Почему развитие машиностроения необходимое условие прогресса во всем хозяйстве россии кратко

Обновлено: 03.07.2024


С помощью данного видеоурока учащиеся подробно знакомятся с машиностроительным комплексом России, узнают его структуру, а также разбираются с проблемами и перспективами развития машиностроения в нашей стране.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Роль, значение и проблемы развития машиностроения"

Машиностроительный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций.

Это один из ведущих комплексов в нашей стране по нескольким причинам. Первая причина, машиностроительный комплекс — крупнейший промышленный комплекс. На его долю приходится 27 % работающих и 1\5 продукции промышленности России. Действует более 50 000 машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Вторая причина, машиностроение создаёт машины и оборудование, применяемые повсеместно: в быту, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в вооружённых силах.

Третья причина, машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Следовательно, главная задача машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путём насыщения всех отраслей народного хозяйства оборудованием высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. Состоит он из нескольких десятков отраслей. Каждая из них выпускает продукцию определённого назначения.

В состав машиностроения входят:

· Тяжёлое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование).

· Станкостроение. Производство разнообразных станков.


· Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли).

· Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

· Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности.

· Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника).

По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Первую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций во всём хозяйстве. Это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое, энергетическое. Вторую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в самом машиностроении. Это станкостроение и инструментальная промышленность. Третью группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в отдельных отраслях хозяйства. Это строительно-дорожное машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное и автомобилестроение.


Для выполнения своей главной задачи машиностроению необходимы определённые условия. Основное из них можно изобразить пропорцией один к двум и к четырём. Она означает, что если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это условие пока не соблюдается.


В машиностроении имеется и хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим ещё в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Сырьевые ресурсы отрасли.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями.

Основным конструкционным материалом в машиностроение является чёрный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – чёрная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – лёгкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Главный ресурс комплекса – достаточно большое количество высококвалифицированной рабочей силы. Так, например, средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом.

Машиностроительный комплекс характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом. Также здесь основную роль играют трудоёмкие, наукоёмкие, нематериалоёмкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжёлого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.).

За 90-е годы прошлого века значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства. Особенно сильно сократились объёмы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главным толчком этого стал разрыв производственных связей с предприятиями бывших республик СССР, после его распада. Как следствие низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и преобладание импорта продукции машиностроение над экспортом в стране.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса можно выделить:

· приоритетное развитие наукоёмких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

· демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80 %);

· наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

· налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

· оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Читайте также: