей)

Снова скоро у самого устья

Волга алый накинет платок-

Это сотни бутонов распустит

Лотос - дельты заветный цветок .

Роза Каспия — огненный лотос

Распылался над синью речной.

Вечным таинством света и цвета

Манит лотос людские умы .

Лотос, к счастью, вы слышите это?

Да к добру ли для лотоса - мы?

Мы, щадить не умевшие сразу

Ни земли, ни воды, ни цветка .

Лотос - к счастью .

Вся - к счастью - природа!

Оттого-то и дышим - пока.

Макухина Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области


"Говорят старожилы. " Краеведение в начальной школе.

Материал посвящается к 65 годовщине Великой Отечественной войне. Дети войны они рано и быстро взрослели. И именно эта доля выпала на непростую судьбу этого удивительного человека.


Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических.


К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.

В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы.

краеведение в начальной школе

календарно-тематическое планирование по краеведению во 2 классе.


Краеведение в начальной школе.

Краеведение в начальной школе. Город Тула.


Изучение вопросов краеведения в начальной школе.

Методическое пособие создано для того, чтобы приблизить требования умений и навыков учащихся начальной школы к требованиям знаний и умений в основном звене обучения.В этом пособии я собрала, отразила .


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно — коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.

Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащихся как личности, человека и гражданина. Благодаря краеведению они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России, учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.. Таким образом, основная цель краеведения — формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, собирательной активности, увлечению наукой.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного села и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия.

Как дерево умирает, если отрубить его корни, так и человек не сможет полноценно жить, если не знает истоков своей культуры, своей истории.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках окружающего мира. Анализируя программу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края.

В краеведении заложен огромный потенциал формирования гражданского сознания. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Главная цель современного краеведения — расширить знания по краеведению, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности за их судьбу, через местный исторический материал дать знания более прочные и глубокие, изучать историю семьи.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.

Основные задачи краеведения:

‒ Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему Воронежского края;

‒ Развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;

‒ Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому;

Для чего же изучать свой край в начальной школе? В младшем школьном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников должен быть связан с историей, культурой, экономикой, бытом своего города.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города как окружающего ребенка пространства, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости, учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

‒ события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

‒ факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

‒ формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

‒ вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная работа.

Задачи: расширить и углубить знания, дополняющие школьную программу по окружающему миру; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности, совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.


Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная — содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности.

Ценностная — предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная — способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Воронежского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Природоведческое краеведение.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

В начальной школе учащиеся впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать ее. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой во время экскурсий и походов.

Экскурсия — путь к познанию окружающей действительности. Она дает богатейший материал, характеризующий природу и трудовую деятельность населения ближайшего окружения школы. Изучение родного края, его природных богатств, трудовой деятельности людей раскрывает большие возможности для образования и воспитания. Уроки окружающего мира в течение первого месяца в 1 классе провожу в виде экскурсий в школьном дворе и парке. Начинаю развивать интерес учащихся к природе, наблюдениям, учу сравнивать факты, явления и делать выводы. Перед каждой экскурсией стараюсь подобрать стихотворения (местных авторов), прошу детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимися дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения.

Я имоя семья.

Эколого-краеведческая работа смладшими школьниками.

Экологическое краеведение в школе связано с организацией учителем совокупности видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, очистка родников и т. д. Места, в которых мы живем, богаты историческими, этнографическими памятниками. Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожать природу — это все равно, что рубить собственные корни. Моя задача — донести до ума и сердец малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Мои ученики очень любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. В заключение этих экскурсий дети отвечают на вопросы: что дало нам общение с природой; чему она нас научила; стали ли мы духовно богаче; какую помощь способны оказать. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу реку Дон, берега которой превращаются в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу — не будет России!

При формировании эколого-краеведческих знаний особое внимание уделяется методики организации и проведения уроков, определению их места в системе других занятий и подаче учебного материала. В поурочных разработках намечалась взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний, которой способствовали различные методические приемы: сравнение, обобщение, прогнозирование. На своих уроках большое внимание уделяю практическим работам: решению экологических задач, обсуждению ситуаций по выбору поведения в природной среде.

Краеведческий курс отличается от традиционной высокой эмоциональности, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к своему городу, как среде обитания.

Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного, сказочного описания и музыкального сопровождения.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Краеведение имеет важное воспитательное значение, так как способствует формированию патриотических чувств, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры Воронежской области. Краеведение — это также и кропотливая работа, носящая исследовательский характер. Изучая книги, документы, письменные свидетельства, мы открываем новые страницы в истории родного края.

  1. Бабакова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа.1993 № 9 с. 16–18
  2. Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. //Начальная школа. 1991. № 8 с.48–51
  3. Гайворовская Н. И. Краеведческий кружок как средство развития личности младшего школьника. // Начальная школа 2009. № 6. С. 90 -95
  4. Губанова Е.Н, Махина Н. С. Использование на уроках материалов исторического краеведения. // Начальная школа 2002. № 6 с. 35 -40
  5. Ермолаева Л. К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиск…//Начальная школа. 1999. № 1 с. 27 -40
  6. Зайцева Л. И. Опыт объединения учителей-краеведов. //Начальная школа. 1998. № 5. С 24- 25
  7. Кокорева Е. А. Краеведение как средство патриотического воспитания в начальной школе. // Край родной Воронежский 1-й выпуск. /составление О. Е. Жиренко, Н. С. Махина, Л. В. Свердлова, Е. А. Шенстопалой, В. А. Яровенко. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. –с.3–7
  8. Лебедева Е. М. Маленький уголок далекого детства…//Начальная школа. 2006. № 5 с.35
  9. Махина Н. С., Прасолова В. И., Обухова Л. А. Окружающий мир (природа, человек, история, краеведение). Олимпиадные и творческие задания для начальной школы. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. С. 135–137.
  10. Мясцова В. И. Краеведческий материал как средство художественно- творческого развития учащихся. //Начальная школа. 2006. № 7. С. 83 -84
  11. Овечкина Н. Н. Краеведение в начальной школе. // Начальная школа. 2004. № 11 с. 109 -111
  12. Питинова Т. Г. Изучение родного края. //Начальная школа 2006. № 11 с.86

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, природа, окружающий мир, история, краеведческий материал, Краеведение, край, учащийся, краеведческий компонент, малая родина.

Похожие статьи

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Родина, краеведческая.

Программа элективного курса по историческому краеведению.

О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и

Отчий дом, малая родина, отечество, родной край. Так называем мы землю, где

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития.

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Опыт использования краеведческого материала на уроках.

краеведческий материал, урок истории, историческое краеведение, урок, история края, краеведческая деятельность, малая родина, региональный материал, элемент краеведения, время.

Становление краеведения в России как элемента педагогического.

В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом

Он считал, что знакомство учащихся с географией и историей родного края необходимо тесно

Краеведение — это жажда познания Родины. Краеведение, а особенно краеведение в.

Использование краеведческого материала на уроках истории.

Использование краеведческого материала в процессе обучения. родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю.

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном.

Литературное краеведение как одно из направлений.

Изучение литературы родного края — это одно важных направлений преподавания

Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому

Краеведение предполагает изучение родного края в различных аспектах: историческом.

Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса. Краеведческий материал обладает всем необходимы условиями для создания на его основе качественного, а главное интересного.

Общая характеристика краеведческой работы в начальной школе

В определении содержания краеведческой работы значительную роль играет характер природных и хозяйственных условий данной местности. В силу этого во внеклассной краеведческой работе городских школ большое место занимает изучение промышленных предприятий, организация дальних экскурсий, туристских походов и тематических экспедиций.

Общественно полезная работа учащихся, предусмотренная примерной программой, соответствует тематике и содержанию изучаемого краеведческого материала. Природное окружение школы составляет конкретный ландшафт. В пределах одного ландшафта можно исследовать более мелкие структурные его части. Площадь одного ландшафта может измеряться несколькими тысячами или сотнями квадратных километров. Поэтому можно считать, что школьные краеведческие исследования проводятся в основном в пределах одного ландшафта, а комплексная физико-географическая характеристика края, по существу, является характеристикой ландшафта.*

Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы. Попутно с этим могут быть выявлены местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов, более исследования и их охраны В связи со спецификой нашей специальности мы рассмотрели основные виды краеведения, которые затрагиваются в начальной школе. Вследствие, средней школе рассматривается так же: Экономическое краеведение, его значение и сущность; население края как объект краеведения; народное хозяйство края как объект краеведения; производственные предприятия как объект краеведения; поселение как объект краеведения; история края как объект краеведческой деятельности

Характерными для российского краеведения являются черты:

1. Комплектность изучения природы своего края.

2. Динамичность краеведческого изучения.

3. Практическая целенаправленность краеведческой работы.

4. Неразрывность краеведческой экологической работы.

5. Приемственность краеведческой школьной работы.

Основным средством для воспитания патриотизма через краеведческую работу учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Среди существующих в педагогике форм обучения начальному естествознанию мы можем предложить следующую направления краеведческой природоведческой работы, имеющих патриотическую направленность:

· Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

· Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

· Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

В содержании программ по начальному естествознанию отражен принцип краеведческой работы. Интерпретацией является : широкое привлечение краеведческого материала: изучение природы, труда людей в той местности,где живет ребенок. Принцип позволяет влиять на духовное развитие детей; вести изучение природы в процессе непосредственного общения с ней; реализовывать такие дидактические принципы, как переход от близкого к далекому, от известного к неизвестному; учитывать национальные особенности;(теоретическая база - работы П.В.Иванова "Педагогические основы школьного краеведения", А.Е.Сейненского "Родной край", "Краеведение Москвы", "Вестник Союза Краеведов России" и др.).

Ребенок, считал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и, прежде всего, путем познания родного языка: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка”.

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Внеклассная краеведческая работа в общеобразовательной начальной школе предполагает:

1) Расширение и углубление общеобразовательных знаний учащихся по отдельным предметам;

2) Активизация связей обучения и воспитания с жизнью, трудом ;

3) Вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельной научной работы в доступной для них форме;

4) Развитие познавательных сил и творческих способностей учащихся;

5) Вовлечение учащихся в общественно полезную и трудовую деятельность и содействие в профессиональной ориентации;

6) Развитие у учащихся общественной активности, чувства личной ответственности и коллективизма.

музей экспонат стенд

витрина копия документ

ü во многих музеях поверх своей обуви надевают специальные тапочки;

ü в музее разговаривают шепотом;

ü на музейные предметы даже сами экскурсоводы указывают палочкой-указкой, руками их не трогать;

ü в залах больших музеев иногда находятся стулья для отдыха посетителей;

ü но в некоторых музеях стулья, кресла и прочие предметы мебели ограждены ленточками. Мы их не трогаем – это экспонаты.

Очень важно грамотное проведение экскурсии. Учитель заранее договаривается с учителем-экскурсоводом о цели проведения этой первой, обзорной экскурсии с тем, чтобы знатоки могли получить дополнительные сведения по своим должностям, вести наблюдения, фиксировать их, а затем выполнить итоговые рисунки. Особую роль играет подведение итогов:

1 Накануне подведения итогов учитель предлагает детям принести какую-нибудь памятную для семьи вещь, которая бы, по их мнению, могла занять место в музее (фотография, газетная вырезка, справка, грамота, сувенир и пр.), предварительно узнав у родителей, с какими событиями эта вещь связана.

2 Классная комната украшается итоговыми рисунками знатоков.

В результате проведенной работы учитель подводит учащихся к мысли, что историю делает народ..

Во 2 классе ученики продолжают работу в музее, становятся знатоками более сложных понятий:

коллекция экспозиция архив

выставка экскурсия смотритель залов

Для подведения итогов во 2 классе можно рекомендовать:

ü Оформить класс итоговыми рисунками знатоков и временной выставкой предметов из личных коллекций школьников своего и других классов;

ü Знатоки рассказывают о своих рисунках, а коллекционеры – о выставке.

В 3 классе работа продолжается:

а) возможно, кто-то из ребят захочет работать в Совете музея;

б) отдельные экспонаты или группы экспонатов учитель будет приносить в класс в соответствии с темой урока;

в) перед очередной экскурсией в музей дети станут знатоками таких понятий, как: этикетаж, фонды музея (основной и вспомогательный), книга отзывов, материалы (подлинные, копии, муляжи), знатоки-историки музейного дела в стране, знатоки-краеведы местного музея.

При подведении итогов можно попытаться создать в классе:

ü музейный уголок по материалам своей туристико – краеведческой деятельности;

ü музейный уголок семьи.

Знатоки, сумевшие с помощью родителей по материалам своей семьи создать музейные уголки, проведут по ним экскурсии.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя. Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края. В разделе практических занятий программой предусмотрено:

1. Систематическое проведение природоведческих наблюдений.

2. Изучение отдельных природных объектов и физико – географических компонентов природы своей местности.

3. Изучение и составление экономико-географической характеристики своего колхоза, местного промышленного предприятия и др.

Экскурсия на почту. Данный вид задания направлен на ознакомление детей с окружающей их местностью; показ историческую значимости Российского почтамта; развитие в детях самостоятельности; развитие любви к родному краю, Родине, городу; воспитанию чувства гордости за свою страну.

Актуальность проекта

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.

формирование гражданских чувств к своей Родине, основных прав и обязанностей гражданина.

воспитание бережного и ответственного отношения к природе.

формирование межэтнической толерантности.

организация учащихся в школьном самоуправлении и участие в школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера.

Конструирование материала в программе строится с учетом следующих принципов:

1. Системности знаний, что предусматривает постепенный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями.

2. Воспитательной ценности знаний, что проявляется в смещении акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, в рассмотрении реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.

3. Краеведческий, предполагает использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала.

4. Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.

Основой послужил краеведческий материал. В системе, в зависимости от формы исходных мероприятий, которые планировались заранее, выделись следующие Блоки:

- воспитание любознательности у учащихся;

- способствует пробуждению интереса к родному краю,

- обращает внимание учащихся к фактам и явлениям действительности,

- развивает чувства ответственности, бережливости за народное достояние, за национальные ценности,

- способствует осознанию учащимися принципов рационального природоиспользования;

- способствует формированию навыков и умений решать те или иные задачи без ущерба для окружающей среды

Таким образом, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его педагогическая и практическая ценность.

У детей круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей.

Очень важно, что во время бесед создавалась атмосфера взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые были направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека, способствовали эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создавали положительный настрой.

Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Роль учителя очень велика. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты курса во многом зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя – верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания.

Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитию творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности.

воспитание политической и правовой культуры, которая включает: - воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

формирование гражданской позиции; знание отечественной истории; знание истории малой родины; знание традиций, обычаев родного народа и народов, населяющих родной край; формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

формирование уважения к основным правам гражданина России; формирование системы ценностных ориентаций;

формирование ответственности, дисциплины, сознание долга; формирование ценностного отношения к собственной жизни.

2. Воспитание культуры общения:

соблюдение норм элементарной нравственности во взаимоотношениях с окружающими; овладение культурой межличностных отношений;

усвоение культуры межнационального общения;

формирование толерантности; воспитание культуры чувств, эмоций, поведения;

3. Экологическое воспитание:

обеспечение глубокого понимания единства человека и природы, воспитание на этой основе готовности к защите природы;

пропаганда идей охраны окружающей среды;

участие в движениях, объединениях, связанных с экологической деятельностью.

4. Эстетическое воспитание:

формирование эстетических идеалов;

формирование чувства прекрасного в окружающем мире.

5. Физическое воспитание:

формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности, стремления к физическому самосовершенствованию;

формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

В ходе работы по краеведению дети к концу обучения в начальной школе должны получить по данной теме определенный уровень знаний и умений, который предусмотрен стандартом начального общего образования:

знать свой почтовый адрес;

знать местоположение своего города (села)

знать символику (герб, флаг, гимн) страны;

знать о многонациональности района, о самобытности разных по национальности людей;

знать местные водоемы, их использование человеком;

знать полезные ископаемые, распространенные в данной местности;

уметь работать с физической картой (района, края, страны): ориентироваться, читать, находить свою местность на более крупной карте; уметь оценить воздействие человека на природу, уметь использовать изученные правила поведения в природе; уметь работать кистью, красками, копировальной бумагой; уметь рассказать, сопоставить, сделать вывод; уметь творчески оформить необходимый материал; уметь общаться со сверстниками, со взрослыми.

Чтобы обеспечить формирование чувства гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых .

Все, что выкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.

Читайте также: