Какую роль играет человек в информационной системе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нам видится, что раскрытие этой темы весьма важно для понимания феномена мыслительной деятельности человека, основным видом профессиональной деятельности которого является информационно-аналитическая работа.

Однако в рамках данной статьи мы ограничимся лишь кратким изложением содержания этих понятий. Итак:

1. Информационная система - это система, предназначенная для оперирования информацией [восприятия, сбора, обработки информации и формулирования выводов] в целях выработки управленческих решений.

2. Человек (традиционная формулировка): - высшая ступень млекопитающих на Земле, которая, благодаря своей единственной в некотором роде душевно-духовной[2] организации является личностью, субъектом, способным к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения, познание окружающего мира и активное его преобразование;

Наиболее важной особенностью человека как вида, отличающей его от животных (в т.ч. - высокоразвитых приматов и пр., имеющих зачатки интеллекта) является его способность к отображению в знаковой (символической) форме получаемой им информации, т.е. - к формализации информации и передаче опыта следующим поколениям в форме сотворенных человеком знаний.

С этой точки зрения, среди других биологических видов планеты Земля, человек является наиболее эволюционно развитым субъектом, могущим не только воспринимать информацию из окружающего пространства, но и творчески преобразовывать ее.

Причем, человек, по мере накопления знаний и расширения представлений о себе и мире, постоянно совершенствует навыки по оперированию вышеуказанными категориями [видами, типами и формами] информации, эволюционируя в качестве субъекта, могущего быть рассматриваемым и представленным как информационная система.

В гуманитарных науках принято считать, что человек оперирует информацией посредством сознания, однако, несмотря на частое употребление этого термина, он определен крайне расплывчато и противоречиво. Точно также в физиологии органом, ответственным за переработку информации, принято считать мозг, за которым признается такая функция как мышление. Вместе с тем, очевидным является и то, что человеческое тело как биологическая система также участвует в процессах восприятия и обработки информации.

Человек может воспринимать, различать и преобразовывать информацию различного характера во всем ее многообразии:


  • физико-химическую (вкусовую, тактильную, обонятельную, визуальную, звуковую и пр.)
  • эмоциональную (социально-коммуникационную, статусно-ролевую, информацию, обозначающую межличностные и групповые субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения, информацию культурологического свойства и т.д.)
  • интеллектуальную (знаковую, символическую, смысловую, предметно и профессионально ориентированную, абстрактно-теоретического свойства, целе-ориентационного характера и пр.)
  • психическую (о состояниях и переживаниях себя и других людей, информацию нравственного и морального характера, информацию психологического свойства, информацию о высших ценностях и смысле жизни и т.д.)

  • биологический контур (физический уровень информации);
  • социальный контур (эмоциональный уровень информации);
  • ментальный контур (интеллектуальный уровень информации);
  • душевно-духовный контур (психический уровень информации).

Таким образом, если представлять человека как информационную систему, можно предложить следующую формулировку:

Человек как информационная система (ЧИС)[7] представляет собой целостную совокупность иерархически организованных биологического, социального, интеллектуального и психического контуров, работающих как единая система восприятия, сбора, обработки, воспроизведения и порождения информации в процессе познания им объективной реальности и создания ее субъективной модели (субъективной реальности).

В соответствии с предложенным вариантом декомпозиции на контуры, осуществляется и условное членение сознания на одноименные иерархические уровни: биологический, социальный, интеллектуальный и психический[8]. При этом сознание рассматривается уже не как абстрактная философская категория, а как динамический процесс, реализуемый на базе информационного референта (информационной инфраструктуры) человеческого организма, представленного совокупностью информационных подсистем.


  • рефлексия биологического контура регистрируется через проявления физиологического, биологического, биохимического и физического свойства;
  • рефлексия социального контура регистрируется через проявления эмоционального, деятельностного, ролевого и поведенческого свойства;
  • рефлексия интеллектуального контура регистрируется через проявления мыслительного, творческого, познавательного и символического свойства;
  • рефлексия психического контура регистрируется через проявления мотивационного, смыслового, ценностно-ориентационного и личностного (психологического и душевно-духовного) свойства.

С момента зачатия и до момента смерти, то, что является физическим телом человека, осуществляет обменные процессы с окружающей средой, в которых постоянно задействованы все системы имеющегося на данный момент организма, все его органы, все ткани, все клетки. Несмотря на то, что развитие человеческого тела начинается с одной, оплодотворенной яйцеклетки (вследствие реализации строго последовательного алгоритма внутриутробной эволюции развивающейся до уровня сложнейшей биологической системы, имеющей многофункциональный характер), каждая клетка человеческого тела, каждый орган и каждая система его организма имеют свою, четко выраженную специализацию.

Весь организм работает как сложнейшая резонансная система приема и обработки информации, поступающей из окружающей среды. Для клетки такой средой является то, что находится за пределами ее мембраны, а для всего организма то, что находится за пределами человеческого тела. Таким образом, весь организм в целом постоянно участвует в обменных процессах (взаимодействует) с окружающей средой.

С точки зрения познающего субъекта, каждый элемент окружающей среды несет некоторое количество информации, воспринимаемой им как посредством специализированных органов чувств, так и в целом - всем организмом. Полученные данные подвергаются обработке всей совокупностью информационных контуров, в результате чего часть из них воспринимается (преобразовывается) в информацию соответствующего уровня иерархии. Тем самым мы подчеркиваем утилитарность информации, привязанность ее к субъекту.

Различная структура тканей организма, отличающихся друг от друга плотностью, конфигурацией клеток и их функциональными свойствами, позволяет органу воспринимать информацию строго определенных свойств, т.е. работать в четко определенном коридоре резонансных колебаний, играя роль приемника (ткани органов и систем), передатчика сигналов (нервные волокна) или оператора по обработке информации и выработке реакции (отделы мозга).

Определяющим в работе тканей-органов-систем при оперировании с поступающей информацией является специфика ядра клеток, выполняющих (по аналогии с компьютером) функции оперативной памяти. По той же аналогии можно сказать, что bios этой системы является ДНК клетки, находящаяся в ее ядрышке и определяющая логику оперирования. Процесс информационного обмена (на клеточном уровне) происходит при активном участии РНК, с помощью которого происходит доставка новой информации из окружающей среды до ДНК клетки. Все процессы на микроуровне происходят весьма быстро и автоматически, несмотря на то, что технологическая цепочка их достаточно сложна, потому что включает в себя реакции разного свойства и характера - биохимические, гормональные, электролитные и др. Мы замечаем их только на макроуровне, по реакциям отдельных органов и систем, с помощью идентификации и интерпретации этих реакций нашим мозгом, и воспринимаем их в виде различных ощущений.

Но это касается только процессов физиологического уровня, объясняющих логику функционирования человека как биологической системы, но еще не объясняет нам, каким образом осуществляется работа других его информационных контуров (наряду с биологическим контуром реализующих функции сознания, с помощью которого человек познает окружающий мир и продуцирует информацию).

Для этого необходимо осмыслить эволюционный процесс развития человека как информационной системы и более глубоко исследовать роль ДНК в этом процессе.

Последние достижения из области генной психологии, волновой генетики, нейролингвистики и других наук, изучающих информационные аспекты психических, мыслительных и коммуникационных процессов, подтверждают ранее высказанные гипотезы об их волновой, био- и электро-магнитной (полевой) природе.

Таким образом, для понимания того, как происходит процесс обработки информации всеми вышеупомянутыми информационным контурами, а не только биологическим контуром. Здесь полезно напомнить о четко выраженных принципах системного устройства организма: клетки объединены в ткани, ткани образуют органы, органы объединены в системы, причем наиболее важным является понимание того, что каждый последующий, более высокий уровень системной организации отличается от предыдущих уровней не только количественно, но и качественно[12].

Изменение качественных характеристик приводит к появлению совершенно других свойств и оперативных возможностей системы, в которой разные уровни системной организации материи отражены в следующей последовательности: ДНК - клетка - ткань - орган - системы органов - организм в целом. Каждый уровень обладает своими частотными (или био-резонансными) характеристиками, от которых зависят и воспринимающая способность и уровень операторных возможностей, т.е. - специфика информационных свойств.


  • свойствами ДНК;
  • биологической структурой клетки;
  • функциональными возможностями органа;
  • текущим состоянием компонентов системы и окружающей среды.

Более сложные системы, такие, например, как нервная и гормональная, способны различать сигналы еще более высокого уровня сложности (например, изменения в психоэмоциональной сфере), тем самым, обеспечивая материальный (биологический) базис для реализации информационных возможностей человека на следующем после физиологического - социальном уровне. Причем восприятие и различение сигналов происходит как поступающих изнутри человека (его собственные ощущения и эмоции), так и извне его (эмоции и ощущения других людей).


  • кожа - за тактильные и температурные ощущения
  • нервные волокна - за проведение сигналов в мозг и от мозга к органам
  • мозг - за различение, оперирование и формирование соответствующей реакции тех или иных органов
  • гормональная система - за выделение секретов, возбуждающих те или иные железы
  • надпочечники - за выработку адреналина
  • сердце - за реакцию усиления кровообращения
  • легкие - за учащение дыхания
  • половые органы - за выделение секретов и т.д.

При работе интеллектуального информационного контура происходит то же самое: задействуются все предыдущие уровни + реакции происходят на более высоком уровне и основаны на протекании процессов биомагнитного и биорезонасного характера. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к такому феномену, как восприятие человеком слов.

Эволюция психики и интеллекта человека нашла свое отражение, прежде всего, на усовершенствовании структуры мозговой ткани и формирования модульных, ассоциативных связей между корой и подкоркой, правым и левым полушарием и между всеми отделами мозга. Эти модули образованы сложной сетью нервных клеток (нейронов), которые могут связываться между собой не только в пределах одного полушария (где процесс передачи сигнала имеет биохимическую природу), но и между разными отделами мозга (где передача сигнала происходит посредством электромагнитных процессов). Запуск тех или иных ассоциативных связей и выработка реакции могут быть вызваны раздражителями совершенно различного класса: от физических (включая звуковое) до абстрактных (включая воображаемые представления).

Но также известен и тот факт, что слова являются для человека мощным фактором (едва ли не самым сильным среди других факторов, имеющих физическую природу), влияющим на работу его информационного психического контура, так как оказывают значительное влияние на специфику протекания психических процессов.

Поскольку работа информационных контуров интеллектуального и психического уровня имеют тот же базис, что и работа информационного контура социального уровня (наиболее близкого к биологическому), мы также можем утверждать, что в конечном итоге базисом для формирования реакций интеллектуального и психического уровня является ДНК.

Собственно, логику понимания человека как информационной системы, можно изложить с помощью следующей последовательности фактов:


  • каждый человек является носителем уникальной ДНК, являющейся информационно-алгоритмическим базисом клеток его организма;
  • ДНК каждой клетки определяет логику оперирования и формирования реакции по отношению к той информации, которая этой клетке доступна;
  • волновые свойства, присущие ДНК, позволяют клеткам совершать информационный обмен на уровне электромагнитных сигналов, обуславливая возможность оперирования информацией более сложного порядка [чем физическая, химическая, биологическая и пр.];
  • специфика клеток мозга и нервной системы, устроенной по принципу разветвленных и упорядоченных нейронных сетей позволяет совершать более сложные информационные операции, чем весь остальной организм [как по работе с материальными, так и с нематериальными объектами];
  • человек весь, в целом, постоянно участвует в процессе восприятия, обработки информации и выработки реакций-решений, используя различные контуры своего сознания: биологический, социальный, интеллектуальный и психический;
  • организм человека - есть материальный базис (информационная инфраструктура) функционирования человека как информационной системы, назначением которой является адаптация к изменениям окружающей среды.

Такой трактовкой понятия сознания снимается целый ряд противоречий, представленных во множестве философских и психологических школ, а также дискуссии о соотношении материального и идеального в теории познания.



[1] Коштоев В.В. Информационные системы и феномен жизни, Тбилиси, 1998.

[7] Этим сокращением в данной работе мы будем пользоваться для удобства, чтобы много раз не повторять все длинное словосочетание.

[8] Каждый из подчиненных уровней является базисом для следующего

[9] Например, известно, что человек в настоящее время использует возможности своего мозга не более, чем на 10% от имеющегося у него потенциала.

[13] Мы понимаем под мыслеформами некие до-вербальные, до-образные и до-чувственные представления, отраженные в нейронных структурах устойчиво существующими, но ситуационно проявляющимися, системами артефактов знаний.

[14] В данном случае имеются ввиду не органы чувств, а чувства как переживания. Причем, независимо от того, отражены ли они в сфере физических ощущений или воспринимаются только в качестве эмоций, как реакции психического свойства.

· способность к адаптации,

· способность к утомлению,

· способность к отдыху,

· возможность совершения ошибки,

· способность принимать решения,

· способность запоминания информации,

· способность переносить информационную перегрузку,

· способность к обучению.

Человеческий фактор влияет также на достоверность, своевременность и полноту обработки информации, вводимой и хранящейся в базе данных информационной системы. При длительном монотонном вводе данных, в процессе утомления человек начинает делать ошибки при вводе, пропускать данные, перестает укладываться во временные регламенты.

Учет такой характеристики, как способность к утомлению оценивается следующим образом. При работе в благоприятных условиях, средняя выработка в последние часы уменьшается на 6-7% за каждый час удлинения рабочего дня свыше 6 часов (т.е. за седьмой час производительность составляет 94%, за восьмой – 88%, за девятый – 81% и т.д.).

Общепризнано, что основные проблемы создания и внедрения информационных технологий в больших организационных системах сопряжены с влиянием человеческого фактора. Более того, можно смело утверждать, что отсутствие оценки влияния этого показателя при проведении работ по анализу надежности, эффективности, целостности информационных систем, снижает точность получаемого результата.

· способность к адаптации,

· способность к утомлению,

· способность к отдыху,

· возможность совершения ошибки,

· способность принимать решения,

· способность запоминания информации,

· способность переносить информационную перегрузку,

· способность к обучению.

Человеческий фактор влияет также на достоверность, своевременность и полноту обработки информации, вводимой и хранящейся в базе данных информационной системы. При длительном монотонном вводе данных, в процессе утомления человек начинает делать ошибки при вводе, пропускать данные, перестает укладываться во временные регламенты.

Учет такой характеристики, как способность к утомлению оценивается следующим образом. При работе в благоприятных условиях, средняя выработка в последние часы уменьшается на 6-7% за каждый час удлинения рабочего дня свыше 6 часов (т.е. за седьмой час производительность составляет 94%, за восьмой – 88%, за девятый – 81% и т.д.).

Общепризнано, что основные проблемы создания и внедрения информационных технологий в больших организационных системах сопряжены с влиянием человеческого фактора. Более того, можно смело утверждать, что отсутствие оценки влияния этого показателя при проведении работ по анализу надежности, эффективности, целостности информационных систем, снижает точность получаемого результата.

Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.

С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами.

Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.

Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.

Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого.

Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или не инструментальным. В первом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует правильность набора информации). Во втором случае контроль ведется без применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида самоконтроля способствует повышению надежности работы оператора.

Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа — ее реализацией. Из проведенного описания видно, что получение информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая информация передается оператору через систему технических устройств. Он, как правило, не имеет возможности непосредственно наблюдать за объектом управления (во всяком случае эта возможность ограничена), а получает необходимую информацию со средств отображения в закодированном виде. С их помощью формируется информационная модель объекта управления.

Деятельность оператора имеет целый ряд специфических особенностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, память, представление и др.

До сих пор рассматривались общие черты деятельности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т. п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д.).

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами- усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.).

Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.

В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.

Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Информационные системы Информационные системы и технологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информационные системы Информационные системы и технологии

Информационные системы Информационные системы и технологии

Изучив эту тему, вы узнаете: какую роль играет информационная система в совре.

Изучив эту тему, вы узнаете: какую роль играет информационная система в современном обществе; в чем отличие замкнутой и разомкнутой схем построения информационной системы; как можно классифицировать информационные системы; каков типовой состав обеспечивающих подсистем для любой информационной системы

Представление об информационной системе Одним из основных направлений информа.

Представление об информационной системе Одним из основных направлений информатизации общества является использование информационных систем и технологий на каждом рабочем месте. Без этого невозможен переход индустриального общества в информационное. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность более мелких разнородных объектов, объединенных для достижения поставленных целей. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Например, системой является любое образовательное учреждение, фирма, машина, станок, компьютер и множество других объектов, которые в зависимости от цели можно рассматривать и как систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных объектов, и как самостоятельный объект.

Информационная система Информационная система (ИС) — это взаимосвязанная сово.

Информационная система Информационная система (ИС) — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для обработки данных. В работе информационной системы на равноправных началах принимают участие как технические и программные средства, так и человек. Только в результате их взаимодействия возможна обработка первичной информации и получение информации нового качества. Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.

Разомкнутая информационная система В разомкнутой информационной системе получ.

Разомкнутая информационная система В разомкнутой информационной системе получаемая потребителем информация используется произвольно. От потребителя никакая информация в информационную систему не поступает. В случае, когда цель функционирования системы не определяется потребителем, то есть с его стороны отсутствует управляющее воздействие, говорят о работе системы в автономном разомкнутом режиме. Примером работы разомкнутой информационной системы служит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов.

Замкнутая информационная система В замкнутой информационной системе существуе.

Замкнутая информационная система В замкнутой информационной системе существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя, на его цель. Это достигается за счет введения в ее структуру канала, называемого обратной связью. По каналу обратной связи передается реакция потребителя на полученную им информацию. Эта информация поступает в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими из других источников. Результирующая информация вновь отправляется потребителю, и т. д. Примером работы замкнутой информационной системы является система, установленная в железнодорожных кассах.

Процессы в информационной системе ввод информации из внешних или внутренних и.

Процессы в информационной системе ввод информации из внешних или внутренних источников; преобразование (обработка) входной информации и представление ее в удобном виде; хранение как входной информации, так и результатов ее обработки; вывод информации для отправки потребителю или в другую систему; ввод информации от потребителя через обратную связь.

Значение компьютерной информационной системы освобождает сотрудников от рутин.

Значение компьютерной информационной системы освобождает сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации; обеспечивает достоверность информации; обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере; предоставляет потребителям уникальные услуги.

Классификация информационных систем По характеру использования информации инф.

Классификация информационных систем По характеру использования информации информационные системы делятся на три группы: информационно-поисковые системы; управляющие информационные системы; интеллектуальные информационные системы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, вы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных. Например, информационно-поисковая система в железнодорожных и авиационных кассах продажи билетов обеспечивает необходимыми сведениями пассажиров и обеспечивает кассира необходимой информацией по продаже билетов. К этому же классу относится информационно-поисковая библиотечная система, предоставляющая читателю возможность поиска в каталоге информации о печатном издании, а библиотекарю – современную технологию обработки запросов.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании кото.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Например, система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета, система управления проектами.

Интеллектуальные информационные системы вырабатывают информацию, которая прин.

Интеллектуальные информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Например, медицинские информационные системы используются для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач на основании полученной из информационной системы информации имеет возможность произвести оценку рекомендуемого ранее лечения и принять обоснованное решение по его продолжению.

Классификация информационных систем По сфере применения включает: информацион.

Классификация информационных систем По сфере применения включает: информационные системы управления технологическими процессами; информационные системы автоматизированного проектирования; информационные системы организационного управления; корпоративные информационные системы.

Информационные системы управления технологическими процессами предназначены д.

Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовления микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначен.

Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Информационные системы организационного управления предназначены для автомати.

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления – как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и т.п. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи.

Корпоративные информационные системы предназначены для автоматизации любых фу.

Корпоративные информационные системы предназначены для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. В состав этих систем, как отдельный модуль, входит информационная система организационного управления. В основе создания корпоративных информационных систем лежит системный подход. Неотъемлемым условием на начальной стадии становится определение главной цели, например, получение прибыли. Завоевание рынков сбыта и т.п. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, изменению функциональных обязанностей сотрудников, внедрению новых информационных технологий и прочих новаций.

Обеспечивающие подсистемы информационной системы Структура любой информационн.

Обеспечивающие подсистемы информационной системы Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем

Информационное обеспечение определяет всю совокупность данных, которые хранят.

Информационное обеспечение определяет всю совокупность данных, которые хранятся в разных источниках. В первую очередь, это совокупность средств и методов построения базы данных. Существенное значение при этом имеет наличие системы классификации и кодирования информации, так как любая база данных содержит справочники, в которых описательная часть должна быть обязательно закодирована. К информационному обеспечению относятся также схемы, где отражены маршруты движения информации и ее объемы.

Техническое обеспечение включает комплекс технических средств, предназначенны.

Техническое обеспечение включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства. В состав комплекса технических средств входят: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линии связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и т. д.

Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность математич.

Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач информационной системы. В состав программного обеспечения входят системные и специальные программы, а также техническая документация. К системному программному обеспечению относятся комплексы программ для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность пакетов прикладных программ, разработанных для конкретной информационной системы.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих от.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива, а также устанавливающих правила взаимодействия персонала с техническими средствами.

Правовое обеспечение представлено правовыми нормами. Главной целью правового.

Правовое обеспечение представлено правовыми нормами. Главной целью правового обеспечения является соблюдение законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

Контрольные вопросы 1. В чем состоит назначение информационной системы? Приве.

Контрольные вопросы 1. В чем состоит назначение информационной системы? Приведите примеры. 2. Какую роль играет человек в информационной системе? 3. В чем отличие замкнутой и разомкнутой схем информационной системы? 4. Какие признаки использованы в классификациях информационных систем? 5. Для чего предназначены информационно-поисковые системы? 6. Для чего предназначены управляющие информационные системы? 7. Для чего предназначены интеллектуальные информационные системы? 8. Для чего предназначены информационные системы управления технологическими процессами? 9. Для чего предназначены информационные системы автоматизированного проектирования? 10. Для чего предназначены информационные системы организационного управления? 11. Для чего предназначены корпоративные информационные системы? 12. Какова роль обеспечивающих подсистем? 13. В чем состоит информационное обеспечение информационной системы? 14. В чем состоит техническое обеспечение информационной системы? 15. В чем состоит математическое обеспечение информационной системы? 16. В чем состоит программное обеспечение информационной системы? 17. В чем состоит организационное обеспечение информационной системы? 18. В чем состоит правовое обеспечение информационной системы?

Задания Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конк.

Задания Используя Интернет, справочники, рекламу, приведите информацию о конкретных типах информационных систем для выбранной вами области. Проведите анализ этой информации. Приведите примеры разомкнутой и замкнутой информационной системы. Дайте собственную, отличную от приведенной в учебнике, классификацию информационных систем. Поясните ее на примерах.

Любая сфера деятельности человека наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

информация в жизни общества

Информация на службе технологий

Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

Управление становится информационным процессом, потому что:

  • в эпоху информационного взрыва рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
  • развиваются массово-коммуникационные процессы;
  • общая теория информации требует тщательной разработки;
  • кибернетика стала наукой об управлении;
  • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
  • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
  • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
  • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

роль информации в жизни общества

Информационная среда

Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс общественного достояния. Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

примеры информации в жизни общества

Рынок информации

Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному потоку финансовой, политической, научной, технической информации.

роль информации в жизни общества и государства

Человек в информационном поле

Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? Информатика и вычислительная техника, разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

Примеры информации в жизни общества

Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

информация в жизни общества картинки

Упорядочивание и систематизация

Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

роль информации в жизни общества государства организации и личности

Возрастание объёма информации

Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

Обработка информации потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

  • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
  • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
  • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
  • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

информация в жизни общества прохоров

Идея информационного общества

Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

  • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
  • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
  • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
  • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

Перестройка мировой экономики

С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

Читайте также: